Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ Франции бретонцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Бретонцы — один из немногих сохранившихся кельтских народов Европы. Они ведут свое происхождение от кельтского племени бриттов, переселившихся на полуостров Арморику с Британских островов в V — VI вв. н. э. Бритты дали полуострову свое имя. Они принесли сюда христианство, неизвестное до той поры на большей части полуострова.

Бретонский язык, ставший языком населения Западной Арморики, сложился во взаимодействии языка бриттов (близкого галльскому) и галло-ро- манского языка местного населения. Неравномерная заселенность Арморики в период вторжения бриттов и различная степень проникновения их на полуостров были причиной двуязычия, утвердившегося в Бретани. Максимальное продвижение бретонского языка на восток относится к X в. Позже граница его распространения неуклонно отодвигалась на запад. Усиление политического влияния Франции способствовало постепенному отходу феодально!! верхушки бретонского общества от бретонской культуры, бретонского языка, приобщению ее к французскому языку и культуре.

С начала XIII в. герцоги Бретани находились в непосредственной вассальной зависимости от французского короля. В 1491 г. Бретань была присоединена к Франции и стала ее провинцией, сохранив при этом многие привилегии.

Присоединение к Франции привело к окончательному офранцуживанию правящих классов Бретани. Здесь было введено школьное преподавание на французском языке. В центре Нижней, так называемой бретонской Бретани — городе Кемпере, уже в XVII в. судебные разбирательства проводились на французском языке. Бретонский язык уступал позиции французскому языку не только в силу политических условий, но и потому, что он имел гораздо более слабую литературную основу. И по древности и по оригинальности бретонская литература уступает не только французской, но и литературе родственных языков Ирландии и Уэльса. Первые памятники бретонской литературы религиозного содержания относятся к XV в., первые словари — к XVII в. Бретонская литература с момента ее возникновения была выразительницей устремлений народа и низшего духовенства, которые при режиме насилия и произвола формирующегося абсолютизма боролись за сохранение своего языка и культуры. На бретонском языке создавались драмы и мистерии на библейские сюжеты, которые ставились на сценах провинции; большую роль в борьбе с абсолютизмом играли народные песни и легенды, а также и проповеди на бретонском языке.

Со времени установления абсолютистского режима (XVII в.) наступил упадок бретонской литературы (попытки ее возрождения были сделаны лишь в XIX в.). Французский язык распространился и во внутренних районах Бретани.

В Нижней Бретани французский язык входил в обиход вначале в городах и их окрестностях, постепенно проникая в деревни, где его усваивала в первую очередь молодежь.

В настоящее время из 3 млн. жителей Бретани на бретонском языке говорит около 1 млн. человек (департаменты Финистер, Кот-дю-Нор, Морби- ан). Граница распространения бретонского языка проходит с севера на юг от города Сен-Бриё до города Ванн.

Выделяют четыре основных диалекта бретонского языка: корнуайский, леонский, трегьерский и ваннский, области распространения и наименование которых соответствуют средневековым герцогствам Бретани. В качестве литературного языка служит леонский диалект, близкий диалектам Трегьера и Корнуайя, но малодоступный пониманию жителя области Ванн.

В области, переходной между исконной областью французского языка и современной границей распространения бретонского языка, население в повседневной жизни говорит на диалекте французского «галло», значительно отклоняющемся от литературного французского языка.

Среди населения бретонской Бретани процент не знающих совсем французского языка очень незначителен. Это главным образом пожилые женщины в глухих районах внутренней Бретани. Моряки и крестьяне дома и в повседневном общении говорят на бретонском языке. Однако многие горожане и жители крупных поселков, хотя и воспитаны в бретонской среде и хорошо знают бретонский язык, в семье и в повседневной жизни пользуются французским языком. В крупных городах, таких, как Брест, Лориан, и в средних (Кемпер, Конкарно, Дуарнене и др.) бретонская речь слышится лишь в базарные дни или на рыбачьих судах в порту. В общественной, политической, экономической и религиозной жизни роль бретонского языка свелась к минимуму.

Стремление бретонского народа к сохранению своего языка и культуры было использовано в период гитлеровской оккупации коллаборационистами, пытавшимися инспирировать движение за отделение Бретани от Франции, но» эта политика успеха не имела.

В 1951 г. в Бретани было введено факультативное преподавание бретонского языка в школе, но эффективность этого нововведения оказалась незначительной.

После второй мировой войны место прежних распыленных групп автономистов занял культурно-просветительный союз «Kendalch», в который входят как чисто фольклорные группы («Ассамблея музыкантов», «кельтские кружки»), так и группы, ставящие определенные социальные задачи. Выразителями интересов прогрессивной интеллигенции является входящая в «Kendalch» организация «Движение за народную бретонскую культуру», возглавляемая бретонскими преподавателями и деятелями прессы. Издаваемый этой группой на бретонском языке журнал «Аг Falz» («Коса») популяризирует народную бретонскую культуру и широко обсуждает проблему равноправия бретонского языка, так же как и языков других национальных меньшинств Франции. Начиная с 1948 г. в Корнуайе ежегодно проводится грандиозный фольклорный праздник, на который съезжаются более 2 тыс. участников фольклорных, так называемых кельтских кружков. Каждая область Бретани представляет свои традиции в костюме, музыке, танцах. Участники праздника, одетые в праздничные традиционные костюмы своей области, под аккомпанемент старинных бретонских музыкальных инструментов biniou (род волынки) и bambarde (инструмент, родственный флейте и гобою), исполняют на конкурс народные песни и танцы.

Бретань — одна из наиболее экономически отсталых областей Франции: в промышленности здесь занято только 20% населения.

Здесь имеются предприятия судостроительной и строительной промышленности, а также заводы по консервированию овощей и рыбы, по производству сидра, винокуренные заводы. Половина самодеятельного населения Бретани связана с сельским хозяйством. Здесь господствует мелкокрестьянская семейная собственность. Малоземелье и невысокая продуктивность сельского хозяйства вынуждают бретонских крестьян искать побочные заработки. Каждую весну и осень тысячи бретонцев отправляются в другие провинции Франции, и даже на Британские острова, на сельскохозяйственные работы (посадка раннего картофеля, сбор ранних овощей, уход за помидорами, сбор сахарной свеклы). Столетие назад почти половину земель Бретани составляли пустоши-ланды, большая часть которых теперь освоена.

Традиционные отрасли бретонского хозяйства — молочное животноводство, выращивание картофеля и фуражных корнеплодов. Важейшей зерновой культурой является пшеница.

В прибрежных, наиболее развитых районах Бретани (так называемом золотом поясе) население занимается выращиванием овощей, в том числе ранних: цветной капусты, горошка, артишоков и др., идущих частью на экспорт, а частью на предприятия консервной промышленности.

Деятельность жителей прибрежной полосы Бретани с давних времен неразрывно связана с морем. Мореходство (а в прошлом также и каперство), рыбный промысел, ловля омаров, съедобных улиток, раковин, сбор водорослей и всевозможных морских трав, с середины XIX в.— устричный промысел — таковы основные виды этой деятельности.

Традиции мореходства имеют в Бретани глубокие корни. В XV — XVI вв. бретонские моряки совершали на парусных судах дальние плавания. Из их среды вышли многие известные мореплаватели. В наши дни экипажи судов французского торгового флота более чем на треть состоят из бретонцев.

В прошлом порты северного побережья Бретани были знамениты как центры так называемой la grande peche — ловли рыбы (преимущественно трески) в дальних водах у берегов Исландии и Новой Земли. В настоящее время почти во всех мелких портах северного побережья практикуется ловля рыбы у берегов и лишь из порта Сен-Мало уходят хорошо оснащенные суда в дальние воды. Они ведут лов по 10—12 дней.

Центры промышленности по переработке рыбы, так же как и основные рыболовецкие порты, находятся на южном побережье Бретани. Лов тунца, сардин, макрели, а также лангустов имеет свои столетиями выработанные приемы и традиции, свою сезонность, которой подчинялся и жизненный уклад рыболовецкого населения. Традицией стал сложившийся в условиях капиталистического рыболовства способ сбыта рыбы, так называемый la criee — «на выкрик» (разновидность аукциона). В бретонских портах лишь некоторые рыбаки, ведущие прибрежный лов рыбы, продают ее непосредственно покупателю. Основная же масса рыбы продается торговцам или их посредникам с аукциона. Часть рыбы в портах сортируют, разделывают, укладывают в ящики со льдом и отправляют в Париж и другие города Франции, часть рыбы поступает на консервные заводы. На этих заводах занята значительная часть женского населения прибрежных районов.

После второй мировой войны значительно возросла роль устричного промысла и изменился его характер. Раньше добывали устриц руками на мелких естественных банках у берегов во время отлива, и «устричные парки» (специально отгороженные участки моря, где выдерживают добытых устриц) занимали небольшие площади, а промысел этот был полукустарным. Теперь преобладают крупные капиталистические хозяйства, с узкой специализацией: в одних районах заготавливают эмбриональные раковины, в других откармливают устриц для потребления. Значительная доля французской продукции обеспечивается промыслами Бретани.

Для сельского хозяйства Бретани большое значение имеет сбор водорослей, которые собирают или граблями на берегу после отлива, или же с небольших судов шестами с крюком на конце. Водоросли сжигают, и золу используют для удобрений. Водоросли используются также в химической промышленности для получения иода и некоторых кислот, а также в парфюмерии.

Для Бретани характерен разбросанный тип поселений. Поселения, состоящие обычно из двух — пяти домов, расположены на большом расстоянии одно от другого и окружены полями, огражденными рвами и насыпями с живыми изгородями из дуба или бука. Живые изгороди создают впечатление лесистости.

Встречаются иногда поселки и более крупные, насчитывающие несколько десятков домов.

Крупных городов в Бретани немного. Лишь три города — Нант, Ренн и Брест—имеют более 100 тыс. населения.

Большинство городского населения Бретани живет в морских портах и в небольших городах, называемых «bourg». Часто они состоят из одной улицы, застроенной двух- и трехэтажными домами, расположенными вдоль магистральной дороги.

Крестьянское бретонское жилище в простейшей форме — это постройка из гранита в виде прямоугольника, низкая, приземистая, с двумя дымоходами по обоим концам крыши, служащими продолжением фронтонной стены. Такие постройки, не имеющие хозяйственных помещений, встречаются чаще на побережье. Это преимущественно дома рыбаков, хорошо приспособленные к особенностям климата Бретани. Дом обычно скрывается за склоном холма; северная и западная его стороны, принимающие на себя порывы морского ветра, не имеют ни окон, ни дверей. Окна и двери выходят на юг.

Кроме описанного выше типа дома, состоящего из одного жилого помещения (одновременно кухни, столовой и спальни) и небольших сеней, служащих также кладовой, для хозяйств середняков характерны трехкамерные жилища, в которых сени разделяют два жилых помещения; одно из них служит преимущественно кухней, другое — парадной комнатой.

Бретань — почти единственная область во Франции, где сельская кустарная мебель не исчезла окончательно и сохранила своеобразие. Влияние городских стилей эпохи Людовиков XIV, XV и XVI сюда почти не проникало, за исключением Верхней Бретани (район города Рена). Массивная мебэль из дуба, каштана или ореха богато орнаментирована резьбой. Геометрический орнамент составлен из розеток, спиралей, завитков. Часто встречаются религиозные мотивы, а также стилизованные цветы или ряды балясин.

Традиционную обстановку жилого дома бретонского крестьянина составляли кровати-шкафы—деревянные ящики, открытые сверху, с украшенными резьбой выдвижными дверцами, скользящими в пазах. Ложе таких кроватей довольно высокое, поэтому перед кроватью ставили скамью-ларь, служащий подножкой. Для Бретани характерны были также полузакрытые кровати, отверстие которых затягивали занавеской, и кровати с колоннами. В настоящее время кровати-шкафы почти исчезли, они заменены широкими деревянными кроватями городского типа. Для хранения белья и одежды служили лари, обычно также богато орнаментированные, и шкафы. Буфеты и посудные шкафы в крестьянских домах появились недавно.

Резьба по дереву составляет одну из самых развитых форм бретонского народного искусства, так же как и искусство бретонских кружевниц и вышивальщиц.

После Великой французской революции явственными стали областные различия в народной одежде: в Восточной Бретани одевались по французскому образцу, придерживаясь моды с некоторым запозданием. В Западной Бретани народная одежда сохраняла многие архаические черты. Здесь в некоторых областях до начала XX в. мужчины носили не узкие штаны, как в Восточной Бретани и остальной Франции, а короткие, пышные, со складками, собранными у пояса и распускающимися затем свободно, или же со складками гармоникой, собранными на поясе и закрепленными выше колена, где их стягивали шнуром с помпонами (так называемые bragou-braz). Неотъемлемой частью такого костюма был широкий пояс из сукна или кожи, гетры, часто из того же сукна, что и брагу-бра.

Мужской костюм на юге Бретани отличался от костюмов других областей. Здесь носили куртки из льняного или сурового полотна особого покроя, с басками или складками. Такие куртки носили до середины 1930-х годов на юго-западе Бретани. Постепенно и в других областях Бретани французская мода в народном костюме была очень сильно трансформирована, так что народный бретонский костюм при всем многообразии местных видов приобрел общие характерные черты.

Различие отдельных элементов костюма породило огромное многообразие «мод» в Бретани: здесь выделяют 66 видов женского костюма. Особенно разнообразны были костюмы в Западной Бретани (Финистер, Мор- биан), где области распространения той или иной формы костюма часто совпадали с географическими областями или соответствовали диалектальным различиям. В настоящее время традиционный костюм в Бретани уже не носят. Сохранились белые кружевные чепцы (наколки), которые еще носят с повседневной одеждой многие пожилые женщины. Как и повсюду во французской провинции, пожилые женщины в Бретани ходят в черной обуви, черных чулках, юбках и вязаных кофтах или шерстяных накидках черного цвета. Во многих деревнях и взрослые и дети носят традиционную деревянную обувь — сабо.

Традиционные костюмы, исчезнувшие из повседневной жизни, надевают в торжественных случаях, в частности во время фольклорных праздников.

Религия всегда занимала большое место в жизни бретонцев, что наложило отпечаток и на внешний облик страны. Колокольни церквей, бесчисленные часовни, основанные в честь местных святых, гранитные кресты на перекрестках дорог и иногда во дворах ферм, а в западной части Нижней Бретани кальверы — памятники XVI —XVII вв., поставленные по случаю какого-либо бедствия или в память святого покровителя данной местности, где на гранитном постаменте стоят кресты и скульптурные группы апостолов и святых,— составляют неотъемлемую часть бретонского пейзажа.

В Бретани дольше, чем в других областях Франции, сохранялись дохристианские верования. Поклонение камням, святым источникам, культ огня сочетались" здесь с католической верой. Паломничество к святым источникам и особенно к дольменам и менгирам, которым приписывалась чудодейственная сила, до середины XIX в. составляло характерную черту бретонского быта.

Некоторая часть населения до сего времени совершает паломничества к часовням святых покровителей и особенно к часовне покровительницы Бретани святой Анны. Очень популярны в Бретани были праздники в честь местных святых, называемые «pardons» — отпущения. В некоторых местностях их отмечают до сих пор, но сейчас они менее многолюдны и пышны. Празднование заключается в шествии с хоругвями, приношении даров и церковной службе, после чего устраивают гуляния с танцами и песнями. Современные развлечения составляют велосипедные кроссы, конные состязания, лотереи.