Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Фольклор и музыка итальянцев. Танцы. Музыкальные инструменты. Народное прикладное искусство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Устное народное творчество итальянцев богато произведениями различных жанров. В северных областях страны распространены лирико-повествовательные поэмы. Итальянские фольклористы считают, что эти поэмы ведут свое происхождение от эпоса кельтов.

Для Центральной и Южной Италии характерны лирические стихотворения — strambotti. Этот вид устного народного творчества впервые зародился в Сицилии, и поэтому такие стихотворения называют также сицилианами. На этом же острове распространены религиозные истории и поэмы (в октавах) с морализующим содержанием, а также до наших дней сохраняются спектакли народного театра кукол (opera del pupi). Темы их взяты главным образом из французского эпоса.

Во всех областях страны бытуют народные сказки (fiabe), новеллы (гассоп- ti), пословицы (proverbi) и загадки (indovinelli).

Очень мелодичны итальянские народные песни, ритм, мелодия и содержание которых варьируют от области к области. На севере и северо-западе страны распространены эпико-лирические песни, называемые канцонами. Они особенно типичны для Пьемонта. Возможно, что именно Пьемонт был той областью, откуда канцона из Франции распространилась в остальные районы Италии. Для областей Трентино, Венето и Фриули характерны однострофные лирические песни villotti, состоящие из двух четверостиший.

Весь мир знает песни венецианских гондольеров — баркароллы, отличающиеся плавностью мелодии и ритмом, соответствующим ударам весел.

Большим разнообразием отличаются сицилийские песни — маринары, фурнарианы, викариоты и пр.

В южных областях, особенно в Кампанье, распространены главным образом лирические песни — сторнеллы, состоящие, как правило, из двух рифмованных одиннадцатисложных стихов. От главного города Кампаньи Неаполя происходит название всего этого жанра — «неаполитанские цесни». В предместьи Неаполя — Пьедигротта — ежегодно устраивается конкурс на лучшую песню. Участники и слушатели съезжаются сюда со всех концов страны.

На острове Сардиния очень распространены лирические монострофные песни, имеющие много общего как по форме, так и по содержанию с испанской лирикой.

Главный жанр устного народного творчества жителей Умбрии — так называемая религиозная поэзия, в основном песни, где рассказывается об эпизодах из жизни Христа.

Во многих областях Италии поют очень мелодичные колыбельные песни.

В последние десятилетия итальянские народные песни под влиянием музыкальных передач, транслирующихся по радио, в значительной степени потеряли свою традиционность: меняется как характер их мелодии, так и лексика. Так, уже полвека в народных лирических песнях, особенно в тех, где поется о расставании, фигурируют железная дорога и пароход, а в последние годы даже самолет. Песни теряют свой аллегорический язык. Изменилась и лексика эпико-лирических песен, например вместо сабель и ружей в них появились пистолеты и пулеметы.

Танцы. Музыкальные инструменты

Местами еще танцуют итальянские народные танцы, отличающиеся разнообразием, красотой и темпераментом исполнения. Еще несколько десятилетии назад большой популярностью у южан пользовалась тарантелла (танец, вероятно, античного происхождения), исполнение которой обычно сопровождалось ударами в тамбурин. В Лацио был распространен танец с очень быстрым темпом — сальтарелло,

Его танцевали попарно, в сопровождении гитары. В ломбардских провинциях до сих пор танцуют так называемую бергамаску, а в венецианских — танец фриульского происхождения — фурлану. Для Сицилии характерен медленный танец — сицилиана. В некоторых местностях Сардинии все еще исполняется танец очень древнего (вероятно, древнегреческого) происхождения, называемый duru-duru, или ballo in tondo (танец в хороводе). Он обычно сопровождается прыжками и криками.

Кое-где на юге сохранились обрядовые танцы-пантомимы, исполняемые в дни некоторых религиозных праздников. Крестьяне некоторых деревень Калабрии, Сицилии и Базиликаты выполняют пантомиму, известную под названием «корабль». Двенадцать человек образуют пирамиду: шесть из них стоят на земле, четверо у них на плечах и двое на самом верху. Пирамида ритмично двигается, окруженная толпой поющих крестьян.

Традиционные песни и танцы раньше исполняли под аккомпанемент народных инструментов. В северных областях была наиболее распространена гитара; в Тоскане, Лацио и Кампанье чаще всего можно было встретить волынку. На острове Сардиния песни и танцы сопровождались игрой на трехствольной свирели, называемой launedda. В деревнях всех областей страны играли на одноствольной свирели, губной и обычной гармонике, а в городах — на мандолине.

В последнее время, особенно в послевоенный период, старинные народные танцы все больше и больше уступают место современным, которые танцуют под проигрыватель или магнитофон.

Народное прикладное искусство

Почти каждая область Италии знаменита каким-либо видом народного декоративного искусства, которым здесь занимаются веками, передавая навыки и чувство красоты из поколения в поколение.

Керамика

Чрезвычайно красочны изделия мастеров-керами стов. Это производство имеет в Италии многовековьн традиции. Уже в Vlll — VII вв. до н. э. в южную часть Апеннинского полуострова вместе с греческими колонистами проникли и греческие керамические изделия. С VI в. до н. э. широко распространилась греческая чернофигурная и краснофигурная керамика. В римское время появилась посуда с растительным орнаментом, чаще всего рельефным, покрытая красным лаком с металлическим блеском.

В период раннего средневековья гончарство, как и многие другие области народного мастерства, пришло в упадок.

Новый мощный подъем керамического искусства Италии начался в XV в. Центрами производства художественной керамики в средние века были Фа- энца, Сиена, Каффаджоло, Кастель Дуранте и некоторые другие.

С первой четверти XVI в. во главе итальянского керамического производства стоял город Фаэнца, от имени которого произошло интернациональное слово «сЬаянс», в узком смысле означающее изделия из белой обожженной глины с мелкопористым черепком. Фаянсом часто называют и поливную керамику — майолику, которую тоже массами изготовляли и продолжают изготовлять в Фаэнце. Название «майолика» происходит от одного из Балеарских островов — Майорки (по-итальянски — Майолика), откуда в 1115 г. генуэзцы впервые привезли на Апеннинский полуостров испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, ставшие образцами для итальянских гончаров.

В период расцвета майоличного производства (XV—XVII вв.) употребляли желтоватую и беловатую глину, а вместо ангоба и свинцовой поливы покрывали ее беспористой непрозрачной глазурью из смеси окисей свинца и олова. Сосуд подвергали обжигу при высокой температуре, глазурь сплавлялась с нанесенной на нее росписью и превращалась в однородный блестящий слой, крепко прилипший к глиняной основе изделия.

То, что в наше время называют в Италии майоликой, включает в себя всевозможные керамические изделия из красной глины (terra cotta) и из белой, с крупнопористым черепком, покрытые прозрачной поливой (vernice) или непрозрачной эмалью (smalto). Современные керамисты Фаэнцы не только имитируют знаменитые модели прошлого, но и создают новые модели, осваивают новую технику. В наши дни многие мастера Фаэнцы изготовляют сосуды абстрактных форм, украшенные росписью, мотивы которой почерпнуты от современной абстрактной живописи.

В Фаэнце находится Государственный институт керамики. Керамисты из разных стран съезжаются сюда повышать мастерство. Здесь же имеется Международный музей керамики, где сосредоточены коллекции итальянской художественной керамики. Ежегодно в городе проводится выставка керамики.

В современной Италии керамическое производство развито, однако, главным образом в южных и островных областях: Апулии, Сицилии, в Абруццо, Молизе, Калабрии, Сардинии, Марке и некоторых других. Мастерские и мелкие фабрики этих областей выпускают, кроме бытовой керамики (столовых и кухонных сосудов, покупаемых главным образом крестьянами), декоративные изделия (блюда, вазы, статуэтки), часто идущие на экспорт или на продажу иностранным туристам.

Распространенные формы сосудов, общие для всех южных областей страны: миска; boccale — большая кружка для воды или вина; bгосса — большой шаровидный сосуд, с носиком и одной или двумя ручками, в котором чаще всего хранят вино; всевозможные фляжки для воды и вина: шаровидные с коротким горлом и с одной ручкой; подобные им, но без ручки; удлиненной формы с двумя ручками; плоские без ручек, с петлями для продевания веревки; кренделеобразные и т. п.

Все эти сосуды обычно покрывают красочными эмалями и глазурями и расписывают надглазурными или подглазурными красками, а иногда украшают рельефными фигурами.

Многие области Италии, а нередко и отдельные центры керамического производства, имеют характерные особенности как в выборе форм сосудов, так и в их художественной отделке.

Главный центр сицилийского керамического производства — Кальтад- жироне. Много керамики выходит также из мастерских Террановы, Лика- ты, Аджиры, Партинико, Каникатти и Скьятты.

Очень колоритны известные уже в раннем средневековье сицилийские вазы для цветов — graste. Их часто делают в форме человеческой головы. В такой же форме нерёдко выполняется и тулово сицилийских фляг. Часто сосуды имеют форму человеческой фигуры во весь рост. Таковы полихром- ные бутылочки (fiaschetti) и светильники (lucerni). В Кальтаджироне, кроме того (с XVII в. и по сей день), изготовляют глиняные необожженные статуэтки святых — presepi, которые принято в дни религиозных праздников расставлять в углу комнаты, имитируя сцены из жизни Иисуса Христа.

Кроме художественной керамики, здесь выпускают разнообразные бытовые сосуды, например большие quartare для доставки воды, суповые миски, небольшие cannate для воды и вина и многое другое.

Самые крупные центры художественной гончарной продукции Сардинии — Ористано, Сассари и Кальяри. Наиболее известны по всей стране ористанские вазы. Форма и орнаменты их восходят к гончарному ремеслу Древней Греции (аналогии к этим вазам были обнаружены раскопками в Ка- носе в Апулии). Это поливные сосуды больших размеров, украшенные рельефными изображениями цветов, животных или людей.

В коммуне Доргали (Сассари) традиционный вид гончарства — изготовление сосудов из красной глины в форме фигур домашних животных: кувшины для умывания в виде петуха, наседки, гуся и т. п. Они обычно отделываются процарапанным рисунком (граффити) и покрываются разноцветными эмалями. В Кальяри, как и в Сицилии, делают сосуды в форме человеческих фигур, чаще всего изображающих женщин в местных народных костюмах.

В Апулии имеется несколько больших центров гончарного производства: Гротталье, Рутильяно, Сансеверо, Черинтола и некоторые другие. Художественные изделия Гротталье из терракоты с полихромной поливой расходятся по всей стране; в технике их изготовления и в украшении сохраняются средневековые традиции. Разнообразные сосуды (боккали, брокки и др.) покрывают полихромной росписью (преобладают растительные орнаменты) по белому ангобу. Гротталье снабжает столовой и кухонной посудой все области юга.

В Апулии делают и сосуды, украшенные рельефом, имитирующим вышивку. Славится эта область и производством игрушек, покрытых разноцветными эмалями. Чаще всего это свисточки в форме разных животных: птичек, петушков, собак, змей и т. д.

В Абруццо традиционными являются плоские и кольцеобразные фляги, блюда и брокки с красочной росписью по белому ангобу. Керамика из Палены отличается яркими расцветками и очень блестящими эмалями. Трехлопастные кружки, приземистые фляги с маленьким горлом, плоские фляжки в виде кренделя расписывают поверх ангоба, чаще всего гирляндами цветов. В Кастелли сосуды часто покрывают желтой, синей или зеленой эмалью. Многие из них, особенно статуэтки или светильники в виде человеческих фигур, близки к сицилийским.

Главные центры производства керамики в Калабрии — Семинара, Ренде, Визиньяно, Терранова ди Сибари, Корильяно Калабро, Вибо Валентина, Скуиллаче, С.-Андреа Ионико. В Семинаре терракотовые сосуды (чаще всего это кренделеобразные фляги) украшают рельефными изображениями цветов, птиц и животных. Преобладающие расцветки поливы — зеленая, желтая и оранжевая. Большой популярностью в стране пользуются изготовляемые в Семинаре фляжки в форме рыбы и изящные игрушки из красной глины, покрытые разноцветной поливой.

Главные современные центры керамического производства Умбрии — Дерута и Губбио — выпускают копии средневековых и даже этрусских образцов, так же как и мастерские других центров этой области: Ассизи, Фикулле и др.

В Тоскане главный центр керамического производства — Монте Сан Са- вино. Здесь делают большие блюда, копирующие средневековую майолику. Обычно они покрыты белым ангобом, поверх которого нанесена роспись.

В области Марке в Пезаро керамисты изготовляют разнообразные бытовые сосуды, покрытые очень блестящими эмалями темных расцветок (черными, каштановыми или кофейными): грелки для рук, сковороды, суповые миски для жнецов, бутылки для доставки вина в поле, сосуды для питья.