Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Положение женщины у адыгейцев. Здравоохранение и просвещение
Этнография - Народы Кавказа

Адыгейская женщина — в прошлом темная, неполноправная, опутанная религиозными и социально-бытовыми предрассудками,— стала активной участницей строительства новой жизни. Одним из важнейших мероприятий Советской власти по раскрепощению женщин было вовлечение их в общественно-политическую- жизнь. Первой в Адыгее подняла знамя борьбы за раскрепощение женщин пламенная революционерка Г. Шовгенова. Разъезжая в годы гражданской войны по Адыгее с партийными поручениями, она горячо агитировала жен- щин-тружениц выступать в защиту завоеваний революции.

Важную роль в деле раскрепощения женщин сыграла организация колхозов. Работа в поле без межи объединила женщин. Появились женские- ударные бригады. Многие адыгейки, получив образование, стали агрономами, ветврачами, механизаторами и т. д. Немало женщин занято и в промышленном производстве. Заслуженной славой в Адыгее пользуются имена Г. Сиюховой, Т. Хоцевой и многих других женщин — передовиков промышленности. С каждым годом растет число адыгейских женщин, получивших высшее или среднее специальное образование и работающих на предприятиях и стройках в качестве инженеров, техников, мастеров и т. д.

В прошлом не было ни одной адыгейки с высшим или средним медицинским образованием. Сейчас адыгейка-врач — явление обычное. Заслуженным уважением трудящихся пользуются хирург А. Чухо и бальнеолог заслуженный врач РСФСР М. Бег Обе они активные участницы Великой Отечественной войны. В области широко известны имена врача-гинеколо- га Т. Унануковой, педагогов: заслуженной учительницы РСФСР А. Хата- новой, К. Гунай, Ф. Чамоковой, У. Абатовой, музееведа М. Азаматовой* актрис Н. Схакумидовой и 3. Хатковой.

Серьезный вклад вносят адыгейские женщины в развитие науки и высшего образования. Кандидат филологических наук, депутат Верховного Совета СССР 3. Керашева вместе с научным сотрудником Адыгейского научно-исследовательского института А. Хатановым составила толковый словарь адыгейского языка; кандидат исторических наук Э. Коджесау занимается исследованиями в области этнографии; кандидат исторических наук Г. Чундокова преподает в Адыгейском государственном педагогическом институте. Передовые женщины Адыгеи являются членами КПСС, депутатами Советов, руководящими работниками партийного и советского аппарата, хозяйственных и культурных учреждений.

Здравоохранение и просвещение

При царизме адыгейский народ был совершенно лишен квалифицированного медицинского обслуживания. В народной медицине наряду с рациональными средствами применялись магические методы лечения, различные заклинания и т. п. Не было ни лечебных учреждений, ни врачей; их заменяли знахари и муллы.

Теперь медицина прочно вошла в быт. В настоящее время в области насчитывается 3 городских и 22 сельских лечебницы, много поликлиник, сельских амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и т. д. Теперь ка каждые 200 человек населения области приходится один специалист с высшим или средним медицинским образованием.

Ко времени Великой Октябрьской революции адыгейцы оставались фактически бесписьменным народом. Лишь в 1918 г. была создана письменность: сначала на арабской, а с 1926 г. на латинской графической основе, В 1936 г. введен алфавит с русской графикой. Перевод письменности на русскую основу явился делом огромной политической важности. В этом сказалось глубокое понимание трудящимися адыгейцами передовой роли русской культуры.

После победы Октябрьской революции произошли коренные изменения в постановке народного образования. В 1918 г. по инициативе первого адыгейского большевика М. Шовгенова и решению Кубанского ревкома был составлен и издан литографским способом первый адыгейский букварь. В 1920 г., после разгрома белогвардейцев на Кубани, в школах началось обучение на родном языке. В 1922—1923 гг. в Адыгее насчитывалось уже 42 адыгейских и 39 русских школ. Если в 1920 г. грамотных в Адыгее было всего 10,2%, то к 1926 г. грамотность среди мужчин адыгейцев поднялась до 25,4%, но среди женщин оставалась еще очень низкой (6,4%). Дальнейшие успехи культурной революции приходятся на годы пятилеток. В 1931 г. неграмотность была полностью ликвидирована, а в 1933 г. было осуществлено всеобщее обязательное начальное, а затем и семилетнее обучение. В настоящее время ведется перестройка школьного образования на основе закона об укреплении связи школы с жизнью.

В 1958/59 учебном году в начальных, неполных средних и средних школах области обучалось более 44 тыс. учащихся и работало около 3 тыс. учителей. В области имеется несколько сот сезонных и постоянных детских садов и яслей, а также различные внешкольные учреждения.

Если в первые годы Советской власти большим событием было создание сельских изб-читален, то сейчас они заменяются благоустроенными колхозными домами культуры. Функционируют десятки библиотек, клубов, стационарных кинотеатров, кинопередвижек и т. д. Областной отдел радиоинформации ведет радиовещание на адыгейском и русском языках.

В 1923 !г. вышел первый номер газеты на адыгейском языке. Сейчас в Адыгее издаются две областные газеты (из них одна на адыгейском языке) и два литературно-художественных альманаха. Национальное книжное издательство ежегодно выпускает десятки тысяч экземпляров книг различных названий. Книга стала необходимым спутником каждого адыгейца Ярким показателем неуклонного повышения культурных запросов парода является рост книжной торговли. За послевоенные годы книготорговля в области выросла более чем г, десять раз.

Кадры учителей, медицинских работников, агротехников, работников деревообрабатывающей промышленности готовят Адыгейский государственный педагогический институт и шесть средних специальных учебных заведений (техникумы и педучилище) в Майкопе. Кроме того, в области имеются научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, историко-краеведческий музей, лесная опытная станция, государственный заповедник.

Каждый колхозный аул — это яркое свидетельство великой преобразующей силы ленинской национальной политики Коммунистической партии и Советского государства. В настоящее время почти в каждой семье есть люди с высшим или средним образованием. Только из одного аула Шов- геновск 12 адыгейцев учатся в Краснодарском медицинском институте. Все они дети колхозников. В средней школе аула Афипсип учительский коллектив состоит из 28 человек. Из них 22 преподавателя учились в этой же школе, потом окончили педагогический институт и вернулись в родной аул. У рядового колхозника (из аула Афипсип) И. Ачмиза большая семья. Две его дочери стали преподавателями средней школы, один сын получил специальность механика по сельскохозяйственным машинам, другой окончил зоотехнический факультет сельскохозяйственного института, третий учится в том же институте, самая младшая дочь учится в средней школе.

Молодая адыгейская интеллигенция вышла из гущи народа и неразрывно с ним связана. В ее рядах немало крупных ученых и видных деятелей культуры. Достаточно назвать имена создателя адыгейской национальной письменности и научной грамматики Д. Ашхамафа, основоположника адыгейской прозы Т. Керашева и талантливого поэта-коммуниста, зачинателя адыгейской советской поэзии А. Хаткова.

Литература, фольклор, искусство

В советское время возникла адыгейская национальная литература, тесно связанная с фольклорными традициями. Большое влияние на развитие адыгейской литературы оказала русская классическая и советская литература, а также литература других народов СССР. Первыми произведениями адыгейской прозы были рассказы Т. Керашева «Арк» и «Позор Машука» (1928—1929). Крупным событием в литературной жизни Адыгеи явился роман того же писателя «Дорога к счастью», удостоенный Сталинской премии. Этот роман ярко рисует классовую борьбу в адыгейском ауле периода коллективизации, становление новых, социалистических отношений, коренные изменения в быту и сознании труженика-адыгейца. Послевоенному периоду посвящен новый роман Керашева «Состязание с мечтой». Широко известны в народе повести А. Евтых и Ю. Тлюстена, рассказы Д. Костанова, стихи А. Хаткова, М. Паранук, К. Жане и Героя Советского Союза X. Андрухаева, погибшего в боях с немецко-фашистскими -захватчиками. Преемником народных ашугов был Цуг Теучеж (1855—1940), стихи которого, пользующиеся большой популярностью среди адыгейского населения, ярко рисуют борьбу трудящихся против эксплуататоров (например, «Восстание бжедугов»), счастливую жизнь адыгейцев в советское время и дружбу народов СССР.

В 1934 г. было организовано Адыгейское областное отделение Союза советских писателей, сыгравшее значительную роль в развитии национальной литературы. В послевоенный период литературные силы Адыгеи пополнились талантливой молодежью. Прочное место в адыгейской литературе занял воспитанник Литературного института им. А. М. Горького И. Мешбашев. В адыгейской писательской организации вырос талантливый русский драматург А. Кожемякин.

На адыгейский язык переведены многие произведения классиков русской литературы и крупнейших советских писателей — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. И. Толстого, В. В. Маяковского, М. Горького, А. А. Фадеева и др. В то же время лучшие образцы адыгейской прозы и поэзии изданы в русском переводе.

Наряду с художественной литературой продолжает развиваться фольклор, особенно песенный — песни о Ленине, партии, героическом созидательном труде народа. Создано много пословиц, которые учат мудрости новой жизни и бичуют пороки, тормозящие движение вперед. Под влиянием русской культуры появился и успешно развивается ранее не известный адыгейскому фольклору жанр частушки.

Народные сказители бережно хранят и передают народу сокровища старого фольклора. Так, например, сказания, песни, легенды, рассказанные одним из многих сказителей Адыгеи Зафесом Куваевым из аула Шовгеновск, составили более тридцати печатных листов. В советское время издан ряд сборников устного народного творчества.

Произведения адыгейских писателей и лучшие образцы устного народного творчества известны за пределами нашей Родины — в странах народной демократии. В Праге изданы романы Т. Керашева «Дорога к счастью», повести А. Евтых, адыгейские сказки и сказания, а также произведения прозаиков и поэтов младшего поколения.

В социалистической Адыгее созданы благоприятные условия для развития музыкального, танцевального и театрального искусства.

В области десятки самодеятельных хоровых, драматических и других коллективов. Талантливая молодежь учится в консерваториях и музыкальных училищах. В Москве при Государственном институте театрального искусства им. Луначарского открыта адыгейская студия.

В искусство пришли профессиональные композиторы, произведения которых пользуются заслуженной популярностью в народе. В 1937 г. основан национальный ансамбль песни и пляски, с большим успехом выступающий в Адыгее и в других республиках и областях Советской страны. В репертуар ансамбля наряду с адыгейскими вошли песни и танцы других народов СССР и стран народной демократии. В ансамбле выросли такие известные мастера искусства, как певец и композитор У. Тхабисимов, гармонист А. Темизок и др.

Адыгейские народные музыкальные инструменты остались в основном прежними. Введены лишь некоторые усовершенствования, например 'создан квартет национальных скрипок (шык1эпщын). В Майкопе функционирует областной драматический театр им. А. С. Пушкина, в котором совместно работают адыгейская и русская труппы.

В Советской Адыгее сложились кадры мастеров изобразительного искусства. В области пейзажной и жанровой живописи успешно работают адыгейцы Д. Меретуков, А. Мамий, Ю. Хухалов и др.

Большим историческим событием в жизни адыгейского народа явилось празднование 400-летия добровольного присоединения Адыгеи к России. Показ в Москве литературы и искусства народа в связи с этой датой стал подлинным праздником адыгейской культуры, ярким свидетельством торжества ленинской национальной политики и нерушимой дружбы между адыгейским и русским народами.