Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Здравоохранение и просвещение балкарцев. Фольклор, искусство и литература
Этнография - Народы Кавказа

В дореволюционной Балкарии почти не было фельдшерских пунктов. Отсутствие медицинской помощи приводило к распространению знахарства. В настоящее время самые отдаленные балкарские селения обеспечены квалифицированным медицинским обслуживанием. В ^исле созданных в балкарских селениях медицинских учреждений имеются и родильные дома. В тех: же случаях, когда роды происходят на дому, обязательно присутствует врач или акушерка. Значительно сократились заболевания и смертность (особенно детская).

В дореволюционное время грамотность у балкарцев составляла всего 0,9%. На всю Балкарию была только одна светская школа. В школах при мечетях ж медрессе муллы обучали детей лишь механическому чтению кб^аца на непонятном им арабском языке.

В советское время в Балкарии создана широкая сеть школ. Еще до войны была почти полностью ликвидирована неграмотность и к концу первой пятилетки осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение. Создание балкарской письменности и национальных кадров учителей дало возможность осуществить в начальной школе обучение на родном языке (начиная с пятого класса обучение ведется на русском языке). Только в 1957 — 1958 гг. было издано 16 названий учебников на балкарском языке. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» осуществляется переход к всеобщему восьмилетнему обучению. Большое внимание будет уделено дальнейшему развитию среднего, а также профессионально-технического образования, созданию школ-интернатов и улучшению работы школ по соединению обучения с производительным трудом.

Балкарцы имеют теперь своих инженеров, агрономов, врачей, учителей, работников науки, литературы и искусства, среди которых много женщин. В создании национальных кадров крупную роль сыграли Ленинский учебный городок (см. о нем в главе «Кабардинцы и черкесы») и Педагогический институт в Нальчике. В основанном в 1957 г. на базе Педагогического института Кабардино-Балкарском государственном университете имеется отделение балкарского языка -и литературы, которое готовит преподавателей и научных работников в области балкарской филологии. Балкарцы учатся и на других факультетах университета (инженерно-строительном, физико-математическом, сельскохозяйствен - ном), а также в высших учебных заведениях других городов страны. Подготовка кадров учителей для балкарской начальной школы ведется в педагогических училищах.

Еще до войны в селениях Балкарии были построены благоустроенные клубы, избы-читальни, а в районных центрах — дома культуры. Ныне в Балкарии сооружается много новых культурно-просветительных учреждений. Крупные средства ассигнуются для пополнения библиотек литературой на русском и балкарском языках.

Важную роль в культурной жизни населения играет радиофикация сел. Радиовещание в республике проводится на балкарском, кабардинском и русском языках. Во многих селениях при клубах открыты киноустановки.

Фольклор, искусство и литература

Балкарский народ, не имевший в дореволюционное время своей письменности, веками создавал произведения устного творчества, передаваемые из поколения в поколение. Разнообразны и глубоко художественны балкарские народные песни: старинные и современные советские. К числу лучших произведений песенного фольклора относятся героические песни «Бек- Болат», «Гапалау», «Гора Аузунда», «Ачемез» — о борьбе с иноземными захватчиками и местными угнетателями, охотничья— «'Апсаты», древняя песня «Бийнёчер», повествующая о любви охотника к дочери божества охоты Апсаты, трудовые песни «Доло-лай», которую поют при изготовлении масла и айрана, «Инай» (поется 'во время тканья), «Ындыр», и «Эри- рей», сопровождающие молотьбу, и др.

Большое место в балкарском фольклоре принадлежит загадкам, пословицам и поговоркам, сказкам, легендам, преданиям и нартскому эпосу. О степени распространенности нартского эпоса в народе свидетельствует то, что пословицы у балкарцев называются «нартским словом». Балкарцы сохранили песенную и прозаическую форму нартского эпоса. Первые записи нартских сказаний балкарцев и перевод их на русский язык были опубликованы в 1881 г. С. Урусбиевым21. Главные герои нартского эпоса балкарцев те же, что и у осетин, кабардинцев, карачаевцев и других, но у балкарцев, как и у каждого народа, они носят своеобразные черты; есть герои, встречающиеся только в балкарском нартском эпосе. В содержании сказаний, их сюжетах также можно отметить черты, общие с другими народами Кавказа, с другой стороны — черты своеобразные. Исполнителями песен о нартах были народные сказители (жомакъчы) и певцы (жырчы). Последние сопровождали свое исполнение игрой на национальных музыкальных инструментах. Часто певцом и сказителем являлось одно и то же лицо. Песни исполнялись на многолюдных народных собраниях — праздниках, свадьбах и т. д. Балкарская народная музыка привлекла внимание известного русского композитора С. И. Танеева22.

Основные народные музыкальные инструменты балкарцев: къыл-къо- буз — струнный инструмент вроде арфы, имеющий от 12 до 20 струн из конского волоса, къобуз — смычковый инструмент, вроде скрипки, с двумя струнами, сыбызгъы —сзирель, сырыйна — дудка. Сыбызгъы делается из дерева и тростника, а сырыйна — из бычьего рога, спиленного на конце и насаженного на тростниковую трубку. Свирель — очень распространенный музыкальный инструмент, ею пользуются и пастухи. Имеются специальные детские дудки — ЩУ~ЩУ- Балкарцам известны также музыкальный инструмент типа волынки — гыбыт-къобуз и ударный инструмент — харе. В настоящее время наиболее распространена гармонь (терс-къобуз), заимствованная у русских еще в XIX в.

Танец по-балкарски называется тебсеу. Чаще всего исполняются широко распространенные на Кавказе танцы: лезгинка — исламмей (лезгинка, исполняемая одним мужчиной называется жангызгъа барыу), хороводный танец — абезех, плавный танец— тюз тебсеу и др.

Профессиональное музыкальное и театральное искусство балкарцев начало развиваться только в советское время. В развитии этих видов искусства большую роль сыграла художественная самодеятельность. Почти во всех селах Балкарии созданы разнообразные художественные кружки: драматические, хоровые, музыкальные, танцевальные. Лучшие участники художественной самодеятельности, колхозники и интеллигенция, вошли в профессиональные коллективы, в том числе в Государственный ансамбль песни и танца Кабардино-Балкарии.

В 1940 г. открылся национальный балкарский театр, в создании которого большую роль сыграли деятели русского театрального искусства. Подготовка балкарских актеров проводилась в Московском государственном театральном институте им. Луначарского под руководством народного артиста РСФСР И. Я. Судакова. В настоящее время группа балкарских юношей и девушек обучается в Московском высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. Балкарская труппа входит в состав Кабардино-Балкарского государственного драматического театра в Нальчике.

Основоположником балкарской литературы является поэт Кязим Ме- чиев (1859—1945), родившийся и живший в горах, в ауле Шики Хуламо- Безенгийского ущелья. Многие из его произведений стали достоянием балкарского народа еще в дореволюционное время. Но расцвет его творчества относится к советскому времени. Одна из лучших поэм Мечиева «Раненый тур» показывает тяжелую долю горца в дореволюционное время. В годы первой империалистической войны, протестуя против ужасов войны, поэт пишет стихотворение «1914 год». Широко известны его стихи о Владимире Ильиче Ленине, о герое гражданской войны Солтан-Хамиде Калабекове, «Слово старого Кязима» и многие другие. Старейшим современным балкарским поэтом и автором первых букварей на балкарском языке является Сагид Шахмурзаев. Одна из первых его поэм «Слово солдата» издана в 1916 г. К числу лучших произведений балкарской литературы принадлежит его стихотворение «В. И. Ленин», написанное в 1924 г. Стихи Шахмурзаева последних лет изданы в сборнике « Сырыйна» (« Дудка»).

После Октября в литературу балкарского народа вошло много новых талантливых поэтов, появились художественная проза и драматургия. В годы Великой Отечественной войны, когда лучшие сыны и дочери балкарского народа сражались с немецко-фашистскими оккупантами, находясь в рядах Советской Армии и в партизанских отрадах, погибли смертью храбрых поэт Азрет Будаев и писатель Салих Хочиев. Произведения балкарских литераторов печатаются не только на балкарском, но и на языках других народов СССР, а также и на иностранных языках. В свою очередь, балкарские писатели и поэты переводят на родной язык лучшие литературные произведения друшх народов. Балкарская литература развивается в тесном взаимодействии с литературами братских народов СССР, под благотворным влиянием классической русской и советской литературы.

С каждым годом растет выпуск художественной, политической, научной к другой литературы на балкарском языке, издаваемой Кабардино- Балкарским издательством. Только в 1957 г. вышло 28 книг общим тиражом 40 тыс. экземпляров. На балкарском языке печатается и республиканская газета, выходящая в Нальчике, «Коммунизмге жол» — «Путь к коммунизму».