Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная жизнь итальянцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Политическая власть в Италии находится в руках монополистической буржуазии и помещиков, владеющих значительной частью национальных богатств. Выразителем интересов этих сил в стране является Христианско-демократическая партия, созданная в 1943—1944 гг. при активном участии Ватикана. По составу ХДП — самая смешанная партия Италии. В нее входят люди различных классов и групп — от латифундистов и крупных помещиков до крестьян, рабочих и ремесленников — католиков. Христианско- демократическая партия опирается на католическую церковь, крупную буржуазию и землевладельцев. Центральный орган партии — газета «По- поло» («Popolo»).

Для защиты интересов промышленников и банкиров Италии в 1919 г. была создана координирующая общую политику монополий и проводящая ее через государственный механизм Всеобщая конфедерация итальянских промышленников (Конфиндустрия).

В итальянской деревне большую роль играет монополистическая организация, захватившая в свои руки как сбыт большей части промышленных товаров, так и закупку и перепродажу сельскохозяйственной продукции. Это федерация аграрных консорциумов, тесно связанная с руководством Христианско-демократической партии.

Демократические силы страны возглавляет Итальянская коммунистическая партия (около 2 млн. человек).

Центральный орган партии—газета «Унита» («Unita»), ее теоретический журнал—«Ринашита» («Rinascita»). Итальянская компартия одна из наиболее сильных компартий буржуазных стран. В годы второй мировой войны компартия возглавляла подпольное Сопротивление и партизанское движение против фашизма.

С 1944 по 1947 г. коммунисты вместе с социалистами входили в правительство. Коммунистическая партия ведет решительную борьбу за права рабочего класса, батраков и сельскохозяйственных рабочих, за единство рабочего класса, за установление сотрудничества с Итальянской социалистической партией и трудящимися-католиками, за претворение в жизнь политических и экономических реформ, предусмотренных конституцией, в первую очередь аграрной реформы, национализации промышленности и другие преобразования. В своей деятельности ИКП опирается на массовые организации трудящихся, такие как Всеобщая итальянская конфедерация труда (около 4 млн. членов), Итальянский комсомол, Союз итальянских женщин (свыше 1 млн. членов), Национальная лига кооперативов (3 млн. членов) и ряд других. Поддержка профсоюзами политики ИКП особенно важна в связи с тем, что в современной Италии они пользуются очень большим влиянием.

Огромный рост влияния компартии показали последние парламентские выборы (25 апреля 1963 г.). Коммунисты получили 7 млн. 800 тыс. голосов при выборах в палату депутатов (на 22,7% больше, чем в 1958 г.) и 6 млн. 7    тыс. голосов при выборах в сенат республики (на 21,8% больше, чем в 1958 г.)

Большой авторитет ИКП у итальянских трудящихся подтвердили выборы в провинциальные советы, проходившие 22—23 ноября 1964 г. За коммунистов проголосовало 6 млн. 6 тыс. человек, т. е. 26% избирателей.

Итальянская социалистическая партия опирается в основном на рабочих мелких и средних предприятий, мелкую буржуазию и интеллигенцию. Центральные печатные органы ИСП — газета «Аванти» («Avanti») и журнал «Мондо операйо» («Mondo Operaio»). Социалистическая партия основана в 1892 г. Она была первой массовой партией трудящихся Италии.

В 1921 г. руководители революционного крыла социалистической партии Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти создали Итальянскую коммунистическую партию,

В 30-е и 40-е годы социалисты вместе с коммунистами вели решительную борьбу против фашизма и подготовки второй мировой войны, принимали участие в движении Сопротивления, развернувшемся в годы войны. В наши дни правое руководство ИСП старается играть роль «третьей силы» между коммунистами и реакционными партиями. Левое крыло откололось от социалистической партии, создав свою партию — Социалистическую партию пролетарского единства. Фактически в ИСП сложилось три направления: правое, во главе с Пьетро Ненни, центристское и левое. Правое крыло руководства партии втянуло ее в так называемое левоцентристское правительство. ИКП ведет разъяснительную работу среди рядовых членов ИСП, показывая иллюзорность усилий правого руководства их партии добиться реформ в политической и экономической жизни Италии без коммунистов.

Республиканская партия — старейшая в стране — отражает взгляды антиклерикально настроенной мелкой буржуазии, но сотрудничает с Христианско-демократической партией. С 1947 г. ее представители неоднократно входили в правительство. Печатный орган партии — «Воче републикана» («Voce Repubblicana»).

Итальянская социал-демократическая партия образовалась в 1951 г. путем слияния двух группировок, отколовшихся от социалистической партии (Социалистической партии итальянских трудящихся, возглавляемой Дж. Сарагатом, и Унитарной социалистической партии во главе с Д. Ромн- та). Сначала она называлась «Социалистическая партия — итальянская секция Социалистического интернационала». В 1952 г. она была переименована в Итальянскую социал-демократическую партию. Во главе ИСДП стоят реформистские элементы, отколовшиеся или изгнанные из социалистической партии в 1947—1950 гг. Партия пользуется влиянием среди части рабочих и мелкой буржуазии. Центральный печатный орган ее — газета «Джу- стиция» («Giuslizia»).

Неофашистская партия Итальянское социальное движение, образовавшаяся в 1947 г., опирается на наиболее реакционные слои итальянского общества — крупных капиталистов и помещиков. Программа партии, опубликованная в 1958 г., открыто призывает к восстановлению в стране фашизма. Политику партии отражает газета «Пополо италиано» («Popolo italiano»).

Общий сдвиг влево в общественно-политической жизни Италии, где самой крупной по численности не только в этой стране, но и вообще в Западной Европе является ИКП, наглядно проявился во время очередных выборов президента Италии в декабре 1964 г.

Несмотря на усилия правого руководства демохристиан протащить на этот пост своего кандидата, беспрецедентные в послевоенной истории страны выборы (20 туров голосования) не принесли этой партии крупной итальянской буржуазии победы. Официальный кандидат партии Леоне вынужден был снять свою кандидатуру. Президентом Италии на 1965—1972 гг. голосами коммунистов, социалистов, социал-демократов и даже части левых демо- христиан был избран лидер социал-демократической партии Дж. Сарагат.

Кроме перечисленных партий, в Италии существуют: либеральная партия, выражающая интересы крупной и средней буржуазии и земельной аристократии, Итальянская демократическая партия, стоящая за интересы крупного капитала и помещиков юга страны, и малочисленная радикальная партия, опирающаяся на буржуазную интеллигенцию; радикалы требуют некоторых социальных реформ на почве капиталистической системы.

Большую роль в жизни итальянского рабочего класса приобрело профсоюзное движение. Самое крупное профсоюзное объединение страны — Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), созданная по соглашению, заключенному между коммунистами, социалистами и христианскими демократами. ВИКТ — наиболее массовая организация итальянского пролетариата, в ней состоят рабочие различных политических и религиозных взглядов. Кроме ВИКТ, в Италии существует еще два профсоюзных центра. Это — Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ), руководимая Христианско-демократической партией, и Итальянский союз труда (ИСТ), которым руководят социал-демократы. Эти два профцентра показали себя неспособными отстаивать интересы трудящихся, своими действиями они постоянно вызывают раскол в рабочем движении страны.

Для Италии характерно постоянное забастовочное движение, которое в последние годы становится все более массовым, организованным и сплоченным. Летом 1963 г. в забастовках приняло участие свыше 8 млн. человек.

В итальянской деревне в последнее десятилетие заметно усилилось кооперативное движение.

Крестьяне борются за удовлетворение своих непосредственных требований и за коренные изменения в структуре сельского хозяйства страны. В этом движении принимают участие миллионы тружеников деревни. Лозунг крестьянских масс — «Землю тем, кто ее обрабатывает!».

Последние годы ознаменовались в Италии подъемом движения за женскую эмансипацию. Одна из причин этого — быстрое вовлечение женщин в производство. С 1955 по 1961 г. число женщин, занятых на производстве, увеличилось на 1 млн. 157 тыс. человек.

До недавнего времени на большинстве промышленных предприятий существовала неравная оплата женского и мужского труда. Еще более резкой была разница в оплате труда мужчин и женщин в сельском хозяйстве, где всего несколько лет назад при найме на работу женщин руководствовались так называемым коэффициентом Серпиери, введенным во времена Муссолини. По этому «коэффициенту» оплата труда крестьянки должна составлять лишь 60% оплаты труда мужчины за такую же работу.

Массовое движение женщин за свои права, при поддержке со стороны всего рабочего класса, несколько улучшило положение итальянских тружениц. В ряде коллективных договоров предпринимателей с трудящимися предусматривается теперь абсолютное равенство при оплате женского и мужского труда. Ликвидирован также разрыв в оплате труда мужчин и женщин в сельском хозяйстве.

Долгие годы в стране существовал порядок, по которому итальянские предприниматели, не желая обременять себя «нерациональными» затратами на пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и пр., могли увольнять с работы женщин, вышедших замуж. 13 декабря 1962 г. итальянский парламент под давлением женских и профсоюзных организаций вынужден был принять закон о запрещении увольнения женщин в связи с замужеством.

Весьма отрицательную роль в жизни итальянского общества играют всемирно известные тайные террористические организации — сицилийская Мафия и неаполитанская Каморра. Члены этих организаций рекрутируются из деклассированных элементов. Их тайно поддерживают и финансируют представители привилегированных классов юга — помещики, лавочники, поставщики товаров и пр., которые руками бандитов из этих организаций устраняют своих конкурентов и политических или личных противников. В последние десятилетия членов Мафии и Каморры стали использовать наиболее реакционные силы страны для убийств передовых общественных деятелей.

Передовые силы Италии постоянно борются с Мафией. Настоящее сражение с этой организацией началось после второй мировой войны. Активным борцом против Мафии стала Итальянская коммунистическая партия. В 60-х годах удалось ликвидировать мелкие шайки мафинистов в Сицилии, но главари Мафии, связанные с некоторыми видными деятелями правых демохристиан, по-прежнему на свободе.

Проведение досуга и праздники

Различные слои итальянского общества по-разному проводят свой досуг. В жизни рабочих крупных городов большое место занимает посещение кафе, а также траттории и остерий (более дешевые заведения), п кафе проводят свои вечерние часы и многие мужчины из так называемых средних слоев, т. с. городские служащие и мелкая буржуазия. В будние дни мужчины обычно ходят в кафе, остерии и траттории без жен. В праздник или субботний вечер здесь можно встретить целые семьи, отмечающие какое-либо событие, или просто отдыхающие от работы и домашних дел. Цель прихода сюда не столько ужин, сколько встреча с друзьями, соседями, товарищами по работе. Остерии и тратторйи превратились в своего рода клубы для трудящихся Италии. Здесь за чашечкой кофе или стаканом сухого вина ведут оживленные споры на политические темы, горячо обсуждают спортивные новости, пишут письма, читают газеты и т. п. Часто в кафе или остерии есть телевизор, по которому болельщики следят за ходом очередного футбольного матча или соревнования по какому-либо иному виду спорта. Тут же нередко играют в карты. Баров, кафе и подобных заведений в Италии множество. В больших городах они попадаются не только на каждом углу, но часто у каждого дома. Многие бары и кафе принимают посетителей и в помещении и на улице, за специально поставленными для этого столиками. В последнее десятилетие стали распространяться так называемые народные дома культуры. Это своего рода клубы, создаваемые обычно по инициативе и на средства рабочих. Нижний этаж таких домов обычно занят кинотеатром, используемым также и как зал для собраний. Рядом располагаются комнаты для игр и непременно бар. При домах культуры имеются библиотеки.

Крестьяне по вечерам тоже стремятся встретиться с друзьями и провести час-другой за кружкой пива или стаканом вина. Как правило, в каждой деревне имеется небольшой трактир. В последнее время во многих деревнях появились кооперативные кабачки.

В Италии огромное количество праздников, и итальянцы очень любят подолгу и с большой страстью их отмечать.

В праздниках и развлечениях итальянцев ярко проявляется живость и общительность их характера. Большая часть праздников проводится на улице, шумно и весело. Многие из них — церковные. С большой торжественностью принято отмечать рождество (festa del Natale). В канун рождества (vigilia di Natale) в домах ставят так называемое рождественское дерево (albero di Natale). На севере это обычно елка, в центральных и южных районах — любое другое дерево. Его густо увешивают игрушками. В этот день родственники и близкие друзья дарят друг другу подарки. Рождественскую ночь принято отмечать обильным «обедом» из десяти — двенадцати блюд.

В день крещения (festa delV Epifania) церковь организует грандиозные процессии. В этот же день устраиваются утренники-елки для детей. А накануне, ложась спать, дети ставят у двери или на балконе свои башмачки и ждут, что утром они найдут в них крещенский подарок от доброй феи Бе- фаны. С 24 декабря до 7 января продолжаются рождественские каникулы — vacanze natalizie.

Пышными процессиями, иллюминацией, фейерверками отмечают также день святого Иосифа (19 марта), день святого Петра и Павла (29 июня), успение (15 августа), день всех святых (1 ноября), непорочное зачатие (8 декабря) и многие другие религиозные праздники.

Особенно торжественно готовятся к пасхе. Как в городе, так и в деревне женщины стараются, чтобы в этот день каждая вещь блестела, а стол ломился от яств, если для этого даже требуется отказывать себе во всем долгие месяцы. В пятницу и субботу, предшествующие пасхе, церковь устраивает процессии. В воскресенье под звон колоколов крестьяне стучат по стенам, мебели и полу, чтобы выгнать из дома дьявола. На пасху обычно пекут фигурные хлебцы (pani casarecci).

Светские праздники — Новый год (festa del Capodan- по), день Труда (1 мая), Провозглашение республики (2 июня), день Освобождения (25 апреля) и день Перемирия (4 ноября) — тоже отмечают необыкновенно пышно, красочно и шумно, со стрельбой из хлопушек. В новогоднюю ночь эта стрельба начинается в 12 часов и продолжается по крайней мере до часа. В это же время на мостовую с невероятным грохотом выбрасывают негодную фарфоровую и стеклянную посуду, ломаную мебель и пр., чтобы в доме не оставалось ничего старого.

На масленицу во многих городах и деревнях устраивают карнавал. Это празднество в форме народного спектакля, на котором показывают какой- либо эпизод из местной истории, чаще всего из освободительной борьбы против иноземных поработителей. Карнавалы всегда многолюдны, сопровождаются шествием и гулянием толпы, празднично одетой в специально сшитые для этого дня костюмы.

Кроме праздников, отмечаемых по всей стране, каждый город и деревня имеют свои собственные праздничные дни: престольные праздники или дни, связанные с каким-либо важным местным событием.

Местами сохраняется интересная традиционная форма организации праздников. Так, в некоторых деревнях Пьемонта существует народная форма корпорации, восходящая, наверное, к средним векам, а может быть, и к античности. Это так называемые abadie (аббатства) — юношеские организации, подобные французским (см. стр. 391—392). Раз в год избирают главу организации — «аббата», обязанного заботиться о проведении всех главных праздников деревни, в том числе и местного патронального. На масленицу этот же «аббат» с помощью членов своего «аббатства» руководит карнавалом.

Красотой и своеобразием отличаются праздники Венеции, большинство которых возникло во времена господства дожей. В последние сто лет они сильно упростились, а частью и совсем исчезли. В наши дни чрезвычайно упрощен когда-то необычайно красивый и торжественный праздник обручения Венеции с морем, отмечаемый в день вознесения. С большой пышностью отмечается в Венеции праздник спасителя (festa del Redentore). Это вотивный праздник, введенный после спасения города от чумы в 1630 г. Вечером накануне при свете фонариков устраивают банкеты и состязания гондол. Всю ночь длится праздничное гуляние с песнями и фейерверками.

Из народных развлечений до сих пор распространены игры в карты. Наибольшей популярностью пользуется так называемая неаполитанская колода. Больше всего распространены карточные игры scopa, scopone, tre- sette и canasta. Играют также в покер и бридж.

Очень популярна среди итальянцев, особенно в рабочей среде, игра, называемая Ъоссе. Один из участников бросает на поле маленький деревянный шар, другие стараются бросить свои шары большего размера как можно ближе к первому шару. Выигрывает тот, кто этого достигнет.

Часто играют в кости (dadi) и в биллиард. С большим азартом итальянцы всех слоев участвуют в лотереях, организуемых как государством, так и частными предпринимателями.

Традиционные игры постепенно уступают место новым. Велосипедные гонки, футбольные и баскетбольные матчи собирают десятки и сотни тысяч зрителей, из года в год все больше вытесняя традиционные виды народных развлечений. Темпераментные итальянцы — страстные участники и болельщики.