Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, танцы, театр осетинцев. Изобразительное искусство
Этнография - Народы Кавказа

До революции музыкальное искусство у осетин было представлено только народным творчеством. Нартские сказания, песни и танцы исполнялись в сошэовождении национальных музыкальных инструментов. Наиболее распространенными музыкальными инструментами были дууадагстдгнон — двенпдцатиструнная арфа, хъисфзгндыр — струнный смычковый, далафагпдыр — струнный щипковый. На всех этих инструментах играли главным образом мужчины. В ореде пастухов была распространена свирель (уадынз). В конце XIX в. в Осетию цроникают русские музыкальные инструменты — гармонь, балалайка, гитара. Наиболее распространенным инструментом стала гармонь, на которой у осетин играют преимущественно женщины.

Из массовых танцев особенно популярен хороводный — симд. Он исполняется вначале парой, мужчиной и женщиной, затем к танцующим присоединяются другие; пары смыкаются и длинным рядом или полукругом танцуют вместе. Потом вновь разбиваются по парам. Танец симд, исполняемый в национальных костюмах, представляет собой захватывающее зрелище. В настоящее время он исполняется под аккомпанемент гармони. Распространенными парными танцами являются также плавный танец — тымбыл кафт (разновидность лезгинки), танец на носках — рог кафт, кабардинка — кдгсгон кафт и др.

Профессиональное музыкальное и театральное искусство у осетин стало развиваться в советское время. Однако еще в начале XX в. в Северной и Южной Осетии выступали с любительскими спектаклями студенты Ардон- ской семинарии. В Тифлисе в 1906 г. был организован драматический кружок, в состав которого входили осетинские интеллигенты и рабочие.

Уже в первые годы Советской власти в селениях и городах Осетии возникли самодеятельные художественные коллективы: драматические кружки, хоры, танцевальные ансамбли. С тех пор художественная самодеятельность получила большое развитие. Только в музыкальных самодеятельных коллективах Северо-Осетинской республики насчитывается более двух десятков тысяч участников.

В 1938 г. из числа участников художественной самодеятельности в Северной и Южной Осетии были созданы Государственные ансамбли песни и танца. Творчество этих коллективов, ярко отражающее своеобразие осетинского национального искусства, получило признание далеко за пределами Осетии. Коллективы ансамблей опираются на лучшие традиции народного творчества и систематически пополняют свой репертуар новыми советскими произведениями.

Наряду с осетинскими народными песнями и танцами ансамбли исполняют также песни и танцы русского, украинского, грузинского и других народов СССР.

Благодаря братской помощи деятелей русской и грузинской музыкальной культуры в Осетии созданы национальные кадры композиторов и музыкантов. Десятки осетинских юношей и девушек окончили Московскую, Ленинградскую и Тбилисскую консерватории, Институт им. Гнесиных, Ленинградское хореографическое училище. В самой Осетии имеется несколько музыкальных училищ и школ — в Орджоникидзе, Сталинири, Алагире, Моздоке и т. д. Еще до революции некоторые произведения осетинской народной музыки были собраны и обработаны С. Танеевым и Д. Ара- кишвили.

В советское время большую работу по сбору, обработке и популяризации осетинской народной музыки провел выдающийся грузинский композитор В. Долидзе. Он записал в 1926 г. свыше 200 осетинских народных песен и танцевальных мелодий, создал первую осетинскую оперу «Замира», обработал и переложил для симфонического оркестра мелодии народных песен.

Первые профессиональные композиторы — осетины В. Аликов и А. То- тиев создали ряд оригинальных песен, а также записали и обработали много народных мелодий.

Первая осетинская симфония принадлежит композитору Т. Кокоити, им же написаны концерт-фантазия для фортепиано с оркестром, симфоническая картина «Вечер в колхозе» и др. В 1944 г. основан Северо-Осетин- ский государственный симфонический оркестр. В репертуар оркестра входят произведения русской и зарубежной классики и многих советских композиторов, в том числе осетинских.

Начинает развиваться национальное оперное искусство. В 1951 г. создан Северо-Осетинский оперный ансамбль. Основной состав его исполнителей — воспитанники студии Московской консерватории и Северо-Осетин- ского музыкального училища. В 1953 г. ансамбль показал свой первый спектакль — оперу Чайковского «Евгений Онегин».

В 1931 г. в Южной и в 1935 г. в Северной Осетии начали свою деятельность национальные драматические театры. За короткое время коллективы обоих театров добились значительных творческих успехов. Ныне в них имеется большая группа талантливых мастеров сценического искусства, таких, например, как народный артист Советского Союза Владимир Тхан- саев — один из лучших в нашей стране исполнителей роли «Отелло».

В Орджоникидзе существуют также Русский драматический театр и театр кукол, а в Сталинири — Грузинский драматический театр. Два последних театра созданы в советское время, а русский драматический — один из старейших театров на Северном Кавказе — основан еще в 1869 г. Он сыграл большую роль в деле пропаганды передовой русской культуры среди осетин и других народов республики; в этом театре работал выдающийся режиссер и актер Е. Б. Вахтангов, живший в молодости во Владикавказе.

Изобразительное искусство

Наиболее древними видами осетинского изобразительного искусства являются резьба по дереву и камню, художественная обработка металла (гравировка, насечка, чернение), вышивка и т. п.

Высоким художественным мастерством отличаются изделия осетинских народных мастеров — резчиков по дереву. Они изготовляют различные бытовые предметы (блюда, чаши, бокалы и т. п.) и скульптуры. Бытовые изделия из дерева украшаются своеобразной орнаментальной резьбой; наиболее распространена у осетин трехпранно-выемчатая резьба. Преобладают геометрические орнаменты: мотивы круга, волнообразных линий, зигзагов, призм и т. д. Выполняются также зооморфный и растительный орнаменты. Резной орнамент по камню до революции можно было зидеть главным образом на надгробных плитах и могильниках-склепах. В наше время национальный орнамент широко используется для украшения новых жилых домов и общественных зданий.

Возникновение осетинской живописи относится ко второй половине XIX в. Как уже отмечалось, ее основоположником является К. Л. Хетагуров. В художественном наследстве Хетагурова выделяются автопортреты, жанровые картины («Дети-каменщики», «За водой»), пейзажи («Те- берда», «Перевал Зикара», «Природный мост»). Все же в дореволюционное время искусство живописи не получило у осетин большого развития.

За годы Советской власти выросли многочисленные кадры национальных художников и скульпторов. Широко известны работы народного художника Северо-Осетинской АССР и заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР М. Туганова («Расстрел 13 коммунистов», «Пир партой», «Осетинский суд» и иллюстрации к нартским сказаниям), заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР А. Хохова («Переход партизаи через Мамисонокий перевал», серия картин, посвященных Великой Отечественной войне, иллюстрации к сводному тексту нартских сказаний) и других осетинских художников 12. Первым осетинским мастером книжной иллюстрации является график С. Кусов.

В области скульптуры из представителей старшего поколения особенно успешно работает С. С. Тавасиев. Среди его произведений выделяются памятник М. В. Фрунзе для Москвы, памятник Салавату Юлаеву, установленный в столице Башкирской АССР, памятник К. Хетагурову в Орджоникидзе.

За последние годы в Осетии вырос целый ряд молодых талантливых художников и скульпторов.

Благодаря мудрой политике Коммунистической партии и Советского правительства, опираясь на братскую помощь великого русского народа, в творческом содружестве со всеми народами нашей страны осетинский народ добился замечательных успехов в развитии своего хозяйства, быта и культуры.