Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Хозяйственные постройки испанцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Кроме обычных для западноевропейской страны, в Испании есть и оригинальные хозяйственные строения.

На севере, где влажно и много грызунов (Галисия, Астурия, Сантандер, частично Баскония), строят своеобразные амбары на столбах — horreos. Возможно, это пережиточные формы первобытных свайных построек. Ор- реос служат для хранения маиса, пшеницы, яблок (в Астурии). Они стоят на каменных или деревянных призматических, сужающихся кверху столбах около 2 м высотой. На верху каждого столба лежит плоский круглый камень. Камни кладут для того, чтобы крысы и мыши, пытающиеся проникнуть в оррео, срывались с них. Собственно хранилище — деревянное, квадратное (в Астурии) или прямоугольное (в Галисии), с вентиляционными щелями между досок. Оно покрыто четырехскатной или двухскатной крышей из черепицы или шифера. К его двери ведет каменная или приставная лестница. Снаружи орреос окрашены в яркий красный, голубой или желтый цвета. Они очень велики и принадлежат обычно нескольким хозяевам или даже всей деревне. Их строят чаще всего на окраине селения. Южнее, в Кастилии, особенно на родине Дон-Кихота в Ла-Манче, до сих пор встречаются ветряные мельницы. Многие из них заброшены, но некоторые еще продолжают работать. Мельницы расположены всегда вне пуэбло на небольших возвышенностях и представляют собой высокие цилиндрические сложенные из дикого камня башни с коническими соломенными крышами, с огромными черными решетчатыми крыльями, с одной маленькой дверцей и двумя окошками под самой крышей.

Непременный элемент деревенского пейзажа Андалусии — разбросанные среди оливковых плантаций мельницы-маслобойки, высокие башни которых увенчаны крестами. Особенно много их в провинции Севилье.

Города

В 355 городах Испании живет более половины населения страны. Правда, эта цифра условна: испанская статистика относит к типу городов все населенные пункты с числом жителей более 5 тыс. человек. В Испании мало больших городов: только в двух крупнейших — Мадриде и Барселоне — более 1 млн. жителей; в Валенсии — более 500 тыс. жителей, в Мурсии, Бильбао, Сарагосе, Малаге и Севилье — от 200 до 400 тыс. жителей.

Большинство городов с населением от 50 до 100 тыс. человек расположено во внутренних районах страны.

Численность городского населения Испании постоянно растет за счет притока иммигрантов из деревень и поглощения пригородов и соседних деревень. Особенно быстро растут столицы провинций. Население Мадрида выросло с 1900 по 1960 г. на 249%, а Барселоны за тот же период — на 212%.

Почти все испанские города очень древнего происхождения. Многие из них выросли на месте древнеиберийских или кельтских укрепленных ка- строс, планы которых сохранились кое-где в центре города. Иберийскими поселениями были Сагунто, Гиспалис (Севилья) и др. Гадес (Кадис) основан финикийцами, Новый Карфаген (Картахена) — карфагенянами, Барселона — греками. Много городов было основано в римскую эпоху: Эмерита Аугуста (Мерида), Легион (Леон), Л укус Аугуста (Луго) и др. При римлянах городское строительство достигло необычайного блеска, о чем свидетельствуют монументальные развалины Мериды, Таррагоны, Сагунто, Луго, Сеговии и других городов.

Южные города — Кордова, Гранада, Севилья, Альмерия, Валенсия — достигли расцвета при маврах, оставивших чудесные памятники зодчества, позднее повлиявшие на создание особого стиля испанской готики — муде- хар (например, собор Педро Жестокого в Севилье).

Следующий этап бурного строительства городов — период Реконкисты, когда по мере продвижения христиан на юг укреплялись старые города или строились новые замки и укрепления, обраставшие жилыми кварталами. Планы Авилы, Сории, Сеговии, Саморы, Толедо, Куэнки, Касерес, Теруэ- ля, Уэски, Хероны говорят о том, что они возникли как города-крепости. Узкие улочки средневековых кварталов разбегаются от стоящего на возвышенности замка или монастыря, окруженного толстой стеной с зубцами и башнями. Но в средние века города возникали и по другим причинам: Сантьяго де Компостела — как религиозный центр; Саламанка — как университетский город; Мурсия и Кастельон де ла Плана — как хозяйственные центры орошаемых районов; Сан-Себастьян, Бильбао, Сантандер, Хихон, Ля-Корунья, Понтеведра, Виго — как центры рыболовства и морской торговли.

В период капитализма крупнейшими торговыми и промышленными центрами стали старые города — Барселона, Мадрид, Бильбао, Овьедо, Хихон, Ля-Корунья, Севилья, Валенсия, Альмерия, Малага, Кадис и др., большинство которых являются одновременно и портами.

Не претендуя на строгую типологию, можно по сходным чертам в планировке, принципам градостроительства, историческому прошлому и (в какой-то степени) хозяйственному направлению разделить города Испании на центральные, приморские и северные; особую группу могут составить южные города.

Среди городов центральной части страны, возникших преимущественно в эпоху Реконкисты, представляющих собой роскошные памятники архитектуры, но не играющих почти никакой роли в хозяйственной жизни страны, исключением является Мадрид.

Мадрид — не историческая столица Испании. В стране, где не редкость города более чем двухтысячелетней давности, это город-выскочка, обязанный своим ростом монаршей прихоти Филиппа II, перенесшего в 1561 г. столицу из древнего Толедо в незначительную вилью Мадрид. Первое письменное упоминание о Мадриде встречается лишь в IX в. Филипп II, возможно, и не подозревал, что основал столицу государства всего в 12 км от географического центра Пиренейского полуострова.

Из 2,5 млн. жителей Мадрида (1964 г.) немногим более 50% проживали здесь до гражданской войны 1936—1938 гг. Остальные — выходцы из Старой и Новой Кастилий, Андалусии и из других областей.

Центром Мадрида с XVI в. была площадь Пуэрта дель Соль, где когда- то стояли ворота городской стены с изображением солнца. Постепенно площадь обстроили многоэтажными домами таким образом, что между ними лучами расходятся десять главных улиц Мадрида. Неподалеку от Пуэрта дель Соль расположилась старинная площадь Пласа Майор, спланированная в виде правильного четырехугольника. Она была застроена в XVII в. при Филиппе III, конная статуя которого возвышается на сквере посреди площади. Эта одна из самых традиционно «испанских» площадей Мадрида обрамлена с четырех сторон домами, верхние этажи которых, нависая над нижними, опираются на арочные галереи — сопортали, образующие как бы замкнутую колоннаду вокруг обширного внутреннего двора. Над сопорта- лями тянется сплошная линия железных балконов, когда-то заполнявшихся зрителями ауто-да-фе. Под аркадами — множество лавочек и кафе.

До XIX в. Мадрид застраивался преимущественно на запад от Пуэрта дель Соль до левого берега мелководной речки Мансанарес, через которую перекинуто 11 мостов. В этом районе в середине XVIII в. построен королевский дворец в стиле барокко с элементами классицизма и оперный театр на 2 тыс. зрителей. На правом берегу реки раскинулся огромный парк Каса дель Кампо, принадлежавший королевской фамилии.

В западном районе до сих пор осталась запутанная сеть узких улочек с невысокими домами, покрытыми черепицей, сохраняющими еще стиль Мадрида XVIII—XIX вв. с его суетливой, открытой жизнью, которую с любовью изображали бытописатели мадридских нравов. Это —Старый город.

С конца XVIII в. стал застраиваться Новый город, на северо-восток от Пуэрта дель Соль. Здесь были разбиты два громадных парка — Прадо и Эль Ретиро, появились солидные здания правительственных учреждений, биржа, банки, театры, музеи. Просторные особняки и великолепные многоэтажные дома с лепными украшениями населили аристократы и буржуа. В 1928 г. здесь был сооружен самый большой мадридский цирк для боя быков (на 22 тыс. зрителей), выстроенный в псевдоарабском стиле.

Скульптурные памятники столицы также, в основном, воздвигнуты в XVIII—XIX вв. и носят печать внешне торжественного классицизма (статуя Сервантеса, памятник Кальдерону де ла Барка, Филиппу III, Филиппу IV и др.). Среди них выделяется на площади Колумба семнадцатиметровая статуя великого мореплавателя и грандиозный памятник жертвам 2 мая 1808 г. Диасу и Веларде на Кампо де Леальтад.

Роль главной городской артерии играет магистраль Гран Виа, тянущаяся с юга Мадрида на север до ипподрома; после 1939 г. она переименована в честь одного из основателей фаланги в Авениду Хосе Антонио. Здесь больше отелей, баров, кафе, театров, кино, чем банков и контор, сконцентрированных на улице Алькала, которая пересекает Гран Виа.

С 1927 г. северо-запад столицы стал застраиваться конструктивистскими зданиями университетского городка. Его постройки сильно пострадали в гражданскую войну от бомбардировок фашистской авиации.

Пролетарские районы со стандартными многоквартирными домами стали бурно расти с конца XIX — начала XX в. на месте мадридских предместий Куатро Каминос и Тетуан де Лас Викториас на севере и Верхней и Нижней Карабанчели на юге Мадрида. Последние неразрывно связаны с воспоминаниями о героических оборонительных боях мадридцев в 1936 г.

Окраины Мадрида стихийно застраиваются сельскими домиками, рабочими бараками, нищенскими лачугами (chabolas), устройство которых даже трудно описать из-за фантастической изобретательности их владельцев, умудряющихся буквально из ничего создать стены и крышу над головой.

В окрестностях Мадрида расположен мрачный монастырь — дворец Эс- кориал, построенный архитектором Эррера по приказанию Филиппа II и посвященный святому Лаврентию. В память о мучениях этого святого, [которого жгли на железной решетке, монастырь имеет в плане форму прямоугольной решетки. Весь комплекс выстроен из серо-синего гранита. Его строгая архитектура легла в основу так называемого стиля эррериано. Здесь в роскошной часовне находится усыпальница испанских королей. Недалеко от Эскориала, всего в нескольких километрах от него, есть и другой пантеон. Это долина Павших — огромная церковь, выдолбленная в скале и увенчанная крестом 150 м высоты. Этот памятник сооружен в память о павших фалангистах и выстроен руками заключенных республиканцев, которых пригоняли сюда работать, как каторжников.

Великолепный памятник средневекового прошлого Испании — Толедо (около 40,5 тыс. жителей в 1964 г.)—столица Кастилии до XVI в. Это центр испанского католичества. Здесь издавна находится резиденция примаса Испании, духовная администрация, множество монастырей и т. д. Город сохранил средневековый облик благодаря готическим соборам, узким улочкам и мрачным гранитным домам с обитыми железом дверьми и окнами, выходящи- ми во двор. Одно из самых старых зданий в Толедо — Алькасар — четырехугольный замок в смешанном романско-мавританском стиле. В готическом соборе XIII—XV вв.— огромные цветные витражи, картины Эль Греко, Тициана, Рубенса, Гойи. Толедо славится своими изделиями из стали (толедские клинки). Здесь родился Лопе де Вега, творил Эль Греко (его дом превращен в музей).

Приморские города Испании — средоточие ее экономических и культурных сил. Большинство из них (Барселона, Валенсия, Бильбао, Ля-Корунья, Альмерия, Малага, Кадис, Картахена и др.) — старинные, с интереснейшими историческими памятниками города. Исключительное место среди них занимает столица Каталонии Барселона (см. «Каталонцы», стр. 492—493).

Юг Испании (Андалусия и восточное Средиземноморье) густо заселен с древнейших времен. Сложное этническое прошлое оставило следы и в архитектуре (римские театры и акведуки, арабские, готические и ренессансные здания), и в планировке городов, и в своеобразных типах жилища. В отличие от большинства городов и городков внутренней Испании приморские города не утратили с течением времени своего хозяйственного значения. И Севилья, и Валенсия, и Малага, и Аликанте, и Альмерия, и в меньшей степени Гранада и Кордова в новое время тесно связаны со средиземноморской торговлей, в них много промышленных предприятий и культурных учреждений. Застраиваются новые кварталы, расширяются предместья и еще больше усложняются планы городов. Все крупные города обычно имеют несколько центров — старый с тесными густонаселенными кварталами, старинными архитектурными памятниками и музеями, и новый — с широкими улицами, застроенными современными домами, и трущобными окраинами.

Дух европейского Средиземноморья в сочетании с элементами, занесенными с Востока и из Африки, создает особое очарование южных городов. Тесно стоящие белостенные кубические разной высоты дома с изломанной линией плоских розовых черепичных крыш. Глухие стены домов обвивают вьющиеся растения и цветы. Узкие, горбатые, мощенные морской галькой или булыжником улочки, над которыми часто перекинуты беленые арки — остатки прежних ворот. В просветах между домами видны шпили древних соборов. Внутри город перерезан то тут, то там старой толстой стеной с башнями. На многих площадях и перекрестках фонтаны. Из них до сих пор берут воду для питья. На тротуары под тенты вынесены столики многочисленных таверн и кафе, тут же продают фруктовые напитки, воду. Много торговцев различными мелочами, лотерейными билетами, сувенирами: по существу, это скрытая форма нищенства, официально запрещенного в Испании.

Севилья (425 тыс. жителей в 1964 г.) — главный город Андалусии — возникла на месте древнего иберийского поселения. Во II в. до н. э. она стала столицей римской провинции Бэтики (от того времени остался акведук). В V в. город был завоеван вандалами, а в VIII — маврами. Христиане отвоевали его в XII в. Когда была открыта Америка, Севилья получила право на монопольную торговлю с заокеанскими колониями; она превратилась в крупнейший порт страны. Сюда прибывали галеоны, нагруженные американским серебром и пряностями. Позднее Севилья стала местом заседания инквизиционного трибунала Испании, культивировавшем в городе религиозные процессии, мистические празднества и жестокие ауто-да-фе. Все это не смогло вытравить, однако, из атмосферы города чисто андалусского жизнерадостного духа, живой любви к народной музыке, песням, танцам, традиционным фиестам и местным ремесленным искусствам.

Город расположен на берегу Гвадалквивира, вода которого поднимается во время морского прилива на 2 м. Поэтому, хотя Севилья и находится в 90 км от океана, у ее пристани можно видеть морские корабли.

В центре старого города на площади Триунфо возвышается громада собора Санта Мария де ла Седе (третьего по величине в мире, после Римского и Миланского соборов). Прежде здесь была мечеть со стометровым минаретом Хиральдой, превращенным в колокольню. Еще более известен памятник мавританского искусства XII в. дворец Алькасар, с хорошо сохранившейся башней Торре де Оро. Большинство старинных зданий Севильи построено в смешанном стиле — мавританском и ренессанс.

Недалеко от собора находится одна из колоритнейших старых улиц Севильи — Сьерпес — очень оживленная, со множеством лавочек и кафе. На этой улице некогда возвышалась тюрьма, в которой Сервантес задумал своего «Дон-Кихота». Теперь здесь казино, роскошные кондитерские, магазины сувениров, предметов религиозного обихода.

В средневековых кварталах Сан-Висенте и Санта-Крус улицы носят старинные названия: дель Агуа (Водяная), Пимиента (Перечная) и т. д. Цоколи беленых стен выкрашены красноватой краской, чтобы прохожие их не испачкали. Новые кварталы Севильи пересекают широкие магистрали, спускающиеся от старого центра к Гвадалквивиру. К широкому мосту Трианы ведут роскошные сады Мурильо с благоухающими розами.

На правом берегу Гвадалквивира раскинулось предместье Триана, издавна заселенное простонародьем и цыганами. Именно здесь Проспер Ме- риме поселил свою Кармен. Эти кварталы застроены двух- и трехэтажными домами. Большинство из них пришло в ветхость, стены обшарпаны. Повсюду сушится белье. У дверей стоят жаровни, на которых готовят еду.

На северо-западе Севильи, за кварталом Макарена начинаются свалки и чаболас. Это — тысячи лачуг менее 2 м высоты, сооруженных из досок, жести, картона, тряпья среди мусорных ям.

Гранада, в которой мавры продержались дольше, чем где бы то ни было в Испании (до 1492 г.), лежит близ Сьерры Невады на берегу Хениля у подножия холма, на котором построена Альхамбра (по-арабски — Красный) — дворец арабских халифов (XIII—XIV вв.). Он зовется так из-за цвета своих кирпичных стен и башен. Это сложнейшее сочетание прелестных уединенных двориков, залов, кабинетов, бассейнов, украшенных кружевным мраморным орнаментом, решетками, изразцами и драгоценными вазами.

Не менее интересен другой андалусский город — Кордова, стоящий на реке Гвадалквивир. Это один из древнейших центров иберийской культуры. При римлянах с II в. до н. э. она называлась Кордуба, в IX—XI вв. была столицей Кордовского халифата, экономическим и культурным центром всей арабской Испании. Кордова — сокровищница мавританского искусства — до сих пор сохранила восточный колорит. Здесь находится грандиозная мечеть (начата в конце VIII, закончена в X в.), позднее превращенная в христианский храм.

Старые кварталы Севильи, Кордовы, Гранады, Кадиса, Малаги и Валенсии дают представление о стиле жилищ и в маленьких средиземноморских городках. Особый тип среди них представляет так называемый casa con patio (дом с двориком), архитектура которого оказала сильное влияние на строительные приемы городского жилища всей Испании. Они связаны со смешанными греко-римскими (дома с атриумами) и арабскими традициями. Их строят из песчаника, кирпича или сырца на фундаменте из крупных каменных глыб. Их основная конструктивная особенность, в отличие от домов Верхней Андалусии, — замкнутый внутренний дворик — патио или пати- суэло. Дом строят в один или два этажа. Вся забота об уюте и красоте перенесена с уличной части дома во внутреннюю. Редкие наружные окна на первом этаже и балконы второго этажа защищены изящными коваными решетками. Трубы маленькие — топят редко. В Малаге есть обычай обводить двери и окна цветной каймой. Бедные дома обычно не имеют других украшений. Внутри патио все, что можно, побелено—стены дома с глубокими тенистыми нишами, колодец посредине двора, маленькая плитка в углу патио и даже горшки с цветами. Пол во дворе мостят галькой с известью или крупными каменными плитами.

В патио вдоль стен, увитых виноградом и альбоакой, стоят каменные скамьи и тростниковые плетеные стулья. Здесь по вечерам собирается вся семья, тут же укрываются от зноя в жаркое полуденное время.

Небогатые домики с патио чаще всего трехраздельны. Слева и справа от прихожей находится сала для гостей и темная спаленка. В глубине дома за патио, в части, противоположной входу, помещается небольшая кухня с низким очагом под колпаком. Но очагом здесь пользуются мало, так как готовят почти круглый год на свежем воздухе.

В богатых домах с патио заметнее отпечаток мавританского происхождения. Они еще более замкнуты и отгорожены от внешнего мира. Входная дверь с улицы (часто из кованой и золоченой решетки) нередко смещена по отношению к двери, ведущей в патио, чтобы и случайно нельзя было увидеть, что там делается. В центре двора фонтан, вокруг которого посажены пальмы, акации, фруктовые деревья. Масса благоухающих цветов. Вдоль второго этажа тянутся балконы или тенистые галереи. Верх патио в сильную жару затягивают тентом. Пол дворика часто мощен изразцами (azulejos), а стены украшены мозаичными арабесками, картинами и коврами.

Удобство таких домов в жарком климате породило и ряд полутра- диционных типов уже в позднейшее время. С конца XVIII — начала XIX в. в Севилье, а затем и в других городах стали строить casas de vecindad (дома с соседями). В них сохраняется традиционная планировка вокруг квадратного дворика, на который выходят окна и балконы, а иногда сплошная галерея с дверьми отдельных квартир.

Патио оказались удобными и для устройства гостиниц, таверн, кафе, небольших театриков и танцевальных площадок в южных городах страны. Современные многоэтажные жилые дома Средиземноморья и частично центра строят чаще всего из кирпича, с черепичными крышами, железными балконами. Окна часто прикрыты от солнца зелеными жалюзи.

Вокруг многих южных городов Испании вырыты пещерные поселки. Самыми многочисленными обитателями пещер еще с XV в. были цыгане — гитаны. Ими заселены кварталы Альбаисин и Сакромонте в Гранаде, пригороды Альмерии, селение Куевас де Гитанос в провинции Кордова. Цыганский квартал Сантьяго в Гуадиксе (провинция Гранада), в котором под землей находятся даже лавки, таверны, школы и церкви, насчитывает около 10 тыс. жителей и является одним из крупнейших пещерных поселений мира.

Пещерные жилища роют в холмистых местностях, лишенных строительных материалов. В них прохладно в знойное лето и относительно тепло зимой. Однако в основе их популярности лежит прежде всего относительная дешевизна и доступность при довольно тяжелых жилищных условиях современной Испании. Пещеры или целиком вырублены в скале или выкопаны в отвесном склоне холма, к которому пристроен фасад с дверью и окнами. Есть и пещеры-землянки, вырытые как колодец. Чаще всего пещера двухраздельна. Первая из комнат служит и передней, и кухней, и столовой, вторая — спальней. Обычно все пещеры, там, где есть известь, тщательно выбеливают изнутри, а снаружи красят или весь фасад или кромку вокруг двери и окошка. Как правило, в пещерах отсутствуют самые элементарные удобства. Внешне такие поселки иногда выглядят как беспорядочно разбросанные высокие (1,5 — 2 м) беленые трубы, прикрытые от дождя колпаками или старыми ведрами. На них написаны номера «домов» и фамилии жильцов, и почтальон часто опускает письмо в трубу, не затрудняя себя утомительным спуском в подземный лабиринт.

Интересны замечания этнографов о традиционной изолированности жителей пещер от других обитателей окружающих селений, относящихся к ним как к своего рода изгоям. Это порождает некоторую тенденцию к эндогамным бракам среди так называемых троглодитов, у которых вследствие этого наблюдается очень небольшое разнообразие фамилий.

Своеобразно выглядят города севера Испании — Ля-Корунья, Эль Фер- роль, Сантандер, Овьедо, Хихон, Бильбао. Крупные индустриальные центры и порты в результате массовой застройки рабочих кварталов отошли ог традиционных навыков строительства, но характерные оттенки в облике жилых домов во многом сохранились. Материал построек — чаще всего камень (серый гранит). Черепица крыш перемежается с шифером, отчего общий колорит мрачнеет. Здесь влажно, поэтому крыши круче, их навесы шире, балконы застеклены. Вдоль улиц тянутся сопортали, под которыми укрываются от дождя. Кафе и таверны тоже прячутся под сопортали и за стекло веранд. В испанских городах Севера много зданий романской (собор в Сантьяго де Компостела) и барочной архитектуры. В конце улиц, ведущих к морю, просматриваются мачты кораблей, на берегу сушатся баркасы и сети. Окраины таких городов как Овьедо, Бильбао, Хихон застроены заводами и задымлены трубами.