Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Балкарцы: основные занятия (дореволюционный период)
Этнография - Народы Кавказа

Балкарцы населяют северные склоны центральной части Главного Кавказского хребта. Они живут в Баксанском, Чегемском, Черек- ско'м (или Балкарском), Хуламо-Безенгийском ущельях, а также в ряде предгорных и равнинных населенных пунктов Кабардино-Балкарской АССР. Основные районы расселения балкарцев — Эльбрусский, Чегемский^ Советский, Зольский, а также сельсоветы, подчиненные Нальчикскому горисполкому. До революции Балкария входила в Нальчикский округ Терской области.

Исторические судьбы балкарцев тесно связаны с родственными им карачаевцами. В прошлом это был единый карачаево-балкарский народ Первое письменное известие о балкарцах (грузинская надпись на золотом кресте из церкви в сел. Цховати, опубликованная Е. Такайшвили) 2 относится к XIV—XV вв. Судя по этой надписи, балкарцы на занимаемой ими ныне территории находились уже в XIV—XV вв. (а может быть, и раньше).

Балкарцев, по данным 1959 г.,— 42 тыс. Самоназвание — таулу (горцы). Жители ущелья р. Баксан издавна называли себя бахсанчы (баксанцамй), живущие в Чегемском и прилегающих к нему ущельях — чегемли (чегемцами), расселившиеся вдоль р. Черек — холамлы (хулам- цами) и бызынгылы (безенгийцами). Население Черекского ущелья называлось малпъарлы (балкарцами). Это название в начале XX в. и особенно в советское время распространилось на весь народ. Грузины называют балкарцев басиани, осетины — аси, кабардинцы — къушхъэ (горцы). В официальных русских источниках и литературе XIX в. Балкария известна под названием «Пяти горских обществ Кабарды», а балкарцы именуются горскими татарами.

Балкарский (карачаево-балкарский) язык откосится к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на балкарском языке создана только в советское время — в 1924 г. (сначала ,на основе латинского, а затем — русского алфавита). В основу балкарского литературного языка положен баксано-чегемский диалект. После присоединения к России и особенно в советский период лексика балкарского языка значительно расширилась за счет русских слов.

Основные занятия (дореволюционный период)

Балкарцы — исконные животноводы. Важнейшие' отрасли балкарского животноводства — овцеводство, разведение крупного рогатого скота и коневодство. Разводили овец карачаевской грубошерстной курдючной породы’ и серый степной или украинский крупный рогатый скот. Конские табуны состояли из лошадей местной породы, относительно которой писалось: «Сорт балкарской лошади очень хороший, она неприхотлива и вынослива, но невысокого роста. Крепкое небольшое копыто очень цепко и лошади эти незаменимы в горах» 3. Разводилась также одна из лучших на Кавказе кабардинская порода коней.

Значительная часть скота (больше половины поголовья овец, около половины конского поголовья и почти одна треть крупного рогатогю скота) принадлежала феодалам — таубиям или бассиятам. В их руках находились также лучшие пастбища и сенокосы. В то же время некоторые- сельские общины вовсе не имели пастбищ и вынуждены были арендовать их у крупных землевладельцев. Так, относительно аула Верхний Баксав,- арендовавшего земли у князя Урусбиева во второй половине XIX в., читаем: «В ауле 294 двора с 2200 душ. Аул владеет пахотной землей и сенокосами в размере 200 десятин. Пастбищ аул не имеет и арендует их у князя» 4.

Недостаток пастбищ ограничивал возможности развития животноводства у основной массы населения. По данным (переписи 1920 г., число хозяйств, не имевших овец, составляло 62,3% всех хозяйств, из них 55,3% хозяйств не имели рабочего скота, 31% — не имели коров, 20,7% — вообще’ не имели скота.

В основном стада содержались круглый год на подножном корму. Лишь часть крупного рогатого скота в зимний период переводилась на стойловое- содержание. Пастбища делились на летние и зимние. Летние, высокогорные пастбища использовались с мая по октябрь. Ранней весной и поздней осенью стада спускались в более низкие зоны, на зимние пастбища, располагавшиеся в местах, защищенных от ветра, за перевалами и балками; там же имелись естественные пещеры, служившие стоянками для скота и жилищами для пастухов.

Для выпаса скота объединялись вместе три-четыре двора, которые часто были вынуждены арендовать земли у таубиев и кулаков. Бедняки же (нанимались в пастухи. Улучшение лугов и пастбищ не производилось. В суровые зимы много скота погибало от бескормицы. Чтобы сохранить скот, балкарские общества арендовали земли у кабардинских князей на равнине.

В хозяйстве таубиев и кулаков применялись разные формы эксплуатации трудового населения. Таек, например, таубии сдавали свои стада на тод или на несколько лет (обычно на пять) на содержание крестья- нам-беднякам. По истечении договорною срока владелец получал обратно все свое стадо, а приплод делился между хозяином и пастухом. Обычно крестьянин получал пятую или десятую часть приплода. Так, в Чегемском обществе «беднейшие жители вынуждены наниматься пасти скот у князей из-за десятой части приплода (овец и коз) и за .право пользования пастбищами. Почти весь годовой заработок уходит обратно к князю в уплату за сенокосы и пахоты» 5. В случае потери скота (при падеже от болезней, нападения’ волков и т. д.) крестьянин должен был возместить убыток. Часто это приводило к его полному разорению.

Переработка молока велась на кошах мужчинами, в аулах — женщинами. В пореформенный период таубии Урсубиевы построили на левом берегу Баксана сыроваренный завод, где варились швейцарские сыры, которые сбывались на рынках Владикавказа, Нальчика и Кисловодска. Однако усовершенствованные способы переработки молока в дореволюционной Балкарии распространения не получили.

Наряду со скотоводством балкарцы занимались горным земледелием, носившим подсобный характер. Выращивали ячмень (ашлыкъ), овес (зынтхы)и пшеницу (будай). Высевали только яровые. В XIX в. начали выращивать картофель (картоф), который на песчаных почвах давал хорошие урожаи. В некоторых районах на усадьбах имелись небольшие огороды, где высевались лутк, морковь, редька, чеснок, свекла. Такие культуры, как картофель, свекла и другие, появились у балкарцев, как и у ряда других горских народов Кавказа, над влиянием русских.

Недостаток удобных земель, а в ряде мест й неблатоприятные природно-климатические условия ограничивали развитие земледелия. Садоводство почти не было развито. 60% всей пахотной земли принадлежало таубиям. В начале XX в. безземельные крестьяне составляли 10%, крестьяне, имевшие пахотные угодья в размере от 0,01 до 0,5 десятин — 31%, от 0,5 до 1 десятины — 23%, от 1 до 2 десятин — 23% общего числа крестьян.

Своего хлеба у крестьян хватало лишь на треть года. Остальное время питались привозным хлебом, который покупали на равнине у кабардинцев и казаков. 1^рное бездорожье создавало большие трудности для доставки зерна, что вело к его удорожанию. Поэтому хлеба вообще употребляли мало.

В горах применялась террасово-ступенчатая обработка земли, соответствующая рельефу местности. Под пашни обрабатывали даже малопригодные земли с большим уклоном. Как и в других горных районах Кавказа, приходилось зачастую искусственно создавать и воссоздавать почву, расчищать леса и т. д. Практиковалась паровая система земледелия, однако вследствие малоземелья крестьяне бывали вынуждены применять и бес- паровой севооборот, который становился возможным благодаря искусственному орошению и удобрению почвы. От рек и речек в разных направлениях отводились канавы (илипин), иногда протяженностью в несколько верст. Если на пути встречались небольшие ущелья, то делали виадуки, желюба и трубы, которые устанавливались на столбах. Многочисленные ниспадающие с гор потоки составляли как бы естественную оросительную систему. Оросительная сеть находилась частью в руках сельских общин, частью в руках таубие®. Таубии и кулаки нередко запрещали проведение оросительных канав черев свои земли или превращали источники орошения в средство эксплуатации населения.

Современники отмечают трудолюбие балкарцев в орошении полей: «Мужчины и женщины с самого раннего утра до позднего вечера ходят по своим полям с особого рода железными заступами и в буквальном смысле слова заглядывают во все уголки, производя разные манипуляции над почвой и водой; где нужно уравнивают почву, строят валы, прокапывают еле заметные канавки, пропускают в разные стороны различной величины струи воды и т. п., и когда площадь оросится, отводят воду в сторону».6

Большое внимание уделяли удобрению полей. В зависимости от качества почв удобрения (навоз) вносились через два-три года шш через пять лет. Удобряли почву перед весенней вспашкой. Кроме этого главного способа удобрения, применялись и другие: так, осенью после уборки урожая на поля загонялся скот, в верховья оросительных канав набивали навоз, который вместе с водой осаждался на полях.

Пахали деревянной сохой с железным лемехом (сабан агъач). Лемехи изготовлялись местными кузнецами или завозились из Грузии. В такое пахотное орудие впрягалась пара быков. Вспахивало почву оно неглубоко (на 18—25 см). В предгорных аулах пахали землю тяжелым плугом типа кабардинского, в который запрягали шесть — восемь волов. Сев производился вручную.

Боронили волокушей из хвороста (сыбырки). Жали хлеб маленькими серпами, изготовлявшимися местными мастерами. Сено косили также местными небольшими обоюдоострыми косами. Со второй половины XIX в. стали покупать косы и серпы русского типа.

Молотьба производилась вытаптыванием зерна скотом. В центре тока (ындыр) вбивали столб, к которому привязывался ремень; быков, соединенных этим ремнем, гоняли по кругу и они вытаптывали зерно из колосьев. Размол зерна производился на водяных и ручных мельницах.

В пореформенный период в некоторых помещичьих и кулацких хозяйствах появились усовершенствованные сельскохозяйственные орудия.

Однако в целом техника сельского хозяйства оставалась крайне отсталой.

До революции в Балкарии почти совсем не было промышленности. Крестьянское хозяйство в значительной мере само (особенно в дореформенный период) обеспечивало себя одеждой, обувью, орудиями труда и домашней утварью. Из промыслов были развиты: обработка кожи и шерсти и изготовление изделий из них, войлочное производство, обработка дерева и др. Некоторое развитие получили металлообработка (кузнечное, слесарное и оружейное дело) и шорное производство. Из этих промыслов в ремесло выделились: кузнечное и оружейное дело, изготовление деревянных остовов для седел, в некоторых местах — производство бурок. Однако в пореформенный период оружейное ремесло почти совсем исчезло, а ряд других промыслов и ремесел значительно сократился.

Наибольшее развитие у балкарцев, естественно, получили домашние цромыслы и ремесла, связанные с переработкой животноводческого сырья. Обработкой шерсти занимались женщины. На первом месте стояло изготовление грубошерстных и тонких сукон. Пряли шерсть на деревянном ручном веретене. Тканье сукон производилось на деревянном горизонтальном ткацком станке. Сукна изготовлялись узкие, шириной в 30 см, и широкие — 80 см. Длина куска также бывала разная. Большею частью сукна изготовлялись из некрашеной шерсти — темно- и светло-серой, коричневой, темно-бурой. Употреблялись также естественные красители. Преобладали сукна гладкие, но иногда производились в мелкую клетку или полоску. Лучшие сукна выделывались в Баксанском, Чегемском и Хуламском обществах.

В пореформенный период сукноделие балкарцев стало носить характер мелкого товарного производства. Скупщики, приезжавшие в балкарские села из Грузии, Нальчика и других мест с различными фабричными товарами (ситцами, бумазеей, цветными платками), меняли их на сукна, наживая на этом большие барыши. Во многих аулах Балкарии торговцы, большей частью гцриезжие, открывали лавки, где также производили не только продажу, но и обмен своих товаров на сукна и другие местные изделия.

Балкарки искусно изготовляли валянные из шерсти изделия. Из войлочных производств прежде всего следует назвать бурочное. Бурки (жамчы) изготовлялись из черной овечьей шерсти, снятой осенью. Весенняя шерсть, более мягкая и легко пропускающая влагу, а также шерсть тонкорунных овец для этого производства не употреблялась. Вымытую в горячей воде и высушенную шерсть укатывали на специальной циновке, которую клали на землю где-нибудь во дворе или сарае. Катали шерсть несколько женщин в течение двух часов и более, стоя па коленях 7. Затем шерсть расчесывали металлическим гребнем (жамчы та- ракъ), опускали в кипяток и, выложив на плетень, тщательно терли, чтобы она стала плотной. Потом снова расчесывали гребнем. Слегка просушенный войлок опускали для крашения в большой котел (применялись естественные красители). После окраски его мыли в речной воде и просушивали.

Для пастухов изготовляли бурки как с начесом, так и без начеса. В отличие от бурки всадника они бывали короче, чуть ниже колея. Делали также бурочные куртки с рукавами (гебенек).

Бурки изготовлялись в разных местах Балкарии, но особенно славились искусством бурочного производства мастерицы селений Думала, Булунгу, Верхний Баксан и др. Большое значение имело также производство мужских войлочных шляп и особенно войлочных кошм — киизов (кийиз). Кинзы изготовлялись с вкатанным узором, аппликативные и гладкие.

Шерсть окрашивалась в различные цвета, в прежнее время — естественными, а теперь также и анилиновыми красителями. Для фона ковра предпочитали спокойные тона (белый, серый, коричневый, черный), для рисунка употребляли различные цвета. Орнамент аппликативных киизов создавался мастерицами сначала на бумаге, а потом переносился на войлок. При производстве кииза с вкатанным узором шерсть фона и орнамента раскладывалась на циновке, орнамент выкладывался из цветной шерсти желаемом узором без образца (по памяти). Затем шерсть смачивали. Катание войлока для кииза производилось примерно так же, как и для бурок, но с рядом различий (шерсть не сортировали на длинную и короткую, не расчесывали гребнем и т. д.). Киизы аппликативные производились следующим образом: на гладкий одноцветный войлок нашивались войлочные или суконные аппликации другого цвета или нескольких цветов.

В орнаменте балкарских киизов преобладали геометрические и зооморфные рисунки, но часто встречались также растительные узоры.

Обработка л°рр.тсп, являвшаяся мужским промыслом, также была значительно {ызпшс*. Домашним способом изготовлялись различного рода чаши и 1арелки, подойники, выдолбленные из цельного ствола и со вставным дном, цедилки для молока, половники, сбивалки для айрана, солонки различной формы (подвесные для хранения соли и настольные), подсвечники, бороны, деревянные части пахотных орудий, сани и т. д. Применялась главным образом техника ручного вырезывания и выдалбливания.

Изделия из дерева искусно украшались различным орнаментом, деревянными скульи гупными изображениями. Очень красивы балкарские деревянные кровати и и. яаны с орнаментальными украшениями.

В дореформенное вр*мя у балкарцев имелись оружейные мастера, изготовлявшие ружья. В горах добывался свинец, из которого отливали пули. В начале XIX в. С. Броневский писал: «Из горы Каргашин-Тау (Свинцовая гора), лежащей на полдень в вершинах р. Чегема, жители добывают свинцовую руду, из коей делают пули; умеют приготовлять селитру и продают порох; есть также у них железная руда, которую они плавят» 8. Для размалывания смеси при изготовлении пороха применялись каменные жернова, приводившиеся в движение с помощью деревянной ручки. Ряд авторов отмечает, что среди балкарцев имелись хорошие каменщики и мастера по земляным работам.