Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ Испании галисийцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Галисийцы, которые называют себя «гальегос» (gallegos), живут на северо-западе Испании в исторической области Галисия (провинции Ля-Корунья, Луго, Оренсе и Понтёведра). Численность их — 2,7 млн. человек (1962г.). От остальных народов Испании галисийцев больше всего отличает их язык —gallego, родственный португальскому, но со следами сильного влияния испанского языка.

Своеобразный этнографический облик галисийцев сложился на основе культуры первобытных племен галаиков, более близких северным лузита- нам (Португалия), нежели иберам.

Значительно большую роль, чем у других народов Испании, в формировании галисийцев сыграли кельты. Вплоть до выделения Португалии из Галисии в самостоятельное королевство (XII в.) культура и язык галисийцев развивались в общем русле с культурой северных португальцев. В XV в. Галисия перешла под власть испанской короны, а в XVI в. потеряла автономию и право представительства в кортесах. Земли галисийских феодалов перешли в руки кастильских аристократов.

Феодальные междоусобицы XI—XV вв., политическая зависимость от более сильных соседей тормозили национальное сплочение галисийцев.

Подъем национального движения в Галисии относится уже к началу XIX       в., когда в 1809 г. галисийские партизаны изгнали наполеоновские войска со своей земли. В 1840 г. на съезде в Луго галисийцы впервые потребовали автономии, однако сепаратистское восстание 1841 г. окончилось неудачей. В середине XIX в. в Галисии, по примеру Каталонии, развертывается движение культурного Возрождения, способствовавшее появлению литературы на галисийском языке.

Когда в Испании пришло к власти правительство Народного фронта, был принят проект статута об автономии Галисии, но так как область вскоре была занята войсками франкистов, этот проект остался неосуществленным.

В отличие от других национальных областей Испании — Каталонии и Страны Басков, Галисия — отсталая аграрная область.

Несмотря на плодородность земли (в провинциях Ля-Корунья и Пон- теведра снимают по два урожая кукурузы в год), галисийские крестьяне живут очень бедно. Бедность порождена отсталыми полуфеодальными земельными отношениями в галисийской деревне. Помещики (как правило, кастильцы) не живут в Галисии и получают доходы от земли посредством различных форм аренды. Чаще всего это foro — вид аренды, возникший в период Реконкисты, когда кастильско-леонские феодалы и монастыри, желая заселить пустующие земли, сдавали их крестьянам в аренду на срок правления трех королей плюс 29 лет. Обремененный тяжелыми условиями аренды крестьянин фактически всю жизнь оставался крепостным. В XV в., когда Галисия была подчинена Кастилии, земли перешли в руки кастильских помещиков, но арендные договоры остались в силе. Срок этих средневековых соглашений давно истек, но кабальная зависимость крестьяни- на-арендатора от помещика существует до сих пор. Пережитки общинного строя проявляются в Галисии в форме так называемого общего форо, когда земля сдается крестьянам целых деревень, несущим круговую поруку перед землевладельцем.

При передаче земли по наследству действует система равного раздела между наследниками. Отсюда прогрессирующее дробление земли. Вместе с тем крестьянин не имеет права продавать землю, а это препятствует капиталистической концентрации земли и улучшению ее обработки. На карликовых участках, иногда размером до 10—15 кв. м, технически невозможно применение машин. Поэтому в ходу примитивные сельскохозяйственные орудия.

Средства транспорта галисийцев и народов Кантабрийского района однотипны. Это так называемые carro chillon («скрипящие карро») — повозки с двумя большими цельными деревянными колесами и деревянные волокуши.

Для Галисии характерна большая распыленность сельских поселений: 60—80% населенных пунктов имеют менее ста домов. Очень распространен мелкогнездовой и хуторской тип поселений.

Помимо домов астурийско-галисийского типа, в горах Себреро на границе с Леоном крестьяне живут в очень редких для Европы круглых жилищах pallazos. Низкие стены пальясо сделаны из неотесаного камня. Крыша коническая, соломенная, без трубы. Дом чаще однокамерный. Когда есть перегородки, они сделаны из дерева.

Галисийцы, как и все население испанского севера, строят амбары hor- reos на столбах (см. раздел «Испанцы», стр. 447).

Одежда галисийцев приспособлена к сырому прохладному климату. Они предпочитают суконные и фланелевые ткани темных тонов. У мужчин народный костюм состоит из коротких штанов с гетрами, белой рубахи, короткой суконной куртки; на голове шапочка monte га. Женщины надевают длинные юбки, кофты с корсажем и платок, повязанный крест-накрест на груди. На голове — легкий темный платочек, концы которого завязаны на лбу. В дождь крестьяне надевают своеобразный соломенный плащ coroza, сделанный в виде большого распахивающегося спереди колпака, спускающегося до земли. В городах почти все ходят с зонтиками и плащами в руках.

Пища бедных и средних слоев галисийцев состоит в значительной степени из кукурузы, картофеля и свинины. Из кукурузы обычно варят по утрам молочную кашу. Национальное галисийское блюдо pote gallego приготовляют из картофеля, брюквы и свиного сала с добавлением различных приправ. Хлеб пекут из кукурузной или кукурузно-ржаной, а в горах чаще только из ржаной муки. Это единственная область Испании, где едят черный хлеб.

В галисийской семье женщина работает наравне с мужчинои (так же, как у басков и в Астурии). Она пашет, сеет, правит телегой. Когда муж уходит в море или на заработки, она хранит дом и деньги, заключает от своего имени сделки, дает детям благословение на брак. Летом женщины составляют квадрильи жниц в составе восьмидесяти человек, которые начиная с июля разбредаются по стране в поисках поденной работы.

Галисия славится народной лирикой, которая в XIII—XIV вв. оказала значительное влияние на португальскую и испанскую поэзию. Народные песни чаще всего хоровые, их поют под звуки волынок (gait as) и духового инструмента из рога (caramelo). Это alborada — гимн восходящему солнцу, alalas — импровизации с повторяющимся припевом, которые поются во время полевых работ, cantares de pandeiro — йесни из множества куплетов, исполняемые в сопровождении бубна. Но самая любимая и распространенная из них — песня-танец muineira (мельница). Начинает танцевать муиньейру обычно мужчина, который, приглашая девушку, бросает перед ней свою монтеру и преклоняет колено. Принимая приглашение, девушка возвращает монтеру. Танцует она с опущенными руками, медленно, он — весело и подвижно, с замысловатыми коленцами, покрикивая «уху-хуу!».

Литературное Возрождение середины XIX в., продолжив традиции XIII—XIV вв., создало национальную литературу на галисийском языке. В этот период на нем писали поэты Росалия де Кастро и Эдуардо Пондаль, известные и своим участием в национально-революционном движении области. Крупная писательница и общественная деятельница Эмилия Пардо Базан писала о своей родине, хотя и пользовалась испанским языком. Пи сателя-галисийца Рамона дель Валье Инклана читают и за пределами Испании

В области организована Академия, ставящая своей целью изучение родного края и его культуры.

В настоящее время Галисия не имеет самоуправления. Галисийский язык не признан официальным. Национальное неравноправие переплетается в Галисии с аграрными противоречиями и придает особую остроту антифран- кистским настроениям в области. Из-за земельного голода и слабого развития промышленности галисийцы ежегодно уходят на заработки в Страну Басков, в Старую и Новую Кастилию. Внутренняя сезонная эмиграция очень велика. Еще более значительна эмиграция за границу, по размерам которой Галисия занимает первое место в Испании. Она стала почти традиционным явлением в стране. После второй мировой войны все чаще покидают родину и женщины. Едут в основном в Латинскую Америку.