Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народная одежда испанцев. Религия и верования
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Испанская традиционная одежда бытовала во многих деревнях и городах страны вплоть до конца XIX в. Ныне так же, как и во всей Европе, она вытеснена из повседневной жизни стандартным фабричным платьем; однако оно сочетается в деревнях с элементами традиционного костюма (чаще всего это головной убор или обувь). Народную одежду надевают во многих сельских местностях и городах на праздники и для исполнения национальных танцев, на конкурсы и выставки региональной одежды. Однако в Испании еще сохранились селения, в которых надевают традиционный костюм и повседневно. Его носят во многих селах Эстремадуры, Саламанки (Леон), в своеобразном этнографическом районе Марагатерия (Леон), в селе Лагар- тера (провинция Толедо), в восточной и горной Андалусии, в изолированных горных областях Арагона (Ансо и Эчо), жители долины Пас (пасьегос) и провинции Сантандер (север Кастилии), а также на Канарских островах.

Народные костюмы, которые сохранились в Испании и описаны этнографами, а также экспонируются в музеях, представляют собой, в сущности, одежду периода приблизительно с 1770 по 1870 г. Этому же периоду соответствует и географическое распределение, принятое у испанских этнографов.

Испания отличается таким разнообразием областных вариантов одежды, что выделить элементы испанского костюма можно только в самых общих чертах. В его основу легла одежда крестьян старинного центра испанского государства — Леонско-Кастильского района. Социальные различия обычно отражаются не столько в покрое одежды, сколько в стоимости тканей и украшений.

Для мужского костюма типичны белая льняная рубаха с вшивными рукавами (<zamisa), узкие чуть ниже колен темные штаны (calzones), жилет (ichaleco), короткая шерстяная куртка на пуговицах и широкий пояс из яркой ткани (faja). На голове — sombrero или montera — шапочка со складкой посредине и отогнутыми наверх краями.

Женский костюм состоит из рубахи на лямках, широкой сборчатой юбки с передничком, светлой блузки, корсажа или обтянутой короткой шерстяной куртки (jubon). На груди — пестрая скрещенная шаль (manton). Голо- ва покрыта платочком или сомбреро.

И мужская и женская обувь — кожаные остроносые zapatas, сыромятные плетеные abarcas, легкие плетеные тапочки (alpargatas) из эспарто. На севере в сырую погоду поверх легкой обуви надевают деревянные almadrenas или zuecos.

В Испании сохраняется больше, чем в других странах Европы, традиция ношения верхней несшитой одежды — плащей (capas), плащеобразных накидок с прорезью, пледов и т. д.

Областные костюмы чрезвычайно своеобразны. Женская одежда жителей Эстремадуры и особенно Саламанки (charras) выделяется богатством отделки, густой, тяжелой вышивкой шелком, серебром, золотом и филигранными украшениями.

Костюм Верхнего Арагона сходен с костюмом Пиренейских областей. Здесь в высоких горах сохранились два села — Ансо и Эчо, в которых еще носят старинную одежду, восходящую к средневековью. Мужчины надевают темные штаны до колен (zaraquelles), чулки и кожаные абаркас, белую ками- су, а поверх нее просторный чалеко и старинную ангуарину — род кафтана. Подпоясываются в Ансо яркой, в Эчо темной задрапированной фахой. Дополняет этот живописный наряд небольшая круглая темная шляпа, надетая иногда на платок, завязанный сбоку. Женщины Ансо носят льняную белую рубашку с собранными буфами рукавами и высоким воротом и длинную зеленую сборчатую баскину типа русского сарафана. Волосы уложены высокой короной и укутаны накидкой в виде чалмы.

В Нижнем Арагоне надеваемый на праздники и при исполнении хоты наряд схож с одеждой Леванта (Валенсии, Мурсии, Альмерии и части Каталонии).

В Левантинском районе различают в мужском народном костюме два типа — городской и сельский.

Городской костюм составляют белая камиса, чалеко, короткие узкие кальсонес, чулки, альпаргаты или башмаки с пряжками и маленькое круглое сомбреро. Этот костюм надевают иногда на заседания члены Водяного трибунала в Валенсии, алькальды и альгвасилы по торжественным случаям. Сельский костюм состоит из широких до колен полотняных шаровар (са- рагуэлес), открытой рубашки с отложным широким воротом, широкого чалеко и открытых сандалий из эспарто. На голове— широкополое соломенное сомбреро или платок, завязанный сбоку. Этот свободный костюм приспособлен для работы в заболоченных уэртах.

В левантинском женском костюме основные элементы — короткая легкая сборчатая юбка, вышитый цветами короткий передничек, блузка с короткими рукавами, скрещенная цветистая, яркая шаль, а на ногах альпаргаты или туфельки на каблучках без задников.

В южной городской Андалусии, испытавшей многообразные этнические влияния, женщины на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья со множеством оборок, так называемую манильскую тонкую шелковую шаль, в волосах укрепляют высокий черепаховый гребень, на который накидывают кружевную черную или белую мантилью. В руках традиционный веер. Мужчины одеты в узкие черные брюки, короткие обтянутые болеро и так называемые кордовские круглые твердые фетровые шляпы. Этот костюм сравнительно позднего происхождения.

Ныне по всей Испании мужчины охотно носят баскский черный берет, «соломенные и фетровые сомбреро, рабочие и крестьяне центра — кепи. На шею часто повязывают узлом яркую косынку.

Среди крестьян широко распространены чалеко — безрукавки поверх рубах. Во многих деревнях старики еще носят короткие штаны с нитяными чулками и широкую черную фаху.

Женщины из народа предпочитают в одежде черный цвет. Голову повязывают платочками различными способами. Широко распространены шали. Из обуви очень популярны, даже в городах, дешевые альпаргатос.

В городах общее впечатление от внешнего вида людей обеспеченного круга — подчеркнутая тщательность костюма, щеголеватость женской и педантичная строгость мужской одежды. Несмотря на сильное влияние американских манер, испанцы в городе даже в сильную жару считают необходимым ходить в застегнутых пиджаках, тщательно отутюженных рубашках € галстуками. В кино, театрах, кафе не принято снимать пиджаки.

РЕЛИГИЯ И ВЕРОВАНИЯ

Подавляющее большинство верующих испанцев исповедует католицизм. В соответствии с законом от 17 июля 1945 г., католичество считается официальной религией испанского государства и последователям других культов запрещено проведение каких-либо публичных церемоний. В Испании около 20 тыс. протестантов различных направлений (1951 г.). В некоторых городах есть еврейские общины.

Вплоть до революции 1931 г. церковь занимала настолько важное место в системе испанской монархии, что Учредительные кортесы испанской республики в июле 1931 г. уделили больше всего внимания именно антиклерикальным мерам, декретировав, наконец, отделение церкви от государства, гражданский брак, упразднение ордена иезуитов, закрытие ряда монастырей и т. д. Понятно, почему испанское духовенство и Ватикан с радостью приветствовали франкистскую контрреволюцию 1936 г., обещавшую возвращение прежних привилегий духовенству. Сразу же после поражения Республики общество иезуитов вернуло себе прежнее влияние, религиозные ордена были восстановлены, национализированная после 1936 г. церковная собственность была возвращена прежним владельцам, а часть бюджета государства теперь стала ежегодно выделяться для субсидий на содержание боле& чем 200 тыс. священников, монахов и монахинь. Протестантизм был объявлен «ненациональной» религией. Протестанты имеют право отправлять службу только в частных домах и при закрытых дверях.

Область идеологии находится под неусыпным наблюдением католической церкви. В соответствии со статьей 26 конкордата, заключенного между Ватиканом и испанским правительством в 1953 г., во всех учебных заведениях любой ступени, государственных и частных, образование опирается на догматы католической церкви. Церковь сохраняет неограниченное влияние в области преподавания гуманитарных наук и старается по мере возможности контролировать мировоззрение учащихся всех факультетов, даже технических и физико-математических. В руках фаланги сосредоточено политическое, военное образование и спортивная подготовка.

Испания занимает третье место в Европе (после Португалии и Греции) по относительному числу неграмотных (17% в 1961 г.).

Церковная цензура оказывается практически более вредоносной, чем государственная, например все кинофильмы просматриваются ею и затем выпускаются в соответствии с пометками по многобалльной системе об их нравственном уровне.

В начале 1957 г. Франко официально признал свою политическую зависимость от церкви, включив в правительство представителей самой реакционной из католических организаций страны «Opus Dei» («Божье дело»), которая разворачивает свою работу преимущественно среди деятелей культуры и экономической администрации.

Однако такое тесное слияние церкви и ненавистного народу режима приводит к отходу в ряды оппозиции части католиков, а в массах, по признанию видных церковников, все больше растет равнодушие к исполнению церковных обязанностей. Это достаточно наглядно показали события астурийских стачек 1964 г., в которых участвовало много рабочих-католиков, поддержанных на местах низшим духовенством.

Испанский католицизм отличается некоторыми особенностями. Здесь так же, как и в Италии, предпочитают культ богоматери (ее называют здесь Virgen — дева Пречистая) культу Христа. Существует громадный пантеон святых. Больше всего чтут известных и в других католических странах святых: Сант Яго, Сан Антона, Сан БласаиСан Роке. Кроме того, каждый город,каждый приход и даже каждая профессия имеют своего святого патрона (мадридские актеры, например, ходят обычно в церковь Сан Себастьяна или Вирхен дель Буэн Парто). Множество святых, рассеянных по сельским местностям, являются, по мнению этнографов, отражением древних языческих «специализированных» богов. В отношении к святым в народе заметен оттенок идолопоклонства. Изображения Христа, Марии, святых (обычно вырезанные из дерева) очень натуралистично раскрашены, они в париках, с глазами из эмали, одеты в платья. С виртуозной реалистичностью воспроизведены кровоточащие гнойные раны мучеников. На статуи навешивают ладанки, драгоценности, подарки, цветы, восковые изображения исцеленных частей тела (рук, ног и т. д.). Верующие умоляют статуи, благодарят, а иногда и ругают их.

Внешней стороне обрядности, оформлению службы придается очень большое значение. Убранство церкви часто напоминает театр. В великую субботу в ней устраивают пещеру с гробом Иисуса Христа, в рождество — ясли, в которых лежит младенец Христос, а около сидит богоматерь, и т. д.

Религиозные процессии сохранились в Испании почти неизменными со времен средневековья. Особенным великолепием выделяются шествия на святую неделю в Севилье, в которых переплелись пережитки древних языческих мистерий с пережитками средневековых корпорационных праздников. Участники процессии несут носилки с громадным распятием, статуями святой девы в роскошных покрывалах и драгоценностях. За ними шествуют различные евангелические персонажи, имевшие отношение к жизни и смерти Христа: иудеи, римские легионеры и др. Тут же идут кающиеся грешники в длинных балахонах и высоких колпаках с прорезями для глаз.

Представление о крайней религиозности и фанатизме испанского народа, которое иногда складывается благодаря популярности этих процессий, сильно преувеличено. Приученные к веками насаждаемым церковным зрелищам, люди часто веселятся в праздники, отдавая дань лишь привычной форме и не особенно задумываясь над их сущностью.

Любопытно обилие музыки, песен и даже танцев, вплетающихся в обрядовую сторону религиозных празднеств. Так, во время процессии в Севилье на святую неделю то один, то другой из окружающей толпы поет импровизированные саэты (см. раздел «Народные песни и танцы», стр. 481) в честь Вирхен.

До сих пор в некоторых соборах (лучше всего в Севильском) сохранился знаменитый seis — ритуальный танец «шести мальчиков», исполняемый в праздник тела господня.

В народе сохраняются и верования или воспоминания о верованиях, связанных с дохристианскими культами. Они имеют сходство и с язычеством греко-римского мира и с центральноевропейской мифологией.

Обычно все категории сверхъестественных существ объединяют собирательным названием «duende» — то, что русские называют «нечистой силой», «нечистью». Дуэнде * трудно отделить от близкого к нему по смыслу trasgo. Правда, последнее слово чаще всего употребляется для названия домового. Дуэндес — это и домовые, и феи, и волшебники, и призраки, и души умерших без покаяния. Злых дуэндес чаще всего олицетворяет черт, причем любопытно обилие его имен, соответствующих «специализации» по различным видам неприятностей. Так, имеется Люцифер, Сатан, Менге, Энемиго (враг), Рабудо (хвостатый), Чйво (козел), Дианьо (черт), Качана (черт), Катете (дьявол, демон), в Мадриде — Камуньяс и т. д.

На севере приблизительно до Месеты верят в дуэндес из германской мифологии: в гномов, карликов, смешных обжор и пьяниц в колпачках с длиняыми белыми бородами, в карликов-белоснежек (Blanco Nieves). В Средиземноморье их представляют в виде хвостатых существ с длинными носами, изогнутыми бровями и остроконечными бородами. В сантандерской Монтанье дуэндес отождествляют с гусеницами, в Наварре и кое-где в Кастилии с жабами. В Андалусии дуэндес чаще всего дружелюбны и к ним обращаются за помощью. Они воплощаются в человеческих образах: мавре Алимоне, волшебнике доне Курро Лобера и др.

В народе еще рассказывают о феях и духах ручьев, рек, озер, туч, лесов, лугов, воздуха, имеющих аналогии с персонажами античной мифологии. В Каталонии ходят поверья о лесном человеке Горхо, подобном римскому Силь- вану — лешему. В Средиземноморье рассказывают о морских сиренах и их друге рыбе Николао, подобной Тритону. В северных районах не перевелись поверья о великанах-героях, похожих на Геркулеса, и полулюдях-полу- зверях, напоминающих сатиров и кентавров. Детей в деревнях еще пугают вампирами, страшилищами-буками: бу, коко, мариманта, гаргантиа, патете, папу.

В средние века появились представления о гасящих огонь и приносящих зло саламандрах, которым уделяли большое внимание знатоки оккультных наук. Очень распространено было занятие черной магией. Кастилия в позднее средневековье была настоящей «кухней ведьм», в многочисленных «лабораториях» которой изготовлялись таинственные орудия колдовства, волшебные снадобья, фильтры, кости, карты, словом, весь тот арсенал ужасов, который изобразил в своих фантастических «Капричос» Гойя.

Любопытно, что время расцвета vida brujeril (колдовской жизни) в Испании совпадает с периодом усиленной деятельности «святой инквизиции» — XVI—XVIII вв. (последнее ауто-да-фе по обвинению в колдовстве состоялось в Севилье в 1781 г.).

Магические способности часто приписывали иноверцам и иностранцам: евреям, маврам, горцам пасьегос (жители долины Пас), мараготос (жители Марагатерии в Сантандере) и гитанам. Последние, действительно, много занимались гаданьем, ворожбой и «исцелениями».

В домашней жизни до сих пор употребляют заклинания для изгнания домового, отвода несчастья от дома, изгнания саранчи с пашен, защиты скота от болезней и т. д. В качестве защитных амулетов в народе применяют и ожерелья из разноцветных камушков, рога, кораллов, и геммы из черного янтаря (Галисия), и фигурки из стекла, и куски ярких тканей, и мешочки с чесноком, которые подвешивают на шею животным от «сглаза», и мешочки с ладаном и другими благовониями.