Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество басков
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Баски — искусные пловцы. Они прославились как первоклассные футболисты. Известна у них игра в кегли. Особенно же распространена игра в мяч —pelota.

В каждой деревне есть одна, а то и несколько площадок для игры в мяч. Обширная площадка имеет прямоугольную форму, одна из ее поперечных сторон ограничена каменной стеной, о которую ударяют мячом. Состязаются две команды по два человека в каждой. По очереди ударяют о стену мячом, который должен отскакивать в пределах известного ограниченного пространства. Задача игроков — не дать мячу упасть на землю. Каждый старается швырнуть мяч так низко, чтобы противник не смог настигнуть его, поэтому удар должен быть рассчитан с большой точностью.

Насчитывается до двадцати пяти видов игры в пелоту: играют против одной или двух стен, даже с теннисной сеткой. Играют в кожаных перчатках или при помощи деревянной биты. Раньше играли с широкой кожаной ложкой. Наиболее часто применяется txistera, которая представляет собой своеобразное продолжение руки и служит для усиления удара. Это искривленный, как гигантский ноготь, плетеный желоб, лубяной или кожаный, такой же длины, как рука. Сверху он имеет углубление из кожи, в которое просовывается рука. Игрок ловит мяч чистерой, по ее открытому желобу мяч пролетает с большой быстротой и затем отбрасывается к стене.

Пелота — это соревнование не только в силе рук и быстроте ног: здесь требуется зоркость глаза, быстрота и точность расчета, смелость удара, красота и изящество движений. Пелота — подлинно народный спорт, им увлекаются и молодые и старые. В дни интересных игр между командами разных сел к площадке для пелоты стекаются оживленные толпы народа. Здесь же заключаются денежные пари. Победители получают приз. В баскских национальных музеях хранятся чистеры наиболее знаменитых пелотариев. От басков игру в мяч заимствовали жители всей Испании.

Национальная спортивная игра испанцев — бой быков — не особенно привилась у басков. На французской территории, в частности в Байонне, устраивают «коровьи бега»: на огороженную забором городскую площадь выпускают коров, специально выращиваемых для этой забавы; юноши и девушки, столпившиеся на площади, дразнят корову, стараясь не попасться ей на рога.

Народное творчество

Очень интересные образцы баскского народного искусства представляют собой каменные надгробные памятники. До XVII — XVIII вв. на могилах устанавливали антропоморфные надгробия — невысокие стелы, завершающиеся массивными дисками. Диски с обеих сторон покрывали выбитым на камне орнаментом: изображениями знаков Зодиака, солнца, звезд, розетки, свастики. Изображали также орудия труда, очевидно, характеризующие профессию покойного: здесь и молот со всеми кузнечными принадлежностями, и столярные инструменты, и прялка, мотыга, сани, волокуша; встречается арбалет, чистера. Интересны изображения людей и всадников. Апотропей- ные знаки нагробий подобны тем, которые изображены над дверными и оконными проемами жилых домов (солярные знаки, звездный узор). К концу XVIII в. искусство камнерезанья стало постепенно исчезать. Антропоморфные надгробия сменились крестами. Надписи на домах совсем исчезли.

В XIX и XX вв. орнамент (выемчатая трехгранная резьба) наносили по преимуществу на деревянные изделия: мебель, утварь и т. д. (о резьбе по дереву см. стр. 491).

Музыкальные инструменты очень разнообразны, все их виды распространены как в испанской, так и во французской Басконии. Среди них есть и общеиспанские — гитара, кастаньеты, бубны. Оригинальным баскским инструментом является горшок, затянутый кожей (eltz). При надавливании деревянной палочкой он издает рокочущие звуки. Soinu — шестиструнный инструмент, корпус его плоский, прямоугольный ; с двумя отверстиями для резонанса. Играют также на флейте (txirula) и барабанах (tambor).

Танцы — одно из излюбленных развлечений. Их главная отличительная черта — коллективность.

Сольных танцев нет. Иногда они сопровождаются пением. До сих пор в округе Суль во время карнавалов особенной популярностью пользуются старинные национальные танцы. Профессионалы показывают зрителям «танец всадника», «танец шпаги», «танец с жезлом». Особенно распространен «танец молодежи», насчитывающий до 20 вариантов в построении фигур и музыке. К этой группе относится danza espdTol — воинственный мужской танец с мечами (их заменяют палки) в белых костюмах и перевязях крест- накрест.

В праздничный вечер, когда с окрестных ферм к центру села стекаются нарядно одетые крестьяне, флейта открывает начало танцев. Молодой человек выходит на открытое пространство. Он медленно движется по кругу с поднятой головой, вытянув руки по швам, двигая только ногами. За ним и другие вступают в круг. В их движениях, прыжках и неожиданных поворотах столько ритма и слаженности, что кажется, будто всеми танцорами движет один секретный механизм. Именно эти па — перебежки, прыжки — отличают баскские национальные танцы от дробного ритма плясок их южных соседей испанцев. Поэтому баскские танцоры обуты в мягкую обувь.

В Бискайе и Гипускоа особенно распространен групповой танец молодежи aurresku. В круг танцующих юношей одна за другой вступают девушки, появление которых танцоры приветствуют глубоким поклоном. Танцующне в паре юноша и девушка держатся за концы белого платка.

Иногда одна девушка стоит в середине круга, а группа юношей вокруг нее пускается в своеобразный плясовой турнир. Закончив танец, они кланяются его героине, а она подает лучшему танцору цветок.

Некоторые танцы передают трудовые процессы, например «танец с сапкой», особенно распространенный в Гипускоа. Юноши изображают работу с сапкой, а в конце танца шутливо бьют других участников игры, которые несут на плечах шкуры и бурдюки с вином. Групповой танец с сапками исполняется и в Наварре.

В Басконни танцуют и вальсы, и польки, и испанское фанданго.

Песни, как и музыка и танцы, занимают большое место в жизни басков. Музыкант и певец — часто одно лицо. Очень распространено искусство импровизации. Обычно два исполнителя сидят рядом на скамье, повернувшись лицом друг к другу, и поют по очереди по одному куплету. Этому развлечению предаются крестьяне и пастухи в зимние вечера. В каждом селе есть музыканты и певцы, которые на свадьбах, на праздниках исполняют то шуточные, то серьезные, то веселые, то грустные песни.

^Исполняются и героические песни, прославляющие подвиги легендарных героев. Излюбленный среди них — Роланд.

Роланд — племянник франкского короля Карла Великого. В 788 г. Карл предпринял поход против мавров, но был разбит и поспешно отступил за Пиренеи. Арьергард франков, которым командовал Роланд, был истреблен басками в Ронсевальском ущелье, а Роланд убит. Позднее народные легенды приписали победу над Роландом маврам, а цель его похода была переосмыслена как война за христианскую веру против мусульман. В баскском фольклоре образ исторического лица — Роланда — потерял индивидуальный облик и был наделен чертами типичного сказочного героя, необычайно сильного, являющего чудеса храбрости. Тысячам врагов он размозжил головы мечом Дурандалем. В иных вариантах легенды Дурандалем называется железный шар, прикованный к цепи. Легенды изображают почитаемые народом скалы, источники и т. д. как места деятельности легендарного героя; так, в Басконии есть Роландовы скалы, которые, согласно легенде, этот гигант метал в своих врагов. Гибель непобедимого героя объясняют тем, что он забыл однажды свой Дурандаль и заметил эту оплошность, когда битва была уже проиграна. Он стал трубить в свой рог Олифант, призывая на помощь друзей, и дул так сильно, что рог из слоновой кости разлетелся на куски. Мучимый жаждой, герой выпил из волшебного источника воды, и она остановила его сердце. Так народная легенда избавляет своего любимого героя от позора поражения.

Старинные народные драматические представления басков (phastoralak, trageriak) имели религиозное, патриотическое или любовное содержание. В них — отголоски религиозных мистерий, разыгрывавшихся в средние века во Франции, Испании и Италии, переработка народной поэзии — песен, исполняемых с жестикуляцией, легенд и сказаний, и наконец, продолжение традиций средневекового театра, инсценировок рыцарских романов и поэм, разыгрывавшихся в замках и на рыночных площадях.

Авторами пасторалей были обычно учителя, ремесленники, окончательное же оформление и злободневную заостренность им придавал актерский коллектив. Например, в пасторали «Авраам» под видом отрицательных персонажей вышучивались соседи — беарнцы. В пасторалях сохранились образцы народного юмора, буффонады, фарса. На какой бы сюжет ни была написана пастораль, персонажи ее обязательно делились на добродетельных и зловредных (сатана, турки, англичане), причем добро всегда торжествовало над злом. Разыгрывались пасторали весной и летом и всегда привлекала большие толпы зрителей. Актерами были только мужчины, женские роли исполняли мальчики и юноши.

В прошлом пасторали были распространены в Басконии повсеместно. Сохранились многие пьесы, разыгрывавшиеся еще в середине XVIII в. Постепенно это искусство исчезло. В конце XIX в. пасторали исполнялись лишь в Суле.

Наиболее древний известный нам памятник баскской письменности — сборник пьес религиозного и любовного содержания, составленный в 1545 г. священником Бернардом Дечепарре. В 1571 г. Лайсаррага перевел «Новый завет» на лабурский диалект. С XVI в. можно уже говорить о национальной баскской литературе. Большинство авторов — баскские священники, которые на родном эускарийском языке писали сочинения духовного и светского содержания для простого люда и тем самым способствовали сохранению и развитию родного языка и культуры.

В 1650 г. был составлен первый сборник баскского фольклора. Основоположником баскской исторической науки и лингвистики следует признать А. Ойекарта (XVII - XVIII вв.).

Во второй половине XIX в. выдвинулся ряд лингвистов, антропологов, этнографов. В Витории была создана Литературная академия, печатавшая материалы по археологии, истории и этнографии басков. В 1880-х годах во Франции, Испании и Америке стали выходить на баскском языке книги, газеты, журналы. В начале XX в. в Испании и Франции были созданы специальные баскологические учреждения, систематически созывались конгрессы, на которых баскские и иностранные ученые обсуждали вопросы научного и национально-политического характера. И в наше время интерес к историческому прошлому народа, бережное отношение к традициям, старине чувствуются среди самых широких слоев городского и сельского населения.