Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Итальянцы: очерк этнической истории
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Итальянский народ прошел долгий и сложный процесс формирования.

В начале I тыс. до н. э. Апеннинский полуостров населяли народы, значительную часть которых составляли италийские племена, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. Среди них главенствующее положение заняли латины, жившие в Лациуме, где они основали (по преданию, в 753 г. до н. э.) город Рим (Roma). Латины прежде всего подчинили и романизовали близких им по языку умбров, обитавших в области верхнего течения реки Тибра, и осков, населявших Кампанью. В течение V—III вв, до н. э. латины покорили все остальные родственные им италийские племена: самнитов, марсов, вольсков, эквов и др. Севернее области своего обитания римляне столкнулись с неиталийскими народами. Наиболее значительным из них были этруски, или тирсены. Происхождение этого народа до сих пор окончательно не установлено. Наиболее вероятно, что этруски — выходцы из Малой Азии (из Трои), колонизовавшие в VIII в. до н. э. область современной Тосканы. Начиная с V в. до н. э. римляне постепенно подчинили этрусков. Они завоевали также венетов, живших на северо-востоке Италии (окончательно они были подчинены Риму в I в. до н. э.), и лигуров, населявших северо-запад страны (последние были покорены к I в. н. э.). В долине реки По жили многочисленные кельтские племена. К I в. до н. э. римляне завоевали и эту область. В дальнейшем кельты здесь были полностью ассимилированы римлянами как по языку, так и по культуре.

На юге полуострова и на островах (Сицилии, Сардинии, Корсике) римляне покорили разноязычные народы: греков, переселившихся сюда в VIII —VI       вв. до н. э., япигов, карфагенян, сиканов. Эти народы долгое время сохраняли свои языки и оставили заметный след в лексике обитателей юга. Весьма значительным было также влияние греков на складывающуюся римскую культуру.

Жители почти всех завоеванных римлянами областей в I — II вв. н. э. говорили уже на латинском языке, точнее на так называемой народной латыни. Однако языки местного населения, в свою очередь, оказали влияние на вытеснявшую их латынь. Это прослеживается, в частности, в топонимике. Названия некоторых итальянских местностей имеют лигурское происхождение (например Arnasco, Badalasco, Barnasco, Berlasco и т. д.). Видимо, характерной чертой венетского языка была частица -este, сохранившаяся в названиях итальянских городов Tergeste (Trieste) и Ateste (Este). В лексике современного итальянского языка, особенно в его диалектах, сохранились слова кельтского происхождения, например ломбардское riisca—бык, briigu — вереск, darbit — коса волос, leza — сани и др.

Упрочение власти Рима в Италии положило начало романизации, имевшей огромное значение в дальнейшей этнической истории Италии и Европы. Быстрая романизация покоренных Римом областей объясняется многими обстоятельствами. Рим выводил в эти области свои колонии. Будучи населены римлянами, они являлись постоянным фактором экономического, политического и культурного влияния на местное население. Покоренным народам предоставлялись права римского гражданства. В захваченных областях Италии размещались римские легионы, которые при долгом пребывании распространяли народный латинский язык. Кроме того, латинский письменный язык применялся здесь для административного управления.

Культура, созданная в эпоху расцвета Римской империи, наложила свою печать на духовное развитие стран Западной Европы и приобрела мировое значение. Особенно велика роль культурного наследия Древнего Рима в формировании итальянского народа, его культуры и языка.

В эпоху Римской империи народы Италии создали много выдающихся произведений зодчества, которые украшали Рим и другие города Италии и провинций (римский Форум, Капитолий, Колизей, триумфальные арки, термы, дворцы императоров и знати и т. д.) и отражали величие и богатство империи. Замечательны реалистические скульптурные портреты этого периода. В I в. до н. э. и в эпоху империи расцвела литература (лирика Валерия Катулла, философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», исторические исследования Цезаря «О гражданской войне» и «О галльской войне», знаменитые политические речи Марка Туллия Цицерона). Наибольшего расцвета и блеска литература достигла в эпоху Августа. Поэты воспевали величие империи и мудрость императора — учредителя порядка и мира на земле. К этому периоду относится творчество Публия Вергилия Марона и Горация Флакка, любовная лирика Овидия Назона и его «Метаморфозы». Важный исторический источник представляет собой сочинение Тита Ливия «Римская история от основания города», в котором он воспевает величие и «историческую миссию» Рима. Из прозаиков более позднего времени (I —II вв. н. э.) известны Плиний Старший, Плиний Младший, Марциан,

Тацит, Светоний, Апулей — писатель и философ. Начиная со II в. литера- тура процветала и в провинциях, в частности в Африке (Плавт, Саллюстий, Энний и др.). Последним крупным философом Древнего Рима был Аврелий Августин, ставший одним из основателей христианской религиозной догматики.

С завоеванием римлянами народов Апеннинского полуострова процесс этнического смешения в Италии не кончился. Еще до падения Римской империи (V в. н. э.) началось широкое смешение романизованного населения Апеннинского полуострова с «варварами». Римские императоры массами поселяли в Италии рабов и свободных людей различного происхождения. Например, император Марк Аврелий (II в. н. э.) поселил на землях империи маркоманнов, император Проб (в конце III в. н. э.) разрешил поселиться в Италии бастарнам, гепидам, остготам и некоторым другим германским племенам. В 370 г. в долине реки По были поселены побежденные алеманы, а в 377 г. на землях Северной Италии разместили готов и тайфалов. В этот же период постепенно оседала на земле, превращаясь в колонов, некоторая часть воинов-наемников, служивших в римском многоязычном войске. Римляне ассимилировали все эти племена, которые смешивались с ними и усваивали их язык и более высокую римскую культуру.

С V в. н. э. начинается еще более широкое смешение романизованного населения Италии с «варварскими» племенами, преимущественно германцами. В 402 г. с Балканского полуострова в Северную Италию проникли вестготы, в 410 г. их предводитель Аларих осадил и взял Рим. В 452 г. в Италию вступили полчища гуннов, разгромившие города северной части страны.

В 455 г. Рим был разграблен вандалами. В 476 г. один из начальников наемных варварских дружин Одоакр (из германского племени ругиев) принудил западноримского императора Ромула-Августула отказаться от престола. Это событие принято считать падением Римской империи.

В 488 г. в Италию вторглись остготы. В 493 г. их вождь Теодорих был провозглашен королем готов и италиков. Поход остготов был не просто военным набегом, но переселением в Италию большой массы германских и некоторых других племен, до этого подчиненных готам. Есть сведения, что с Теодорихом в Италию прибыло около 100 тыс. остготов и около 50 тыс. человек из других племен. Остготы создали обширное королевство, занимавшее пространство от Центральной Италии до Дуная. Оно просуществовало до 555 г., когда Италия была покорена византийцами. В 568 г. северная часть страны была завоевана восточногерманским племенем лангобардов (около 200 тыс. человек), вместе с которыми в Италию пришли и другие племена, в том числе саксы, свевы, гепиды. Население Апеннинского полуострова, истощенное налогами и гнетом византийских чиновников, не оказало серьезного сопротивления пришельцам, и к середине VII в. большая часть Италии находилась под властью лангобардов. Наиболее плотно заселили они северо-запад страны. Одна из областей здесь до сих пор называется Ломбардией. Лангобардское королевство просуществовало до 774 г., когда оно было завоевано королем франков Карлом Великим. Власть франков распространилась на всю Северную и значительную часть Средней Италии.

В VIII—IX вв. политическая карта Италии была весьма пестрой. В Северной и Средней Италии располагались франкские владения; с ними граничил так называемый Патримоний святого Петра (светское государство римских пап, существовавшее с 756 г.). Южнее находились лангобард- ские герцогства Спавето и Беневент и, наконец, самый юг страны занимали византийские провинции Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия.

В дальнейшем на Апеннинский полуостров нахлынули новые волны пришельцев. В IX в. арабы, совершая набеги из Северной Африки и с Балеарских островов, постепенно овладели Сицилией. Затем начались их грабительские набеги на Южную и Центральную Италию и даже на Пьемонт и Лигурию. В конце IX в. в северные области страны вторглись венгры. К середине X в. они дошли до южных районов Италии. Опустошительные захваты венгров прекратились лишь во второй половине X в., когда южные области страны захватили норманны.

Сложные политические судьбы Италии отразились и на ее этнической истории. В течение шести насыщенных бурными событиями столетий (V — X вв.) римлян как народа не стало. В эти века происходило массовое смешение завоевателей с покоренным италийским населением. Последнее, обладавшее более высокой культурой, чем варвары, в значительной степени подчинило их своему культурному влиянию. Гунны и вандалы не оставили заметных следов ни в италийской культуре, ни в языке покоренного ими населения. От вестготов в италийский язык перешли лишь некоторые военные термины (например bando — отряд, guardia — стража, elmo — шлем) и слова, обозначающие кое-какую домашнюю утварь (naspo — мотовило, госса — прялка, spola — ткацкий челнок и некоторые другие). Вклад остготского языка в латинскую лексику тоже невелик.

Остготы сохранили в Италии рабовладельческие порядки. Теодорих, подчеркивавший свое уважение к римским обычаям и культуре, обнародовал «Эдикт короля Теодориха» — единое законодательство для римлян и готов. Этот документ был основан на римском праве и написан на латинском языке, который готы приняли в качестве официального языка.

Довольно значительный вклад внесли в римскую культуру византийцы. В период их господства некоторые греко-восточные элементы проникли в италийский костюм. Византийцы оказали влияние на культурную жизнь населения Италии, на италийскую живопись и архитектуру, на лексику сформировавшегося впоследствии итальянского языка.

Лангобардское завоевание привело к истреблению значительной части римской рабовладельческой знати, к гибели рабовладельческих порядков. Лангобарды несравненно больше, чем предыдущие завоеватели, обогатили латинскую лексику словами, впоследствии перешедшими и в итальянский язык. Это слова военного значения — strale (стрела), spalto (откос), palla (ядро); слова, относящиеся к жилищу (например, balco — бревно), или его меблировке (Ъапса — скамья, scranna — лавка, scaffa — шкаф и некоторые другие). Однако римская культура оказала на лангобардов несравненно большее влияние, чем лангобардская на италиков. Уже в VII в. лангобарды стали усваивать латинский язык, а позже переняли многие римские обычаи.

Большие социально-экономические последствия имело для Италии франкское завоевание. Франки принесли с собой уже сложившееся у них феодальное право и ускорили закрепощение крестьян.

В VI—X вв. в итоге перечисленных выше этнических столкновений и смешений стал формироваться итальянский народный язык, основу которого составляла народная латынь. Это было важной вехой в сложении итальянского народа.

Вероятно, итальянский язык долгое время оставался бесписьменным, так как официальным языком при всех правителях Италии этого периода была литературная латынь. Первыми письменными памятниками народного итальянского языка были несколько судебных актов второй половины X в., так называемые «Carta Сариапа» (960 г.), две «Carta di Теапо» (963 г.) и «Carta di Secca» (963 г.). Основной текст в этих актах написан по-латыни, но свидетельские показания записаны так, как они были произнесены, т. е. на итальянском языке того времени. Интересно, что фразы на народном языке здесь даны в нарочитом противопоставлении латинскому тексту: современники осознавали самобытность этого языка.

К XI в. в Северной и Средней Италии была полностью закончена ассимиляция германских элементов италийскими. В XII в. произошло поглощение романоязычным населением Южной Италии норманнов, а в XIII — греков и сарацинов (арабов).

В становлении итальянского народа и в формировании его культуры и языка большую роль сыграли североитальянские города. Благодаря очень удобному географическому положению, они рано начали вести крупную заморскую торговлю, что, в свою очередь, привело к развитию ремесел. Вследствие расширения обмена между разными областями страны стали устраивать ярмарки. Многие из них уже в XII в. имели общеитальянское значение. Возвышению и расцвету итальянских городов способствовали крестовые походы XII—XIII вв. Итальянские города оказывали крестоносцам военную (флот) и экономическую (финансы, продовольствие) поддержку и в обмен за то получали привилегии во всей восточной и центральной частях Средиземного моря. Развились не только портовые города, но и глубинные: Милан, Флоренция и др. Во всех городах Северной Италии очень рано развилась торгово-ремесленная буржуазия. Уже в начале XI в. города освободились от власти епископов, а затем и от власти феодалов. Горожане громили феодальные замки и заставляли феодалов не только платить дань, но и определенное время жить в городе и участвовать в его обороне. Развитие городов и рост их населения резко увеличили потребность в сельскохозяйственных продуктах, это привело к подъему сельского хозяйства. Осваивались новые земли, сооружались плотины и оросительные системы. Городская знать скупала феодальные земли, что также подрывало экономическую базу феодализма.

Развитие и усиление североитальянских городов вызвало реакцию в Германии. Император Фридрих I Барбаросса (1152—1190 гг.) пытался подчинить себе богатые города Северной Италии. Однако Милан, Кремона, Бергамо, Брешия, Мантуя, Феррара, Венеция и другие города, забыв свои распри, заключили союз против Германии (так называемая Ломбардская лига). К Лиге примкнули также римский папа и Сицилийское королевство. В 1176 г. объединенные силы союзников при Леньяно около Милана наголову разбили войско Фридриха, и он был вынужден фактически признать их независимость. Период войн итальянских городов с германским императором имеет важнейшее значение как эпоха становления итальянского национального самосознания; именно в это время в Италии впервые появляется тенденция к объединению.

Начиная с XIII в. главенствующую роль в торговле между различными частями страны стали играть города области Тосканы, главным образом Флоренция; тут сказалось центральное положение этой области. Именно здесь раньше всего стала ощущаться потребность в пользовании народным итальянским языком вместо бывшего до сего времени официальным латинского. Тосканский диалект стал языком итальянской деловой речи; первый памятник ее — мемориал флорентийских банкиров 1211 г. В XIII — XIV вв. тосканский диалект стал приобретать значение итальянского литературного языка. Уже во второй половине XIII в. во Флоренции и других городах Тосканы возникла лирика, известная под названием «dolce stil nuovo» («новый сладостный стиль»).

Истинными создателями итальянского литературного языка по праву считаются три великих писателя XIV в. («треченто») — Данте, Петрарка и Боккаччо, которые не только сами писали на тосканском диалекте, но и выступали за его превращение в общеитальянский национальный литературный язык. Данте, посвятивший защите единого итальянского языка специальный трактат «О народном красноречии», называл этот язык «volgare» (народный); он считал, что надо писать именно на нем, а не на латинском. На народном языке Данте написал бессмертную «Божественную комедию», Петрарка — свои сонеты, среди которых большую популярность приобрел в то время сонет «Италия моя», где поэт страстно призывал всех итальянцев к борьбе за избавление страны от чужеземного ига и к политическому объединению. Боккаччо тоже писал свои произведения на тосканском диалекте.

Итальянское изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения — величайший вклад в сокровищницу мировой культуры. Творчество итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов было проникнуто идеями гуманизма, верой в духовное могущество человека.

С XIII в. в архитектуре победил готический стиль — сначала в церковной архитектуре Сиены и Ассизи, затем по всей Италии (Милан, Турин, Флоренция, Рим и т. д.). В эпоху Возрождения были созданы также архитектурные сооружения, в которых сказывалось влияние античности — Палаццо Питти, Палаццо Ручелли, Палаццо Строцци во Флоренции, Венецианский дворец и Ватикан в Риме и т. д. Величайшим зодчим Возрождения был Бра- манте (1444—1514 гг.).

В творчестве великих представителей искусства эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.), Микельанджело (1475—1564 гг.), Рафаэля (1483—1520 гг.), Тициана (1477—1576 гг.) и др.—наиболее ярко выразились эстетические идеалы итальянского народа. Любовь к природе, к жизни и ее наслаждениям наложила светский отпечаток на все итальянское искусство этой эпохи несмотря на господство религиозных и мифологических сюжетов. Все эти черты, вместе взятые, сделали изобразительное искусство и архитектуру Италии вершиной европейского Ренессанса, а его великих мастеров — недосягаемыми образцами для художников всех стран, приезжающих в Италию черпать мастерство и вдохновение.

К концу XV и началу XVI в. относится расцвет литературы итальянского Возрождения. «Государь», «Беседы» и «История Флоренции» Макиавелли (1469—1524 гг.) и «Неистовый Роланд» Ариосто (1474—1533 г.) — лучшие произведения этой эпохи. Из других можно указать также на сочинения Пьетро Бембо (1470—1547 гг.), Кастильоне (1478—1529 гг.), на сонеты Микельанджело Буонаротти, «Автобиографию» Челлини, «Жизнеописание» Вазари (1511—1574 гг.) и «Освобожденный Иерусалим» Тассо (1544—1595 гг.).

В эту эпоху у итальянцев пробудилось сознание необходимости политического и национального объединения. Появились произведения, посвященные истории страны, и политические трактаты, авторы которых осуждали сепаратизм и призывали к объединению страны под властью монарха. Наиболее ярко эти идеи отразились в трактате Макиавелли «Государь» (1513 г.) и в «Истории Италии» Гуиччардини (1530-е годы).

Однако стремление к политическому объединению страны в то время не могло быть успешным. Уже с XV в. и экономическая и политическая обстановка в Италии ухудшилась. Одной из главных причин этого было завоевание турками восточного Средиземноморья, а вследствие этого — падение торговли с Востоком и перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. В XVI в. начался упадок итальянских республик.

Экономический упадок Италии привел к усилению ее политической распыленности. Этому в немалой степени содействовало и папство, которое натравливало одни итальянские государства на другие с целью подчинить их своему влиянию или захватить. Энгельс писал, что «в Италии папская власть — препятствие национальному единству»1.

Италия превратилась в объект борьбы между соседними государствами — Францией и Испанией. В 1494—1559 гг. эти страны вели между собой на территории Италии захватнические войны (итальянские войны), в результате которых большинство областей Италии оказалось под господством Испании.

В 1701—1714 гг. Италия была ареной военных действий, которые велись за так называемое испанское наследство. После этого преобладающее влияние в стране приобрела Австрия. Но и позднее (до середины XVIII в.) на территории Италии постоянно шли войны между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами, и политическая карта страны неоднократно перекраивалась.

В условиях феодальной раздробленности и политической разобщенности областей Италии все сильнее обосабливались диалекты итальянского языка. Значение общеитальянского языка падало, тем более что в период позднего Возрождения (XV — XVI вв.) большинство крупных ученых и писателей страны стало создавать свои произведения на латинском языке. В развитие итальянского литературного языка этого периода внесли свой вклад Леон Баттиста, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, обогатившие его новыми терминами и создавшие итальянскую научную литературу.

В XVI—XVII вв. велись споры о том, каким должен быть единый литературный язык Италии — чисто тосканским (главный сторонник Бембо) или его нужно создавать на основе лексики, отобранной из всех существующих диалектов (Кастильоне). В конце XVI — начале XVII в. победили сторонники тосканского диалекта, чему в немалой степени содействовали теоретические труды, создаваемые в флорентийской «Академии чистоты языка», и главным образом выпущенный ею огромный «Словарь итальянского языка». Но и после этого письменному литературному языку не легко было укрепиться в Италии, так как он по-прежнему должен был выдерживать борьбу как с латынью, так и с диалектами, на которых в последующие века создавалась обширнейшая литература.

Конец XVIII и начало XIX в. в Италии были временем перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Борьба прогрессивных общественных сил Италии с феодально-абсолютистскими порядками тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение. В стране широко распространились идеи французской буржуазной революции.

В годы наполеоновских войн в Италии образовалось несколько республик, которые были поставлены в прямую зависимость от Наполеона. Непрерывные войны, политические перевороты и революционные выступления масс потрясали Италию. Расшаталась провинциальная замкнутость отдельных областей страны. Укрепилось политическое и национальное самосознание всех классов итальянского общества. Народ Италии стал сознавать себя единой нацией. Наиболее радикальные элементы итальянской буржуазии, дворянства и интеллигенции поднялись на борьбу против французских поработителей. В конце XVIII в. в стране стали создаваться тайные патриотические организации (например «Общество лучей» в Болонье и общество «Адельфи» в Милане). В начале XIX в. (1807—1812 гг.) борьба против французского господства приобрела широкий размах. Возникли тайные организации карбонариев. Членами карбонарских организаций были выходцы из всех слоев городского населения, солдаты, офицеры, либерально настроенные дворяне и крестьяне.

В 30—40-х годах XIX в. в итальянских государствах на фоне дальнейшего роста капиталистических отношений наступил новый подъем национально-освободительного движения. Сформировалось два основных его направления: буржуазно-демократическое и либеральное. Главой буржуазнодемократического направления стал Джузеппе Мадзини (1805—1872 гг.). В 1831 г. он создал в Марселе тайное патриотическое общество «Молодая Италия». Ядром общества была группа итальянских революционных эмигрантов, выходцев из прогрессивно настроенной буржуазии и интеллигенции. С 1832 г. Мадзини стал издавать журнал «Молодая Италия», который нелегально распространяли в Италии. Журнал оказал огромное влияние на формирование национального самосознания итальянского народа. Позднее тайные мадзинистские организации возникли и во многих областях Италии. К ним примкнули городские низы: ремесленники и рабочие.

Мадзини был сторонником объединения страны «снизу». Призывая народ к вооруженному восстанию, он требовал провозглашения единой Итальянской республики. Мадзинисты впервые в истории итальянского освободительного движения поставили главной задачей объединение Италии в назависимое государство с республиканским строем. «Молодая Италия» подготовила и организовала немало народных выступлений; все они, однако, кончились поражением.

Идею объединения Италии «сверху», вокруг Савойской династии (Пьемонт), пропагандировала либеральная группа так называемых альбертистов, сложившаяся накануне революции 1848 г. Главным идеологом ее был граф Кавур, глава правительства Пьемонта. Пытаясь предотвратить новую революцию, Кавур стремился объединить Италию на монархической основе с помощью иностранных государств. После окончания австро-франко-итальянской войны 1859 г. Италии была возвращена Ломбардия. В дальнейшем и другие районы страны постепенно присоединялись к Сардинскому королевству (Пьемонт). Огромную роль в объединении Италии сыграли народные массы, возглавляемые национальным героем Джузеппе Гарибальди. Революционный поход Гарибальди в Неаполь и Сицилию в 1860 г. имел решающее значение для создания в 1861 г. единого Итальянского королевства. Объединение завершилось в 1870 г.

После объединения Италии стало возможным практически решить вопрос о введении общего для всей страны литературного и разговорного языка* Большинство деятелей итальянской культуры во главе с Алессандро Ман- дзони (1785—1873 гг.) склонялось к введению в качестве такого языка уже испытанного веками и занявшего к этому времени господствующее положение в литературе тосканско-флорентийского диалекта.

Важным шагом в этом направлении было введение обязательного изучения литературного итальянского языка во всех школах. Так как политическое и культурное единство Италии отвечало интересам итальянского капитализма, все последующие буржуазные правительства активно содействовали внедрению общенационального литературного языка. Преподавание в школах, распространение литературы на общенациональном языке имели большое значение для развития культуры итальянского народа. В настоящее время на общеитальянском языке говорит подавляющее большинство населения Италии. На диалектах пишут очень мало, а говорят на них лишь в быту, в кругу семьи. Таким образом, экономическое и политическое объединение Италии заложило прочные основы и ее культурного единства. Утверждение единого языка было последним звеном в окончательном этническом оформлении итальянской нации.

В период национально-освободительного движения XIX в. основным направлением итальянской литературы стал романтизм. Теоретик и глава этого направления Алессандро Мандзони выступал поборником независимости и национального объединения Италии. Его произведения (роман «Обрученные», «Священные гимны», стихи и оды) оказали огромное влияние на итальянское общество. В освободительном движении итальянского народа большое значение имели труды Джоберти и Мадзини, а также критические статьи и сочинения Де Санктиса, видного патриота и деятеля Рисорджименто. Огромной популярностью в то время пользовался роман Джованьоли «Спартак» (1874 г.); борьба рабов Рима за освобождение вызвала горячее сочувствие у современников и участников гарибальдий- ских войн.

В XIX в. подлинного расцвета достигла и итальянская музыка, особенно оперная. Многие композиторы того времени откликнулись на передовые идеи национально-освободительного движения. Призыв к освобождению родины прозвучал в «Вильгельме Телле» Россини, в «Норме» композито- ра-лирика Беллини. К борьбе за изгнание иностранных поработителейг за освобождение и объединение Италии призывали арии и хоры из историко-патриотических опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани» и др.). В XIX в. творили Доницетти, Пуччини, Леонкавалло.

С 70-х годов XIX в. в Италии довольно быстрыми темпами пошло развитие капитализма, вскоре вступившего в империалистическую стадию. Началась колониальная экспансия. В 1889 г. Италия захватила Сомали, в 1890 г. из ранее присвоенных земель образовала колонию Эритрею. После итало-турецкой войны 1911 — 1912 гг. Италия приобрела Ливию и До- деканезские острова.

После первой мировой войны, в которой Италия воевала на стороне Антанты, она получила по Сен-Жерменскому миру 1919 г. Трентино и Южный Тироль, а по Раппальскому договору 1920 г. Триест, Истрию и некоторые другие славянские земли на Адриатике.

Послевоенный экономический кризис, а также влияние Октябрьской революции вызвали большой революционный подъем среди итальянских трудящихся. В 1919—1920 гг. было много случаев захвата крестьянами помещичьих земель. В 1920 г. рабочие организованно брали в свои руки фабрики и заводы. Но социалистическая партия, пользовавшаяся тогда очень большим влиянием среди рабочих, предала их интересы и добилась возвращения~ фабрик капиталистам. Напуганная широким народным движением буржуазия передала власть фашистской партии Муссолини, которая при помощи безудержной демагогии получила поддержку и части отсталых рабочих, разочаровавшихся в социалистической партии. Коммунистическая же партия Италии была тогда еще слишком слаба.

С 1922 по 1943 г. страной правила фашистская диктатура Муссолини. В 1935 г. Италия начала агрессивную войну против Эфиопии и захватила ее. Вместе с нацистской Германией Италия организовала фашистский путч Франко в Испании (1936—1939 гг.) и путем прямой военной интервенции помогла ему захватить власть.

В 1937 г. Италия присоединилась к так называемому Антикоминтернов- скому пакту, за год до этого заключенному между Германией и Японией. В 1939 г. итальянские фашисты захватили Албанию. В июне 1940 г., объявив войну Франции и Англии, Италия вступила во вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии. В 1941 г. Италия начала войну с Югославией и с СССР. Но итальянская армия, брошенная на Советский Союз, была в 1942—1943 гг. разгромлена советскими войсками. В Италии начались антифашистские выступления народных масс. В июле 1943 г. в Сицилии высадились англо-американские войска. Все эти события привели к падению фашистской диктатуры Муссолини (25 июля 1943 г.). В сентябре 1943 г. Италия подписала пакт о перемирии со странами антифашистской коалиции. Немецко-фашистские войска оккупировали Северную и Центральную Италию.

Народные массы, возглавляемые Итальянской коммунистической партией, взяли дело освобождения страны от гитлеровских оккупантов в свои руки. Развернулось мощное движение Сопротивления, переросшее в национально- освободительную войну. В ходе ее создалось антифашистское единство всех демократических сил Италии. В апреле 1944 г. было образовано коалиционное правительство из представителей нескольких антифашистских партий, в том числе коммунистической и социалистической. В 1945 г. Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков.

В июне 1946 г. после референдума Италия была провозглашена республикой. В июле 1946 г. было сформировано первое республиканское правительство. В него вошли представители коммунистической и социалистической партий и партии христианских демократов. В 1947 г. по мирному договору Триест был выделен в свободную территорию (в 1949 г. он вновь вошел в состав Италии), а Югославии переданы Истрия и некоторые другие славянские земли. Додеканезские острова были возвращены Греции, а некоторые районы на северо-западе страны отошли к Франции. В этом же году Де Гаспери сформировал правительство без социалистов и коммунистов. В 1948 г. Италия была включена в систему «плана Маршалла», в результате чего получила от США помощь в виде товаров. Это привело к ограничению независимости и суверенитета страны. В 1949 г. Италия несмотря на противодействие демократических сил присоединилась к Североатлантическому пакту (НАТО). Это усилило ее зависимость от заокеанской державы.

В 1959 г. Италия была принята в ООН. В том же году итальянское правительство заключило соглашение с США о размещении на территории страны американских баз, оснащенных ракетным оружием. Это вызвало волну протестов народных масс.

С середины 50-х годов во внешней политике Италии наметились новые тенденции. Часть монополистических групп выступала за свободу внешней торговли и расширение связей с СССР и другими социалистическими государствами. Развитию торговых отношений Италии с Советским Союзом способствовал торговый договор, заключенный в 1957 г. на пять лет. В 1960 г. было подписано советско-итальянское культурное соглашение.

В 60-х годах усилилось рабочее и крестьянское движение. Первое выступление трудящихся произошло летом 1960 г. в Генуе в ответ на попытку неофашистской партии «Итальянское социальное движение» созвать в этом городе съезд. Вскоре антифашистское движение приняло общенациональный характер. Митинги, стачки и демонстрации охватили всю страну.

В 1963 г. во время предвыборной кампании развернулась напряженная политическая борьба между Итальянской коммунистической партией и Христианско-демократической партией. ИКП разработала и опубликовала предвыборную программу, осуществление которой привело бы к значительному сдвигу влево. В области внешней политики итальянские коммунисты ставили главной задачей борьбу за мир и отказ от участия в военных блоках, во внутренней политике — продолжение начатой после второй мировой войны национализации монополистического производства, проведение аграрной реформы и возрождение отсталых южных областей страны.

Проведенные в апреле 1963 г. выборы в парламент показали, что влияние компартии значительно усилилось.