Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Хозяйственные и социальные сдвиги в пореформенный период у абазинов
Этнография - Народы Кавказа

Крестьянская реформа 1867 г. способствовала более быстрому разрушению устоев натурального хозяйства абазин. Значительно вырос обмен, центром которого стала станица Баталпашинская, где два раза в год (23 апреля и 1 сентября) устраивались ярмарки. Не меньшее значение для кумских абазин приобрел Кисловодск. Скупщики скота и шерсти, коробейники с красным товаром сделались обычным явлением на сельских улицах. Многие из них открывали лавки в абазинских селениях. Табунное коневодство все более делалось преимуществом обеспеченных землею князей и поднимавшегося кулачества. Просо, прежде основная земледельческая культура, стало вытесняться кукурузой. Получил распространение картофель. В богатых хозяйствах начали разводить на приусадебных участках фруктовые сады. Расширилось изготовление для продажи бурок, полстей, башлыков, шуб, седел, ремней. Домашние промыслы приобретали товарный характер.

Однако в хозяйственной технике абазин появление ростков капитализма не сделало переворота. До установления Советской власти она в основном оставалась примитивной. Прогресс сказался в замене лишь некоторых допотопных орудий труда новыми. Так, старая обоюдоострая коса заменилась русской, то же произошло с серпом и рядом других мелких орудий. Железный плуг, косилки, веялки, конные грабли были редким явлением, встречавшимся лишь в помещичьих и кулацких хозяйствах. Двухколесная арба (со сплошными, т. е. без спиц, колесами), запряженная волами, сменилась четырехколесной повозкой, заимствованной у казаков. Запрягались уже не волы, а лошади (прещде лошадей держали только для верховой езды). Лошадь стала и основным рабочим скотом.

В пореформенный период князья и агмыста оставались господствующим слоем населения. Царское правительство закрепило за ними большие участки земли на правах частной собственности. Наряду с частновладельческими существовали общинные земли. Последними пользовались крестьяне, прибегая к периодическим (каждые три — пять лет) переделам пашен и сенокосов. Пастбища находились в коллективном пользовании, но помещики и кулаки старались их захватить. Частновладельческие земли являлись источником эксплуатации крестьянства. Князья, агмыста и поднимавшееся кулачество на кабальных условиях сдавали участки земли в аренду, а также обрабатывали их с помощью батраков, получавших за это ничтожную плату. Князья и агмыста были не только крупными землевладельцами, но и самыми богатыми скотоводами. Перед первой мировой войной абазинским агмыстаду Лафишевым был основан крупный конский завод в Кабарде, насчитывавший 3 тыс. голов.

Царское правительство не только сохранило экономическое господство феодальной знати, но фактически оставило за ней и административные функции. Достаточно сказать, что сельскими старшинами почти везде были князья или агмыстаду. Это давало им возможность всецело держать крестьян в своих руках. Неудивительно, что вплоть до Октябрьской революции большинство крестьян, приходя по делам к князю, не смело1 переступить порог его дома.

Абазинское кулачество умело использовало старинный обычай трудовой взаимопомощи, превращая его в средство эксплуатации окрестного- населения. Крестьянину, имевшему мало скота, было невыгодно отрываться от дома и на целое лето уходить на горные пастбища. Поэтому такой крестьянин вынужден был присоединять своих овец к стаду кулака на условиях, которые назывались ортак. Это значило», что по окончании пастбищного сезона весь принятый скот, вместе с приплодом, делился пополам между хозяином скота и владельцем стада.

Абазинский народ страдал не только от угнетения своих эксплуататоров, но и от колониального режима, установленного царским правительством. Отсутствие у абазин промышленного пролетариата и неразвитость- классового самосознания сельской бедноты мешали развитию организованного революционного движения. Классовая борьба в абазинской деревне выражалась главные образом в земельных и других имущественных спорах и нередко принимала форму вооруженных нападений на помещиков, кулаков, торговцев и представителей власти.

Культурный уровень народа был очень низок. Своей письменности абазины не имели, не было даже попытки ее создать. Медицинское обслуживание практически отсутствовало, так как на все абазинские селения имелся лишь один фельдшерский пункт (в сел. Эльбурган). Князья и царская администрация были заинтересованы в сохранении культурной отсталости трудящихся и поддерживали ее.

Современное хозяйство

После Великой Октябрьской социалистической революции началось возрождение абазинского народа. В его хозяйстве, быту и культуре произошли такие огромные изменения;, каких не знал народ в течение всей предшествующей истории. Октябрьская революция и коллективизация сельского хозяйства уничтожили все формы эксплуатации. На смену мелкому крестьянскому хозяйству с его примитивным и скудным инвентарем пришли крупные коллективные хозяйства, располагающие самыми совершенными сельскохозяйственными машинами. В ряде мест применяется искусственное орошение.

Основной отраслью производства абазинских колхозов является земледелие зернового направления. Колхозное крестьянство из года в год расширяет посевную площадь, повышает урожайность и осваивает новые сельскохозяйственные культуры. Осуществляется посадка фруктовых садов и ягодников, широкое внедрение овощей.

Большое место в хозяйстве занимает животноводство. Разводят овец, лошадей и крупный рогатый скот. Овцы и часть лошадей на лето перегоняются на альпийские пастбища Северного Кавказа. Созданы хорошо оборудованные фермы, ветеринарные учреждения и т. д. Проводится улучшение пород скота. Неуклонно увеличивается продуктивность животноводства. Значительное развитие получило также птицеводство, особенно в последние годы.

Абазинское колхозное село располагает квалифицированными кадрами специалистов сельского хозяйства. Так, сел. Псыж Прикубанского района к 1957 г. воспитало 28 трактористов и комбайнеров, 17 агротехников, руководителей колхозов и животноводческих ферм, 4 ветеринарных и 9 счетных работников.

На созданных в годы Советской власти в Карачаево-Черкесии промышленных предприятиях наряду с русскими, карачаевцами, черкесами заняты абазинские рабочие, число которых из года в год растет. Много абазин работает, кроме того, на предприятиях промкооперации.

Большое значение для хозяйственной жизни абазин имело открытие регулярного сообщения по железной дороге Черкесск — Невинномысск (теперь продолжена до ст. Джегутинской), которая связала абазинскую' территорию с основной железнодорожной магистралью Северного Кавказа. После Великой Отечественной войны, наряду с восстановлением этой дороги, разрушенной немецко-фашистскими оккупантами, построена < новая железнодорожная линия, связавшая Черкесск с южными районами области. Все абазинские селения в настоящее время связаны между собою и соседними пунктами хорошими дорогами. Широко используется автотранспорт.

Быт

До середины XIX в. абазины жили в селениях, не имевших улиц и представлявших собой группу дворов, в беспорядке разбросанных иногда на значительном расстоянии один от другого, но огороженных общим забором. Известно описание абазинского селения Хаджи-Атажука-Абукова в конце 50-х годов XIX в. Селение это было ограждено плетневым забором высотой более 2 м, непроницаемым для глаза и имевшим бойницы. Вне ограды находилась кунацкая.

До сих пор во многих абазинских селениях сохранились особые названия для отдельных групп кварталов. В большинстве случаев за этими названиями скрываются остатки прежних селений, существовавших до 60-х годов прошлого века в равных местах Закубанья, а потом слившиеся в более крупные.

Старый абазинский дом, построенный из переплетенного между столбами хвороста, обмазанный глиной и крытый соломой, состоял из одной или двух комнат. Очаг с плетеным и обмазанным глиной дымоходом, надочажная цепь с котло-м, глиняное или деревянное ложе с войлоками или подушками, развешанные по стенам меха, циновки, одежда и оружие, а под самой крышей пучки кукурузы — такова была внутренняя обстановка жилья абазинского крестьянина. К этому надо прибавить, что дом не имел окон, если не считать маленького отверстия в стене, затянутого буйволиным пузырем. Свет проникал через дверь, которая для этого почти всегда оставалась полуоткрытой. Тревожная жизнь в условиях постоянных войн, когда приходилось много раз переселяться с места на место, часто вынуждала абазин совсем не строить дома и жить в наскоро сложенных шалашах.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с общими сдвигами в хозяйстве абазин, а также под влиянием соседей — казаков, изменилось и их жилище. Двухкомнатные дома стали превращаться в трехкомнатные, появились отсутствовавшие раньше потолки, стала применяться побелка стен. Однако эти новшества коснулись в первую очередь зажиточной части населения. Представители знати и кулачества, подражая богатым казакам, ставили в доме плиту, а старинный очаг, ранее находившийся у внутренней стенки дома, которая разделяла его на две половины, переместился к внешней стене, выходящей во двор. Это произошло потому, что на очаге стали только готовить мщу, а для отопления пользовались печью.

Однако коренная перестройка абазинских жилищ произошла лишь в советское время. Современное абазинское колхозное жилище — это благоустроенный дом такого же типа, как у черкесов и других соседних народов. Во внутренней обстановке преобладает мебель городского образца. Электрическое освещение заменило жировые светильники и керосиновые лампы.

Изменился весь облик селений. Наряду с новыми домами колхозников и общественными хозяйственными постройками, построены просторные, светлые здания для культурно-просветительных, медицинских и других учреждений. В сел. Красно-Восточное, например, до революции было три мечети, но ни одной школы. Сейчас здесь построены три школы, клуб, изба-читальня, библиотека, больница, родильный дом, электростанция. большой магазин. Аналогичную картину можно наблюдать также в других селениях.

Возникли и совершенно новые поселения. Еще в конце 20-х годов от крупных селений для освоения переданных народу бывших частновладельческих земель отпочковались дочерние населенные пункты. Так, из сел. Кувинского выделилось Ново-Кувинское, из Инджикчукуна — Мало- Абазинское, из Эльбургана — Таланта и Абаза-Хабль, из Кубины — Ка- рапаго, из Красно-Восточного — Койдан и позже Кзыл-Погун 3.

Уходят в прошлое религиозные предрассудки. Сложилась новая, советская семья, свободная от пережитков феодально-патриархальных нравов. Женщина стала юридически и фактически равноправной с мужчиной на производстве, в общественной и семейной жизни.