Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Города итальянцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Больше 50% жителей Италии проживает в городах. Шесть городов страны (Рим, Неаполь, Милан, Турин, Генуя и Палермо) имеют более чем полумиллионное население. В тридцати городах численность населения превышает 100 тыс. человек в каждом.

Большая часть итальянских городов возникла во времена становления и расцвета римского государства. Таковы Рим, Генуя, Турин и многие другие. Некоторые города существовали еще в доримскую эпоху: это Неаполь (древнегреческая колония Неаполис) и Болонья (столица этрусков Фельси- на), другие достигли расцвета в средние века и в новое время как торговые, промышленные и политические центры (Венеция, возникшая в раннем средневековье, Флоренция и Триест). Сравнительно немного в Италии городов, появившихся уже в период капитализма. Таковы Карбония и Каррара.

Столица Италии — Рим (2 млн. 161 тыс. жителей в 1961 г.) был основан, по преданию, в 753 г. до н. э. братьями Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей в пещере у подножия Палатинского холма (отсюда и символ города —; волчица с двумя мальчиками).

С конца VI в. до н. э. город стал центром Римской республики, с I в. до н. э.— столицей огромной рабовладельческой империи.

Уже во II—I вв. до н. э. здесь были воздвигнуты очень крупные сооружения. Сулла построил здание городского архива — табулария, при Юлии Цезаре был расширен Форум — рыночная площадь; на ней строились храмы и здания государственных учреждений. В первые века нашей эры в городе продолжалось грандиозное строительство. Замечательные и неповторимые постройки воздвигались вокруг Форума, расположенного в долине между Палатинским, Капитолийским и Квиринальским холмами, а также на этих холмах. Капитолий, политическое и религиозное сердце древнего Рима, сохраняет и до наших дней многие гражданские и культовые памятники древности, красноречиво свидетельствующие о былом величии «вечного города». При императоре Клавдии был сооружен огромный акведук (середина I в. н. э.), при династии Флавиев — грандиозный амфитеатр Колизей (72—80 гг. н. э.), вмещавший 50 тыс. зрителей. В честь побед римских императоров было воздвигнуто несколько триумфальных арок; крупнейшие из них — арки Тита, Траяна и Константина.

Наиболее хорошо сохранившийся памятник архитектуры древнего Рима— Пантеон («храм всех богов»), построенный в 67 г. до н. э. и позднее дважды перестраивавшийся. В средние века по приказу папы Бонифация IV Пантеон был превращен в христианскую церковь. В настоящее ьремя Пантеон служит национальным мавзолеем.

Сохранились в Риме и остатки древних бань — терм; в древнем Риме их насчитывалось 11 и вмещали они до 60 тыс. купающихся. Самыми значительными из них были термы Каракаллы (III в.) и Диоклетиана (IV в.). Сейчас в развалинах терм, заросших кипарисами и вечнозелеными кустарниками, иногда ставят оперные спектакли.

Грандиозное строительство продолжалось в городе вплоть до варварских завоеваний, после которых начался упадок Рима.

В VIII в. н. э. Рим стал главным городом Папской области.

Новый подъем архитектуры начался в эпоху Возрождения. Выдающимся памятником средневековья является Папский дворец на Ватиканском холме. Это целый комплекс зданий, занимающий площадь в 55 тыс. кв. м. Основное здание Ватикана, один из величайших архитектурных памятников мира — собор святого Петра с его знаменитой колоннадой, образующей площадь святого Петра (место «явления» папы народу). Этот собор (самый большой в мире) был построен в XV—XVI вв. Браман- те, Рафаэлем и Микельанджело. Колоннада из 284 колонн, украшенных сверху 140 статуями святых, была создана в XVII в. [известным архитектором и скульптором Бернини. В эту же эпоху были сооружены и многие другие гражданские и церковные здания Ватикана: библиотека, Этрусский музей, Сикстинская капелла с знаменитыми фресками Микельанджело («Сотворение мира» и «Страшный суд»), Египетский музей, Галерея канделябров, лоджии Рафаэля и многие другие.

Красивыми сооружениями Рим обогащался и в новое время. Всемирно известны Испанская лестница (окончена в 1725 г.) и фонтан Треви, построенный в середине XVIII в. на месте древнего водопровода. У римлян существует поверье, что при отъезде из родного города нужно выпить воды из этого фонтана и бросить на дно бассейна монету. Тогда обеспечено благополучное возвращение домой. Туристы со всего света тоже бросают в фонтан монеты, чтобы посетить «вечный город» еще раз.

После того как Рим стал столицей воссоединенной Италии (1871 г.), здесь были воздвигнуты многочисленные сооружения и памятники. В XX в. в городе был построен ряд зданий в духе новейших течений архитектуры, среди них Римский университет, вокзал Термини — здание, состоящее из двух основных элементов: легкого перекрытия над всеми залами в виде плавно изгибающихся параллельных железобетонных арок и стеклянных стен. Всемирно известен римский стадион, вмещающий 100 тыс. зрителей. В XX же веке были застроены многочисленными зданиями новые жилые кварталы.

В Риме имеется университет и научные институты, консерватория, Академия изящных искусств, многочисленные католические учебные заведения, Национальная академия, Медицинская академия, крупнейшие библиотеки страны, много театров и музеев (Национальный музей народных искусств и традиций, Доисторический музей, Национальная галерея современного искусства и др.). В одном из римских предместий расположен построенный в 1936 г. киногородок Чинечитта. Он насчитывает 14 павильонов, в которых производят съемки не только итальянские, но и иностранные кинематогра- Аисты.

В Риме находятся Центральный Комитет Итальянской коммунистической партии, руководящие органы Коммунистической федерации молодежи и многие другие массовые прогрессивные организации Италии.

Каждый район Рима имеет свой социальный костяк населения. В центре, в старых домах, лишенных почти всяких удобств, живет трудовое население города — рабочие предприятий, ремесленники, мелкие торговцы. В кварталах, выросших вокруг центра в конце прошлого столетия и состоящих в основном из доходных домов, размещаются семьи чиновников. На застроенных роскошными виллами в модернистском стиле окраинах (например, в квартале Париоли, районе Номентана, на Авентинском холме) живут аристократы и крупные буржуа. Но большинство окраин города и его предместья населены низкооплачиваемыми рабочими и безработными.

В жилищных условиях римлян чрезвычайно ярко отражаются социальные контрасты, характерные как для столицы, так и для всей страны в целом. Так, в Риме немало дворцов, состоящих из двухсот-трехсот комнат и занимаемых обычно одной аристократической семьей. В то же время пригороды представляют собой рабочие поселки, застроенные бараками без элементарных удобств, с ужасающей грязью и нищетой. Типичный пример такого пригорода — рабочий поселок Пьетралата. В непосредственной близости от аристократического Париоли находится поселок, уменьшительно названный рабочими «Париолини». Подавляющее большинство его жителей обитает в лачугах из досок, фанеры и толя. А у подножия Капитолия и Тарпей- ской скалы (с которой в древности сбрасывали осужденных на смерть) римские безработные ютятся в пещерах, вырытых в скалах. Во многих районах города до сих пор существуют жилые катакомбы. Их жителей буржуазная итальянская печать называет «современными троглодитами».

Крупнейший промышленный, торговый и финансовый центр страны — Милан (1 млн. 581 тыс. жителей в 1961 г.). Миланцы считают свой город истинной столицей Италии, отводя Риму «второе место».

Важную роль в экономической жизни всей страны играет Миланская промышленная выставка-ярмарка. В ней участвуют почти все страны мира. Ярмарка проводится с 1920 г. и занимает в западной части города обширную площадь. Кроме промышленных изделий и сырья, на ярмарке выставляются и продаются предметы кустарно-художественного производства.

Милан возник на месте кельтского поселения, завоеванного римлянами. Его положение в центре Паданской равнины (откуда и римское название города Mediolanum — расположенный посередине) уже в древности определило значение города как торгового узла и как важного экономического, военного и административного пункта. Историческая судьба города отразилась в его планировке. В римские времена это была квадратная в плане крепость. В средние века, по мере развития города и его торговых связей, он постепенно утратил форму укрепления и рос вокруг замка. После застройки территорий, прилегающих к идущим от Милана главным дорогам, образовалась радиально-кольцевая планировка, характерная и для современного облика города.

После воссоединения Италии в Милане стала быстро расти крупная промышленность, возникли банки, а железнодорожные линии, проложенные через Альпийские перевалы, связали город со странами Западной Европы, превратив его в важнейший торговый центр Средиземноморья. В настоящее время от города расходятся в разных направлениях 22 железнодорожные линии и 12 магистральных автомобильных дорог.

Для архитектурного облика Милана характерно сочетание старинных небольших площадей и узких извилистых улиц, застроенных средневековыми жилыми зданиями и церквами, нередко представляющими собой ценные памятники архитектуры, с современными кварталами, где высятся постройки XX в. и даже высотные здания.

Центр города сохранил не только старую планировку, но и много сооружений XIV—XVI вв. На Соборной площади стоит знаменитый Миланский собор, строительство которого продолжалось с 1386 г. до начала XIX в. Кварталы, расположенные в четырехугольнике вокруг площади, представляют собой деловой и торговый центр города. Пьяцца дельи Аффари (площадь Сделок) окаймляет помещение Миланской биржи, где заключается около 2/з всех торговых сделок Италии. Недалеко от Соборной площади проходят лучшие улицы Милана — Мандзони, Монте Наполеоне и др. Здесь размещаются фешенебельные отели, рестораны, роскошные магазины с густой сетью неоновых реклам. На Пьяцца делла Скала находится оперный театр «Ла Скала», построенный еще в XVIII в. и сыгравший в последующие века важную роль в развитии итальянской и мировой музыкальной культуры.

Милан — один из крупнейших центров итальянской национальной куль- туры и искусства и важнейший издательский центр страны. Здесь находится университет, несколько высших учебных заведений, Академия литературы,, старинная городская библиотека, Академия художеств, картинные галереи и музеи.

Миланская провинция имеет наивысшую плотность населения в стране — около 280 человек на 1 кв. км. Милан чрезвычайно перенаселен, жилищные условия горожан оставляют желать много лучшего. Самая населенная часть города — северо-восточная — застроенная в основном старыми неблагоустроенными домами. В центре дома значительно лучше, но там чрезвычайно высока квартирная плата (она поглощает до половины заработной платы квалифицированных рабочих). В годы войны в городе было разрушено около 25% всей жилой площади, а восстановление ее шло очень медленно. В последнее десятилетие построено много новых домов на окраинах города, но и они доступны немногим, так как квартирная плата там составляет примерно четверть заработка высококвалифицированного рабочего. Огромная масса миланцев живет в трущобных поселках, окружающих город.

Важный торговый порт страны — Генуя (732 тыс. жителей в 1961 г.) — во времена Римской империи был торговым центром. В X—XI вв. благодаря торговле с Францией, Северной Африкой, Сирией и Палестиной Генуя превратилась в важнейший порт Средиземного моря. В XIX в. город стал «морскими воротами» промышленного северо-запада Италии и вошел в тот треугольник Милан — Турин — Генуя, который и сейчас является главным промышленным районом страны.

Неповторим внешний вид Генуи. Она раскинулась широким амфитеатром на склонах холмов, охватив полукольцом огромный усеянный кораблями порт.

Исключительно своеобразен портовый город Венеция, возникший в раннем средневековье. Первыми жителями его были венеты — выходцы с побережья Венецианского залива, из Аквилеи, Червиньяно и некоторых других местностей. Спасаясь от гуннского нашествия, они поселились на островах Венецианской лагуны. Островов этих насчитывают 118. В современной Венеции улицами служат 160 больших и бесчисленное множество маленьких каналов — rii. С материком город соединен четырехкилометровым мостомг выходящим прямо на Римскую площадь. Здесь высится многоэтажный гараж, где все приезжающие в Венецию оставляют свои автомобили. Дальше в городе наземного транспорта почти нет. Передвигаться можно лишь на «плавучих средствах» или пешком. Сто—двести лет назад единственным видом венецианского городского транспорта были гондолы. В XVIII в. их насчитывалось около 10 тысяч. Сейчас в городе около 400 гондол, сохраняемых преимущественно для иностранных туристов. Гондольеры, нередко одетые в традиционный костюм — темные штаны и рубаху с матросским воротником — привлекают пассажиров как старинной формой своих лодок, так и тем, что они исполняют для них под аккомпанемент гитары всемирно известные венецианские песни — баркароллы. Но сами венецианцы предпочитают пользоваться быстрыми и дешевыми пароходиками или моторными катерами. За домами вьется паутина из 2 тыс. маленьких уличек — саШ, а через каналы перекинуто свыше 400 мостов. Многие ка л ли так узки, что даже на мотоцикле или велосипеде по ним проехать невозможно. Фасады домов чаще всего спускаются прямо в воду. В ворота въезжают грузовые лодки с поклажей. У входов в дома часто торчат столбы, к которым привязывают лодки*

Главная «улица» Венеции — Большой канал. Центр города — площадь святого Марка с собором того же названия. Вместе с окружающими ее древними зданиями она образует просторный четырехугольник, производящий впечатление большого мраморного зала. Рядом — знаменитое Palazzo Du- cale (герцогский дворец) — средневековый дворец дожей.

В Венеции находятся Академия изящных искусств, многочисленные картинные галереи с богатейшими коллекциями скульптуры, живописи и прикладного искусства.

Каждые два года в Венеции проводится Международная художественная выставка, в которой участвуют многие страны Европы, Америки, Азии и Африки.

В городе не развилась крупная промышленность, так как ей негде было разместиться. Но все же здесь есть одно большое предприятие. Это Арсенал, основанный в начале XII в., где строили, оснащали и вооружали суда Венецианской республики, а позднее Итальянского королевства. Сейчас в венецианском Арсенале производится ремонт, модернизация и оснащение судов. Арсенал славится своим военно-морским музеем. Всеобщее внимание привлекает здесь остов сорокавесельной галеры — последнего венецианского «золотого корабля» — bucintoro. На этом корабле, богато украшенном резьбой, позолотой и росписью, венецианские дожи до конца XVIII в. выполняли обряд обручения Венеции с морем. Дож ежегодно выходил в море окруженный флотилией гондол, и бросал в волны Адриатики золотое кольцо.

Самый крупный город юга и второй по числу жителей во всей Италии (1 млн. 180 тыс. человек в 1961 г.) — Неаполь. Это главный экспортный порт Италии по вывозу фруктов и овощей, один из крупнейших в стране центров кустарного промысла и важнейший пассажирский порт.

Неаполь («новый город») был основан в VI в. до н. э. греческими колонистами из города Кум недалеко от уже существовавшей греческой колонии Партенопеи. В конце III в. дон. э. Неаполь был завоеван римлянами. В средние века город превратился в главный центр Южной Италии. Во второй половине XIII в. он стал столицей Королевства обеих Сицилий, а после испанского завоевания Южной Италии (середина XV в.) — центром испанского господства на юге Апеннинского полуострова.

Город расположен амфитеатром на берегу Неаполитанского залива между холмами Фрегрейских полей и конусом Везувия. Он резко делится на две части — восточную и западную. В восточной (большей) части наряду с широкими площадями и прямолинейными улицами располагаются грязные и тесные кварталы бедноты. В некоторых кварталах (например в Санита) почти половина населения живет в неблагоустроенных помещениях; квартиры нижних этажей многих домов лишены не только водопровода и канализации, но даже окон. В западной части города живет буржуазия. Здесь же д^ного дворцов, вилл и музеев.

Неаполитанский университет, основанный в 1224 г., один из древнейших во всей Европе. Всемирно известен неаполитанский Национальный музей, где сосредоточены богатейшие коллекции античной скульптуры, римских мозаик и полотен художников эпохи Возрождения. Большую известность имеет неаполитанский оперный театр «Сан-Карло» (второй после «Ла Скала» в Европе). Совершенно самобытный театр — труппа драматурга, актера и режиссера Эдуардо Де Филиппо. Она развивает традиции народного неаполитанского театра масок (Comedia dellarte), но по затрагиваемым темам и по их реалистическому решению пьесы Де Филиппо вполне современны. Труппа дает пьесы на неаполитанском диалекте, понятном не во всех областях Италии, но несмотря на это она пользуется повсюду огромным успехом.