Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия чеченцев. Здравоохранение и просвещение. Искусство и литература
Этнография - Народы Кавказа

Во второй половине XVI в. у чеченцев существовали, наряду с древними народными верованиями, остаточные формы христианской религии, проникшей к ним около VIII в. из Грузии. В горной Чечне, главным образом, в Аргунском ущелье, встречаются развалины древних церквей и каменные кресты. Впервые они были обследованы в 1886 г. Московской археологической экспедицией под руководством В. Ф. Миллера. Последний писал: «Немалое число крестов, встреченных нами в разных местах Аргунского округа, служат до сих пор немыми свидетелями некогда процветавшего здесь христианства» 16. Следы христианского культа были обнаружены им также в обрядах и поверьях чеченцев и ингушей. О заимствовании христианства из Грузии свидетельствуют лингвистические данные: так, по-чеченски неделя называется кира (по-грузински — квирэ), пятница — периска (по-грузински — пасквви), суббота — шуотде (по-грузински — шапати), пост — марх (по-грузински — мархва) и т. д.

Начиная с XVI в. основной религией Чечни постепенно становится ислам сунитского толка, распространившийся из Дагестана. Во многих народных преданиях рассказывается, как аварские и кумыкские муллы, нанимаясь пастухами в чеченских селениях, распространяли ислам. Позже у чеченцев появились свои муллы, получившие образование в селениях Ку- мух, Акуши и Андрейаул, считавшихся в то время религиозными центрами Дагестана. На плоскости ислам утвердился быстрее, чем в горах, где еще долгое время сохранялись древние 'верования и пережитки христианства. При Шамиле и его наибах, насаждавших религиозный фанатизм, влияние ислама значительно возросло. В середине XIX в. в Чечне появились различные религиозные секты, среди которых особенно большое распространение получила секта зикристов.

Мусульманское духовенство отравляло сознание трудового населения Чечни религиозным дурманом, поддерживало и культивировало патриархально-феодальные пережитки, вело ожесточенную борьбу против иноверцев, в том числе против русских и культурного влияния России. В годы гражданской войны и коллективизации реакционное мусульманское духовенство всеми средствами боролось против Советской власти и социалистического переустройства общества. Это подорвало влияние духовенства на массы чеченского населения. Резкий подъем культурного уровня в советское время также способствовал изживанию религиозных верований и отходу народных масс от религии. Однако задача атеистического воспитания трудящихся сохраняет свое значение и в наши дни, поскольку религиозные предрассудки (исламские и доисламские) еще сохраняются среди некоторой части населения.

Здравоохранение и просвещение

До (революции на территории Чечено-Ингушской АССР, включая и Грозный, было всего 19 врачей и около 25 человек среднего медицинского персонала.

Основная масса чеченского населения вынуждена была обращаться за «медицинской» помощью к знахарям и муллам:. В стране часто вспыхивали эпидемические заболевания, уносившие много человеческих жизней. За годы Советской власти положение радикально изменилось. В 1958 г. в республике работало свыше 1 тыс. врачей, не считая зубных, и около 4 тыс. человек среднего медицинского персонала. Во всех городах и районных центрах созданы хорошо оборудованные больницы, а в селениях — амбулатории и акушерские пункты. В Серноводске, Шатое, Брагунах и в Горячеводске открыты (прекрасные курорты.

В дореволюционное время чеченцы не имели своей письменности, хотя попытки создать ее предпринимались отдельными учеными. Так, в 1856 г. академик А. А. Шифнер составил чеченский алфавит на основе латинского. В 1862 г. П. К. Услар создал алфавит на основе русской графики. Но ни та, ни другая системы распространения не получили. Вплоть до революции подавляющее большинство населения Чечни оставалось неграмотным. В сельских местностях грамотные составляли всего 0,9% от общего числа жителей, причем среди женщин процент грамотности был еще ниже (0,1%); в щримечетных школах муллы обучали детей (преимущественно мальчиков) чтению корана на арабском языке. Обучение продолжалось три-четыре года, а то и больше, и оканчивалось тем, что ученик заучивал наизусть отдельные тексты корана, не понимая даже их содержания.

Лишь в конце XIX — начале XX в. в Чечне появилось несколько одно- классяых светских школ. В них обучались почти исключительно мальчики, преимущественно сыновья кулаков и торговцев. Преподавание в этих школах велось на русском языке, за исключением религии, которую, как и в примечетных школах, преподавали муллы на арабском языке.

Наконец в Грозном существовала так называемая министерская двухклассная горская школа (по типу городских училищ), где преподавание велось также на русском языке.

Один из дореволюционных авторов иронически замечает, что, кроме русских школ, у чеченцев был и другой источник, откуда они черпали свое просвещение,— царская тюрьма. Здесь они учились у своих русских товарищей говорить, а нередко и читать по-русски17. Чеченский историк X. Д. Ошаев рассказывает, что, встретив как-то в горах хорошо говорившего по-русски старика, он спросил его, в какой тюрьме он выучился русскому языку. Тот, и не подумав обидеться, ответил: «в Орловском централе» 18.

С установлением Советской власти в Чечне, как и во всей стране, началась культурная революция. Огромное значение для роста культуры чеченского народа имело создание в 1925 г. национальной письменности — сначала на латинской, а с 1938 г. на русской графической основе.

Уже в годы первой пятилетки было осуществлено всеобщее начальное обучение. Несмотря на отчаянное сопротивление реакционного духовенства, успешно проводилась ликвидация неграмотности* взрослого населения. В настоящее время неграмотные среди чеченцев встречаются единицами.

К началу 1959/60 учебного года в Чечено-Ингушской АССР имелось 400 школ, в которых обучалось 113,7 тыс. человек, и 17 школ-интернатов (более 7 тыс. учащихся). Кроме того, в школах рабочей и сельской молодежи и в школах для взрослых училось около 7 тыс. человек. Широкое развитие в республике получили внешкольные детские учреждения: дома дионеров, станции юных техников и юных натуралистов, музыкальные школы, спортивные школы и т. д.

До революции на территории Чечено-Ингушской АССР не было не только высших, но и средних специальных учебных заведений. Ныне в республике имеются нефтяной и педагогический институты, нефтяной, сельскохозяйственный, зооветеринарный, статистический, заготовительный и лесной техникумы, медицинская школа, (педагогическое и музыкальное училища. Кадры квалифицированных рабочих готовятся учебными заведениями государственных трудовых резервов. В республике создан ряд научных учреждений, в том числе (в 1932 г.) Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы. Большая исследовательская работа ведется также на кафедрах высших учебных заведений Чечено-Ингушетии. Благодаря братской помощи русского и других народов нашей страны у чеченцев за годы Советской власти выросла своя интеллигенция (педагоги, врачи, агрономы, инженеры, техники, научные работники, деятели искусства и литературы), принимающая активное участие в хозяйственном и культурном строительстве.

До революции в Чечне, так же как и в Ингушетии, не было периодической печати. Она создана за годы Советской власти. В настоящее время в Чечено-Ингушской АССР выходит несколько десятков республиканских, районных, городских и многотиражных газет, часть которых издается на чеченском языке. Республиканское книжное издательство выпускает на русском, чеченском и ингушском языках разнообразную политическую, художественную и научную литературу. Библиотеки Чечено-Ингушетии, а их в республике 344 (1958 г.), располагают книжным фондом в 2,5 млн. томов. Книги и газеты стали предметом первой необходимости.

Искусство и литература

Успешно развиваются в советское время чеченское искусство и литература. До революции национальное искусство было представлено только народным творчеством. Высоким мастерством отличались работы чеченских резчиков по камню и дереву (преобладал растительный и животный орнамент). Разнообразны формы чеченского фольклора (предания, легенды, песни), мотивы которого широко использовались в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Важное место среди жанров устного народного творчества чеченцев занимают нартские сказания, имеющие много общего с нартскими сказаниями осетин и кабардинцев.

После создания письменности у чеченцев появилась художественная литература, которая успешно развивается, опираясь на традиции устного народного творчества и богатейший опыт русской литературы. В республике широко известны имена чеченских писателей и поэтов: С. Бадуева, М. Мамакаева, С. Арсанова, А. Хамидова, X. Ошаева, Н. Музаева и др.

Давние традиции имеет музыкальное и танцевальное искусство чеченского народа. Народные песни и танцы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, из которых наиболее распространенными являлись чондырк — род двухструнной скрипки, дечиепондар — разновидность горской балалайки, а также зурна, бубен и барабан.

В 80—90-е годы XIX в. значительное распространение у плоскостных чеченцев получили русские гармоники. На гармониках, как правило, играют женщины, но есть и мужчины гармонисты, а на местных музыкальных инструментах почти исключительно играют мужчины. Танцевальная музыка исполняется обычно на гармониках. Наиболее популярный танец — парная лезгинка.

Большую роль в развитии чеченского музыкального и хореографического искусства в годы Советской власти сыграли самодеятельные коллективы — национальные оркестры, хоровые и танцевальные ансамбли. В 1935 г. в Грозном были созданы Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски и музыкальный техникум. Большой популярностью пользуется Республиканский оркестр народных инструментов. Коллективы этого оркестра и ансамбля песни и пляски много сделали для сбора и пропаганды лучших произведений чечено-ингушского народного музыкального и хореографического творчества.

Важным событием в культурной жизни народа было открытие в 1933 г. национального драматического театра. Театр был основан на базе первой чеченской национальной студии, включавшей около 40 человек из числа бывших участников художественной самодеятельности. Созданию театра предшествовало появление и быстрое развитие национальной драматургии. С 1925 г. стали появляться пьесы чеченских драматургов: С. Бадуева («Закон отцов»), Н. Элдарханова («Старый муж и молодая жена»), Янда- рова («Маканойский имам») и другие, пользовавшиеся большой популярностью в сельских и рабочих клубах. С объединением Чеченской и Ингушской областей был создан единый театр. В Грозном работают также Русский драматический театр, Театр юного зрителя и Театр кукол (два последних ставят спектакли на чеченском и русском языках).

При Тбилисском хореографическом училище а 1958 г. открыта национальная студия^ где обучаются балетному искусству талантливые представители чечено-ингушской молодежи. Большая группа чеченских и ингушских юношей и девушек учится в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского. В этих фактах находит свое выражение неустанно крепнущая дружба чеченского и ингушского народов с другими народами СССР.