Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная жизнь французов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Борьба классов в капиталистической Франции всегда принимала особенно острые формы благодаря активности, боеспособности, политической зрелости ее рабочего класса. Наглядные примеры его революционных действий — восстание 1848 г., Парижская коммуна 1871 г., социалистические движения и развитие профессионального и стачечного движения в конце XIX — начале XX в., создание Французской коммунистической партии в 1920 г., Народный фронт, движение Сопротивления в годы второй мировой войны, завершившееся восстанием в августе 1944 г., мощное забастовочное движение и борьба за мир после войны.

Слабые стороны французского рабочего движения сказываются в традициях анархо-синдикализма, очень сильного до первой мировой войны, в раздробленности и расколе, ощущаемых и в настоящее время. Все это — следствие влияния многочисленной в стране городской мелкой буржуазии, слоя рантье и крестьянства, которое, разоряясь, пополняет ряды рабочего класса.

Одной из наиболее характерных особенностей политической жизни •Франции всегда было наличие многопартийной системы. Число партий неуклонно увеличивается: после второй мировой войны во Франции имелось более пятнадцати крупных партий, не считая нескольких сотен мелких группировок. Главная причина многопартийности в пестроте социальной структуры страны с множеством промежуточных средних слоев, политические симпатии которых чрезвычайно разнообразны, неустойчивы и противоречивы.

Крупнейшая политическая партия современной Франции — Французская коммунистическая партия. Она выступает не только как защитник интересов рабочего класса, но и как выразитель демократических и национальных интересов. После войны ФКП все больше утверждается как общенациональная партия.

Под руководством Французской коммунистической партии работает массовая молодежная организация — Движение коммунистической молодежи Франции, в которую входят Союз коммунистической молодежи, Союз девушек Франции, Союз сельской молодежи, Союз студентов-коммунистов. Имеется и детская коммунистическая организация — Союз отважных.

Французская социалистическая партия (СФИО), когда-то писавшая на своих знаменах лозунги социализма (ее вождями были Поль Лафарг, Жюль Гед, Жан Жорес), позже стала откровенно оппортунистической: после раскола партии на конгрессе в Туре (1920 г.) рабочие массы ушли из нее в коммунистическую партию, и сейчас социалистическая партия стала по существу партией мелкой буржуазии, интеллигенции и чиновничества.

К правым буржуазным партиям современной Франции следует отнести правящий деголлевскии Союз в защиту новой республики (ЮНР), созданный в 1958 г.

К партиям, занимающим центристское положение, относятся партии радикалов и радикал-социалистов — старейшие буржуазные партии Франции. В прошлом за партию радикалов голосовали широкие массы мелкой и средней буржуазии, особенно демократически настроенное крестьянство на юге страны. В последние годы в связи с быстрым разорением мелкобуржуазных прослоек эта партия пришла в упадок.

Стремление крупного капитала и финансовой олигархии к экономическому уничтожению мелкой и средней буржуазии в области политики проявляется в борьбе за ослабление мелкобуржуазных партий путем ограничения их парламентского представительства.

Французская коммунистическая партия в борьбе против режима личной власти, за демократические и социальные преобразования в стране выдвигает идею единого фронта всех республиканских группировок. Поддерживает компартию Всеобщая конфедерация труда — крупнейшее профсоюзное объединение страны. ВКТ насчитывает в своих рядах около 2 млн. членов, главным образом рабочих и служащих.

Кроме ВКТ, во Франции имеются еще две крупные профсоюзные конфедерации: Force Ouvriere (около 300 тыс. человек), которая объединяет лишь незначительную часть французского рабочего класса и состоит преимущественно из чиновников и рабочей аристократии (конфедерация находится под влиянием СФИО), pi Французская конфедерация христианских трудящихся (400 тыс. человек), ведущая свое начало от Христианских профсоюзов, основанных в 1919 г. католической церковью как барьер на пути распространения социалистических рщей. Она объединяет некоторую часть французских рабочих, главным образом горняков и текстильщиков из тех районов, где сильно влияние церквр1, служащих различных торговых учреждений и контор.

Узкопрофессиональные интересы отстаивает Всеобщая конфедерация кадров (ВКК), насчитывающая 160 тыс. человек. Она состоит главным образом из инженеров, мастеров, высших служащих и чиновнршов.

Кроме названных организаций, есть и другие, гораздо более мелкие. Так, большинство работников просвещения входргг в Федерацию работников народного просвещения, есть много автономных профсоюзов, не примыкающих ни к каким профсоюзным центрам.

Главная форма экономической борьбы рабочего класса — стачки, как краткосрочные, так и длящиеся неделями и месяцами. Популярны общенациональные дни борьбы трудящихся. В эти днр1 трудящиеся определенной отрасли по всей стране проводят кратковременные забастовки, митинги, манифестации, посылают делегации в правительственные органы с изложением своих требований.

Наиболее активную роль в забастовочном движении играют рабочие государственного (нацрюнализированного) сектора — железнодорожники, персонал городского транспорта, рабочие газовых заводов, электростанций и т. д.

В последние годы широкое участие в стачечном движении принимали служащие, преподаватели выспшх и средних учебных заведений, студенты. Интеллигенция, особенно учителя решительно протестуют против попыток церковников захватить контроль над школой, борются за увеличение ассигнований на школьное и высшее образование, за увеличение заработной платы. Женщины и молодежь участвуют в стачечном движении с требованием равной оплаты за равный труд.

Трудящееся крестьянство в прошлом в значительно меньшей степени, чем рабочий класс, участвовало в классовой борьбе, но в последние годы и оно включилось в общественное движение. Подъем крестьянского движения был вызван политикой правительства, поддерживающего крупные хозяйства в ущерб мелким.

Национальные и международные праздники трудящиеся Франции проводят под лозунгами борьбы за мир, за защиту свободы, национально!! независимости, за улучшение условий жизни и труда. Три дня продолжается национальный праздник — годовщина взятия Бастилии (14 июля). Правительство отмечает этот день официальными церемониями, военным парадом; трудящиеся в знак верности республиканским традициям организуют де- монстрацрш, народные гуляния. Улицы украшают фонарикамР1 и разноцветными лампочками. До рассвета продолжаются танцы на площадях и улицах городов. В день 14 июля устраиваются факельные шествия, сотни мальчиков и девочек в костюмах санкюлотов и марианн проходят по улицам рабочих городов и пролетарских кварталов Парижа. Соревнования велосипедистов, выступления артистов на площадях pi другие народные развлечения сопровождают этот подлршно народный празднрш.

Годовщину трагической гибели борцов Парижской коммуны рабочие Парижа с 1880 г. отмечают демонстрацией у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез.

Народным праздником, крупнейшей политической манифестацией года стал праздник коммунистической газеты «LHumanite», ежегодно устраиваемый в сентябре в одном из пригородов Парр1жа.

Широко празднуется во Франции и международный день трудящихся 1 Мая, отмечаемый с 1889 г. по решению Парижского конгресса II Интернационала. Этот весенний праздник, когда, верные традициям международного пролетариата, трудящиеся Франции проводят манифестации с требованиями улучшения условий жизни и труда, совпадает с так называемым праздником ландышей. В провинции Иль-де-Франс, где, как предполагают, зародился праздник ландышей, в этот день устраивают кортежи, в деревнях Бургундии его отмечают прогулками в лес за ландышами. Выезды в лес за ландышами совершают и горожане. В Париже и во многих провинциях Франции праздник ландышей сводится к обычаю дарить в этот день букетики ландышей, которые продаются повсюду на улицах. Считается, что цветок ландыша, подаренный 1 мая, приносит счастье. Этот обычай связан со старинным народным поверьем, будто растения, собранные 1 мая или вообще в мае, наделены магическими свойствами.

В некоторых праздниках сохраняется старый ритуал, но часть старых праздников, утратив прежнее магико-религиозное значение, приобрели новое содержание, стали чисто светскими. Из религиозных праздников, почти утративших религиозное содержание, самый значительный — рождество. Его отмечают в кругу семьи. В прошлом традиционным центром празднества был камин, в котором пылало рождественское полено. Перед камином рассаживалась вся семья, пели песни, читали, вели беседу. И теперь в сочельник каждая семья стремится собраться вместе. О рождественском полене напоминает традиционный торт или пирог в виде полена. Обычай украшать елку на рождество был заимствован из Эльзаса в XIX в. и прочно укоренился в городах, но почти не проник во французскую деревню. Много радости доставляет праздник рождества детям, которым в этот день делают подарки.

В семье, среди соседей и друзей справляют 6 января—«праздник короля». Сохранился обычай «вытягивать короля». В пирог или торт запекают боб. Тот, кому достался боб, провозглашается королем и выбирает себе королеву. Король возглавляет торжество, его приказания все должны исполнять.

Весенние карнавалы по случаю масленицы с разнообразными развлечениями, ряжением, сжиганием чучела «Карнавала», которые до конца XIX в. устраивали почти повсюду во Франции и в которых участвовало все население, постепенно стали праздником молодежи, а с 20-х годов нашего века маскарадные гуляния и балы потеряли популярность.

В южных городах, в частности в Ницце, для привлечения туристов продолжают устраивать карнавал, который имеет театрализованный характер. Маски носят лишь дети.

В деревнях на пасху, троицу и престольные праздники устраивают ярмарки, народные гуляния, шуточные состязания. Горожане, особенно молодежь, пользуются предоставляемыми по случаю пасхи и троицы днями отдыха для поездки за город, на природу.

Из календарных праздников, в прошлом религиозных, отмечают успенье (15 августа) и особенно день всех святых (1 ноября).

В течение многих веков день всех святых для французских крестьян многих областей Франции был днем арендной платы и расчета хозяев с арендаторами и испольщиками. Слуг на фермы нанимали обычно на срок от дня святого Жана до дня всех святых, когда арендатор мог или покинуть ферму или остаться у хозяина.

Первоначально 1 ноября праздновали как день мучеников и святых. 2 ноября отмечали день умерших. Для народа различия между этими праздниками оставались неясными. Поминальный культ святых и мучеников все больше и больше изживается, и теперь день всех святых, который государство в угоду церкви сделало нерабочим, стал для народа днем памяти умерших родственников и днем памяти жертв войны. К этому дню подправляют и украшают цветами могилы и памятники, а 1 ноября семьями, с букетами и гирляндами хризантем отправляются на кладбища и к «монументам умерших»— жертвам трех войн. В Париже в этот день совершается шествие к могиле Неизвестного солдата.

День святой Екатерины (25 ноября), считающейся покровительницей женских работ, стал своеобразным праздником портних. В этот день портнихи и модистки Парижа и других городов устраивают танцевальные вечера.

В прошлом проведением праздников и процессий занималось духовенство, теперь их устраивают муниципальные советы. Организация танцев и развлечений всегда была и остается в руках молодежи.

Объединения молодежи по- разному назывались в разных провинциях. В некоторые из них входили только юноши, в других принимали участие и девушки. Избранный членами объединения руководитель именуется принцем, королем или капитаном молодежи или празднества. Эти объединения ведут свое начало от эпохи средневековья. Устраиваемые ими красочные сельские праздники с атрибутами средневековья служат одним из средств привлечения туристов.

До первой мировой войны во многих деревнях южных провинций, в частности Прованса, по инициативе «аббатства» молодежи (abbadia) каждое воскресенье и в дни праздников на площадях деревень устраивали веселые танцы под аккомпанемент местных музыкальных инструментов: флейты, тамбурина, волынки. В департаменте Приморские Альпы и теперь каждый год молодежь собирается, чтобы избрать abbadia. Abbadia насчитывает обычно двенадцать молодых людей, называемых «abbats», и шесть или восемь девушек, называемых «abbadessa», и руководителя («abbat-mage»). Это обычно женатый мужчина, зарекомендовавший себя как веселый, находчивый и умелый организатор празднеств.

В городах эти традиционные титулы уже не употребляются; abbadia называется просто «комитет празднеств», а его руководитель — президентом. Муниципальный совет официально утверждает эту группу. Отличительным знаком члена комитета во время празднества служит приколотая к лацкану костюма кокарда в виде розы, вытканная шелком со спускающимися позолоченными кисточками. Во время праздничных процессий члены комитета несут на плечах знамена, полотнища которых спускаются до земли. Президент, возглавляющий шествие, высоко держит алебарду, украшенную лентами. Алебарда в руках президента означает полученное им от мэра полномочие руководить празднеством.

В некоторых городах Прованса проводятся шествия — парады молодых людей, одетых в военную форму прошлых времен, вооруженных мушкетонами и старинными охотничьими ружьями, во главе со знаменосцем, флейтистом и тамбуристом. В каждой деревне устраивают по крайней мере два празднества в год: одно зимой или весной, другое летом. Большое летнее празднество продолжается три дня, оно привлекает население близлежащих городов, курортников, туристов. Во время празднества соблюдаются традиционные обычаи. Утром «аббатство» в полном составе устраивает серенады перед каждым домом, аббат-маг с алебардой в руках произносит пожелания благополучия. Хозяин дома приглашает добрую компанию войти в дом, угощает вином и печеньем или тортом. Затем «аббатство» принимает участие в мессе, а после обеда организуется бал на площади. Танцуют излюбленную фарандолу. Аббат-маг продает с аукциона алебарду, и тот, кто больше заплатит, получает право вести фарандолу по своему усмотрению.

В день Нового года «аббатство», возглавляемое аббат-магом, в сопровождении музыкантов обходит все дома с поздравлениями и пожеланиями доброго года. Этот обычай, повсеместно распространенный в начале века, сохранился теперь лишь в некоторых городах. Фольклорные группы стремятся возродить его.

Некоторые традиционные игры и зрелища, некогда популярные в народе, а затем утраченные, сейчас в связи с развитием международного и местного туризма сознательно возрождаются и развиваются. Например, в конце XIX в. возобновили устройство летнего народного праздника Та- раски (его описал Альфонс Доде). Праздник этот, впервые учрежденный в середине XV в., связывается со средневековым поверьем о чудовище Тара- ске, от которого будто бы избавила страну святая Марта. По поверью, Та- раска и сейчас живет в старом замке короля Прованса, в Тарасконе. В день праздника чучело Тараски с песнями и плясками возят по улицам.

Бега коров на юго-западе Франции, первое упоминание о которых относится к XV в., и бои быков в Провансе и Лангедоке — излюбленные народные зрелища, а для части молодежи — увлекательный вид спорта.

Тореадор, называемый здесь «ecarteur», раздразнив корову, должен суметь уклониться от удара разъяренного животного, применяя целый ряд приемов: отскок в сторону, прыжок в длину, в высоту, сальто-мортале. Для безопасности на рога коровы насаживают шары. Специально выделенный человек придерживает корову на веревке, находясь от нее на определенном расстоянии. В наши дни бега коров устраиваются в департаментах Ланды, Жер и Нижние Пиренеи.

Бой быков в Провансе и Лангедоке называется «cours litres». Тореадор (razeteur) дразнит быка. Когда бык бросается на него, он должен, увернувшись от удара рогами, сорвать при помощи специального многозубого крюка (crochet) кокарду, прикрепленную у быка между рогами или на гриве. Борьба обычно длится около четверти часа. Каждая сорванная кокарда дает право на премию.

Особенно популярна эта игра в городах Ним и Арль, где для игр используются арены римского времени, а также во многих деревнях Нижнего Прованса и Лангедока, где ареной нередко служит площадка, огороженная повозками. В некоторых южных городах оборудованы арены в современном стиле.

Бои быков проводятся в летние праздничные и воскресные дни. Корриды, бои быков по испанскому образцу, когда в задачу тореадора входит пронзить быка шпагой, стали устраивать в Провансе сравнительно недавно и происходят они довольно редко. Тореадор, выступающий в такой корриде, обязательно профессионал, а в провансальских и ландских играх выступают преимущественно любители — молодые рабочие, студенты, пастухи.

Распространение с XIX в. современных видов спорта повлекло за собой исчезновение многих традиционных игр. Из старых спортивных игр по всей стране популярны игры в кегли и в шары; особенно много любителей игры в шары в южных городах Франции. Эта игра заключается в том, чтобы брошенный шар как можно ближе подкатился к шару меньших размеров, помещенному в центре площадки. В шары играют с большим азартом люди всех возрастов. # городской и сельской молодежи самыми популярными видами спорта стали футбол, рэгби, велосипедный спорт. Даже маленькие деревни имеют футбольные площадки. В праздничные и воскресные дни, когда в городе проводится футбольный матч, все близлежащие деревни пустеют. Молодежь устремляется в город. Спортивное возбуждение царит в стране ежегодно в течение месяца во время велосипедного кросса (Tour de France).

В последние годы, особенно в связи с развитием автотранспорта, все шире практикуется устройство летних лагерей, где живут в палатках.

На реках Франции и у Средиземноморского побережья проводятся состязания борцов на лодках. Участник состязания стоит на площадке, оборудованной на лодке; защищаясь деревянным щитом, в момент приближения лодки противника он стремится копьем сбросить его в воду.

Во многих областях Франции, в маленьких городах, стоящих на реках, издавна устраивались соревнования удильщиков, представлявшие забавный народный праздник, в котором принимало участие почти все население городка.

Рыбная ловля остается одним из любимых видов отдыха многих французов. Свидетельством тому служат и рыболовы Парижа, которых неизменно в любую погоду можно видеть на набережной Сены; они стали как бы неотъемлемой частью парижского пейзажа. Рыболовство как вид спорта распространяется все шире.

Многие французы, особенно жители небольших городов, посвящают свой досуг уходу за садом, разведению цветов. Одну из форм досуга составляет посещение кафе, где можно встретиться с друзьями, почитать газеты и журналы, поиграть в настольные игры. В маленьких и средних городах Франции социальная роль кафе особенно велика. Здесь постоянный контингент посетителей, преимущественно мужчин. Так как главный предмет разговоров завсегдатаев провинциальных кафе — политика, состав посетителей кафе складывается в зависимости от их политических взглядов. Есть кафе, где собираются демократически настроенные люди, клерикалы или крайние равь±е и т. д.

Во Франции насчитывается около 10 тыс. любительских театральных трупп, которые играют немаловажную роль в культурной жизни страны, особенно в жизни провинциальных городов и деревни. Население очень живо принимает спектакли любительских коллективов. Значительное место в их репертуаре занимают пьесы французских классиков.

Организация досуга населения, спорта, туризма, культурных учреждений находится в ведении крупных национальных ассоциаций. Различные социальные группы населения входят в различные ассоциации. Аристократия и подражающая ей крупная буржуазия предпочитают общества конного спорта, фехтования, тенниса, яхт-клубы и т. п. Хозяева предприятий и инженеры имеют свои кружки, цель которых состоит в поддержании деловых связей и поднятии технического и общего культурного уровня промышленной элиты. Кружки по игре в бридж, драматические и литературные посещают главным образом слулчащие и торговцы. Почти в каждом городе есть группа преподавателей или краеведов, которые возглавляют культурные общества (например «фольклорные академии», в задачи которых входит изучение исторических и культурных достопримечательностей края). В городах, где имеется коллеж или лицей, преподаватели стремятся организовать культурный отдых жителей, они возглавляют киноклубы, которые существуют примерно в 200 городах. Членами этих клубов состоят преимущественно люди средних слоев.

Среди общественных организаций одной из самых крупных наряду с Французской федерацией киноклубов является организация «Музыкальная молодежь Франции», насчитывающая приблизительно 300 тыс. членов. Заседания таких общественных организаций происходят обычно в воскресенье.

В общественной жизни маленьких городов и сельских коммун большую роль играет школьный учитель. Общественная роль учителя во Франции значительно выше, чем в таких странах, как Англия, Германия, Швеция. Он организует досуг и детей и взрослых. Деятельность руководимых преподавателями кружков и ассоциаций иногда ограничивается организацией рождественских праздников или выездов за город, иногда они действуют постоянно. Светским организациям в общественной жизни противостоит церковь и конфессиональные школы. Влиятельные религиозные общества оказывают содействие конфессиональным школам в организации досуга, спортивной деятельности. Соперничество светских и религиозных обществ за ведущую роль в общественной жизни особенно остро проявляется в деревне.