Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Художественное стекло итальянцев. Художественные ткани и ковры
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Давние традиции имеет в Италии производство художественных изделий из стекла. Всемирно известны венецианские мастера-стеклодувы. Первые сведения о производстве стекла на венецианских островах относятся к X—XII вв. В XIII в. здесь были открыты стекольные мастерские. Вероятно, в них работали бежавшие из разгромленного турками Константинополя (1204 г.) византийские мастера. С этого времени стеклянные изделия Венеции стали проникать на европейские и азиатские рынки.

Вначале стеклянные мастерские находились в самой Венеции; в конце XIII в. из-за опасности возникновения пожаров все мастерские были перенесены на остров Мурано, расположенный в 2 км от столицы Венецианской республики. В то время в мастерских делали стеклянные бусы, бисер, пуговицы и другие украшения женского туалета, известные под общим названием conterie, а также подделки под драгоценные камни, искусственный жемчуг и горный хрусталь.

Во второй половине XV в. было изобретено бесцветное стекло. Муран- ские изделия из него отличались большим разнообразием и причудливостью форм. В конце XV — начале XVI в. венецианские мастера изготовляли главным образом сосуды, подражающие по форме серебряным готическим,— вазы, чаши, фляги, бокалы из цветного стекла, однотонного или разноцветного, так называемого агатового, свадебные кубки на высоких ножках (сорре nuzicile) с портретами жениха и невесты. Часто сосуды украшали росписью эмалевыми красками с позолотой. Делали и сосуды из так называемого мозаичного стекла, украшенного пестрыми разноцветными стеклянными вставками в виде звездочек, розеток и пр. (vasi fioriti). В начале XVI в. в Мурано изобрели новый способ украшения — филигрань — введение в стеклянную массу разноцветных или белых молочных стеклянных нитей, часто спирально скрученных. Особенно удавались венецианским мастерам так называемые сетчатые сосуды, в которых нити образовывали сетку с ромбическими или квадратными ячейками; в центре ячеек располагались маленькие воздушные пузырьки.

В конце XVI и начале XVII в., когда в Европе увлекались коллекционированием фарфора, вывезенного из Китая, венецианцы пытались имитировать фарфор в стекле. В это время для Мурано характерны изделия из стекла молочного цвета (Icitlicinio), с росписью красками или с позолотой — «поддельный фарфор» (porcellana contrcifcicta). Но продолжали выпускать и сосуды из бесцветного стекла. Типичной и распространенной формой становится бокал с верхней частью в виде опрокинутого колокола или воронки на тонкой ножке. Постепенно форма ножек усложнялась и в середине XVII в. украшения на них превратились в тяжеловесную барочную орна- ментик у.

Начиная с XVf и вплоть до XVIII в. многие венецианские сосуды украшались кракелажем: верхний слой таких сосудов специально покрывали бесчисленными трещинами, образующими своеобразный узор.

В XVII в. одной из основных специальностей муранских мастеров стало производство зеркал в зеркальной же оправе. В XVIII в. в Европе были модны венецианские хрустальные люстры, украшавшиеся разноцветными гирляндами из цветов и листьев, розетками и т. п. Большинство сосудов этого времени также делалось из хрустального стекла. С конца XVII в. венецианское стекольное искусство явно пошло к упадку. Формы изделий стали вычурными, утратили простоту, легкость и изящество.

Сейчас муранские стекольные фабрики продолжают вековые традиции своих прославленных мастеров. У туристов большим спросом пользуются копии знаменитых средневековых стеклянных сосудов. Этим отчасти стимулируется постоянный выпуск подобных изделий. В темных, дымных одноэтажных цехах с самой примитивной техникой народные художники-стеклодувы производят весьма разнообразную продукцию: бисер, графины из тяжелого стекла с примесью свинца, тончайшие хрустальные вазы, люстры из цветного прозрачного стекла, украшенные гирляндами цветов и фруктов, большие зеркала в рамах из витого стекла, изящные фигурки птиц, рыб и пр. из цветного стекла и др. Крэме того, венецианские стеклодувы изготовляют химическую посуду и другое техническое стекло. В последние десятилетия муранские фабрики широко выпускают и сосуды в стиле модерн. Хрусталь и художественное стекло выпускают также фабрики Милана и Равенны.

Резьба Древнейшие тради- по дереву ции имеет в Италии и плетение] художественная обработка дерева. Этот вид народного ремесла распространен главным образом в северных областях страны, но и на юге и в центре Италии в некоторых провинциях существуют небольшие деревообделочные мастерские.

Для областей Венето, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Ади- джеи Пьемонт характерна объемная художественная резьба. Здесь со времен средневековья и по сей день делают статуи и статуэтки святых и деревянные игрушки в виде человеческих фигурок и животных, деревянные пастушеские палки, верхнюю часть которых покрывают плоскорельефной или контурной резьбой, а ручку делают в виде скульптурной головы человека, птицы или какого-либо животного. В Валь д»Аосте (Пьемонт) изготовляют традиционные чаши для вина с крышками — grolle, покрытые изящным геометрическим и растительным орнаментом, выполненным контурной и плоскорельефной резьбой.

Широко распространена в Италии контурная, выемчатая и сквозная резьба по дереву. Этими видами резьбы отделывают предметы не профессиональные мастера, а крестьяне или пастухи, работающие часто только для нужд своей семьи и передающие навыки из поколения в поколение. Выемчатой резьбой покрывают табуретки для дойки коров, шкатулки, футляры для точильных камней, штампы для масла, кондитерских изделий и изделий из теста. Сквозной резьбой часто украшают ошейники для животных, ручки половников и ложек, прялки и другие предметы. В южных и островных областях (Абруццо, Сицилия, Апулия) кухонную утварь (вилки, ложки, половники) принято отделывать мелкой объемной резьбой.

В сельских местностях Италии все еще широко распространена традиционная деревянная мебель, которую изготовляют сами крестьяне или сельские ремесленники. В альпийской зоне ее украшают резьбой, а в Альто-Адидже и некоторых других местах не только резьбой, но и росписью.

Значительно меньше, чем обработка дерева, распространено в Италии плетение из прутьев деревьев и волокон некоторых растений. Особенно известна художественными плетеными изделиями Тоскана. Здесь из так называемой флорентийской соломы, из болотного камыша, из рафии и мелких ивовых прутьев сельские ремесленники изготовляют шкатулки, кошельки, пояса, знаменитые флорентийские шляпы с широкими полями, сумки и другие предметы галантереи, находящие широкий сбыт как у итальянских горожан, так и у туристов.

Сардиния славится плетеными корзинами, шкатулками и циновками. Сырьем для них служат камыш и асфодель (золотоголовник). Формы корзин весьма разнообразны и традиционны для каждой местности. В орнаментах преобладают геометрические мотивы.

Художественные ткани и ковры

Многовековые традиции имеет в Италии ткачество. Этот вид народного художественного ремесла наиболее развит в южных и островных областях страны — в Калабрии, Апулии, Умбрии, Абруццо, Сицилии и Сардинии. Среди предметов, которые крестьянки этих областей изготовляют до сих пор на ручных ткацких станках, преобладают ковры н покрывала. Каждая область сохраняет свои традиции в выборе сырья, расцветок и брнаменталь- ных мотивов.

В Апулии из очесов и шелка-сырца ткут главным образом покрывала на кровать, дорожки и ткани для переметных сум.

Главный центр ткацкого ремесла Калабрии Лонгобукко славится коврами, выполненными из матового шелка с орнаментом блестящим шелком. Здесь же вырабатывают покрывала, декоративные панно и настенные циновки.

Яркостью расцветок выделяются абруццские ковры и скатерти. Темный фон (синий или коричневый) обычно ожйвлен красным, белым или светло-зеленым орнаментом. Главные ткацкие центры этой области—Пес- кокостанцо и Кастельдисангро — выпускают ковры, орнамент которых производит впечатление вышивки. Из орнаментальных мотивов очень типична система ромбов, обрамляющих фигуры людей, животных, фантастических чудовищ, «фонтаны любви» и др.

В Сардинии, где изготовление художественных тканей и ковров развито почти повсеместно, ткут главным образом из овечьей шерсти. Ковры, скатерти, покрышки на сундуки богато украшают сложными рисунками: фигуры животных то вписаны в побеги виноградной лозы, то завернуты в волюты. Нередко темные ковры отделывают золотистыми и серебристыми нитями, создающими впечатление ярких брызг.

Кружева

Во многих областях Италии со времен средневековья было распространено плетение кружев. Родина кружевного искусства в Италии — пригород Венеции Ьурано. одесь уже в XV— XVI вв. из ажурной вышивки постепенно возникло плетение кружев иглой. Его изготовляли без какой-либо тканой основы, петельным швом по узору, нарисованному на пергаменте, после удаления которого получался вид кружева, называемый «punto in аеге» («стежок в воздухе»). Этим кружевом стали обильно украшать модные тогда большие воротники, что стимулировало развитие кружевного ремесла в Бурано.

В XVI в. Венеция поставляла на итальянские и международные рынки разнообразные кружева, самым известным из которых стал венецианский гипюр. Его узор иногда шили иглой, иногда плели на коклюшках.

В этот же период с Бурано стали соперничать другие итальянские города — например Милан и Генуя, изготовлявшие в массовых количествах шелковые кружева с золотыми и серебряными нитями и некоторые другие риды кружев, плетенных на коклюшках.

Узоры кружев, первоначально незамысловатые, со временем усложнились и к середине XVII в. представляли собой пышные орнаментальные завитки со стилизованными цветами и плодами в стиле барокко.

В XVIII в. профессиональное изготовление кружев, как шитых иглой, так и плетенных на коклюшках, прекратилось, так как на международном рынке их оттеснили вошедшие в моду фламандские и французские кружева. Но все же многовековая традиция изготовления кружев не прервалась совсем. Женщины рыбачьего селения Бурано и в наши дни изготовляют кружева тех же образцов, что 300—400 лет назад; через посредников они попадают в магазины Венеции, где охотно раскупаются аристократией и туристами.

Плетение и шитье кружев продолжается во Флоренции, Болонье и во многих сельских местностях. В южных областях крестьянки до сих пор плетут на коклюшках скатерти, салфетки и покрывала, очень напоминающие традиционные буранские изделия. Особенным изяществом отличаются кружева из Абруццо и Калабрии.

В целом ряде провинций вплоть до начала XX в. кружевная отделка составляла неотъемлемую часть традиционного народного костюма крестьянок. Во многих северных областях непременной принадлежностью подвенечного костюма жительниц деревни были кружевные воротники, а в южных.

Вышивка

Искусство вышивки широко распространено среди крестьянок Италии. Традиционные ее виды восходят к средневековью. В наши дни крестьянки разных областей страны выполняют вышивку, копируя орнамент со старых образцов.

Наибольшей популярностью пользуется вышивка крестом. Ею обычно украшают кофточки и передники жительниц сельских местностей. В каждой области придерживаются своих орнаментов и традиционных сочетаний красок: в Сицилии воспроизводят рисунки местных ковров; вышивают цветными шелками и золотыми и серебряными нитками, украшая чаще всего кофты. В Абруццо вышивкой крестом, исполненной грубыми красными хлопчатобумажными нитками, украшают льняные фартуки, наволочки, полотенца и т. п. В некоторых областях (Пьемонт, Ломбардия, Тоскана) традиционный костюм крестьянок было принято украшать вышивкой филе. В Сардинии этим видом вышивки и сейчас украшают белье, скатерти и некоторые другие предметы.

В Тоскане, Марке, Лацио и Кампанье в прошлом веке было распространено вышивание по тюлю.

В вышивке большинства областей преобладает растительный орнамент.

Художественные металлические изделия

Многовековые традиции, уходящие корнями в ремесло Древнего Рима, имеет в Италии художественная оораоотка металла. Ьольшинство изделии выполняется из меди и железа. Главные современные центры, выпускающие различные предметы из этих металлов, сосредоточены в северных областях страны (Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция-Джулия) и в Лацио.

Ассортимент кованых железных предметов, изготовляемых итальянскими народными ремесленниками, крайне разнообразен. Это главным образом утварь: художественно выполненные подставки для приготовления пищи на очаге, ведра, кувшины, штампы для выпечки кондитерских изделий, сковороды, тазы и др. Из меди делают более изящные, богато украшенные предметы: подсвечники, кресты, масляные светильники и сосуды всевозможных форм.

Очень тонко и богато орнаментированы женские металлические украшения. Чаще всего они выполнены из серебра филигранной техникой. Наиболее распространены серьги, броши и ожерелья, форма и отделка которых варьирует не только от области к области, но нередко и от деревни к деревне.

Художественно выполненные металлические изделия в больших количествах изготовляются на экспорт.

Прочие виды прикладного искусства

Художественная обработка кости, распространена в качестве побочного занятия у сицилийских, сардинских и абруццских пастухов. Чаще всего они выполняют из кости стаканы, бокалы и пороховницы, богато и тонко орнаментированные контурной и рельефной резьбой.

Из других видов итальянского народного искусства следует упомянуть художественную обработку кораллов (главным образом в Кампанье). из которых делают очень красивые ожерелья, браслеты и серьги; народную живопись — небольшие картины для приношения церквам (см. раздел «Религия и церковь», стр. 580), роспись сицилийских двуколок, роспись мебели; изготовление масок для народного театра масок и кукол для кукольных театров; художественную обработку кожи, из которой в Тоскане делают шкатулки, ларцы, пояса и пр., и, наконец, фигурные изделия из теста.

Наиболее полные коллекции предметов народного искусства сосредоточены в Национальном музее народных искусств и традиций в Риме. Кроме того, существует несколько региональных музеев. Самые крупные из них — Сицилийский музей имени Питре в Палермо, Этнографический музей в Форли (Романья).