Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изменения в общественном и семейном быту у кабардинцев и черкесов. Народная медицина и здравоохранение
Этнография - Народы Кавказа

В условиях социалистического строя произошли громадные перемены не только в хозяйстве, но и в общественном и семейном быту кабардинцев и черкесов. Ликвидация эксплуататорских классов, возникновение национальных кадров рабочих и интеллигенции, коллективизация деревни преобразили всю жизнь народа. Наряду с уничтожением социального и национального гнета уже в первые годы Советской власти развернулась борьба за раскрепощение женщины, за освобождение от пут религиозной идеологии и патриархальных пережитков в быту. В этой работе, особенно на первых порах, большую роль сыграли передовые представители русского народа, работавшие в местных школах, больницах, партийных и советских органах. Усилившееся общение с другими народами, в первую очередь с русским, оказало большое шлияние на домашний быт и семейные отношения кабардинцев и черкесов.

Современная семья построена на равноправии женщины, ее экономической независимости. Женщина, раньше почти не выходившая за пределы своего двора и занятая в основном домашним хозяйством, сейчас стала полноправным членом соитиалистического общества. Она принимает активное участие в производстве. Это особенно важно потому, что до революции женщина не участвовала во многих полевых работах. Работа в колхозе делает женщину равноправным членом семьи, вносящим в нее свой трудовой заработок.

Сейчас можно очень часто видеть женщину и девушку не только в роли рядовой колхозницы, но и звеньевой, бригадира, члена правления колхоза. Так, хорошо известно в Карачаево-Черкесрш имя звеньевой колхоза им. Сталина Хабезского района, депутата Верховного Совета СССР черкешенки М. Абидоковой, доярки совхоза «Черкесский» С. Башоковой и др. Медалями Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки награждены кабардинки Л. Балкизова, Ж. Унатлокова и др. Женщина, раньше почти не имевшая права голова в своей семье, руководит коллективом, в который входят мужчины всех возрастов и иногда даже ее собственный муж. Имеются случаи, когда между мужем и женой возникает социалистическое соревнование. Знаменательно и то, что женщины в настоящее время работают на пастбищах, где до революции они не бывали совершенно.

Значительно число женщин в промышленности. В селениях и городах работает много учительниц, фельдшериц, акушерок, врачей, артисток. Многие женщины заняты на руководящей работе. Ряд женщин является кандидатами наук. В их числе депутат Верховного Совета СССР кабардинка Ф. Блаева.

Современная семья чаще всего состоит из мужа и жены с детьми. Родители, если не могут работать, живут обычно у кого-либо из сыновей. Но нередко можно встретить пожилых родителей, которые самостоятельно ведут хозяйство, пользуясь неизменным уважением и поддержкой со стороны своих детей. Встречаются до сих пор и семьи, состоящие из родителей и нескольких сыновей с их семьями, или семьи, в которых совместно живет несколько братьев. В этом сказываются традиции прошлого.

После Великой Отечественной войны часто можно видеть в составе семьи вдову погибшего родственника или его детей. Во многих семьях выросли русские дети из числа сирот, потерявших родителей во время войны. В семье они совершенно не отделяются от собственных детей и пользуются большой заботой и вниманием.

Обычно в колхозе работают муж и жеща, если только последряя не обременена большим числом детей. Работа создает новые общие интересы, выходящие за пределы чисто семейных дел, что способствует укреплению семьи, духовной близости супругов. Большая часть обычаев, связанных с неравноправием женщины, изжита. Теперь женщина может находиться среди мужчин, вместе с мужем ходит по селению, бывает в кино или театре (раньше она не имела права показываться вместе с мужем на улице или в общественных местах).

Внешние проявления любви к ребенку в прежнее время стеснялись обычаем. Так, например, для отца считалось неприличным при посторонних проявлять заботу о своих детях. Сейчас постоянно можно увидеть отца со своим ребенком на руках, обычны совместные прогулки с женой и детьми, в особенности в городе.

Коренным образом изменились формы брака. Его предпосылкой является свободный выбор и предварительное знакомство молодых людей. Калым изжит, но по обычаю жених преподносит невесте и ее родителям подарки.

Свадебный обряд, сохранив свои основные черты, очень упростился. Невесту в дом мужа по-прежнему сопровождает большая свита, с музыкой и пением, иногда со свадебным флагом, на колхозной линейке или автомашине. Самыми почетными из многочисленных гостей на свадьбе являются председатель колхоза, парторг и другие руководящие работники селения.

Однако встречаются факты, показывающие, что феодально-патриархальные пережитки в отношении к женщине еще не до конца изжиты. Они выражаются, например, в попытках отдельных отсталых людей оторвать своих жен от производственной и общественной деятельности, иногда в бытовых преступлениях (похищение девушек, скрытое многоженство). Местные партийные и советские органы, печать и широкая общественность ведут активную борьбу за ликвидацию этих пережитков.

Традиционное гостеприимство приобрело новые черты. Гость теперь встречается со всеми членами семьи. Появились новые общественные формы гостеприимства: колхозные дома для гостей. Но во время приема гостей, а иногда даже и на официальных обедах соблюдается старая манера рассаживания гостей по возрасту, а также весь старый этикет обмена тостами, хотя содержание этих тостов часто звучит по-новому. Не только на общественных, но и на семейных праздниках стали обычными тосты за Родину, за Партию, за Советскую власть.

Наряду с праздниками Великого Октября и Первого Мая торжественно отмечаются юбилейные даты Кабардино-Балкарской АССР и Карачаево- Черкесской автономной области. Во многих колхозах вошло в обычай осенью отмечать окончание уборочных работ праздником урожая. Во время празднеств устраиваются различные выставки, проводятся общественные гуляния, спортивные состязания, традиционные скачки, олимпиады художественной самодеятельности, декады показа достижений национального искусства. Установился обычай приглашать на юбилейные торжества почетных гостей из братских республик.

Повышение культурного уровня трудящихся и большая работа по атеистическому воспитанию населения способствовали изживанию религиозных предрассудков. В бывших мечетях созданы клубы, дома культуры и другие просветительные учреждения. Однако среди стариков и частично женщин еще сохраняются некоторые религиозные верования и обычаи. Особенно стойко держится обычай уразы — месячного поста, во время которого разрешается есть и пить только ночью. Ураза разрушает здоровье и снижает трудоспособность в самое горячее для колхозников летнее время. Было бы преждевременным считать, что религиозные пережитки ликвидированы полностью и задачи научно-атеистической пропаганды уже не стоят в порядае дня. Вместе с тем следует отметить, что и до Великой Октябрьской революции в народе Кабарды и Черкесии получили распространение атеистические настроения, нашедшие отражение в Фольклоре.

Народная медицина и здравоохранение

Тяжелые условия жизни, культурная отсталость, несовершенство жилищ, отсутствие гигиенических навыков в прошлом немало способствовали распространению различных болезней. Особенно страшны были эпидемии. Когда в 1893 г. в Терской области вспыхнула эпидемия холеры, то наибольшее число смертных случаев имело место в Нальчикском округе (теперешней Кабардино-Балкарской АССР). Из 4233 заболевших умерло 2338 человек. В одном из участков из 110 заболевших умерло 104 человека. В этом не было ничего удивительного, так как на весь округ в разгар эпидемии имелся один врач, на котором лежали также функции полицейского врача. Подлинным бичом населения был эндемический зоб. До революции в Кабарде им болело 60—80% жителей.

При болезнях обращались к знахарям, которые давали дыуэ — амулеты в виде молитвы, написанной на бумаге. Их зашивали в тряпочку и носили на шее или смывали письмена с бумаги водой, которую затем давали пить больному. При.малярии зажигали змеиную кожу и вдыхали ее запах. Особые верования и процедуры были связаны с оспой и ее лечением. В доме, где находился больной оспой, нельзя было плакать, горевать, чтобы не обидеть «почетного гостя», как называли оспу8. Устраивали танцы, пели, рассказывали сказки. Существовала особая песня, якобы способствовавшая выздоровлению от оспы.

Во время родов прибегали к пом@щи знахарок и бабок. В трудных случаях искали женщину с двумя сросшимися пальцами, и она должна была переступить через роженицу, что якобы облегчало роды. Больной давали пить воду из чувяка мужа. Наконец, при наличии опасности обращались к мулле, который писал дыуэ.

Скотоводство, как одно из важнейших занятий кабардинцев и черкесов, не могло не создать среди них людей, знакомых с лечением переломов и вывихов, столь частых в условиях горной пастьбы скота. Опыт, полученный на животных, переносился лекарями и на людей. Этот опыт включал наложение неподвижной повязки, в которой гипс заменяли тестом, а бинт — тряпками. Применялись шины из палочек. Концы нескольких тонких дощечек скреплялись веревочкой и образовывали своеобразный футляр, плотно охватывавший вывихнутую или поломанную конечность, забинтованную и обшитую войлоком. Однако наряду с этими хотя и примитивными, но рациональными способами лечения знахари являлись рассадниками невежественных и суеверных представлений о болезнях и их причинах.

Несмотря на культурную отсталость, к концу XIX в. в народе усилилось сознание необходимости (врачебной помощи. Так, в 1885 г. на совещании доверенных Кабарды был вынесен «приговор» об устройстве на средства населения медицинской части и приглашении врача. Но из-за отсутствия подходящего здания для приемного покоя, несмотря на настойчивые требования населения, этот «приговор» остался невыполненным. В 1913 г. в Кабарде имелась только одна больница на 12 коек. Еще хуже было поставлено здравоохранение в Черкесии. Население Баталпашин- ского отдела (современной Карачаево-Черкесии) обслуживалось до революции одним фельдшерским пунктом.

Современные Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия охвачены широкой сетью медицинских учреждений — больниц, поликлиник, медицинских пунктов, родильных домов, аптек и т. д., для которых отведены и строятся новые хорошие здания в городах и селениях. В 1958 г. в больницах Кабардино-Балкарской АССР насчитывалось более 2 тыс. коек. В республике работает около 600 врачей (не считая зубных) и около 2300 человек среднего медицинского персонала. В Карачаево-Черкесской автономной области — около 300 врачей и более 800 человек среднего медицинского персонала. Коренное улучшение медицинского обслуживания помогло ликвидировать эпидемические болезни, массовые заболевания эндемическим зобом и вообще резко сократи гь заболеваемость и смертность Широко поставлена профилактическая работа.

Медицинская помощь пользуется большой популярностью не только среди молодежи, но и среди стариков, хотя раньше местные жители,

особенно женщины, избегали обращаться к врачу, чему немало способствовала агитация мусульманского духовенства. Создан актив среди колхозников и колхозниц, помогающий врачам в проведении санитарной работы и обслуживании больных. Среди медицинских работников значителен процент кабардинцев и черкесов.