Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельское хозяйство и промышленность адыгейцев. Быт
Этнография - Народы Кавказа

Совершенно иной стала жизнь адыгейского народа после Вели- ъой Октябрьской социалистической революции. На основе советского строя, в условиях национальной автономии, были созданы социалистические формы хозяйства и быта, развилось национальное самосознание, расцвела культура народа.

Сельское хозяйство и промышленность

Современная Адыгея —область передового механизированного сельского хозяйства и развитой промышленности. Колхозный строй дал возможность -резко доднять уровень сельскохозяйственного производства. Достаточно сказать, что посевная площадь в Адыгейской автономной области, по сравнению с дореволюционным периодом, более чем утроилась. Адыгея целиком удовлетворяет свои потребности во всех основных видах сельскохозяйственной продукции и ежегодно сдает государству миллионы пудов зерна и других продуктов.

Три четверти всех посевных площадей области отводится под зерновые. Основной продовольственной культурой является пшеница. Особое внимание в настоящее время уделяется возделыванию кукурузы. За один только год (1957/58) сбор кукурузы увеличился в 2,7 раза. Сеют также овес и ячмень. В последние годы важное место среди зерновых занял в ряде районов рис. Сильно возросла роль технических культур, в первую очередь сахарной свеклы, а также подсолнечника, лубяных культур, табака, эфироносов. Под садами и виноградниками занято до 2% «земельной площади. Развито бахчеводство и овощеводство, главным образом в долине рек Кубани и Лабы,

Машинный парк колхозов и совхозов обеспечивает механизацию 85% основных сельскохозяйственных работ. Пахота и уборка колосовых механизированы на 100%. В результате реорганизации МТС в колхозы влились сотни квалифицированных механизаторов, адыгейцев и русских, несущих в массы культуру индустриального труда.

Большие мероприятия осуществляются по электрификации сельского хозяйства. Создана сеть колхозных электростанций. В ближайшее семилетие намечено полностью электрифицировать колхозы всей области.

Проведены крупные мелиоративные работы. Осушены десятки тысяч гектаров заболоченных земель в районе кубанских плавней. Построены Тшикское и Шапсугское водохранилища, которые позволили регулировать уровень воды Кубани и Афипса и предохранить поля и аулы от наводнений.

Бурный, рост механизации сельскохозяйственного производства Адыгеи позволил создать вместо небольших колхозов крупные многоотраслевые хозяйства. Широко внедряется передовая агрономическая наука. В области работают десятки агрономов, зоотехников и инженеров-механи- заторов из адыгейцев. Среди них немало женщин. Кадры механизаторов сельского хозяйства готовят специальные училища.

Единой семьей трудятся на колхозных полях адыгейцы и русские. В Адыгее немало колхозов, в которых объединены адыгейские аулы и русские села. Таковы, например, колхоз им. Ленина Красногвардейского района, колхоз им. Сталина Шовгеновского района, колхоз «Дружба» Октябрьского района.

Колхозное крестьянство с каждым годом добивается нового подъема урожайности. Многие мастера высоких урожаев получают на больших площадях по 22—23 ц пшеницы и по 100 и более центнеров кукурузы о гектара. Лучшие из 'них удостоены звания Героя Социалистического ‘Труда и награждены орденами и медалями Советского Союза.

По сравнению с дооктябрьским периодом значительно расширилось животноводство. Наряду с овцеводством важное значение имеет разведение крупного мясо-молочного скота. Внедрены новые, улучшенные породы скота и значительно изменились условия его содержания. Все это способствовало повышению урожайности, увеличению настрига шерсти и т. д. Трудящиеся Адыгеи взяли на себя обязательство в ближайшие годы превратить область в фабрику по производству молока и мяса.

В области развиты также птицеводство и пчеловодство. Не только на колхозных пасеках, но и в личных хозяйствах колхозников ульи (бжъэмат) салеточного типа вытеснены более рациональными — рамочными ульями.

Новая техника и организация труда уменьшили громадную в прошлом трудоемкость производственных процессов. Повысились производительность и культура труда. Исчезла былая крестьянская нищета. Постоянно увеличивается доходность колхозного хозяйства.

Об огромном подъеме, который царит в адыгейской деревне, свидетельствует решение тружеников сельского хозяйства области бороться за выполнение семилетнего плана в три года.

Основные отрасли промышленности Адыгеи — это пищевая (дающая около половины всей1 промышленной продукции), лесная, деревообделочная, машиностроительная. Все эти отрасли развились здесь уже после революции. Из пищевых предприятий наиболее крупные: консервный .комбинат, сахарный завод, завод эфирных масел, ферментационно-табачный завод, макаронная ‘фабрика, мясокомбинат; из деревообделочных — мебельный комбинат, завод дубильных экстрактов. Машиностроение представлено станкостроительным заводом, заводом «Главлесозапчасть» и др. Важнейшая энергетическая база — белореченская система гидроэлектростанций, входящая в энергосистему Краснодарского края. Выросли кадры рабочего класса из адыгейцев, работающих на предприятиях вместе с русскими рабочими.

Адыгейские кустари объединены в артели или работают в государственных мастерских. Они заняты главным образом швейным или обувным делом. Довольно широко распространено домашнее плетение циновок и корзин из тростника. В связи с развитием промышленного производства некоторые кустарные промыслы исчезли (металлообработка, оружейное п златокузнечное дело, гончарство).

Наиболее крупным промышленным, равно как и культурным, центром области является Майкоп, связанный железнодорожной веткой, начинающейся от г. Белореченска, с магистралью Армавир — Туапсе. С районами области Майкоп соединяют построенные в советское время шоссейные дороги, по которым осуществляется регулярное автобусное сообщение. Автомобильный транспорт вообще получил в области очень широкое развитие. Важное значение имеют также судоходство по Кубани и гражданская авиация.

Быт

Большие изменения произошли в быту адыгейцев. Так, для Советской Адыгеи характерен процесс укрупнения населенных пунктов, которые объединяют теперь не только разнородные, но часто разноплеменные группы, что свидетельствует о ликвидации былой племенной раздробленности. Облик адыгейских аулов изменился. Нет ни одного аула, который целиком или в основной своей часгп сохранил бы старые черты. Можно лишь говорить об отдельных элементах старого быта, более или менее устойчиво сохранившихся до настоящего времени. Некоторые аулы почти целиком реконструированы с поквартальной и уличной планировкой. Не только в новых и реконструированных, но и во многих старых аулах построены каменные благоустроенный здания для школ к клубов, учреждений и больниц. Большая работа проведена по электрификации и радиофикации селений.

Описанная выше усадьба XIX — начала XX в. с тремя дворами встречается как исключение. В настоящее время плетневым забором отгораживают лишь сад с огородом. Летняя кухня, если она имеется во дворе, а такжл печь для выпечки хлеба помещаются невдалеке от жилого дома, а амбар, коровник, курятник и другие хозяйственные постройки — поодаль. На кухне ставят обычные печи (наряду с очагом или вместо него).

Сокращение числа хозяйственных построек и их объединение в одно- два помещения являются в настоящее время характерной тенденцией. Это объясняется тем, что основные потребности колхозников удовлетворяет постоянно растущее общественное хозяйство.

Большая часть довоенных адыгейских жилищ — турлучные. Но новые дома стали приближаться к типу городских и строятся (на фундаменте) из кирпича, шлакобетона или дерева. Дом покрывают черепицей, шифером или железом. Пол, в прошлом земляной, теперь преимущественно деревянный 9. Удлиненная форма дома при новом строительстве все чаще заменяется квадратной. Такой дом обычно состоит из трех комнат и кухни с коридором. Деления адыгейского жилища на две половины теперь не существует, внутренних глухих перегородок между двумя частями дома больше не делают. Но часто еще сохраняется традиция устраивать две входные двери.

Наблюдается тенденция к увеличению количества комнат. В жилом доме устраиваются отдельные комнаты для родителей, для взрослых детей (раздельно по полу), а также для женатого сына. Плита появилась сравнительно недавно, но уже полностью вытеснила домашний очаг, сохранившийся лишь в летних кухнях.

Кунацкая вне дома теперь встречается редко. Однако в каждом доме обязательно отводится лучшая по обстановке комната для гостей, которых принимают всегда с радушием и в любое время дня и ночи. Планировка дома предусматривает такое расположение кунацкой, чтобы гостям не приходилось ходить через проходные комнаты. Это делается для того, чтобы создать гостям максимум удобств.

Обстановка жилого дома очень сильно изменилась. Жилые комнаты обставлены мебелью фабричного производства. Настенные украшения, расшитые узором (идагъэ), почти исчезли из обихода, но в каждом доме встречаются циновки. Повсеместно употребляется посуда промышленного производства. Еще до Октябрьскоой социалистической революции большое распространение среди адыгейцев получил русский самовар. Из старой домашней утвари все еще бытует медный кувшин — кумган. Во многих местах сохранились ручные мельницы, чугунные котлы для варки мамалыги и каши, плетеные корзиночки для сыра, иногда старая удлиненная кадка для сбивания масла. Вошел в обиход сепаратор. Встречается просорушка, но крайне редко.

В прежнее время вместо хлеба обычно употребляли крутую вареную просяную кашу — п1астэ. Но уже издавна среди адыгейцев был распространен пшеничный хлеб. Из пшеничной муки адыгейцы приготовляют разнообразные кушанья. Из кукурузы готовят мамалыгу (мамрыс) и другие блюда. Баранина и птица (куры, индейки) составляют обычную пищу. От русских восприняты борщ, котлеты и некоторые мучные блюда. Адыгейцы широко употребляют молочные продукты (сыр, сметану, кислое молоко), а также яйца. Рыбная пища мало распространена. Фрукты и овощи имеют немаловажное значение в питании. Пищу, главным образом мясную, приготовляют с перцем, луком, чесноком. Наряду с обычным чаем употребляют калмыцкий, который подается со сливками, душистым перцем и солью.

Современная одежда адыгейцев в основном обычного городского покроя и преимущественно фабричного производства. Национальный костюм встречается лишь как праздничный и свадебный. Впрочем, у мужчин стойко сохраняется традиционный головной убор — папаха, но большое распространение получили также фуражки, кепи и шляпы. В повседневной женской одежде национальные элементы — явление не менее .редкое. Однако следует отметить, что в аулах замужняя женщина обычно не выходит за пределы дома с непокрытой головой, в платье с короткими рукавами или без чулок, в то время как для девушек это* допустимо.

Коренное изменение всего уклада жизни народа обусловило отмирание феодально-родовых пережитков — таких, как кровная месть, аталы- чество, куначество, униженное положение женщины и т.'д. В то же время некоторые старинные обычаи (гостеприимство, взаимопомощь, уважение к старшим) продолжают сохраняться и играют в целом положительную' роль. Но и эти обычаи постепенно утрачивают свои архаические черты и приобретают новое содержание.

Старые народные верования почти целиком исчезли. Элементы магии сохранились лишь в качестве бытовых пережитков, потерявших свое былое значение (например, обычай насаживать на шесты или на плетень коровьи рога, черепа лошадей и других животных от дурного глаза и всяких несчастий). Обряд вызывания дождя встречается как чрезвычайно редкое исключение. Местами бытует еще к1апщ — обычай устраивать у постели больных с телесными повреждениями увеселительные церемонии, утратившие, однако, свои прежние магические черты.

Несколько больше сохраняется ислам, но и его влияние в основном подорвано. Сейчас нередко можно встретить даже стариков, порвавших с религией.