Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Искусство карачаевцев. Фольклор и литература
Этнография - Народы Кавказа

Изобразительное искусство карачаевцев в прошлом носило прикладной характер. Интересно отметцть, что в нем можно проследить черты, свойственные искусству скорее коревых, чем оседлых народов. Очень большую роль играли в быту и искусстве карачаевцев и родственных им балкарцев войлоки. По технике изготовления карачаевские узорные войлоки делятся на три типа. 1) Къолан кииз или ала кииз — войлок с вкатанным узором. Шерсть разных цветов раскладывается на циновке соответствующим узором, обрызгивается горячей водой и начинается процесс катания. Узор получается с рбеих сторон и для него характерны мягкие расплывчатые очертания. Войлоки такого типа находят широкое применение в доме, на кошах, а также для покрывания арб. Основной узор — ромбы и треугольники. 2) Оюулу кииз—войлок с инкрустацией. Берутся два готовых войлока разных цветов, накладываются один на другой и из обоих сразу вырезается узор, который вшивается затем из одного войлока в другой. Получаются два войлока с узором, одинаковым по очертаниям и разным по расцветке. Орнамент располагается в виде каймы и медальонов посередине и имеет стилизованный растительный характер. 3) Джыйеъыч кииз — войлок с аппликацией. На узкую полосу черного цвета нашиваются узоры, вырезанные из войлока или (более поздний вариант) сукна белого или красного цвета. Орнаментация такого типа войлоков очень разнообразна — геометрические, стилизованные растительные и зооморфные узоры сочетаются с изображениями отдельных предметов, человека, растений, животных, родовыми тамгами. Войлок имеет вид длинной узкой полосы и предназначается для завешивания полок с сундуками и постелями.

Войлоки первого и третьего типов изготовляются только карачаевцами и балкарцами. Второй тип распространен также у кумыков и чеченцев и, видимо, занесен на Западный Кавказ кумыкскими ремесленниками.

Золотое шитье карачаевцев по технике и орнаментике близко к шитью кабардинцев и черкесов. Кроме техники настила в прикреп — къаты тик- ген (общей с кабардинской) употреблялась гладь (чий тиеиш). Из золотых или серебряных ниток плели шнурки и ткались галуны. Изготовлением узориых войлоков занимались женщины всех слоев, а вышивание золотом и тканье галунов считалось рукоделием девушек из феодальной среды. Крепостные шили золотом для своих хозяев.

Большая часть деревянных предметов домашнего обихода делалась мужчинами на кошах. Иногда они украшались резьбой в основном геометрического характера. На ручках сосудов вырезались головы животных, что сближало резьбу карачаевцев с балкарской и осетинской.

Деревянные дома были лишены каких-либо резных украшений. Этим они отличаются от жилищ искони оседлых горцев Кавказа — сванов, хев- СУР, дагестанцев, осетин, у которых большое развитие получило искусство архитектурной резьбы. Резьбу по камню на надгробных памятниках исполняли обычно пришлые дагестанцы. В руках дагестанских мастеров находилось и ювелирное дело.

Древние традиции народного искусства продолжают развиваться га наши дни. Сохраняет свое значение изготовление узорных войлоков, причем в нем появились новые черты. Войлоки с вкатанным узором, ранее изготовлявшиеся из шерсти естественного цвета, в связи с применением анилиновых красителей, стали делать многоцветными. Делаются также односторонние войлоки с накатанным сверху узором, которых до войны у карачаевцев не было. При изготовлении войлоков с аппликациями стали использовать цветное сукно, а также симметрично размещать по полосе войлока одинаковые рисунки (прежде один и тот же рисунок не повторялся), что усилило декоративность изделия. Однако в последнее время к связи с изменением внутреннего устройства жилища войлоки с аппликациями, служившие для завешивания полок, не изготовляют. Но зато стали более разнообразными и красочными войлоки с вкатанным узором.

Зародилось и развивается искусство тканья ковров — безворсовых и с ворсом. В настоящее время некоторые карачаевки ткут довольно сложные по технике ворсовые ковры, копируя узоры фабричных ковров.

В связи с переходом на городскую одежду шитье золотом (трудоемкое и малоприменимое) сейчас не встречается. Но во многих домах можно видеть самые разнообразные вышивки шелком, мулине и т. п., нередко отличающиеся тонкостью работы, хотя и не имеющие национальной специфики.

В последнее время у карачаевцев начинает создаваться профессиональное изобразительное искусство, появляются свои художники и скульпторы (И. Крымшамхалов и др.).

Хореографическое искусство карачаевцев имеет много общих черт с другими народами Северного Кавказа. Распространены три типа танца: хороводный — тёгерек, парный медленный — тюз тебсеу и быстрый танец типа лезгинки — сандыракъ.

Общи с соседними народами и музыкальные инструменты: тростниковая свирель — сыбызгъы, (двухструнная скрипка — къыл къобуз, трехструнный щипковый инструмент — къакъгъан къобуз и трещотка из чинаровых дощечек — харе. Уже в XIX в. они дополнялись и отчасти вытеснялись однорядной гармонью — къол къобуз, на которой играют девушки. Гармонь, заимствованная из России и распространившаяся среди всех народов Северного Кавказа, стала и здесь "национальном инструментом.

Музыкально-вокальное искусство карачаевцев мало изучено. Мужские песни (джыр) исполняются группой певцов. Мелодия состоит из пятишести нот. Один певец исполняет речитативом текст, а другие тянут без слов аккомпанемент — эжиу (ср. кабардинское ежъу). Талантливым пропагандистом карачаевского музыкального и танцевального искусства является Карачаево-Черкесский государственный ансамбль песни и танца, с успехом выступающий в области и за ее пределами. Успешно развивается у карачаевцев и художественная самодеятельность.

Фольклор и литература

В фольклоре карачаевцев имеются весьма древние слои, общие для ряда народов Северного Кавказа и восходящие к аланошму или еще более раннему времени. Это нартские сказания и песни-молитвы божеству охоты Апсаты. Имеется ряд исторических песен, говорящих о происхождении народа и его исторических судьбах, воспевающих борьбу против завоевателей. В этих песнях, многие из которых создавались в период феодализма, встречается иногда восхваление княвей-таубиев, но чаще звучат ноты социального протеста. Во время работы пелись трудовые песни. Сатирические песни высмеивали самые страшные для горца пороки — трусость и обжорство. Любовные и колыбельные песни в большинстве случаев являлись творчеством женщин.

В советский период появилось много песен, говорящих о жизни народа, о его труде, о боевых подвигах во время гражданской и Великой Отечественной войн.

Богато представлены в фольклоре сказки (фантастические, бытовые и о животных), анекдоты, пословицы и загадки. Примечательны сказки, в которых говорится о борьбе народных героев против ханов. Создавались и рассказы о Насра Ходжа — знаменитом по всему Востоку Ходже Насреддине.

В советское время возникла и выросла карачаевская литература, ведущей отраслью которой стала поэзия. Неразрывными узами связана она с фольклором, с народными традициями и вместе с тем впитала в себя лучшие достояния поэзии других народов, в первую очередь русского.

Самобытными народными певцамичжазителями были Касбот Кочка- ров, Анба Джанибеков и Исмаил Семенов. Являясь хранителями традиций искусства прошлого, они создавали и произведения яркого современного звучания.

В 20-х годах вышли в свет первые произведения национальных поэтов Иссы Каракотова, Азрета Уртенова, Асхада Биджиева, публицистов Умара Алиева и Ислама Карачайлы. В 30-е годы выдвигается поэт Даут Байкулов. В 1936 от. появились на карачаевском языке первый роман («Черный сундук» Хасана Аппаева) и первый альманах произведений карачаевских писателей, а в 1940 г. были опубликованы сборники фольклора.

Карачаевская литература периода Великой Отечественной войны служила делу мобилизации трудящихся на борьбу против фашизма. Многие литераторы-карачаевцы сражались в рядах Советской Армии. Исса Каракотов, Даут Байкулов, МаПомет Урусов, Тохтар Борлаков пали смертью храбрых па поле боя.

В наши дни карачаевская поэзия представлена многими талантливыми поэтами. В 1957 г. к 400-летию присоединения Карачаево-Черкесии к России и к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции выпущены книги стихов Османа Хубиева, Хам:зата Кубанова, поэтессы и переводчицы Халимат Байрамуковой. Хамид Лайпанов обработал и опубликовал карачаевские и балкарские народные сказки. Широкой известностью пользуются произведения Абдул-Керима Байкулова. В произведениях карачаевских поэтов и прозаиков воспеваются природа родного края, любовь к Родине и Партии, великая дружба народов Советского Союза.

Лучшие чувства народа ярко выразил Осман Хубиев, говоря:

Мне эта вся земля теперь близка,

И нет ее ни лучше, ни красивей...

Моя отчизна очень велика,

А вот зовется коротко — Россия.