Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пища и одежда карачаевцев
Этнография - Народы Кавказа

Основу питания карачаевцев на протяжении многих веков составляют продукты животноводства. Заквашенное молоко (айран) заменяет и воду, и чай, и суп. Без него нельзя себе представить быт карачаевцев. Столь же важный продукт — сыр (бышлакъ). Из других молочных продуктов постоянно употребляются сметана, масло, каймак.

Мясо варят и жарят на вертеле. Из мяса делают колбасу, из рубца — рулет. Мясной суп (шорпа) едят как второе блюдо, забеливая его айраном или тузлуком (соленый айран).

В прошлом мясо употреблялось постоянно только зажиточными, а в изобилии было лишь у богачей. Горячую пищу вообще ели редко. Основным питанием крестьян были сыр, айран и пресные лепешки (гырджын) из ячменной или покупной пшеничной муки, а также из кукурузной муки, замешенные на горячей воде. Обычный хлеб, способ изготовления которого карачаевцы узнали от русских, вошел в обиход в основном после революции.

Распространенное мучное блюдо у карачаевцев — различные пироги (хычын) с начинкой из мяса, сыра, трав и картошки. Их жарят в масле или пекут на сковороде и едят, кладя сверху большой кусок масла, пропитывающий тесто. В масле жарят и ромбовидные лепешки (локъум). Из кукурузной крупы варят кашу. Иногда приготовляют «калмыцкий чай», с молоком, маслом и солью. В црошлом в питании ощущался недостаток растительной пищи, которую восполняли, используя дикие травы и корни растений. Употреблялись в пищу дикие груши, абрикосы и сливы.

При сохранении национального характера питания в настоящее время пища стала обильнее, гораздо чаще употребляются горячие блюда, покупные продукты (сахар, кондитерские изделия, крупы и т. п.). Увеличилось употребление овощей и фруктов.

Одежда

Одежда народов Северного Кавказа, особенно мужская, имеет очень много общих черт, сложившихся издавна в результате сходства условий жизни и взаимовлияний. Это целиком относится и к одежде карачаевцев. Отсылая читателей к главе «Кабардинцы и черкесы», где подробно описаны и покрой и составные части подобной одежды, мы ограничимся краткими замечаниями.

На голове мужчины носили папаху (тери бёрк), а в летнее время войлочную шляпу с полями (пииз бёрк). В дорогу брали башлык из местного или покупного сукна. Верхней дорожной одеждой служила бурка (джамчы). Зимой, а на кошах и летом по вечерам, носили тон — овчинные шубы (у стариков прямого покроя, а у молодых отрезные у пояса).

В начале XX в. распространилась крытая шуба типа поддевки со стоячим барашковым воротником. Пастухи-овчары носили длинные войлочные куртки с капюшоном — гебенек, защищавшие их от дождя и холода и не стеснявшие движений при ходьбе. Табунщики пользовались в плохую погоду бурками.

Черкеска (чебкен) не отличалась от кабардинской, так же как надевавшийся под нее бешмет (къабдал). Бешме1т служил рабочей и домашней одеждой и шился из домотканого сукна или покупных тканей. Под бешмет иногда надевали рубаху (кёлек).

Верхние суконные штаны (шалбар) и нижние штаны (кёнчек) имели одинаковый покрой (с ромбовидным клином между штанинами) и носились на вздержке. Старики носили штаны и из овчины. Ноговицы (ышым) делались из кожи или из сукна. Повседневная обувь (чабыр) делалась из сыромятной телячьей кожи со швом на подошве, а иногда с ременной подошвой, предохранявшей от скольжения. Надевали чабыр на босу ногу, подкладывая специально высушенную траву. Парадная обувь (чарыкъ) шилась из сафьяна с мягкой подошвой и швами на носке и заднике.

Мужской костюм дополнялся ременным поясом (белибау), часто с серебряным набором. На поясе носили кинжал, кресало, брусок и т. п. Социальные различия в мужской одежде карачаевцев выражались лишь в качестве ткани и отделке пояса и оружия.

В женской одежде, также близкой к одежде соседних народов, имелись особенности, характерные (как и у кабардинцев) для феодальной, а позднее кулацкой среды. К ним относились высокие бархатные шапочки, украшенные золотым и 'серебряным шитьем (окъа бёрк), постепенно вытеснявшиеся заимствованной от крымских татар низкой шапочкой с плоским верхом. Поверх шапочки повязывали платок (джаулукъ). Девушки высших сословий до первой брачной ночи носили корсет (кюбе тюб), а на ногах — деревянные подставки (агъач-аяк).

Обычный женский костюм состоял из платья (чебкен) с разрезом до подола, по покрою близкого к черкеске, кафтанчика (кюбе тюб), сходного с бешметом, надевавшегося под чебкен, рубашки (кёлек) туникообразного покроя и шаровар (кёнчек). Богатое праздничное платье шилось из бархата или шелка и украшалось галунами, золотым шитьем или накладными серебряными бляшками. Также украшался и кафтанчик, имевший на груди серебряные застежки. Рубашка шилась чз шелка. К праздничному костюму полагались и длинные, украшенные вышивкой привески к рукавам — дженъ уч, а косы обматывались полосой ткани (чач бау). Подпоясывалась женщина серебряным поясом (кямар).

Пожилые женщины, а также женщины из бедных семей носили матерчатый пояс (беллик). В обычном костюме все элементы одежды изготовляли из дешевых покупных тканей, а платье — иногда и из домотканой шерстяной материи.

После рождения первого ребенка женщина меняла головной убор. Шаль или шапочку с шалью, которые носили девушки и молодухи, заменял черный платок, завязанный на темени особым узлом. Эта повязка называлась чох. Поверх чоха надевался платок, завязывавшийся различными способами в зависимости от времени года и возраста женщины.

Зимой пожилые женщины носили стеганный на вате длинный бешмет или шубу. Молодые накидывали на плечи шаль (палтон джаулукъ).

В советский период мужской национальный костюм постепенно сменился одеждой городского типа. Наиболее стойко сохранился головной убор (папаха, войлочная шляпа). Беишет первоначально сменился рубашкой со стоячим воротником и застежкой посередине груди. Но в настоящее время и эта рубашка почти вытеснена кителем и пиджаком. Брюки галифе и навыпуск заменили штаны местного покроя. Широко распространились пальто, куртки, сапоги и ботинки, которые сначала носили с ноговицами.

Пожилые женщины в основном сохраняют традиционную одежду, хотя разрез платья до подола встречается редко. Молодые женщины и девушки носят городскую одежду, избегая только коротких рукавов и глубоких вырезов. По праздникам иногда надевается национальный костюм или на обычном платье носят серебряный пояс. Голову покрывают платком или шалью. Шляпы встречаются редко.