Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Хозяйство басков. Материальная культура и домашний быт
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В этнографическом облике Ьасконии, в многообразной хозяйственной деятельности ее населения отразились условия жизни в горах и на морском побережье, в резкой специфике отдельных районов — политическое бытие на границе двух государств.

Наиболее древнее занятие населения — пастбищное скотоводство. В Бискайе и Гипускоа разводят крупный рогатый скот; в Наварре и на французской земле преобладает овцеводство; свиноводство — главным образом во французской Басконии. По мере удаления от горных пастбищ, в долинах, значение скотоводства падает, уступая место хлебопашеству, садоводству и виноградарству, но нигде не исчезает совсем.

Как во всякой горной крестьянской стране, в Басконии возникла с течением времени земельная теснота и относительное перенаселение. Излишнюю рабочую силу притягивало к себе морское побережье. Малоземельные крестьяне охотно уходили в море, становились рыбаками, матросами, а иногда и контрабандистами.

Рыболовство, как и мореходство, развилось у басков с XIV в. Баскские мореходы ловили треску, промышляли китов, совершая смелые походы на север вплоть до берегов Северной Америки. Как утверждают некоторые исследователи, баскские моряки побывали в Новом свете еще до Колумба.

Основанный в XIV в. город Бильбао с давних пор был важным транзитным портом, связанным с Ганзейским союзом (через него везли шерсть из испанской Месеты во Фландрию). Ныне Бильбао снаряжает половину грузового флота Испании.

Основные центры рыболовства французских басков — Сен-Жан-де-Люз, Лекейтио, Бернео. Маленькие ручные тележки рыбаков из Сен-Жан- де-Люза объезжают рынки баскских провинций, Беарна и даже городов Гаронны.

Добыча трески стала настолько традиционна для баскских рыбаков, что праздничное национальное блюдо — треска по-бискайски (bacalao bizcaino)— получило повсеместную известность.

С древнейших времен в западных баскских провинциях велись разработки залегающей близко к поверхности железной руды. Это был широко распространенный народный промысел. Сложились даже легенды об особом пристрастии басков к кузнечеству. Промышленное производство зародилось в Басконии в XIV в., но широкого развития промышленность этой области достигла лишь в XIX в.

В настоящее время Бискайя и Гипускоа — одни из главных промышленных районов Испании. Индустриализация оказала огромное влияние на весь облик этих провинций. Промышленная зона города Витории возникла позже, чем бискайская; это центр сельскохозяйственного машиностроения. Наварра остается преимущественно сельскохозяйственным районом.

Французская Баскония бедна полезными ископаемыми. Здесь нет промышленности, работают лишь мелкие предприятия, изготовляющие посуду, сандалии, а также сувениры для многочисленных туристов. Большинство рабочих живет на фермах в окрестностях городов и остается наполовину крестьянами. Основная масса рабочих — местные уроженцы. Процент приезжих невелик.

Специфический облик придают баскскому побережью курорты, протянувшиеся цепочкой от Байоны до Сан-Себастьяна. Здесь баскское население специализировалось на разведении цветов.

Итак, крестьяне — скотоводы, землепашцы и садоводы, труженики моря — рыбаки и мореходы, промышленные рабочие, главным образом горняки,— вот основные профессиональные группы баскского населения.

Разумеется, быт горожан, особенно в крупных промышленных центрах, сохранил гораздо меньше местной специфики, чем крестьянская жизнь. На хозяйственной деятельности и домашнем укладе баскских крестьян мы и остановимся подробнее.

Материальная культура и домашний быт

Уровень развития земледелия в Басконии очень неравномерен. На южных склонах Кантабрийских гор и в горных котловинах практикуется интенсивное поликультурное хозяйство; в провинции Алава и особенно в Наварре земледелие значительно менее интенсивно.

Во французской Басконии большинство крестьян — малоземельные бедняки. Они ведут примитивное хозяйство и получают низкие урожаи ячменя, овса, ржи. Главная культура горных районов — кукуруза; баски стали выращивать ее первыми в Европе, в середине XVII в. Кукурузная «бронья», размоченная в молоке,— основной хлеб на столе баскского крестьянина.

В Стране Басков много плодовых садов, особенно яблоневых. В Бискайе, например, продукция садоводства составляет 20 % всей стоимости сельскохозяйственной продукции провинции. Национальный баскский напиток—яблочный сидр(5а#аг- поа). Не случайно со времени средневековья дошла поговорка: «баскский сеньор богат яблоками, но беден хлебом и вином».

На своих полях и огородах для ручного вскапывания земли баскские крестьяне пользуются лайей (laya). Это орудие состоит из двух острых стержней на одной короткой деревянной рукоятке. Конструкция его варьирует: встречается лайя, концы которой книзу слегка закруглены на манер вил для сена; иногда зубцы ее в свою очередь раздвоены. Работают лайей, как лопатой, круто наклоняя ее и нажимая ногой. Иногда копают двумя лайямп одновременно, нажимая то одной, то другой ногой. Вскапывают землю очень глубоко.

Лайя — преимущественно мужское орудие; женщины употребляют более простой его вид при работе на огородах и в садах. Применение лайи вызвано специфическими условиями горного земледелия. В настоящее время лайя бытует только у испанских басков, но раньше была распространена и на французской земле (изображение ее обнаружено на древнем могильном памятнике в Лабуре). Предварительно взрыхленную лайями и удобренную землю вторично вспахивают плугом (golde). Плуг, борона и другие сельскохозяйственные орудия в Басконии не отличаются от инвентаря остальных областей Испании и Франции.

Наряду с современным транспортом в хозяйстве баскских крестьян еще можно встретить некоторые старинные средства передвижения. Например, там сохранилась волокуша. Кроме примитивной волокуши, сплетенной из дрока или папоротника и употребляемой для спуска бревен, мрамора и извести с крутых склонов по руслам высохших рек, существуют хорошо сконструированные и тщательно сделанные сани на полозьях (lera).

До сих пор в ущельях баскских гор с отчаянным шумом и скрипом движутся неуклюжие, влекомые парой волов повозки с тяжелыми сплошными деревянными колесами (они сбиваются из нескольких плотно пригнанных досок), снабженными железным ободом и наглухо скрепленными с осью. Ось вращается в полукруглых скобах, укрепленных на боковых продольных брусьях повозки. Дышло наглухо прикреплено к дну повозки. Другой вариант архаической повозки снабжен не дышловой упряжкой, характерной для средиземноморской культуры, а оглоблями, которые прикреплены не к дну, а к продольным брусьям, тоже наглухо. Этот вид упряжного транспорта встречается гпавным образом в горах провинции Гипускоа, но иногда и на французской территории. Особенностью французской повозки являются деревянные рамы для прикрытия верхних частей огромных колес, возвышающихся над плоским кузовом.

Еще со средних веков в Басконии практиковалось хуторское хозяйство, основанное на частном владении землей, на расширении земельных наделов путем свободной заимки. Отсюда и разбросанный тип поселения, столь характерный для Страны Басков в настоящее время. Условия горного рельефа также сыграли здесь определенную роль. Образование поселков — относительно позднее явление. В центре деревни находится церковь, школа, здание суда, таверна, площадка для игры в мяч. Вокруг них — с полдюжины крестьянских домов, остальные отдалены от центра деревни на большое расстояние.

Жилой дом стоит в центре фермы, окруженный пашнями, садами, огородами и виноградниками. Баскский дом, как определенный тип постройки, а также и вся ферма в целом носит испанское название «caserio» (на эускарий- ском языке — etche, echotzci). Это массивная двух-, иногда трехэтажная постройка, чаще прямоугольная в плане, иногда квадратная, объединяющая под одной крышей жилые и хозяйственные помещения. Касерио, характерный ныне главным образом для земледельцев Гипускоа, был распространен в Басконии до начала развития крупной промышленности, т. е. до середины XIX    в.

С течением времени техника строительства и расположение жилых и хозяйственных помещений кое в чем изменились. Однако в общих своих чертах этот тип жилища обнаруживает большую устойчивость. До XV в. в большинстве случаев он представлял собой бревенчатую постройку, впоследствии стала распространяться каменная кладка. Ныне нижний этаж складывают из крупного грубо отесанного камня, оштукатуренного снаружи; верхний этаж — рамной конструкции; деревянный каркас заполняют досками, глиной и другими материалами. Иногда весь дом сооружают рамной техникой. В центральной и северной Наварре сохраняются еще целиком каменные дома, построенные большей частью в XVI — XVIII вв. в подражание дворянским домам, в декоре которых отразились разнообразные стили — от готики и барокко до неоклассицизма.

Двухскатная крыша чаще бывает пологой, чем крутой. Чем больше осадков выпадает в местности, тем круче скат крыши. В верхнепиренейской части Наварры из-за холодного климата и обильных снегопадов крыши делают очень крутыми. Еще недавно дома крыли дранкой и тесом, теперь крыши черепичные в местностях, где выпадает много дождей, и шиферные в районах с обильным снегопадом (например, на французской территории). Крыши сильно выступают над фронтонами и несколько меньше над продольными стенами. Со стороны фронтона продольные стены выдвинуты немного вперед. Верхний этаж выступает над нижним, опираясь на столбы. В приморской полосе стены возводят несколько выше крыши, чтобы предохранить ее от ветра.

Верхний этаж в новых домах опоясан балконом, в старинных домах его нет. Сообщение между этажами поддерживается по наружной лестнице. Со стороны фронтонного фасада расположена входная дверь, вернее въезд, через который может проехать телега.

Центральное помещение старинного баскского дома, где сосредоточивалась жизнь крестьянской семьи, называлось ezkaratz. Эта комната, освещаемая через очень большой дверной проем, служила кухней, столовой и рабочим помещением. Против входной двери находился камин, рядом с ним на полках и на деревянных крюках стояла и висела глиняная, деревянная и медная кухонная утварь, деревянные бочонки для хранения воды в форме усеченного конуса и большие пузатые сосуды с ручкой и прямым коротким носиком, которые женщины переносят на голове.

По сторонам центрального помещения располагались жилые комнаты, за ними — хлев и кладовые. Эти помещения настолько обширны, что в прежнее время в них в дождливую погоду устраивали ток. Верхний этаж служил амбаром и сеновалом.

Жилой комплекс отвечал хозяйственным и бытовым нуждам большой семьи: вместе с родителями жили и вели общее хозяйство старший женатый сын или замужняя дочь, неженатые дети, родственники. По мере изменения бытовых запросов внутренняя планировка дома усложнялась: расширялся верхний этаж, хозяйственные помещения перемещались вниз, а жилые наверх, для жилья приспосабливалось превратившееся в третий этаж чердачное помещение. В Лабуре для увеличения его площади стали делать ступенчатые крыши. Появились застекленные окна (в старинных домах оконные проемы закрывались деревянными ставнями с крошечным застекленным окошечком). Если хозяйственные помещения нижнего этажа оказывались недостаточными, к одной из боковых стен пристраивали дополнительные сараи, над которыми продолжали крышу, поэтому многие из современных домов имеют асимметричную форму. Для домов рыбачьих городков характерны балконы во всю ширину фронтона, где просушивают сети.

Над входными дверьми, а иногда и над окнами, помещен выбитый на камне рельефный орнамент: четырехлопастная розетка с лепестками, загнутыми на манер свастики, спираль, сложная розетка. Все эти мотивы аналогичны орнаментации древних могильных памятников. Над дверьми часто ставят дату постройки, какое-либо изречение (больше на домах XVII—XVIII вв.), щит с гербом или имя владельца.

Тщательно выбеленные, под красными крышами, украшенные балконами и карнизами, окруженные зеленью дома баскских крестьян очень живописно выглядят на фоне темно-зеленых гор.

В церковной архитектуре применяются строительные стили жилых построек. Это все те же массивные каменные сооружения, четырехугольные и слегка удлиненные в плане, крытые двухскатной очень пологой крышей. Маленькие звонницы устраиваются непосредственно над кровлей церкви.

Старинные кварталы баскских городов застроены домами, очень похожими на сельские постройки: двух- и трехэтажные под черепичными крышами, выстроенные рамной техникой и повернутые фронтоном к улице. Ставни и балконы, уставленные цветочными горшками, обычно красят синей и зеленой краской, что придает улицам, всегда тщательно замощенным, опрятный и нарядный вид. Промышленным городам, таким как Бильбао, фабричные здания, кварталы рабочих жилищ придают более суровый и одновременно более интернациональный облик. В курортных городах баскское население, которое там незначительно, занимает скромные кварталы, а у морского побережья располагаются виллы испанских и французских богачей, роскошные отели, предназначенные для многочисленных иностранных туристов.

Национальный костюм в полном своем комплексе уже вышел из повседневного употребления. Его можно увидеть лишь во время народных праздников, например в Суле, на традиционных карнавалах. Баскский головной убор повсеместно известен и принят во многих странах Европы: это суконный плоский берет (boina) черного, синего, красного или белого цвета. Берет носят все без исключения мужчины, начиная от маленьких мальчиков и кончая пожилыми людьми, в сочетании и с традиционным костюмом, и с пиджачной парой.

Обувью мужчинам и женщинам зачастую служат широко распространенные в Испании альпаргаты.

Традиционный головной убор баскских женщин— белый платок. До XVIII в. молодые женщины наматывали на голову кусок белой материи в виде тюрбанов самых различных и очень причудливых фасонов. Ныне узел платка закрепляют на затылке, на лбу или под подбородком, а задний конец свободно свисает на спину. И молодые девушки и пожилые женщины заплетают две косы, свободно спускающиеся по плечам. Старые женщины стягивают волосы на затылке в пучок, покрывают его маленькой круглой шапочкой, а поверх надевают темный платок, конец которого свешивается за левым ухом. Молодые часто ходят с непокрытой головой или же набрасывают, по испанской моде, мантильи.

В семейной жизни баскских крестьян сохраняются известные пережитки старинного быта. Бытование большой семьи в баскской деревне засвидетельствовано в литературе конца XIX и начала XX в. Исстари установился порядок передачи наследства по майоратному праву. Кроме того, большая часть крестьян в испанской Басконии пользовалась землей на правах аренды и не имела права на ее отчуждение. Наследником был старший сын или старшая дочь — по усмотрению родителей. Когда отец дряхлел, наследник становился главой семьи, заботился о престарелых родителях, а после смерти отца вступал во владение. Хозяйственную деятельность семьи объединял семейный дом — etche-ondo (etche — дом, ondo — пень с корнями; это образное выражение подобно русскому «родовое гнездо», совпадает с немецким Stammhaus и французским maison-souche). Таким образом, дом, усадьба были своего рода символом семьи, рода. Возможно, поэтому старые усадьбы носят собственное имя, которое в разговорной речи присоединяется к имени владельца.

Те дочери, которые не были наследницами усадьбы, получали от родителей приданое. Младшие, не получавшие земли сыновья, если только они не женились на девушках-наследницах и не поселялись в доме жены, уходили искать счастья на стороне: нанимались пастухами, становились моряками, занимались торговлей, шли в священники, часть их эмигрировала. С развитием промышленности в Бискайе и Гипускоа они стали пополнять ряды пролетариата.

Положение баскской женщины как в семейной, так и в общественной жизни довольно высокое. Она — хозяйка в доме, полноправный член сельского коллектива, воспитательница детей. Она пользуется равными имущественными правами с мужем, после смерти его получает половину семейного имущества, даже если не внесла в дом приданого. Однако если вдова наследует имущество супруга наравне с детьми, то муж после смерти жены остается полным хозяином имущества, дети входят в права наследования только после его смерти.

В быту наблюдается некоторое обособление полов; например, мужчины и женщины не едят вместе: мужчины обедают за столом, а женщины у очага. Во время праздничных игр устраивается шуточная борьба между мужчинами и женщинами.