Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное изобразительное искусство испанцев. Художественная ковка и чеканка. Керамика
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Своеобразие народному искусству страны придают главным образом иберо-кельтские и мусульманские элементы. Время расцвета тех форм народного искусства, которые сейчас считаются традиционными,— XVI —XVIII вв. Это период после окончания Реконкисты и до наступления капитализма, разрушавшего в Испании, как и повсюду, старинные художественные ремесла. Но здесь победа капитализма была сравнительно поздней, поэтому и в XIX—XX вв. в Испании сохранились различные виды народных ремесел, совершенно заглохшие в развитых европейских странах.

Сохранение до нового времени богатых и оригинальных форм народного творчества превратило Испанию уже в XIX в. в «экзотическую» страну европейского туризма. Туризм и спрос на национальную испанскую продукцию за границей способствовали в известной мере консервации, а иногда и расширению некоторых отраслей художественного ремесла (гончарства, например), сохранявших, уже в коммерческих целях, традиционный стиль в новых капиталистических условиях производства.

Другая особенность развития народного испанского искусства вытекает из региональной раздробленности Испании; отсюда длительное сохранение своеобразных местных стилей.

Самая большая коллекция предметов художественных ремесел Испании хранится в Музее ремесел и декоративного искусства в Мадриде. Кроме того, почти в каждой провинции существуют музеи (или отделения в музеях) прикладного народного искусства.

Современный каталог Синдиката ремесел Испании включает 366 занятий, сгруппированных в 16 секций, каждая из которых может рассматриваться как отдельный вид искусства. Остановимся подробнее только на самых важных из них: керамике, стекле, обработке металлов, ткачестве, вышивке, плетении и резьбе по дереву.

В современном быту предметы народного искусства более всего сохраняются в деревне и мелких провинциальных городах. Что же касается крупных индустриальных и торговых центров, то здесь в зависимости от моды оживает интерес то к одной, то к другой области народного искусства. Наиболее устойчив этот интерес к керамике и украшениям. В газетах и журналах постоянно рекламируются выставки-продажи предметов народного искусства, рассчитанные больше всего на туристов.

Керамика

Благодаря изобилию прекрасных глин и влиянию лучших традиций средиземноморского искусства керамика полуострова со времен неолита отличалась необычайным богатством форм и яркой декоративностью.

До XII в. первенство занимала обливная, белая с зеленой и сиреневой росписью, майолика Кордовского халифата. Ее сменила в XIII—XIV вв. знаменитая люстровая майолика Малаги (люстровая керамика покрывается поверх поливы особым прозрачным составом, содержащим золото, серебро, медь и другие металлы, придающие металлический радужный блеск поверхности посуды), а с XV в. — Гранады (вазы Альгамбры). Из Андалусии майолика распространилась по всему Леванту и перешла на Балеарские острова. Иногда сосуды этого стиля называют фаянсовыми, но, строго говоря, это не фаянс в современном смысле слова, так как черепок у них крупнопористый и часто цветной.

С XVII в. керамику с золотым и серебряным люстром стали вытеснять изделия в стиле итальянского Возрождения. Позднее в их оформлении отражались профессиональные стили последующих эпох.

Массовые изделия современной народной керамики — посуда. Повсюду можно встретить большие, по грудь человеку, остродонные cantaras и tinajas с двумя ручками; jarros — высокие кувшины с узкой шейкой и одной ручкой; древние иберийские пузатые botijosc двумя горлышками, блюда, горшки и т. д. Техника производства керамики — неглазурованная терракота, майолика, фаянс. Техника декоративной отделки — шлифовка, а также бесцветная, цветная, прозрачная и матовая полива типа эмали, подглазурная роспись, иногда люстр. Техника керамического производства усложняется с севера на юг. Точно так же с севера на юг становятся богаче и декоративные мотивы орнамента, переходящие от строгого геометрического к растительному, животному и антропоморфному. Раскраска колеблется от чистых, ярких до сложных и изысканных тонов, но во всем чувствуется то, что испанские искусствоведы называют «valor pictorico» — яркая живописность.

Наибольшей чистотой народного стиля, не тронутого влиянием профессионального искусства, отличаются глиняные изделия из Эстремадуры. Главный центр гончарства здесь — деревня Сальватьерра де лос Баррос, все население которой занимается этим промыслом. Здесь делают больше всего ботихос и кувшинов с одной ручкой. Материал — пористая терракота, сохраняющая в жару воду прохладной. Орнамент из цветов и листьев обозначен более тщательной шлифовкой.

Доримские формы еще сохраняют гончарные изделия провинции Куэнки: простые неполивные горшки из Приего, орсас (сосуды без ручек) и особенно ботихос в форме бычков — пережиток иберийской вотивной скульптуры.

Богатством и разнообразием керамики выделяется Андалусия. Здесь сильнее чувствуется средиземноморское и мусульманское влияние. Самые простые, похожие по материалу и технике на эстремадурские изделия из терракоты делают в Андухаре (провинция Хаэн) и Гуадиксе (провинция Гранада). Тут распространена своеобразная форма кувшинов-харронов с узкой шейкой и четырьмя ручками, между которыми часто изображают четырех дев. Орнамент: цветы, листья, голуби. На дне обычно выводят имя мастера. Славится изящная майоликовая керамика из Фахалаусы (провинция Гранада), достигшая расцвета при мусульманах. В цыганском пригороде Севильи Триане имеется фабрика керамики, выпускающая изделия традиционного стиля.

Главные центры левантинской керамики — Валенсия, Рибесальвес, Он- да и Манисес (здесь все население местечка еще с XVI в. было занято в гончарном производстве). Эта керамика имеет белый блестящий плотный эмалированный фон и роспись ярких чистых цветов (зеленый, голубой, желтый, а в Онде — красный).

Особое место занимают роскошные изделия Талаверы де ла Рейна (Толедо), фабрики которой выпускают в течение веков майолику традиционного стиля (блюда, тарелки), который сложился под сильным влиянием искусства итальянского Возрождения.

В центральных районах с талаверской керамикой может сравниться лишь арагонская (Теруэль). Она также испытала в XVI в. сильное влияние итальянской майолики.

Севернее, в Старой Кастилии и Леоне, керамики производят меньше, и ее стиль сильно упрощен. Она очень близка к кельтиберским сосудам с их грубыми толстыми стенками, геометрическим или сильно схематизированным растительным орнаментом, нанесенным гравировкой. Полива — цветная, прозрачная, однотонная. Иногда поверхность украшена примитивной инкрустацией камешками.

В Астурии делают простую неполивную посуду из матовой глины серочерного цвета, в Галисии — грубоватую неполивную красную. Баскония и Наварра своих керамических традиций не имеют.

Особый район в области гончарного искусства представляет Каталония. Собственно, через каталонскую керамику в XVI в. и проникло на полуостров влияние итальянского Возрождения. В XVI—XVII вв. Каталония славилась производством золоченого фаянса, а со второй половины XVII в.— полихромной расписной майоликой, напоминающей талаверскую; ее особенность — человеческие фигуры в росписи.

Особого внимания заслуживает в Испании производство так называемых azulejos — керамических поливных плиток с орнаментом или предметными изображениями, появившихся впервые в облицовке арабских зданий.

Асулехос часто делались в бело-голубой тональности, с люстром, как, например, портал собора Сан Пауло в Севилье. Широко применялись асулехос в облицовке зданий XVII—XVIII вв. Ныне их больше всего производят в Андалусии, Леванте и особенно в Каталонии.

Художественное стекло

Несмотря на почти полную индустриализацию производства стекла, в Испании еще есть мастерские, в которых делают народные вещи, и, несомненно, существует особый стиль испанского стекла, далее в фабричном производстве. Изящные сосуды для «святой» воды, витые подсвечники, цветные вазы, стилизованные фигурки людей и животных, парусные корабли, лампы, слуховые трубки и другие предметы, заполняющие музеи и коллекции, выделываются сейчас в очень небольшом количестве для туристов и на вывоз. Из чисто испанских форм сосудов для массового потребления делают больше всего «порроны», с длинным носиком, из которых пьют вино, не прикасаясь губами к стеклу.

Основные приемы старинной техники — дутье и формовка. В декоративном оформлении широко использованы цвет и филигранное стекло (с цветными и бесцветными стеклянными нитями, помещенными в массу).

В стекольном искусстве Испании ярче всего выделяются мусульманская Андалусия) и итальянская (Каталония и Валенсия) традиции.

Наиболее важные центры фигурного стекла Кастилии находятся в Гвадалахаре. В музейных коллекциях сохранились лучшие образцы барочного стиля (начало XVII в.) — дутые прозрачные кувшины с овальным туловом, конической многогранной шейкой, с изящными ручками, украшенными спиральными матовыми нитями. Мастерские в Арбетера, Виндель, Арманьонес, Вильянуэва де Аларкон до сих пор выпускают стеклянные изделия в традиционном стиле.

Видное место занимает и толедское стекло, которое изяществом форм соперничало в свое время с венецианским.

Из других центров производства традиционного испанского стекла в Кастилии следует упомянуть Гисандо, Вальдекемадо, Себрерос, Кехигаль, Медину дель Кампо, Нуэво Бастан и ла Гранха де Сан Ильдефонсо (последняя до XX в. производила предметы роскоши, преимущественно для королевского двора).

Ремесленники Майорки до сих пор делают традиционные бытовые изделия из цветного (желтого, голубого, темно-зеленого) стекла.

Художественная ковка и чеканка

Путешествующему по Испании бросается в глаза даже в самых захолустных деревнях обилие поделок из кованого железа — решетки на дверях и окнах. изящные флюгеры, кресты на колокольнях, консоли для входных фонарей, узорные замочные скважины, ключи и т. д. В зажиточных крестьянских домах еще сохранились великолепные кованые espeteras — легкие ажурные полки с крюками и кольцами для подвешивания утвари, масляные светильники (candiles), канделябры, подставки, жаровни, треножники, лопатки, кочерги и щипцы для очага.

До XVI в. в народной ковке Испании, мало затронутой Возрождением, проглядывали старые готические формы. С XVII в. выделилась как центр испанской оригинальной ковки Эстремадура. Для эстремадурской ковки характерно так называемое витое железо. В основе орнамента решеток, консолей, эспетерас и т. д. лежит древний мотив волюты. В общую цепь завитков вплетаются фигуры животных, фантастических химер, сказочных персонажей и т. д. Эстремадурский стиль распространился до Саламанки, Саморы и Андалусии. В XVIII в., обогатившись новыми элементами, он пережил вторичный расцвет в Севилье (знаменитые андалусские решетки). В настоящее время этот стиль поддерживается у альпухаррских гитан в Сьерра Неваде.

В Андалусии, Эстремадуре, кое-где в Кастилии (Гвадалахара) еще сохранились железоделательные ремесленные мастерские, работающие так же, как и несколько веков назад. Ремесленники делают свои произведения без чертежей и рисунков, заимствуя технику и форму предметов у своих предшественников. Профессиональные стили оказывают на них влияние с опозданием приблизительно на одно поколение.

Народное ткачество, вышивка, ковроткачество, кружева

В прошлом (XVI — середина XIX в.) производством сукон из шерсти мериносов славились ткачи из Сеговии, Бургоса, Валенсии, Сьерра де Камерос. Ныне сохранилось лишь домашнее и ремесленное производство шерстяных одеял и покрывал (colchas), которые ткут на вер- никальных станах в Кастилии (особенно в Саламанке) и в провинции Гра- тада (Альпухарра). Предпочитаемые цвета — желто-красные, рисунок — полосы, иногда из геометрических элементов. В Альпухарре выделывают и знаменитые шерстяные шали с ярким цветастым узором. Натуральные шелка ткали ремесленники-мавры в Альмерии и Гранаде, а позднее мориски Валенсии и Леванта. Изгнание морисков и индустриализация производства разрушили эти старинные ремесла.

Домашнее ткачество льняных и конопляных полотен сохранилось еще кое-где в деревнях Кастилии, но больше всего в Кантабрийском районе, от Галисии до Наварры. Их ткут на горизонтальных станах, чаще всего женщины. Из домотканых полотен в деревнях делают занавеси, покрывала, приданое для невесты, саваны для покойников, Выделывают и специальные узорные цветные ткани для переметных сум, упряжи для вьючных животных, пояса и яркие покрывала.

В орнаменте тканья и вышивок, сложившемся в XVI —XVIII вв., преобладают восточные мотивы: геометризированные изображения льва, голубя с оливковой веткой в клюве, «древа жизни» с птицами на ветвях, двуглавого орла, куфические надписи.

Ковроткачество в Испании было введено арабами, и стиль испанских ковров отражал обычно различные оттенки восточных вкусов. После изгнания арабов, а затем морисков их традиции сохраняли до XVII в. мастерские в Алькарасе (Мурсия), в XV—XVIII вв.— Валенсия, в XVIII в.— Куэнка. В XVIII же веке славилась прекрасными коврами и гобеленами королевская мануфактура Санта Барбара в Мадриде.

Наиболее типичными для Испании были ковры из Алькараса и Валенсии, ворсовые и безворсовые, с разнообразным геометрическим орнаментом, в котором широкая кайма преобладала над центральным полем. Ныне ковры ткут на крупных фабриках, и только гитаны в Альпухарре еще делают вручную маленькие безворсовые коврики в прежней мусульманской манере.

Плетение кружев уже не играет теперь той роли в художественных промыслах Испании, что в XV—XVIII вв., когда они пользовались громадным спросом не только на полуострове, но соперничали с французскими и брюссельскими изделиями на европейском рынке.

Плетение

До сих пор широко распространено плетение различных утилитарных предметов из дешевых материалов. Для этой цели служат эспарто (больше всего юго-восток), солома (Кастилия), тростник и пальмовые листья (Андалусия, Левант), кора деревьев и дранка (Север). Плетут широкополые сомбреро, обувь (альпарга- тас), корзины для зерна, сумки, циновки, на юге — сиденья и спинки стульев из травы. В форме плетеных изделий и в рисунке плетенки чувствуется сильное латиноамериканское влияние.