Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Негидальский вариант сказаний восточных тунгусов
Этнография - Фольклор и этнография народов мира

Негидальский вариант сказаний восточных тунгусов

Среди разнообразных жанров эвенкийского фольклора в особую группу не случайно выделены сказания дальневосточных эвенков, как это сделано Г. М. Василевич в работе «Исторический фольклор эвенков», включающей запись текстов сказаний и преданий с переводом на русский язык и комментариями.

В названном труде Г. М. Василевич впервые опубликовано самое большое из имеющихся в нашем распоряжении число текстов этих сказаний. Кроме того, во введении дана их общая развернутая характеристика, касающаяся как содержания, так и формы, с очень интересными и иногда смелыми попытками, историкоэтнографического толкования встречающихся в тексте собственных имен героев и героинь в плане сближения с родовыми и племенными наименованиями не только самих эвенков, но и других народностей, таких как, например, кидане, урянхайцы, шивеи, монголы и т. д. Редкие географические наименования Г. М. Василевич также интерпретируются как имеющие реальную основу (р. Онон, земля Сивир, Кидан и уранкаев), что позволяет автору ставить вопрос о большей близости эвенкийских героических сказаний к эпосу.

Г. М. Василевич справедливо указывает также на наличие сходного рода произведений устного творчества у другой, близкородственной эвенкам, тунгусоязычной народности, а именно у эвенов. Поэтому очерчивая границы распространения восточноэвенкийских сказаний, проходящие к востоку от линии рек Зея—Селемджа—Учур—Алдан до Охотского моря, включая о. Сахалин, на прилагаемой карте-схеме Г. М. Василевич охватывает и районы Охотск-—Ола—верховья Колымы.

Имеющиеся у меня материалы позволяют подключить к указанной териртории, на которой представлены сказания восточноэвенкийского типа, р. Амгунь не только в верхнем ее течении, где проживают эвенки, но также среднюю и нижнюю ее части, от Чукчагирского озера в районе г. Полины Осипенко, ранее сел. Керби, на протяжении свыше 300 км вниз до с. Им, в 100 км от устья Амгуни, где расселена третья близкородственная эвенкам и эвенам народность тунгусской группы, а именно негидальцы.

Мои записи сказаний-нимнгакан сделаны 40 с лишним лет тому назад, в 1926—1927 гг., на р. Ольчуган, берущей начало из Чукчагирского озера, и впадающей в р. Амгунь в нескольких километрах вниз от г. П. Осипенко, и в сел. Им от негидальцев, молодых мужчин: первая — от Николая Сидоровича Семенова из рода Чукчагиль, 32 лет, вторая — от Михаила Григорьевича Соловьева из рода Нясихагиль, 28 лет.

Так как первая из упомянутых записей более совершенна, носит законченный характер и по объему своему довольно значительна (около 2,5 печатных листов негидалъокого текста), то я и остановлюсь на характеристике ее особенностей.

Это сказание об Омусликоне-богатыре. Подобно героям других сказаний, опубликованных Г. М. Василевич, Омусликон- богатырь — пеший охотник, живущий в Средней земле. Из родных у него есть только младшая сестра Секанкан. И с самого своего рождения брат и сестра не видели других живых людей (уранкай бэйэ) (в качестве собственно негидальского эквивалента рассказчик в виде пояснения привел иникин бэйэ).

Следует отметить, что в восьми из тринадцати опубликованных Г. М. Василевич эвенкийских сказаний повествование начинается с указания на то, что герой сказаний — одинокий богатырь; в остальных пяти это два брата или три девицы, или старуха, или муж, жена и дочь и, наконец, брат с младшей сестрой. Негидальский вариант примыкает по зачину, как указывалось выше, к последнему случаю.

Далее в отличие от эвенкийских сказаний негидальский вариант не имеет традиционного вступления типа «давным-давно, когда земля только становилась, когда на небе была тройная радуга и вода рек впервые ручейками потекла». Нет в начале повествования и указания, что Омусликон жил в чуме-утане, хотя в дальнейшем это выясняется. Вместе с тем негидальский вариант отличается стройностью и сложностью композиции.

Анализируемое негидальское сказание состоит из двух больших циклов, в которых речь идет о жизни и похождениях двух поколений героев. В первой части параллельно развивается не только сюжет о самом пешем охотнике Омусликоне-богатыре, но и о младшей его сестре — Секанкан-девице. Вторая часть посвящена описанию событий, связанных с младшим поколением, а именно с сыном Омусликона Хорунгучоном и с его двоюродной сестрой, дочерью Секанкан, Дарпикчан-девицей.

Помимо названных четырех ведущих действующих лиц — героев сказания, вокруг которых развиваются все основные события, в него органически вплетаются еще добрых полтора десятка персонажей.

Отец (Омусликон) и сын (Хорунгучон), богатыри Средней земли в конце своих скитаний (в поисках себе жены) женятся на младших сестрах богатырей Верхней земли. Женой Омусликона становится Нюлтокчан-Солнце-девица, женой Хорунгучона — Дэйикчан-крылатая девица-кедак. В обоих случаях богатыри Верхней земли — Дяларгуниндя, старший брат Нюлтокчан и Тыргуниндя, старший брат Дэйикчан — не только не возражают против брака своих сестер с представителями Средней земли, но и дают им в приданое большие стада домашних оленей. В известной мере брак богатырей Средней земли является как бы заслуженной наградой за спасение представительниц Верхней земли от притязаний на них авахи — богатырей Нижней земли. Так авахи Долбориндя-Ночной богатырь погибает в схватке с Омусликоном, так как Нюлтокчан, которой ненайистек этот претендент в мужья, принимает активное участие в исходе поединка и добывает душу авахи в виде змееныша. Что касается Хорунгучона, то он не только сам ввязывается в борьбу жителей Верхней земли с напавшими на них злобными авахи, но вовлекает в эти схватки и всю свою родню.

Сестра Омусликона (и тетка Хорунгучона) Секанкан-девица также выходит замуж за богатыря Верхней земли, носящего имя Чинданиндя-Пташка, который по ее требованию переселяется со своим оленьим стадом на Среднюю землю и вместе со своим зятем Омусликоном ходит на охоту. Но прежде чем Секанкан могла выйти замуж по своему желанию, ей пришлось спасаться бегством и затем вступить в бой с навязчивым женихом — Син-гуниндей — богатырем Северной стороны.

Помимо представителей Среднего, Верхнего и Нижнего мира, а также Северной стороны в сказании выступают семь заморских братьев-богатырей. Их сестра, Нюнгуйдэк-девица, становится второй женой Хорунгучона. При этом она вынуждена выйти замуж «убегом», т. е. без согласия своих старших братьев, которые убивали всех ее прежних женихов, по-видимому, не желая выпускать из своих рук приданого сестры. Явившись с целью отомстить Хорунгучону и его родне, эти заморские богатыри погибают в поединках один за другим, начиная со старшего — Гул-бонинди. Но самый младший, Олданиндя, попросил у Омусликона сохранить ему жизнь, на что Омусликон великодушно согласился, считая, что за его родней все же была доля вины, но что вступили они в бой по вызову и если истец считает, что поединок надо кончить, надо кончать. В заключение Олданиндя просит отдать ему в жены Дарпикчан-девицу и, получив согласие, женится на ней.

Так же как и в сказаниях дальневосточных эвенков, в негидальском сказании Омусликон-мата вся прямая речь действующих лиц поется, причем каждый персонаж имеет свой характерный запев, а именно: Омусликон — арилъ-арилъ, Секанкан — ки- манин’киманин, Сингуниндя — дайки-дайкияй, Долбориндя — дынгды-дынгдыей, Нюлтокчан — эвиронин-эвиронин, Чинданиндя— чиндала-чиндалай, Хорунгочон — гене-генё, Нюнгуйдэк — дэйэг-дэйэгмо, Дэйикчан — йевидай-йеку-йевидай-йеку, Дарпикчан — гасар-гасар, Гулбониндя — гулбор-гулбор, Олданиндя — олдер- олдеро, первая девица кедак — гейу-гейукай, вторая девица ке-дак — чевитойай-чевитойай, авахи — дэве-дэведокай. Этими запевками или припевками прямая речь героя не только начинается, но и перемежается. В ряде случаев имя действующего лица не сообщается (первая и вторая девица кедак, авахи) или становится известным слушателю позже, но запевка является как бі.г отличительным штрихом персонажа.

Чтобы дать общее представление о композиции (капания об Омусликоне, приведем перечень отдельных моментов, отражающих развитие сюжета.

1. Омусликон с младшей сестрой Секанкан живут одни. Он охотится на зверя и птицу, она хозяйничает дома — вялит мясо, сушит шкуры. Омусликон — отличный охотник, который «мимо своего бока не пропустит зверя с восмью половинками копыт, не даст пролететь над головой птице перелетной». Сестра — под пару брату: такая проворная, что успевает разделать принесенную им добычу «пока котел поспеет». Поэтому и около жилища вместо щепок — разбитые мозговые кости, вместо гальки — позвонки, вместо хвойных веток подстилкой служит шерсть.

2. Появляется богатырь Северной стороны Сингуниндя. Секанкан решительно отказывается стать его женой и исчезает — улетает. Сингуниндя бросается за ней в погоню.

3. Омусликон, в полном одиночестве, продолжает охотиться. Но через несколько месяцев задумывается и, не желая «стать посмешищем в глазах потомков из-за того, что состарится в одиночестве там, где родился», решает отправиться взглянуть, какова же длина и ширина его родной земли.

4. Осмуликон снаряжается в путь: в старинном амбаре за домом отыскивает стрелу и копье с загнутыми назад остриями, огромный лук из половины лиственницы, колчан из целой нерпичьей шкуры, двойное одеяние из лосиной шкуры — обувь, штаны, кафтан, шапку, рукавицы, широкий ремень-пояс.

5. Прощанье с жилищем, заменявшим Омусликону отца, и с очагом, заменявшим ему мать. Превращение жилища ударом пятки в огромное дерево, о которое будут сдирать кожицу с рогов звери и на котором будут кормиться птицы. Пуск в дерево стрелы: если не упадет — хозяин жив, если упадет — умер.

6. Первый этап пути Омусликона, который идет, не останавливаясь, узнавая ночь по звездам, день — по солнцу. Голос девицы с запевкой «дэйег-дэйегмо», предупреждающей Омусликона об опасности.

7. Омусликон видит след будущего где-то впереди на одноногой стальной лощади — сначала это след годичной давности, затем — в месяц, в неделю, потом утренний и наконец, совсем свежий — с взбаламученной водой. И он нагоняет Пятиголового богатыря Западной ночной стороны Долбориндю, который также едет сватать Нюлтокчан-Солнце-девицу в Верхнюю землю.

8. Поединок Омусликона с Долбориндей, который, будучи убит, оживает. При второй схватке одолеть Долбориндю помогает Нюлтокчан-девица, сбросившая добытую ею змею-душу авахи, которую Омусликон разрывает на части. Останки врага Омусликон сжигает. Во время поединка появлялась также девица с запевкой «дэйег-дэйегмо», с упреками к Омусликону в равнодушном отношении к ее предупреждениям, а также сестра Секанкан, убегающая от преследующего ее Сингунинди. в

9. Омулсикон продолжает путь. Его нагоняет Сингуниндя и снова клянчит у него сестру в жены. Позже появляется Секанкан, она сбрасывает брату короб с едой и сама спускается побеседовать. Снова показывается Сингуниндя, и Секанкан, не желая впутывать брата в поединок, улетает.

10. Омусликон добирается до бревенчатого жилища-ампаринди и в сенях видит слугу и служанку, которые трудятся до поту. В доме же хозяин Дяларгуниндя угощает ранее дошедшего сюда Сингуниндю, который нахально требует у Дяларгунинди отдать ему в жены младшую сестру. За это Дяларгуниндя вызывает Сингуниндю на поединок, но щадит его из-за обещания последнего отдать победителю в жены свою сестру.

11. Сватовство Омусликона, который вежливо и с достоинством объясняет, что привело его сюда — и зверь, и птица живут парами. Дяларгуниндя в свою очередь не видит ничего плохого в том, что человек, чтобы стать человеком, у другого человека человека просит — таков обычай. Но решить этот вопрос должна сама девушка — если скажет, что согласна, он препятствовать не станет, если же нет — силой гнать не будет. Дяларгуниндя указывает Омусликону, как пройти к дому сестры, который находится в горе.

12. Омусликон, войдя через вход в горе, поражен убранством жилища и светом в нем. Нюлтокчан-Солнце-девица угощает его, одевается в лучшие одежды — от украшений шеи не повернуть, браслеты тройные, одевает во все новое Омусликона, у которого верхняя из двойной одежды вся износилась, нижняя покарежилась, и они отправляются к ее старшему брату Дяларгунинде.

13. Угощение у Дяларгунинди и просьба Нюлтокчан дать ей в приданое на дальний путь оленей. Дяларгуниндя отвечает, что он и без ее просьбы поступил бы так.

14. Отъезд молодых. Верховой олень Нюлтокчан — белый как снег от середины туловища к голове и черный к задней части. Прощальная речь Нюлтокчан, обращенная к старшему брату.

15. Встреча в пути с Секанкан. Нюлтокчан укоряет Омусликона за его равнодушие к единоутробной сестре. Они делают привал, Омусликон быстро ставит чум-дюкча, разводит костер, Нюлтокчан готовит еду, потом они играют.

16. Ночное появление Сингунинди. Он будит всех, заявляя, что след Секанкан кончается у их чума. Страх Секанкан, которая не хочет в единоборстве с ненавистным ей женихом решить свою судьбу. Уговоры Нюлтокчан.

17. Поединок Секанкан и Сингунинди, который не может сдвинуть ее с места и которого она бросает на землю.

18. Омусликон и Нюлтокчан в это время продолжают путь. Их сначала обгоняет Секанкан, пролетевшая птичкой над караваном, а затем за хвост последнего оленя цепляется Сингуниндя, нахально требующий у Омусликона отдать ему свою жену, к которой он-де сватался первым. Омусликон вступает в борьбу с Сингуниндей, валит его на землю и отрезает ножом голову, которую отбрасывает в сторону.

19. Прибытие Омусликона домой, где его уже ждут жена Нюлтокчан и сестра Секанкан.

20. После женитьбы Омусликон по-прежнему ходит на охоту, убивая по три лося в день, которых проворно раздедывает его жена.

21. Беременность Нюлтокчан и рождение сына, который растет быстро, как трава; за одну ночь становится годовалым, через десять дней — десятилетним.

22. Появление нового жениха Секанкан — Чинданинди. Та смущается и дает обещание выйти за него замуж лишь при условии, что он поселится здесь. Чинданиндя пригоняет свое стадо из Верхней земли, берет Секанкан в жены и поселяется по соседству с Омусликоном, вместе с которым и ходит теперь на охоту.

23. Сын Омусликона и Нюлтокчан просит мать или отца дать ему имя, так как птички, на которых он уже охотится, смеются над ним. Родители отправляют его к дяде Чинданинде и тетке Секанкан. Последняя дает ему имя Хорунгочон.

24. Хорунгочон подрастает и начинает помогать отцу и охоте, убивая выслеженного тем зверя. Затем уже охотится самостоятельно, отец отдыхает.

25. Хорунгочон просит отца и мать указать, где ему найти невесту. Мать называет сестру Семи заморских богатырей, но предупреждает, что с ними будет трудно справиться, и отсылав его за советом к тетке Секанкан. Та говорит, что знает одну девицу из Верхней земли.

26. Пока Хорунгучон снаряжается в путь, из Верхнего мира прилетает крылатая девица-кедак с просьбой к Омусликону прийти на помощь богатырям Верхней земли, которых одолевает авахи — богатырь Нижнего мира. Нюлтокчан отказывает ей, говоря, что там, где не устояли богатыри Верхней земли, не может победить богатырь Средней земли.

27. Снова прилетает другая девица-кедак из Верхней земли и просит о помощи. Тогда Хорунгучон отправляется посмотреть, дав родным слово не ввязываться в поединок с чертом-авахи.

28. Добравшись до Верхнего мира, Хорунгучон сначала наблюдает за поединком богатырей Верхней земли с богатырем Нижнего мира, но потом не выдерживает и сам вступает с ним в бой. Он очень ловок и увертлив, но ему не одолеть богатыря Нижнего мира. Прилетает его двоюродная сестра Дарпикчан, дочь тетки Секанкан, укоряя за то, что он вступил в бой. Затем появляется оповещенный ею отец Чинданиндя. Далее на помощь прибывает отец Хорунгучона Омусликон. Ему удается одолеть черта-авахи, которому он отрубает голову и крошит внутренности. Но тот оживает снова. Омусликон опять вынужден вступить в бой с авахи, потом к нему на помощь подскакивает Хорунгучон и, далее, Чинданиндя. Но победить врага им удается только благодаря помощи Дарпикчан, которая бросает им душу авахи — два черных яйца, которые Омусликон разбивает о лоб черта. Омусликон с Чинданиндей возвращаются домой.

29. Хорунгучон же направляется в дом трех девиц Верхнего мира, которые спрашивают его, что он хочет получить в награду — человека или вещи-драгоценности. Он отвечает, что пришел в поисках человека. Тогда одна из девиц — Дэйикчан — идет за советом к своему старшему брату Тырганикану. Но тот предлагает ей самой рассудить, как надо поступить с человеком, который из-за них принял столько трудов. И Хорунгучон берет Дэйикчан в жены. Ложась спать, Дэйикчан спрашивает, не встречал ли Хорунгучон в пути к ним кого-либо. Тот отвечает, что ему встретилась сестра Семи заморских богатырей Нюнгуйдэк. Дэйикчан решает устроить на следующий день игрище-хоровод, на который Нюнгуйдэк тоже явится.

30. На другой день Хорунгучон, ударив себя в голову, превращается в иглу для вышивания и прячется меж корней огромной лиственницы, у которой молодежь должна собраться для хоровода. Нюнгуйдэк чует его присутствие, но найти его не могут. Когда же все расходятся, он уговаривает Нюнгуйдэк выйти за него замуж. Она согласна, но предупреждает, что к ее братьям ему идти нельзя — ни одного из ее женихов они не выпускали живьем назад. И готова идти к нему без приданого, если он не возражает.

31. Старший брат Дэйикчан Тыргуниндя (Тырганикан) дает ей в приданое стадо домашних оленей, которое заполняет три мари-болота, и сотню оленей, связанных цугом в караван. Столько же оленей он дал бесприданнице Нюнгуйдэк. Дэйикчан, разряженная так, что шеи не повернуть от ожерелий, позванивая украшениями на одежде и надев тройной браслет, откинувшись на своем верховом олене, обращается к старшему брату с прощальным словом.

32. Хорунгучона с двумя его женами приветливо встречают родные — Омусликон с Нюлтокчан и Секанкан с Чинданиндей.

33. Ночью Секанкан снится сон, будто к ним заявились братья Нюнгуйдэк. И, действительно, те явились к полудню. Они начинают поединок. Сначала с ними бьется Хорунгучон и двоих старших братьев своей «убегом» ушедшей жены Нюнгуйдэк он убивает, но третий ранит его. Тогда в бой вступает дядя Чинда- ниндя, который также убивает следующих двоих, но третий ранит его. Наконец, в поединок вступает Омусликон, который убивает пятого и шестого из братьев; тогда седьмой, самый младший, Олданиндя просит пощадить его.

34. Дарпик-девица, дочь Секанкан и Чинданипди, племянница Омусликона, выходит замуж за младшего брата Нюнгуйдэк — Олданиндю. Тот справляет свадьбу, убив двух жирных лосих.

В. И. ЦИНЦИУС