Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ Италии ретороманцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Под названием «ретороманцы» объединяются несколько народов. Это — руманши, ладины и фриулы. По языку и культуре все три ретороманских народа близки друг другу, но общей письменности не существует.

Руманши и часть ладинов живут в Швейцарии^ долине реки Инн в кантоне Граубюнден (о них см. главу «Народы Швейцарии», стр. 305).

В Италии ладины (14 тыс. человек) населяют несколько долин Доломитовых Альп вокруг массива Селла (итальянская область Трентино-Аль- то-Адидже). Они постепенно ассимилируются окружающим итальянским и тирольским населением. В наши дни чисто ладинскими остались лишь районы, расположенные по долинам рек Гадеры, Гардены, Авизио, Боите и в верхней долине реки Кордеволе, но еще несколько десятилетий назад ладины сохраняли свой диалект также в долинах Соль и Нон по реке Ноче, в верхней долине реки Пьяве и в некоторых других районах. Подавляющая масса итальянских ладинов двуязычна и говорит на своем языке только дома. В их диалекте имеется несколько говоров.

Предками итальянских ладинов считают древние альпийские племена ретов. По немногочисленным свидетельствам об этом народе античных авторов, а также по эпиграфическим материалам, многие ученые пришли к выводу, что язык ретов был близок к этрусскому. Ретские племена занимали несколько изолированных альпийских долин. Реты были воинственным и свободолюбивым народом и оказали упорное сопротивление римской экспансии. Риму удалось подчинить их лишь в 15 г. до н. э., после чего здесь была основана провинция Реция, однако реты долгое время сохраняли свой язык и нравы. Романизация районов, населенных ретами, произошла лишь к V в. н. э.

В конце V в. Реция была завоевана остготами, в VI в.— баварами и лангобардами. Германизация области продолжалась и в последующие века, но население по-прежнему сохраняло в своем языке многие ретские элементы. В XVI в. была создана ретская письменность.

До наших дней сохранили ладины свои сказки и саги, действующими лицами которых выступают древние реты.

Большинство итальянских ладинов живет в сельских местностях.

Горные ладины занимаются главным образом пастбищным животноводством. Земледелие развито меньше. Немалую роль в экономике населения играют промыслы, связанные с обслуживанием туристов, которых привлекают красоты Доломитовых Альп: многие ладины работают альпийскими проводниками, содержат небольшие гостиницы, сдают туристам комнаты и пр.

Вековые традиции имеет художественная обработка дерева. Резчики из долины реки Гардены используют для работы альпийскую сосну чембро, стволы которой достигают высоты 15 м. Из них со времен средневековья изготовляют кр1упные скульптуры, чаще всего статуи святых, мелкие статуэтки и игрушки в виде человеческих фигурок и животных.

У ладинов распространен вариант альпийского дома, который состоит из каменного жилого здания и вплотную пристроенной к нему срубной постройки для хозяйственных нужд. Над ними возведена общая крыша.

Наиболее многочисленный ретороманский народ— фриулы (около 400 тыс. человек в 1960 г.). Они живут на северо-востоке Италии в провинции Удине (область Фриули-Венеция-Джулия). Эта провинция охватывает пространство между рекой Ливенцой и верхним течением реки Пьяве на западе, Карнийскими и северо-западной частью Юлийских Альп на севере, восточными частями бассейна реки Изонцо на востоке и Адриатическим морем на юге.

Этническая история фриулов сложна. Первыми обитателями их области, упоминаемыми в истории, были племена эвганеев, этническая принадлежность которых неясна; вероятно, они жили здесь с эпохи неолита. С этим народом связывают одну из культур бронзового века, известную под названием культуры кастельер. Кастельеры — это укрепленные стоянки, расположенные чаще всего на вершинах холмов. Эвганеи окружали свои поселения дву- мя-тремя каменными стенами, сложенными всухую из эрратических камней. В начале I тыс. до н. э. на северном берегу Адриатического моря появились венеты, по языку близкие к иллирийцам. Они завоевали и ассимилировали часть эвганеев. Другая часть этого народа была вытеснена венетами с Фриульской равнины в Альпы, где они смешались с ретскими племенами. В начале IV в. до н. э. на территорию современной области Фриули вторглось кельтское племя карнов. Они несколькими волнами перешли через Альпы и оттеснили венетов к морю. В 183 г. до н. э. римляне основали здесь Аквилею, ставшую впоследствии не только их военным оплотом, но и очагом римской культуры. К I в. до н. э. вся эта область была завоевана римлянами. Романизация ее населения (IV—V вв. н. э.) явилась важной вехой в формировании фриулов.

В раннем средневековье область Фриули подверглась нашествиям германских и других племен (вестготов, гуннов, остготов, лангобардов), в VII— VIII вв. сюда проникли славяне, которые частично смешались с фриулами. В дальнейшем, особенно в новое время, фриулы подверглись сильному итальянскому влиянию. Сейчас у них почти нет национальной литературы на своем языке. Литературный язык и язык школы — итальянский.

По типу хозяйства фриулы близки к итальянцам соседних областей Северной Италии. Как в горах, так и на равнине разводят крупный рогатый скот; отходы от переработки молока и кукурузу используют для выращивания свиней. Но главные занятия фриулов на равнинной части — земледелие (пшеница, кукуруза, овощи, лен, конопля), а также виноградарство, садоводство и шелководство.

Крестьянки сами обрабатывают лен и овечью шерсть Из шерсти вяжут чулки, свитеры и головные уборы. Главная тяжесть крестьянского труда ложится на плечи женщин. Многие мужчины уходят на заработки в другие районы Италии или за границу — на строительные и дорожные работы каменотесами, каменщиками.

Типы застройки усадьбы и жилища фриулов довольно разнообразны. Наиболее древний тип представлен так называемыми casoni. Это хижины из соломы и болотного камыша. В плане они составляют прямоугольник размером 3 X 4 кв. м. Иногда встречаются круглые казоны. Стены их, сплетенные из тростника и камыша, достигают высоты 2 м. Крыша четырехскатная, очень крутая. Дым выходит сквозь отверстие в крыше или через дверь. Окон в ка- зонах нет. Сейчас казоны служат жилищем рыбаков лагуны Градо, где они живут значительную часть года и круглый год хранят принадлежности для рыбной ловли.

В некоторых равнинных районах Фриули распространен тип застройки усадьбы, напоминающий corte других областей Италии (см. стр. 560). С улицей двор сообщается обычно длинным закрытым коридором, проходящим через одну из построек. Из-за частых дождей ток для молотьбы помещается не в середине двора (как, например, в Средней Италии), а в особом закрытом помещении. Одна из стен ограды является, как правило, общей для двух соседних дворов.

В некоторых горных и предгорных районах области (Карнийские Альпы) распространен так называемый карнийский дом (casa carnica). Это один из вариантов альпийского дома, имеющий, однако, ряд особенностей. Этот дом (обычно двух- или трехэтажный), имеет обширные галереи и дугообразные портики, что делает его похожим на городские дома некоторых северных областей Италии. Лестница чаще внутренняя. К одной из стен кухни примыкает особая пристройка, в которой находится очаг. Из кухни в пристройку попадают через широкий проем. Огонь разводят на низком каменном помосте посредине этого помещения. Вдоль трех стен здесь стоят высокие скамейки. Над очагом в потолок вмурован огромный вытяжной колпак (паре). Остов его представляет собой проволочную решетку, на которую наслаивается гипсовая штукатурка. Зимой в этих очажных пристройках семьи фриульских крестьян проводят большую часть дня. Здесь устраивают посиделки,, сопровождаемые пением народных песен и пр. Слово «паре» стало символом традиционной жизни фриулов. В Фриули издается даже журнал «Sot la паре» («Под дымоходом»).

Неотъемлемая принадлежность фриульской кухни — так называемый очажный таган. Он представляет собой П-образную железную раму, в середине верхнего бруска которой прикреплена толстая цепь, оканчивающаяся крюком. На него подвешивают медный котел для приготовления поленты. Близ очага на пристенных полках расставляют остальную кухонную утварь — бронзовые сосуды различной емкости, керамические блюда и пр. Очень архаичен каменный сосуд для хранения топленого масла, называемый piere da ont. В прошлом такие сосуды широко бытовали во многих альпийских районах Италии, а также в пограничном с ней швейцарском кантоне Тичино.

До конца XIX в. фриульское жилище сохраняло традиционный интерьер. В середине столовой обычно стоял обеденный стол, нередко украшенный тонкой резьбой, а вокруг него изящные стулья из орехового дерева. Непременной принадлежностью столовой был большой ларь для хранения зерна и фасоли, форма и мотивы резьбы которого менялись от местности к местности, и буфет. В столовых состоятельных фриулов имелся письменный стол и стенные часы с деревянными колесами. В спальне стояла широкая деревянная кровать, отделанная резьбой или интарсией. Тюфяк обычно набивали обертками от кукурузных початков. Наволочки и простыни принято было украшать вышивкой ришелье красными нитками. Подле кровати ставили детскую колыбель-качалку. В спальне же стоял свадебный ларь, украшенный резьбой.

Орнаментальные мотивы резьбы, украшающей фриульскую мебель, имели много общего как с резьбой Каринтии и Тироля, так и с резьбой венецианских районов. В наше время от традиционной обстановки фриульского жилища сохраняются лишь отдельные элементы, например буфет, свадебный ларь, деревянные кровати. Остальная мебель заменена современной, общепринятой в Италии.

Как и жители других районов Италии, фриулы употребляют главным образом растительную пищу. Она отличается большим разнообразием и тщательностью приготовления. Есть и блюда, неизвестные в других областях, в частности из репы. Характерное для фриулов блюдо — brovade: репу, выдержанную в виноградных выжимках, протирают на специальной терке, после чего она превращается в нити, подобные тонким макаронам. Из репы, перебродившей в виноградных выжимках, варят суп. Излюбленное блюдо — пельмени, начиненные творогом и изюмом и приправленные коровьим маслом.

Фриулы перестали носить традиционный праздничный костюм уже в начале нашего века.

В настоящее время в фриульских деревнях бытует лишь будничный женский костюм, состоящий из грубой полотняной рубашки (camicia), корсажа (corpetto) и длинной широкой юбки, сшитой так, что ее можно подворачивать и связывать узлом во время работы. Фриулки продолжают носить головной платок и местную традиционную обувь. Мужской традиционный будничный костюм не носят даже старики. Из обуви наиболее типичны деревянные башмаки с приподнятым носом, выдолбленные из кленового дерева (dalminis). В горных фриульских деревнях, как и в других горных районах Италии, Франции и Швейцарии, подошвы таких ботинок имеют 6—9 стальных шипов, чтобы они не скользили по камням.

Особенности горных местностей повлияли на своеобразие многих фриульских орудий труда и утвари, которые сделаны так, чтобы при переносе их оставались свободными руки. Например, имеется несколько видов спинных носилок для сена и других тяжестей, деревянные наспинные сосуды для молока и пр.

Фриули богата лесом, и поэтому многие предметы быта и орудия труда крестьяне изготовляют из дерева (бочки, ступы, ведра, скалки, льномялки). Из камыша и дерева ремесленники делают корзины, мебель, повозки, на которых зимой перевозят сено с гор; телеги с двумя самоопрокидываю- щимися корзинами и четырехколесные ручные тележки, которые тянут обычно несколько женщин.

Народное искусство фриулов представлено главным образом художественной обработкой дерева. Богатейшие коллекции фриульской утвари, предметов быта и произведений народного искусства собраны в этнографических музеях в городах Удине и Тольмеццо.

Из семейных обрядов лучше всего сохранились свадебные обряды, во многом сходные с итальянскими.

В некоторых фриульских деревнях девушки, собирающиеся выйти замуж, гадают в рождественскую ночь, чтобы узнать, кто будет их женихом. Распространено поверье, что девушка, которая встанет на рождество раньше всех в доме и причешется на заре, в этом году выйдет замуж. Фриулы непременно совершают торжественную церемонию транспортировки приданого из дома невесты в дом жениха с точным соблюдением установленных правил: перенос всегда происходит за два дня до свадьбы, в вечернее время; на равнине погружают на повозку, запряженную волами и погоняемую младшим братом или младшим кузеном жениха, сундук. В горах приданое переносят в корзинах. В момент выезда повозки невеста разламывает прут и бросает его обломки через плечо, чтобы разрушить таким образом любое колдовство, которым могли ее околдовать. После прибытия приданого жениху стелют брачное ложе, на котором в канун свадьбы он должен спать в обществе своего ближайшего друга.

В некоторых местах во время венчания жених становится на колени на край юбки невесты, признавая этим ее власть над собой, невеста старается надеть обручальное кольцо без помощи жениха, чтобы подчеркнуть свою независимость от воли будущего мужа. В Карнии по выходе из церкви после венчания жених платит «выкуп» молодежи той деревни, откуда невеста.

Многие церемонии сопровождаются у фриулов исполнением традиционных песен — виллот.

По официальной религии фриулы — католики. Но среди крестьян очень устойчивы народные верования, отразившиеся в легендах и преданиях, восходящих к дохристианскому времени.