Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и церковь итальянцев. Ватикан
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Подавляющее большинство верующего населения Италии — католики. Формально католического вероисповедания придерживается 99,6% населения страны. Но фактически церковь посещает лишь 15—17% итальянцев.

В Италии живет также около 300 тыс. протестантов (в Пьемонте) и 35 тыс. иудаистов (главным образом в Риме, Турине, Генуе, Флоренции, Венеции и Ливорно).

Хотя католическая церковь формально отделена от государства, она до сих пор оказывает огромное влияние на многие стороны жизни народа. В столице Италии Риме находится особое государство — Ватикан. Глава Ватикана и всей католической церкви мира — папа. Государство Ватикан имеет многовековую историю. В III—IV вв. все епископы христианской церкви именовали себя папами. После распада Западной Римской империи усилилась власть епископа Рима и в V в. название «папа» закрепилось за ним. В VI в. римский папа присвоил себе право контролировать действия светских властей в Риме и его округе. В 756 г. он получил от франкского короля Пипина, освободившего Италию от лангобардов, Римскую область. В дальнейшем римский папа освящал власть франкских королей, а они помогали ему укреплять светскую власть в Римской области. Так было положено начало папскому государству.

Для обоснования своей власти папы изготовили подложные документы (так называемый Константинов дар в VIII в. и Исидоровы декреталии в IX в.), удостоверяющие, будто папы — преемники апостола Петра, основавшего в Риме епископство по поручению Христа, и что папская власть выше власти светских государей.

В X—XIII вв. папы не раз вели захватнические войны для расширения своего государства. В конце XIII в. оно простиралось от Тирренского до Адриатического морей. В XVI в. началась постройка огромного собора святого Петра, который затем стал главной церковью католического мира.

В 1870 г. светская власть папы была упразднена силами объединенной Италии. Территория бывшего папского государства вошла в состав единого- Итальянского королевства. Папе оставили лишь Ватиканский и Латеран скин дворцы. В знак протеста папа объявил себя «ватиканским узником» До 1929 г., в течение почти 60 лет, папа не обладал прерогативами главы государства. Их вернули ему только итальянские фашисты. В 1929 г. Муссолини подписал с папой Пием XI конкордат, так называемое Латеранское соглашение, по которому Ватикан вновь признавался независимым и суверенным государством с правом иметь свои представительства за границей.

Современный Ватикан — карликовое государство, умещающееся на Ватиканском холме. Границы его четко очерчены крепостной стеной с бастионами. Кроме Ватикана, папскому государству принадлежат и другие владения, разбросанные по всему Риму: храм святого Петра и часть площади перед входом в него, церковь святого Павла с бенедиктинским монастырем в окрестностях Рима, церковь Санта Мария Маджоре, Латеранский дворец. Дворец Канчеллариа в центре города, загородная вилла папы Кастельган- дольфо и др. Площадь государства — 44 га, население — около 1 тыс. человек. Это папские кардиналы, служащие и гвардия.

За крепостными стенами Ватикана находятся дворцы и здания, в которых расположены учреждения папского государства. Ватикан имеет свой монетный двор — Цекка, где чеканятся монеты с изображением папы и надписью «город Ватикан». В дворцах и других зданиях размещены конгрегации — министерства папского государства. Оно имеет свою почту, телеграф и тюрьму.

Вход в государство-крепость охраняют швейцарские гвардейцы, одетые в яркие средневековые костюмы. В дни религиозных церемоний они носят шлемы и держат в руках старинные алебарды.

Папское государство — один из крупнейших капиталовладельцев. Оно держит в своих руках акции крупных итальянских и иностранных обществ и предприятий, в одной Италии его вложения исчисляются в 900 млрд. лир. Ватикан контролирует и финансирует десятки итальянских и иностранных католических газет, оказывая через них влияние на трудящиеся массы Италии и других стран.

Международное значение и влияние папского государства на католиков всего мира очень велико. Ватикан владеет мощной радиостанцией, ведущей передачи на 28 языках, издает газету «Оссерваторе романо» («Osservatore Romano») и руководит разветвленной сетью религиозных, полурелигиозных и светских организаций, обществ и союзов. В Италии существует около 850 типов церковных и зависимых от церкви организаций. Координирует их деятельность специальная ассоциация, называемая Католическое действие. Ее агенты проникают в дома трудящихся, дают родителям советы о воспитании детей, следят за литературой, которую читают итальянцы, рекомендуют католические книги и кинофильмы, предупреждают о книгах и кинофильмах, запрещенных церковью, отговаривают рабочих от вступления в некатолические профсоюзы и от участия в забастовках и т. п.

В Италии функционирует католический киноцентр, с помощью которого Ватикан влияет на кинопромышленность и кинотеатры страны. В распоряжении киноцентра находится около 6 тыс. приходских кинотеатров — половина всех кинотеатров Италии. Они демонстрируют главным образом фильмы, проникнутые религиозным духом. Популярность этих кинотеатров увеличивается тем, что вход в них или бесплатный или за очень низкую плату. Католический киноцентр чрезвычайно способствует церкви в ее стремлении оказывать постоянное влияние на духовную жизнь католиков.

Немалую роль в религиозном воспитании итальянского народа играют католические священники, преподающие во многих средних учебных заведениях.

Особенно велико^ влияние священников на детей в сельских местностях. Следует отметить также и влияние жизни на политику Ватикана. В частности, папа Иоанн XXIII, сменивший воинственного Пия XII, впервые в истории католической церкви объявил борьбу за мир между народами одной из основных целей церкви. Этим он снискал симпатии многих людей, так как такая политика была созвучна чаяниям народов мира.

Политика Иоанна XXIII отражала изменения внутри католического клира. Разногласия между «твердолобыми» и «либералами» в католической верхушке проявились на втором вселенском соборе (1964 г.). Часть кардиналов и епископов выступала за более гибкое приспособление католичества к требованиям современной жизни, но большинство их все еще продолжает цепляться за прежние догматы.

Сельские жители Италии более религиозны, чем горожане. Своего «покровителя» имеет каждая деревня. Во многих местах особенно почитаема мадонна. Кроме того, итальянцы верят, что каждый святой может предохранить их от какого-либо определенного несчастья, например святой Павел — от укуса змей, святая Лючия — от болезни глаз и т. п.

Число святых-покровителей постепенно увеличивается. Современные католические справочники насчитывают их до 200. Однако католическая церковь не ограничивается лишь сохранением традиции. Стремясь идти в ногу со временем, она приспосабливает вошедшие в быт достижения науки и техники к старым представлениям о деяниях святых. Например, святая Варвара, защищающая людей от грозы, стала теперь и покровительницей артиллерии. Архангел Гавриил, якобы принесший деве Марии «благую весть», объявлен теперь покровителем радиовещания и т. п.

С верой в святых-покровителей связан очень интересный обычай, восходящий еще к античному времени,— приношение в дар церкви небольших картин (называемых ex-voto — дар по обету), специально нарисованных в знак благодарности святому за полученную от него «любезность» или за совершенное «чудо», например за исцеление от болезни и т. п. На картине чаще всего изображено «чудо» или событие, важное для приносящего этот дар, и «ниспосланное» ему святым. В центре картины, как правило, фигура святого, несомая облаком. Часто вместо картины дарят восковые, медные или серебряные, в зависимости от благосостояния подносящего, изображения рук, ног, ушей или других «исцеленных» частей тела.

Очень распространен среди крестьян обычай рисовать, вырезать или выжигать знаки веры (кресты, изображения святых и пр.) на предметах быта и орудиях труда. Такие знаки ставят на детских колыбелях, на ткацких челноках, на глиняной посуде, на ошейниках для скота и на многих других вещах, окружающих итальянцев в их повседневной обстановке.