Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда португальцев. Семейная и общественная жизнь. Религия
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Национальная одежда португальцев красочна и разнообразна. Главные черты женского народного костюма — широкая юбка сайя (saia), обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блузка (обычно белая) с длинными рукавами (в праздничном костюме — вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке.

Платок — неотъемлемая часть женской одежды. Существует несколько способов его ношения: его завязывают под подбородком или так, что три конца сходятся на макушке; иногда его концы подоткнуты, а иногда свисают по спине.

Традиционный мужской костюм составляют короткие штаны calsas с гетрами, рубаха, жилет и широкий пояс (faixa), круглая фетровая или войлочная шляпа с широкими полями — сомбрейру (sombreiro). Домотканый костюм, бытовавший в начале XIX в., почти исчез, однако еще носят сара de houras — коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.

У жителей различных районов сохранились отличия в одежде. Наиболее богаты и красочны костюмы женщин провинции Миньу. Обязательная принадлежность наряда невесты из Миньу—черная или темно-голубая бархатная или шерстяная юбка. Ее украшает золотая тесьма. На голове — белый кружевной платок. Жених надевает светло-серый или черный строгий костюм и жилет из красной фланели с серебряными пуговицами.

Крестьянские девушки Вила-Франка-ди-Шира (бассейн реки Тэжу) носят короткую белую юбку, поверх которой надевается юбка из красной фланели.

По воскресным дням носят белые юбки гладкого покроя, на них надевают короткий передник; яркий платок повязывают узлом под подбородком. С наступлением холодов плащом служит огромная темных тонов шаль, закрывающая почти всю фигуру девушки.

В этом же районе крестьяне носят плотно облегающие бриджи, белую рубашку с оборками и двубортный алый спереди фланелевый жилет. На голове — зеленый вязаный чулком колпак barrete verde, который дал название празднику в Алкошети. Во время дождя накидывают плащ из овчины. Состоятельные крестьяне предпочитают андалусский костюм: плотно облегающие брюки, короткий жакет и широкую шляпу, какие носят в Кордове.

Девушки Коимбры, университетского города, носят скромный костюм и черный платок вокруг головы с узлом на шее.

Одежда населения рыбачьих поселков, так же, как и их быт, отличается большим своеобразием. Мужчины носят в будние дни черные вязаные колпаки, рубахи и брюки из ткани в крупную клетку. Женщины надевают круглые черные шляпы с маленькими полями, черные шали, завязываемые плотно под подбородком. Рыбачки в будни ходят босиком или в ботинках на деревянной подошве. В праздничные дни они надевают кожаные или отделанные бархатом ботинки mules.

Современная одежда горожан не отличается национальным колоритом, хотя и носит печать консерватизма. Светские женщины в Португалии носят черное платье. Даже в жаркую погоду их не увидишь на улице без перчаток.

Семейная и общественная жизнь

В городах Португалии семьи часто состоят из трехчетырех человек, в деревнях — из семи-восьми и даже десяти человек. Обычно престарелые родители живут под одной крышей с детьми, уже имеющими свои семьи.

Браки в Португалии ранние. Безбрачие — довольно редкое явление. Девочек учат рукоделию и уходу за малышами, прививают аккуратность и бережливость. В деревнях мальчики с детства работают с родителями в поле, а в городах, если родители стеснены в средствах, рано начинают искать заработки. Общение между молодыми людьми и девушками очень стеснено.

У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о женитьбе, довольно долгий период ухаживания — патого. Обрученные обмениваются традиционными подарками: кольцами, розами, носовыми платками, на которых вышито сердце и имена влюбленных.

Церковный обряд венчания обязателен. Во многих местах гости и родственники сопровождают в церковь вместе с молодыми и кортеж с приданым невесты. Свадебные церемонии, однако, в последние годы стали менее живописны. Церковные браки регистрируются без гражданских формальностей. Разводы запрещены.

Положение женщины в семье неравноправно. Без согласия мужа она не может распоряжаться своей долей собственности, поехать за границу, так как власти не выдадут ей паспорта, если у нее нет письменного разрешения мужа, заверенного в официальном порядке.

Общественная жизнь в Португалии построена на основе корпоративной системы, скопированной салазаристами у Муссолини. Диктатор Салазар имеет неограниченную власть и управляет страной с помощью созданной по образцу гестапо политической полиции.

Конституция провозглашает свободу организаций, но все они должны быть одобрены правительством. Ассоциации и организации в Португалии обязаны сообщать властям, где находятся их правления или комитетыу предоставлять копии своих уставов и списки членов, а также сообщать другие сведения о себе «в интересах государственной безопасности». Без санкции правительства не разрешаются связи с зарубежными организациями.

В стране существует только одна легальная партия — Национальный союз, остальные могут действовать лишь в подполье. Выборы в Национальное собрание организованы так, что у оппозиции нет никаких шансов на успех.

Любимое детище Салазара — Португальский легион. Это полувоенная организация, созданная через два месяца после начала гражданской войны в Испании «для защиты корпоративного государства от коммунизма».

Салазар овская организация Португальская молодежь, созданная в 1936 г., объединяет детей до 14 лет. Членство в ней обязательно. Каждую субботу и среду мальчики и девочки посещают собрания, где им тенденциозно рассказывают об истории португальской империи, о диктаторе Салазаре. Воспитание идет в религиозном духе.

Деятельность студенческих организаций допускается лишь с разрешения Министерства просвещения. Избранные руководящие деятели студенческих организации, в том числе и скаутских, могут занимать свои посты тоже лишь с согласия министерства. Для надзора к студенческим организациям прикрепляется преподаватель, являющийся, как правило, осведомителем салазаровской охранки.

Профсоюзы, членство в которых обязательно, делятся на три основных категории: 1) организации рабочих в различных отраслях промышленности; 2) объединения предпринимателей (gremios) и 3) организации врачей, юристов и инженеров. Эта структура не охватывает государственных служащих и людей, не работающих по найму, включая крестьян.

Трудящиеся платят взносы в фонд профсоюзной организации для страхования здоровья и по безработице, так как государство не выдает таких пособий. Около 400 тыс. сельскохозяйственных рабочих, мелких и средних крестьян объединены в Народные дома, от которых они получают пособия на тех же основаниях. Рыбаки объединены в так называемые Дома рыбаков. Их руководство назначается правительством.

В деревнях северной Португалии, в провинциях Траз-уш-Монтиш и Миньу еще в начале XX в. сохранялись любопытные социальные институты, пережитки общинного быта. Например, дороги, мосты, овчарни строились здесь сообща и принадлежали всей деревне. Пастбища тоже находились в общественной собственности.Скот односельчане пасли по очереди, срок пастушества зависел от количества скота, которым владел крестьянин. Если какой-либо семье из-за болезни кормильца или по какой-то другой причине было не под силу обработать участок, ей на помощь приходили односельчане. Обязанности старосты выполняли по очереди главы семейств. Староста наблюдал за общественным имуществом, определял налог на вино, который шел на нужды общины, и созывал совет, состоявший из глав всех семей деревни. Звуки горна возвещали односельчанам о заседании этого совета старейшин, который решал такие вопросы, как рубка леса, ирригация, определял время уборки урожая и отправки скота на дальние пастбиша.

Религия

Около 93% португальцев — католики.

Формально церковь отделена от государства, но фактически очень тесно с ним связана и оказывает большое влияние на общественную жизнь. Накануне второй мировой войны правительство Салазара подписало договор с Ватиканом, по которому во всех государственных школах обучение происходит по программам, утвержденным Ватиканом, и учителя назначаются только с его согласия. Португальский чиновник должен ходить в церковь — это считается хорошим тоном, от этого зависит его продвижение по службе, а возможно, и сохранение за ним места.

И тем не менее церковь в Португалии располагает меньшими финансовыми средствами, чем в Испании. Священников здесь меньше и они больше чувствуют свою зависимость от режима Салазара, чем испанская католическая церковь от франт кистской диктатуры. Протестантам разрешается свободно отправлять богослужение. Высшее духовенство страны активно поддерживает диктаторский режим.