Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Абазины: основные занятия до середины XIX в. Общественные и семейные отношения. Религия
Этнография - Народы Кавказа

Абазины — небольшой народ, проживающий в основном в Карачаево- Черкесской автономной области. Самоназвание — абаза. Под этим же именем они известны и своим соседям, за исключением абхазову которые называют их ашвы.

Общая численность абазин в СССР — 20 тыс. (по переписи 1959 г.). Большое число абазин переселилось в 1862—1864 гг. в Турцию, где они смешались с переселенцами из Абхазии и Адыгеи. Занимаемая абазинами территория расположена в верхоовьях Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Кумы.

Абазины населяют 16 селений: Апсуа, Мало-Абазинское, Абаза-Хабль, Ново-Кувинское, Старо-Кувинское, Таланта, Абазакт, Псыж, Поауча-Да- хе, Карапаго, Эльбурган, Кубина, Инджикчукун, Койдан, Красно-Восточное и Кзыл-Погун 1. Кроме того, абазины проживают в ряде ногайских и черкесских селений, а также в восточной части Адыгейской автономной области.

Абазинский язык принадлежит к адыго-абхазской ветви кавказских языков. Он близок к абхазскому, но в то же время содержит многие элементы, свойственные кабардинскому. В фонетическом отношении абазинский язык —оддн из наиболее сложных языков СССР. Он распадается на два диалекта: тапанта и шкарауа. Кроме родного языка, почти все абазины владеют кабардинским и русским.

Современные абазины — потомки древнего разноязычного населения той части Черноморского побережья, которая расположена на северо- запад от нынешней Абхазии и частично в сопредельных районах Абхазии. Процесс слияния живших по соседству древних племен санигов, абазгов и апсилов в один абхазский народ (I тысячелетие н. э.) захватил и предков абазин. Однако недостаточная прочность связей с Абхазией помешала абазинам полностью слиться с абхазами.

В течение XIV—XVI вв. предки современных абазин переселились с Черноморского побережья (примерно с территории, расположенной между Туапсе и р. Бзыбь) на Северный Кавказ 2. До середины XIX в. абазинский дарод делился на две племенные группы: тапанта и шкарауа, каждая из которых состояла из ряда мелких племен. Таланта известны среди адыгейцев под именем басхяг; ногайцы называют их алты-кесек абаза, т. е. шестидольная абаза (от старинного деления тапанта на шесть племен). Отдельные племена тапантовцеов именовались по фамилиям своих князей: лоовцы, бибердовцы, дударутсовцы, клычевцы, кячевцы и джан- темировцы. Шкарауа также делились на шесть племен: мысылбай, кы- зылбек, чагрей, баг, баракай и там. Часть абазин из группы шкарауа после Кавказской войны эмигрировала в Турцию.

В настоящее время племенного деления не существует. Сохранились лишь воспоминания о нем.

Основные занятия до середины XIX в.

Древнейшим видом хозяйственной деятельности абазин была охота. Об этом свидетельствует широкое распространение и яркость культа охотничьего божества в прошлом. Еще на рубеже XVIII и XIX вв. видную роль в абазинском экспорте занимали меха. Не менее древним занятием было собирание меда диких пчел, позже развившееся в пчеловодство. Мед и воск принадлежали к числу наиболее важных продуктов, поступавших на внешний рынок в XIX в. В 1812 г. абазины добились согласия царской администрации приобретать казенную соль в обмен (за неимением денег) на мед и воск из расчета 1 пуд меда за 4 пуда соли и 1 пуд воска за 10 пудов соли.

Однако эти древние виды занятий задолго до XIX в. стали подсобными отраслями хозяйства, уступив первенство отгонному скотоводству, которое сохранило свое значение вплоть до Октябрьской революции. Разводили овец, коз, коров, буйволов, лошадей и ослов. До принятия ислама широко было распространено свиноводство. Занимались также птицеводством.

Земледелие в качестве подсобного занятия укоренилось у абазин столь же давно, как и скотоводство. Главными сельскохозяйственными культурами были просо, рожь, а также тыква и другие овощи.

Из проса приготовлялись крутая каша (быста), заменявшая хлеб, а также печеный на сковороде хлеб (мгял). Ржаной хлеб — чаква (ч!ахъва) стали выпекать гораздо позже. Кукуруза появилась лишь в XVIII в., а пшеница и картофель культивируются только со второй половины XIX в. Хотя и существует сообщение о том, что кумские тапантовцы в начале XIX в. продавали свой хлеб в городе, но, очевидно, сбыт хлеба на сторону мог иметь чисто эпизодический характер, так как обычно его не хватало.

У всех абазинюких племен под пашни отводилась лишь небольшая площадь земли и само земледелие находилось на низком уровне. Земля вспахивалась тяжелым деревянным плугом (к1ватан) с железным лемехом; этот плуг должны были тащить четыре пары быков. Борона (жжвага) из веток, связанных наподобие метлы, не столько боронила, сколько подметала. Урожай проса снимался серпом (хщрып), а рожь и сено — прямой обоюдоострой косой (тшбыг). Скошенные рожь и сено сгребались вилами (хъвынч1вы). О примитивности земледельческой техники можно судить и по тому, что у абазин не было даже такого архаического орудия молотьбы, как молотильная доска, в прошлом широ ко распространенная на Кавказе. Молотьба производилась с помощью быков, которых гоняли по кругу, и они ногами вытаптывали из колосьев зерна. Веяли при помощи деревянной лопаты (чвыргъва), а мололи на ручной мельнице (луы). Для проса существовали деревянные просорушки (хърыг1вра). Никаких удобрений или искусственного орошения абазины не знали.

Подсобную роль играли у абазин производство бурок, войлоков, грубого сукна и выделка кож. Все это существовало в качестве домашних промыслов, предназначенных преимущественно для удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей феодальной знати, и лишь изредка часть продукции поступала на рынок.

Единственным занятием, поддявшимся до положения настоящего ремесла, было кузнечное дело. Кузнецы изготовляли косы, серпы, лемехи, ножи, иногда — оружие. Профессия кузнеца была окружена большим почетом, а кузница служила даже объектом религиозного поклонения.

Меновые отношения уже давно стали подтачивать натуральный характер абазинского хозяйства. В конце XVIII — первой половине XIX в. предметами сбыта на внешний рынок являлись рабы, скот, шерсть, бурки, грубое сукно, кожи, меха, масло, мед, воск, щетина и свиные кожи. Покупателями абазинских товаров были соседние кавказские народы. Предметами ввоза служили преимущественно железо, оружие, соль и дешевые ткани. Существовал и внутренний обмен между горскими абазинскими племенами и племенами, обитавшими на плоскости (равнине). Горцы снабжали жителей равнины фруктами и медом в обмен па хлеб, соль и рабов. Стоимость товаров приравнивалась к стоимости быков и рабов. Абазины не имели еще в то время своих торговцев, роль которых играли турки, горские евреи и, в особенности, армяне. Однако социально-экономическое расслоение в абазинском обществе ощущалось достаточно резко. В то время как князья Лоовы, Трамовы и другие имели тысячи лошадей и другого скота, многие крестьяне были вовсе безлошадными и выходили на войну пешими.

Общественные и семейные отношения. Религия

Разделение абазин на сословно-классовые группы произошло еще до их переселения на Северный Кавказ. Это подтверждается сословной терминологией: названия абазинских сословий в подавляющем большинстве совпадают с абхазскими или же напоминают их. Как бы то ни было, но к XIX в. среди абазин уже существовало четкое классовое разделение. Феодальные отношения, хотя они и не ] годностью вытеснили родовые порядки, были уже господствующими. Существовало сложное сословное деление с четко очерченными правами и обязанностями каждого сословия. Самым бесправным было положение раба — унавы (увнаувы), т. е. «домашнего человека». Унавы не имел права обладать собственностью; все, что было у него и на нем, принадлежало хозяину, как и сам унавы. Унавы происходили из военнопленных. Рабыня (псаз) постоянно находилась при своей госпоже; на ней лежала вся женская работа в доме.

Если господин -сажал раба на землю и тот обзаводился некоторым собственным имуществом, то его именовали лыгом. Лыг по сравнению с унавы пользовался некоторыми правами. Так, унавы можно было продавать без семьи, а лыга лишь вместе с его семьей. Лыг имел собственные средства производства, которыми он обрабатывал хозяйское поле. По существу лыг соответствовал крепостному. Собранный лыгом урожай делился следующим образом: часть шла на семена, часть — на прокормление в будущем году табунщиков, пчельников и пр., часть — для приема гостей владельца лыга и, наконец, часть (десятина) — отдавалась в пользу духовенства. Остаток делился поровну между всеми членами семейства владельца (вместе с его рабами и рабынями) и семьей самого лыга. После стрижки овец лыг должен был отдать своему владельцу всю шерсть с баранов, овечью шерсть на одну бурку, лучшую белую шерсть на одну черкеску, а оставшаяся делилась между лыгом и его господином опять-таки по числу членов их семейств. Если лыгу удавалось что-либо заработать на стороне, то он отдавал половину своего заработка хозяину, а если при этом лыг пользовался каким-нибудь принадлежащим ему инструментом, то отдавал две трети. При выдаче дочери замуж лыг получал лишь одну пятнадцатую часть калыма, остальное брал себе его владелец.

Получивший освобождение лыг переходил в сословие азатов или вольноотпущенников. Азат оставался в феодальной зависимости, но имел право перехода от одного владельца к другому и мог иметь собственных лыгов и унавы. Потомков вольноотпущенника называли азатыж (аза- тыжв — «старый азат»).

Так как феодальные отношения у абазин не успели достичь полного развития, то самым крупным по численности сословием было лично свободное крестьянство — тлякошао (тлакъвашвауа) или акавы. Но процесс шел в сторону закабаления тлякошао. Они обязаны были принимать участие в полевых работах «своей знати», поставлять ей определенную долю продовольствия, шерсти, дров и т. п.

На низшей ступени класса феодалов стояли агмыста (аг1мыста). Это была мелкая знать, составлявшая свиту и вооруженную дружину князей и так называемых агмыстаду. У них были свои рабьт и крепостные, трудом которых они и жили. Агмыста пользовались правом свободного перехода от одного князя или агмыстаду к другому.

Рангом выше были агмыстаду, т. е. большие агмыста. Они возглавляли отдельные селения, в которых не было князей, имели собственную дружину из агмыста и ничем, кроме внешнего почтения, не были обязаны князьям.

Высшим сословием абазинского общества были князья — ахы (ах1ы), возглавлявшие отдельные племена. Дети от брака князя с женщиной из нижестоящего сословия не считались князьями, но составляли как бы особую прослойку. Когда кабардинские и бесленеевские князья подчинили себе ряд абазинских племен (около XVI в.), то князья последних были уравнены в правах не с князьями своих покорителей, а с нижестоящим сословием тлекотлешей.

Как у большинства других пародов Северного Кавказа, у абазин сохранялись аталычество, куначество, кровная месть и т. д.

К XIX в. господствующей формой семьи была малая семья, но встречались и большие семьи. Семейные отношения носили патриархальный характер, хотя в абазинском быту сохранялись и отдельные пережитки матриархата (например, почетная роль на свадьбах дяди по матери). Хозяйством руководил старший по возрасту мужчина — глава семьи. Обычай требовал беспрекословного подчинения старшему. Ему не только нельзя было противоречить, но даже высказывать свое мнение прежде, чем будет высказано мнение старшего. В его присутствии нельзя было сидеть и т. д.

Женщина была полностью устранена от участия в общественных делах. Ей запрещалось прекословить мужу, отцу, брату, родителям мужа, есть за одним столом с мужчинами, переходить дорогу мужчине, хотя бы мальчику. Обычай умыкания невесты, калым, многоженство — все это свидетельства униженного положения женщины.

Переселившись на Северный Кавказ, абазины вошли в соприкосновение с ногайцами, исповедовавшими ислам (суннитского толка), который постепенно стал проникать и к абазинам. Сначала его восприняла знать, потом остальной народ. Неизвестно точно, когда ислам стал господствующей религией абазин, но предположительно это произошло в XVII—XVIII       вв. Вместе с тем у абазин сохранялись пережитки первобытных верований и обрядов, аналогичные доисламским религиозным верованиям адыгских народов Северного Кавказа и абхазов.