Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Карачаевцы: характеристика. Сельское хозяйство
Этнография - Народы Кавказа

Карачаевцы называют себя къарачайлы. Среди различных наименований, под которыми они известны у соседних народов, следует упомянуть название «аланы», принятое для карачаевцев у мегрелов.

Карачаевский, вернее карачаево-балкарский, язык относится к кыпчакской (северо-западной) группе тюркских языков, но в нем отмечается ряд элементов, общих с осетинским языком.

До Великой Октябрьской социалистической революции территория Карачая входила в Эльбрусский округ Баталпашинского отдела Кубанской области и ограничивалась верховьями Кубани. В 1868—1885 гг. к Карачаю были прирезаны новые районы по Теберде и Кубани.

В настоящее время основная масса карачаевцев живет в Карачаевском, Мало-Карачаевском, Зеленчукском, Усть-Джегутинском, Прикубанском, Предградненском районах Карачаево-Черкесской автономной области. По переписи 1959 г., карачаевцев (насчитывалось 81 тыс.

Высокогорные районы Карачая богаты альпийскими пастбищами и лесами, горные реки являются источником гидроэнергии, в недрах гор содержатся разнообразные ископаемые — уголь, медь, железо и др. Предгорные районы обеспечивают карачаевцев пашнями, покосами и зимними пастбищами.

Природный условия Карачая, изучение и правильная эксплуатация которых начались по-настоящему только при Советской власти, представляют широкие возможности экономического развития.

История карачаевского народа изучена еще весьма слабо, не установлено в науке и общепринятого взгляда на его (происхождение.

Среди многочисленных точек зрения, связывающих происхощдение карачаевцев и родственных им балкарцев с гуннами, болгарами, хазарами, кыпчаками (половцами), наиболее убедительной кажется та, которая считает, что основную роль в этногенезе карачаевцев сыграли половцы. В языке и обычаях половцев отмечается сходство с современными карачаевцами и балкарцами. Не исключена, однако, известная роль в этногенезе карачаевцев и других названных выше тюркоязычных народов.

Поскольку карачаевцы и балкарцы сформировались на территории, которую до монгольского нашествия занимали аланы, аланский элемент, естественно, сыграл важную роль в их этногенезе. Косвенным подтверждением этого служат общие черты в материальной культуре, языке и фольклоре карачаевцев и осетин. В этом свете интересно и сохранение за карачаевцами названия аланы. Отдельные роды в Карачае ведут свое происхождение от выходцев из других народов, в том числе и русских.

В культуре, языке и орнаментике карачаевцев можно проследить две линии — местную, кавказскую, и вторую, сближающую их с кочевниками- тюрками.

Сельское хозяйство

Основным занятием карачаевцев до революции оыло отгонное 'скотоводство. Коз и овец, лошадей и крупный рогатый скот летом пасли на горных пастбищах, а в зимнее время содержали на таукишлыках (лесные поляны, южные склоны гор — пригревы) или на арендованных участках на плоскости (равнине).

Карачаевская порода овец, одна из лучших среди грубошерстных, известна также своим вкусным мясом и молоком. Такое сочетание качеств делало ее весьма полезной в полунатуральном хозяйстве карачаевцев. Лошади местной породы использовались не только населением для верховой езды, но и в кавалерийских частях. Разведение крупного рогатого скота местной породы, а также завезенного в Карачай серо-украинского обеспечивало карачаевцев мясом, молоком, кожей; крупный рогатый ск'от использовался и как тягловая сила. Ослы в условиях почти полного бездорожья были незаменимы для перевозки тяжестей вьюком.

Горные летние пастбища Карачая формально считались общенародными, но фактически лучшие их участки захватывались феодалами, которым принадлежала большая часть скота. Зимние пастбища — таукиш- лыки принадлежали целому роду, а поливные сенокосы, расположенные близ усадеб, находились в подворном владении. Площадь покосов была очень невелика. Большая часть скота круглый год содержалась на подножном корму. В связи с этим половина населения значительную часть года находилась на пастбищах. На коши уходили не только мужчины, но и женщины с детьми. В летнее время пастухи-овчары и табунщики ночевали у костра, защищаясь от холода бурками, овчинными тулупами или войлочными куртками. При пастьбе менее подвижного, чем овцы и лошади, крупного рогатого скота под жилье использовались хижины из камней, крытые сеном, или пещеры. На более близких к селению, а также на зимних пастбищах сооружались довольно фундаментальные по стройки в виде срубов из толстых бревен с земляной крышей, костром посредине и земляной насыпью, на которой спали. В отличие от кабардинских на карачаевских кошах жили и женщины.

Для скотоводческого хозяйства карачаевцев были характерны специфические фо|рмы эксплуатации. Одной из них был къош нёеерлик (кошевое товарищество), когда вокруг крупного скотовода объединялись для совместной кочевки маломощные хозяева, не имевшие достаточно скота для самостоятельной кочевки и средств для снаряжения коша и аренды пастбищ.

Была распространена испольная сдача скота на выпас — ортакъ, служившая для кулака формой получения рабочих рук. При сезонных работах — сенокосе, стрижке овец — использовалась помощь соседей за угощение — маммат. Наряду с этим кулачество применяло и наемный Т'РУД, оплачивая труд пастухов деньгами или приплодом.

В качестве косарей богатые скотоводы нанимали и отходников сванов или рачинцев, которые, получив оплату скотом, продавали его затем в Грузии. Карачаевцы в свою очередь часто уходили на заработки в казачьи станицы и соседние аулы, где нанимались табунщиками, косарями и скотниками.

Крупные скотоводы продавали скот в Закавказье и в плоскостных районах Северного Кавказа. Продукты животноводства перерабатывались в домашнем хозяйстве женщинами. Из шерсти они изготовляли войлочные шляпы, бурки, узорные войлоки, домотканое сукно для своей семьи и иногда в обмен или на продажу. Женщины сами продавали свои изделия на местных рынках или скупщикам и торговцам.

Техника обработки шерсти у карачаевцев сходна с другими народами Северного Кавказа. Благодаря тщательности работы качество изделий, особенно войлочных, было очень высоко. Женщины обрабатывали также овчины, из которых изготовлялись шапки и шубы, и сыромятную кожу для обуви.

Для развития земледелия в Карачае не было достаточных условий. В 1908 г. здесь насчитывалось всего 4257 га пашни и потребность населения в хлебе удовлетворялась всего «на 2%. Остальной хлеб покупали или выменивали на продукты животноводства у соседей, живших на равнине. Основными культурами были ячмень и кукуруза.

На душу населения приходилось 0,1—0,2 десятины пашни и 1,5 десятины покоса. Наряду с этим крупные кулаки Байчоровы имели 12 тыс. десятин земли, а Джамбулат Байчоров, кроме родовых земель, имел еще участки в Терской области — 2210 десятин. Пахотные участки (сабан) тяжелым трудом отвоевывались у суровой природы и находились в подворной собственности. Их надо было очистить от камней, огородить каменными заборами, иногда провести воду для орошения.

Пахали деревянным плугом с железным лемехом, горного типа — сабан агъач или къаладжюк. Карачаевские плуги имели большое сходство с балкарскими и осетинскими и резко отличались от более развитых форм орудий Кабарды и Адыгеи. Сеяли карачаевцы вручную, боронили волокушей из хвороста, убирали хлеб серпом; молотили, гоняя скот по разложенным снопам, мололи зерно на ручных жерновах или маленьких водяных мельницах.

Недостаток тягловой силы и плугов заставлял прибегать к супряге. В 1890 г. в сел. Учкулан только 53% хозяйств имели деревянные плуги.

Огромное значение для развития сельского хозяйства карачаевцев имело решение земельного вопроса после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть уничтожила помещичье землевладение и отвела карачаевцам новые земли в предгорных районах. Территория Карачая возросла более чем в три раза в основном за счет удобных для обработки и плодородных плоскостных земель. Вместо 370 300 га земли до революции Карачай имел к 1940 г. 1 141 566 га. Горные селения получили на плоскости так называемые прирезки, используемые для посевов зерновых и технических культур. Часть горцев переселилась на плоскость, где образовалось 22 новых селения. Это облегчило переход к новым формам хозяйства и быта. В 1928 г. в одном из переселенческих селений, носившем выразительное название «Терезе» («Окно») — окно в новую жизнь, был организован первый колхоз Карачая.

В советский период карачаевцы по существу прошли курс обучения земледельческому труду, так как в прошлом многие из них занимались исключительно скотоводством. Учителями в этой области являлись в первую очередь крестьяне русских сел и станиц, расположенных по соседству с переселенческими карачаевскими колхозами и с дополнительными землями (прирезками) горных колхозов. Много сделали для развития земледелия у карачаевцев русские агрономы и другие специалисты сельского хозяйства. С их помощью карачаевцы овладели высокой техникой возделывания разнообразных зерновых и других культур. На новых землях выращивают кукурузу, пшеницу, подсолнух, овес, кормовые травы, корнеплоды и т. д. Еще до Великой Отечественной войны карачаевцы не только полностью обеспечивали себя хлебом, но и сдавали государству много зерна, в то время как до революции они жили в основном за счет покупного хлеба или выменянного на продукты животноводства.

За последние годы в Карачае создано несколько крупных совхозов. Во многих колхозах Карачаево-Черкесской автономной области карачаевцы трудятся вместе с черкесами, русскими, ногайцами, абазинами. На полях колхозов и совхозов работают сотни разнообразных сельскохозяйственных 1мапгин. Из среды карачаевцев выросли кадры квалифицирован-' ных агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, трактористов, комбайнеров, шоферов.

Очень большое значение продолжает иметь животноводство, сохранившее отгонную систему выпаса стад. Вместе с тем организация крупных животноводческих совхозов, колхозных животноводческих ферм, заготовка кормов на зимнее время, введение в рацион интенсивных кормов, наблюдение ветеринарных работников и зоотехников за скотом — все это повышает продуктивность животноводства. Большая работа проведена по улучшениею породы рогатого скота и лошадей.

В селениях сооружены каменные помещения для скота, ветеринарные пункты, сыроваренные заводы. Для животноводов построены культурные коши — деревянные обмазанные глиной или оштукатуренные домики с железной или черепичной крышей и большими окнами. Кроме мужской п женской спален, на коше имеются кухня, столовая, красный уголок. На кошах есть радио, демонстрируются кинофильмы, ведется полити- ко-просветительная работа.