Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ Испании каталонцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Каталонцы (catalanes) (в 1962 г. около 5,59 млн. человек) расселены в северо-восточной Испании в национальной области Каталония (в провинциях Барселона, Таррагона, Лерида и Жерона), частично в Арагоне и Валенсии, на Балеарских и Питиусских островах (около 460 тыс. человек). Вне Испании они живут во Франции в департаменте Восточные Пиренеи (около 190 тыс. человек), в республике Андорра (6 тыс. человек) и в городе Альгеро на острове Сардинии.

Каталанский язык (Catalan) — один из языков пиренейской (иберо-роман- ской) группы, испытавший на себе сильное влияние старопровансальского литературного языка. В каталанском языке различают диалекты: пиренейский, распространенный во всей французской Каталонии и в северной части испанской Каталонии; восточнокаталанский, захватывающий основную часть Каталонии; западнокаталанский, на котором говорят в Андорре, западной Лериде и Таррагоне.

На Балеарских островах, куда каталонцы проникли в XIII в., сложился диалект мальоркин, в Валенсии — валенсиано. Наречие города Альгеро называется «альгерес». Вне Европы на каталанском языке говорят отдельные группы переселенцев в Аргентине и на Кубе.

Как говорилось выше (стр. 425—426), к XIII в. каталонцы уже выделялись этническим своеобразием среди народов Испании. К этому времени вполне сформировался каталанский язык. На нем были созданы первые литературные произведения. Однако в объединенном (с 1470 г.) Испанском королевстве каталонцам пришлось непрерывно отстаивать свою независимость от посягательств центрального правительства. В 1714 г. была отменена автономия Каталонии и запрещен каталанский язык в качестве официального.

В 1830—1850-х годах в Каталонии развернулось национально-культурное движение Возрождения. Стали издаваться учебники, словари, литературные произведения на каталанском языке.

Национальные восстания против испанской монархии (1840—1890-е годы) неизменно оканчивались неудачей. В XX в. в освободительную борьбу области включился пролетариат, и каталонцам удалось добиться в период Республики 1931 г. ограниченной автономии. Реакция 1933—1936 гг. лишила их этих прав. Победа Народного фронта в 1936 г. дала каталонцам право на самоопределение, однако фашистская диктатура Франко в Испании опять его ликвидировала.

Каталония не имеет самоуправления и каталанский язык не признан официальным. Обучение в школах идет на испанском, в официальных учреждениях говорят на испанском, большая часть литературы издается также на испанском. Крупные чиновники назначаются из Мадрида. Национальное движение в области очень усилилось с конца 1950 г. Особенно активно выступают против франкистского режима студенчество и рабочий класс Барселоны.

Своеобразие национального вопроса в Каталонии (как и в Стране Басков) состоит в том, что угнетенная каталонская нация является экономически более передовой, чем кастильская. Каталония — самая промышленная национальная область Испании.

Этнографически каталонцы выделяются из остальных народов Испании многими чертами как материальной, так и духовной культуры, сложившимися в своеобразных географических, экономических и историко-культурных условиях.

В Каталонии много городов, большинство которых расположено на побережье Средиземного моря. Столица Каталонии — Барселона (2 млн. жителей в 1964 г.), которая издавна соперничает по численности населения с Мадридом. Здесь сосредоточена половина всех текстильных фабрик Испании, множество промышленных предприятий различных отраслей.

Барселона — город республиканизма и антицентралистских выступлений, город выдающихся интеллектуальных сил, со старинным университетом (возник в XV в.), издательствами, театрами, музеями, всемирно известными музыкальными обществами, всегда стремился быть очень каталонским и, однако, всегда играл роль большую, чем только столица Каталонии. Он был и остается второй столицей Испании. Что же касается Барселоны как исторического памятника, она оставляет далеко позади не только Мадрид, но и все другие города Испании. Главная прелесть Барселоны состоит в органичном сочетании древнего, средневекового города с городом «модерн», блестящей современной столицей.

Барселону называют испанским Марселем. Действительно, это шумный, веселый, залитый солнцем южный город с деятельной жизнью порта, в гавани которого полощутся флаги иностранных кораблей, рестораны и таверны которого заполнены день и ночь моряками, говорящими на самых различных языках.

Барселону основали на месте иберийского поселения греческие колонисты. В старой части города до сих пор сохранились развалины античного амфитеатра. Часто связывают название города с господством карфагенян. В тот период он назывался Баркино (от Гамилькара Барка), а позднее, при римлянах — Фавенция. В 415 г. его завоевали готы, а в 713-м — мавры. Но благодаря выгодному географическому положению город каждый раз довольно быстро оправлялся от завоеваний.

Барселона раскинулась амфитеатром по побережью бухты и состоит из трех частей: старого города, нового города, включающего пригороды, и портового предместья Барселонеты. Старый город имеет форму неправильного шестиугольника, примыкающего к морю. В центре его расположен знаменитый Готический квартал — комплекс старинных архитектурных памятников, довольно тесно сгруппированных вокруг высокого и мрачного кафедрального собора. Готический квартал — настоящий музей архитектуры, в котором как бы собраны памятники искусства различных эпох и стилей: развалины римских стен вокруг кафедрального собора, римские колонны в галерее Каса Арседиана (II в. до н. э.), епископский дворец с романской галереей вокруг патио, романская церковь Сан Педро де Лос Пиельос (X в.) и др. Шедевры своеобразной каталонской готики — кафедральный собор (XV—XVI вв.), грандиозные готические комплексы Старого госпиталя де ла Санта Крус, королевского монастыря де Педральбес (построен в XIV в.) и др.

В Барселоне собраны редчайшие музейные ценности, привлекающие массу туристов. Они сосредоточены в Готическом квартале, в музеях городского парка и в парке Монтжуи. В последнем на воздухе расположен этнографический Музей испанского народа (Pueblo Espanol). В нем воспроизведены все типы народного испанского жилища, интерьеры домов, убранство, утварь.

Жилые постройки старого города — трех-пятиэтажные, из светлого камня или оштукатуренного кирпича, с плоскими черепичными крышами и множеством железных балконов. Фасады многих старых домов украшены фресками или графитти. Улицы здесь запутанные и узкие; стены, окружавшие эту часть города, снесены и заменены широкими бульварами, за пределами которых раскинулся новый город: богатый, правильно распланированный, с широкими улицами между многоэтажными, часто ультрасовременными домами. Панорама с воздуха этой части города выглядит почти как шахматная доска.

По берегу моря тянется Пасео де Колон — широкая аллея из пальм, с памятником Колумбу в конце. Перпендикулярно к аллее с северо-запада на юго-восток к морю через весь город идет главная магистраль — Рамблас: длинный бульвар, усаженный двумя рядами густых платанов и множеством южных цветов, которые тут же и продаются.

В пригородах Саррия, Сан Андрес, Грассиа дымят трубы фабрик и заводов. Это «красное кольцо» Барселоны так же, как и портовый пригород Барселонета, заселено докерами, матросами и рабочими. Отдаленные пригороды Барселоны мрачнее, чем в самых бедных городах страны, так как в Барселону в поисках работы ежегодно иммигрирует больше испанцев из других провинций, чем во все другие города Испании (кроме Мадрида). Жилья не хватает. В квартале Моро семьи тружеников по шесть—десять человек ютятся в лачугах из досок и обрезков жести.

В сельских местностях в центральной и приморской части области каталонцы селятся изолированными хуторами (mas). На севере, в Пиренейских районах, деревни расположены по долинам рек. Когда дома стоят на горных склонах различного уровня, между параллельными улицами перекинуты мостики. В устье Эбро поселения состоят из беспорядочно разбросанных вдоль рукавов дельты маленьких, недалеко отстоящих друг от друга поселков. В островной Испании преобладают хутора.

Традиционное жилище в сельских местностях, которое строили зажиточные крестьяне вплоть до начала XX в.,— masia. Это каменное побеленное известью двухэтажное здание с чердаком. Крыша двухскатная, реже четырехскатная, черепичная. Чердак используется для хранения зерна, фруктов и овощей. Часто масия имеет крытые наружные галереи с полукруглыми арками.

Своеобразны сводчатые abrigos (убежища) из дикого камня сухой кладки в Таррагоне и на Балеарах, используемые для жилья в период сбора винограда. Эти постройки ведут происхождение от древних неолитических жилищ Средиземноморья.

Национальное праздничное блюдо каталонцев — escudella. Говядину, курицу, свинину, колбасу, фрикадельки, картофель, фасоль или бобы варят, а затем вынимают из бульона, засыпая его лапшой. Лапша с бульоном — это и есть эскуделья. Остальное подают на блюде — это сота- dalla.

Народную одежду, особенно в индустриальных районах страны, сейчас не носят, ее надевают в некоторых местах только в праздники. Она близка к арагонскому костюму (см. раздел «Испанцы», стр. 460).

Чисто местная часть костюма, которую можно встретить в сочетании с черным плащом или современным костюмом,— знаменитая каталонская barretina. Это мужская шапочка из ткани, сильно напоминающая фригийский колпак, но с широким концом, откидывающимся на лоб.

На Балеарских и Питиусских островах до настоящего времени мужчины носят белые рубахи с длинными кальсоиес, широкой фахой, чалеко и особые колпачки, похожие на барретину. Женщины ходят в длинных сборчатых юбках и кофтах, в платочках или широкополых шляпах.

По религии каталонцы католики. Старинный монастырь Монтсеррат, запрятавшийся в горах близ Барселоны, издавна был религиозным центром, привлекающим тысячи паломников.

Однако в некоторых северных районах у крестьян еще распространены различные дохристианские верования. Верят в семейных духов, домашний огонь, при закладке зданий справляют обряды символического жертвоприношения животных в виде крашеных фигурок.

Есть народные поверья, которые распространены только в Каталонии (например, о «волшебных прачках», которых вечно тащит ручей в наказание за то, что они стирали белье в страстную пятницу; об «адских танцовщицах», появляющихся вместе с Саломеей на вербене в день Сан Хуана; о морских чудовищах, которые несут на своих знаменах изображения черных скелетов и топят суда; о дьявольском мосте, построенном за одну ночь Люцифером).

Помимо христианских религиозных праздников, местами сохранились празднества, связанные с культом животных и с земледельческими культами. Таков зимний маскарад с участием ряженых — охотника, медведя и медведицы, распространенный от Ампурдана до Андорры, обряд символической пахоты на площади на карнавалах в Пиренейских районах, праздник «майского дерева» и др.

Песни и танцы обычно сопровождает небольшой оркестр (соЫа), состоящий из смычкового triple, флейты (flaviol) и tamboril. Позднее к ним прибавился cornetino (корнет) и другие инструменты.

Прикладное искусство каталонцев славится художественной ковкой особого стиля (forja Catalan), резьбой по дереву и особенно многоцветными фаянсовыми отделочными плитками асулехос, изображающими ряд связанных по содержанию композиций из жизни святых или из крестьянского быта.

На каталанском языке имеется богатая литература. Из писателей XX в. европейской известностью пользуются драматурги Анжело Гимпера, Иг- нази Иглезьяс, поэт Сантьяго Русиньоль и др.

В Каталонии сложилась сильная школа археологов, историков и этнографов. Одним из виднейших представителей ее является наш современник, автор фундаментальных трудов по этногенезу народов Пиренейского полуострова П. Боек Джимпера, который в настоящее время находится в эмиграции в Мексике.

Крупнейшая фигура современного музыкального мира — знаменитым виолончелист, дирижер, музыкальный и общественный деятель Каталонии Пабло Казальс с первых дней фашистской диктатуры удалился в маленький французский городок Прад, отказавшись от концертной деятельности в знак протеста против беззаконий франкизма.