Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семья и семейный быт французов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

На протяжении многих лет рост населения Франции оставался серьезной национальной проблемой. До недавнего времени во Франции был высок процент бездетных семей и семей, имеющих не более двух детей.

Сокращение естественного прироста населения при увеличении средней продолжительности жизни имело следствием постарение нации в целом.

В 1936 г. был принят закон, по которому многодетным семьям стали предоставлять специальные пособия и другие льготы. Результаты этого законодательства сказались в полной мере лишь после второй мировой войны. Повышение рождаемости, характерное для всей Европы в первые послевоенные годы, во Франции было особенно заметным. Несмотря на повышение рождаемости, постарение населения продолжается, хоть и медленнее. Население в возрасте до 19 лет составляет 33%, в возрасте 20—59 лет — 50%, а в возрасте старше 60 лет — 17%. Число детей на каждую семью стало возрастать. Есть немало семей, имеющих трех-четырех детей.

Многодетных семей больше в аграрных районах (провинции Мен, Нижняя Нормандия, Бретань, Вандея) и в горных районах (Нижние Пиренеи, южные отроги Центрального массива, северные отроги Альп). Центр и средиземноморский юг — районы малочисленных семей, так же как и крупные города, особенно Париж и Лион.

Наиболее многодетны семьи крестьян и рабочих. В среде крупной буржуазии тоже часты большие семьи; бездетные семьи и семьи с одним ребенком характерны для мелкой буржуазии, мелких сельских хозяев и ремесленников, служащих, мелких торговцев, низших чиновников.

Процент семейных во Франции выше, чем во многих странах Европы, а средний возраст вступающих в брак ниже. В довоенные годы средний возраст вступающих в брак мужчин был 25—26 лет, в послевоенные годы он, как и во всей Европе, снизился.

В рабочей среде часты ранние браки, в крестьянской — поздние. В семьях мелких хозяев средний возраст вступающего в брак мужчины — 29 лет. Самый высокий процент незамужних женщин — в сельских районах Бретани, на юге Центрального массива, в ряде горных департаментов, в областях Южные Альпы, Савойя, департаментах Лозер, Пиренеи, т. е. в местах массового ухода сельског.о населения, преимущественно мужского, в город.

Уход части сельского населения в город, общие изменения в экономике меняют структуру семей, семейный уклад. Исчезают традиции, соблюдавшиеся еще в недалеком прошлом. Так, в крестьянских семьях, где при создании новой семьи большое значение придавалось соблюдению интересов хозяйства, предпочитали выбирать невесту среди дальних родственниц или из семьи той же профессии. Так роднились семьи рыбаков, ремесленников, виноградарей, землепашцев.

Традиционная французская крестьянская семья — семья, имеющая во владении небольшой участок земли или обрабатывающая землю на правах аренды или испольщины. Женатые сыновья не отделяются от родителей. Отец — глава семьи, руководитель хозяйства. Авторитет отца в крестьянской семье выше, чем в семьях других слоев населения. Даже если он не может работать в хозяйстве по старости или по болезни, он сохраняет прерогативы хозяина.

В большинстве крестьянских семей доходами владеют как хозяин, так и хозяйка дома, которой принадлежит выручка от разведения птицы, кроликов и т. д. Взрослые дети до недавнего прошлого не имели собственных средств. Скопленные деньги шли преимущественно на покупку необходимого инвентаря, прикупку или аренду дополнительного участка.

Французским законодательством предусматривается равное право детей на получение наследства, но обычно крестьянин стремится передать неделен- ным свое хозяйство одному из сыновей, преимущественно старшему; наследник же выплачивает своим братьям их долю в денежной форме в зависимости от труда, который они вкладывали в хозяйство. Если сын выходит из хозяйства, он теряет право на наследство. Законодательство 1938 и 1943 гг. предусматривает поддержку этого обычного права.

В послевоенной Франции все чаще часть членов крестьянской семьи порывает с сельским хозяйством. В тех районах страны, где хозяйство малопродуктивно и семья не может приобрести сельскохозяйственные машины, молодежь покидает деревню. Там, где крестьяне могут приобрести машины в личное пользование или путем вступления в производственный кооператив, роль молодежи в семье возросла, так как новую технику осваиваег преимущественно молодежь.

Четвертую часть всех французских семей составляют семьи рабочих. В рабочих семьях значительно реже, чем в семьях других слоев населения, взрослые дети живут с родителями. Это объясняется как жилищными условиями, затрудняющими возможность совместной жизни, так и материальной независимостью (дети рабочих рано начинают работать).

В семье рабочего отец большую часть времени проводит на работе, поэтому роль женщины в рабочих семьях выше, независимо от того, работает она или нет. В ее распоряжении семейный бюджет, она ведет хозяйство и на ее плечах лежит воспитание детей. В том случае, если жена работает, воспитание малыша представляет очень большие трудности. Подавляющее большинство заводов и предприятий не имеет детских учреждений.

В крестьянских семьях за маленькими детьми обычно присматривают дедушка или бабушка. В рабочих семьях родители часто вынуждены на несколько лет отдавать детей на воспитание кормилице. Между семьей кормилицы и семьей ребенка нередко устанавливаются связи, близкие родственным, которые поддерживаются и после того как ребенок вернулся в свой дом. Рабочий с детства живет в социальной среде более широкой, чем семья. Родственные связи у рабочих слабее, чем в других слоях населения, и связи между соседями или товарищами по работе в силу условий жизни и труда часто заменяют родственные. Так, крестного и крестную для ребенка обычно выбирают среди соседей. Соседи по дому или квартире принимают участие в воспитании детей, присматривают за ними, когда родители работают. Традиционные праздники, считающиеся семейными, например рождество, нередко отмечают с соседями, товарищами по работе.

В рабочей семье, средства которой ограниченны, особенно в многодетных семьях, большая часть заработков расходуется на пищу, одежду, жилище и меньшая — на развлечения, образование, лечение. В расходах на развлечения большое место занимают траты на подарки по случаю дней рождения и многочисленных праздников (семейных, у друзей, в коллективе) — общительность рабочих семей находит косвенное подтверждение и в бюджете.

Семья буржуазная, при всей широте понятия «буржуазия», включающего различные слои населения от мелких торговцев, владельцев кафе, рантье, людей свободных профессий до владельцев фабрик и заводов, при различном уровне жизни разных буржуазных слоев, имеет ряд черт, резко отличающих ее от семьи рабочего или крестьянина.

Так как мелкая буржуазия, средние служащие и чиновники составляют почти треть жителей Франции, и их быт отражен во многих произведениях классической французской литературы, часто образ жизни и семейный уклад этой среды представляется как традиционный французский. Интересы буржуазной семьи сосредоточены на укреплении ее благосостояния, обеспечении наследников, для чего родители стремятся дать детям образование или помочь им открыть свое дело. Чтобы обеспечить свою старость, они стремятся приобрести ренту, скопить капитал для покупки дома в деревне, где можно провести остаток жизни.

Забота о старости, о сбережениях на черный день вынуждает к бережливости и расчетливости. Замкнутость быта — одна из характерных черт мелкобуржуазных семей.

Однако общие изменения экономики страны, модернизация быта коснулись и мелкобуржуазных семей. Покупка автомобиля, приобретение новой квартиры (что в условиях жилищной нужды во Франции очень затруднено), новой обстановки и электроприборов, приобретение загородной дачи поглощает значительную часть доходов зажиточных буржуазных семей. Мелкая буржуазия, особенно молодые семьи, стремятся подражать крупной буржуазии. За неимением достаточных средств они покупают эти вещи в кредит, что приводит нередко к трагическим последствиям.

В буржуазных семьях обычно поддерживаются тесные родственные связи. Отношения соседства, столь характерные для рабочих семей, здесь почти отсутствуют. В буржуазной и интеллигентской среде довольно часты внебрачные связи. Неузаконенные браки, так называемые «faux menages» или «families naturelles», признаются обществом.

В семейном быту одним из самых торжественных событий является свадьба. В прошлом, особенно в крестьянских семьях, она представляла собой сложный церемониал с многочисленными обрядами и обычаями. Свадьба обычно сопровождалась религиозным обрядом. Франция была первой страной в Европе, где после революции 1789 г. был введен гражданский брак, и регистрация в мэрии была признана единственной имеющей силу закона. В настоящее время церковный обряд соблюдается преимущественно в крестьянских и буржуазных семьях. Ему предшествует регистрация в мэрии, которая, как правило, не сопровождается никакими обрядами. Многие предсвадебные и свадебные обряды ушли в прошлое, лишь некоторые сохранились, главным образом в крестьянской свадьбе.

После того как молодые условились о свадьбе, к родителям невесты отправляется или сам жених, или его отец, или кто-либо из ближайших родственников, но чаще первый визит в дом невесты делает сват (interme- diaire). Жених или родственники идут в дом невесты после получения благоприятного ответа. Ответ свату давали в иносказательной форме. На этот случай был выработан особый язык жестов, символов, аллегорий, которые различались по провинциям. Загасить уголья в камине или посыпать их пеплом, подать пустой мешок, положить в карман свату горсть овса или потухшие угольки — все это означало отказ; если принимали предложение, то просили сесть с правой стороны от невесты или разжечь огонь в камине.

После того как предложение принято, жениху разрешается сопровождать девушку на праздниках, на ярмарку, на бал. В это время родители жениха и невесты или представители этих двух семей неоднократно встречаются для обсуждения хозяйственных вопросов, вопросов о приданом. Обручению всегда предшествует так называемый visite des lieux — осмотр дома, хозяйства, иногда всех земель, принадлежащих не только отцу и матери, но и ближайшим родственникам, а также приданого невесты, которое включает обычно одежду, мебель, некоторую сумму денег или ренту.

Обручение (fiangailles) означает принятие решения, полную договоренность. В ряде провинций обручение называют accordailles, accord (соглашение). В знак обручения в доме родителей невесты устраивают торжественный обед, который кое-где по значению приравнивается к свадебному. Отец жениха дарит невесте подарки, служащие залогом: кольцо, платок, драгоценности. В случае расторжения обручения эти подарки должны быть возвращены.

Большое значение придается решению вопроса об имущественных правах будущих супругов. В большинстве случаев они заключают свадебный контракт (contrat de mariage), заверяемый у нотариуса. В городах в настоящее время свадебные контракты заключаются лишь одной из пяти вступающих в брак пар. В свадебном контракте описано и перечислено все имущество будущих супругов, приданое невесты и состояние жениха. Эти описания бывают настолько детальными, что французские этнографы используют свадебные контракты как один из источников для изучения материальной культуры, особенно одежды и мебели.

Брак считается окончательно решенным после оглашения в церкви или в мэрии.

Кроме родственников, друзей и соседей на свадьбу обязательно приглашают крестного и крестную, свата, портниху и портного (не принято, чтобы свадебное платье невеста шила сама), часто приглашают школьного учителя или воспитательницу, в зажиточных семьях — кюре и мэра.

В народной среде принято приглашать на свадьбу лично. Жених и невеста в сопровождении дружка (garqon dhonneur) и подруги (fille d'honneur) делают визиты тем, кого намерены пригласить. В некоторых провинциях это поручается дружкам и подругам. В буржуазных семьях рассылают письменные приглашения.

Обычно молодожены поселяются после свадьбы в доме родителей мужа, реже в собственном доме. В свадебную церемонию входит и перевозка вещей невесты в новый дом‘за несколько дней до свадьбы.

Последний предсвадебный обряд — прощальный вечер, который устраивали отдельно жених для своих друзей, невеста для подруг. Вечер у жениха называется «похороны холостяцкой жизни» (enterrement de la vie de garqon); в некоторых областях (провинция Савойя, область Луары) он имел характер театрального действия. Изготовлялся символический гроб, пародировалось погребение: после торжественного обеда зажигали свечи, отпевали уходящего, затем закапывали гроб в саду или в поле или же бросали его в воду. В большинстве же случаев обряд сводился к пирушке, которую жених устраивал в трактире; в таком виде этот обычай сохранился до наших дней.

Вечер, который устраивает невеста для подруг, называется «прощальный обед» (repas dadieux). Девушки дарят невесте букет цветов или корзину с лентами, они просят ее в последний раз потанцевать с ними, поют прощальные песни.

Свадьба назначается обычно на то время, когда нет важных сельскохозяйственных работ. В Провансе, например, предпочитают период до или после пасхи или троицы, в Вандее — осенью, в Гаскони весной или осенью. Не устраивают свадеб в дни больших католических праздников.

Утром в день свадьбы жених с товарищами и приглашенные приходят к дому невесты; музыка, песни, выстрелы из пистолета сопровождают их появление. Невеста раздает приглашенным банты различных цветов, теперь чаще белые, как знаки отличия свадебного кортежа. Парами — невеста с отцом, жених с матерью (или в другом сочетании, принятом в той или иной провинции), дружки, гости направляются в церковь. Раньше полагалось идти в церковь и возвращаться из нее пешком. Кортеж сопровождают музыканты, украшенные бантами. Музыка, пение, танцы сопутствуют свадьбе на всех ее этапах.

В некоторых местах существует обычай преграждать дорогу свадебному кортежу с требованием выкупа за невесту. При выходе из церкви невесте и жениху предлагали попробовать молочную похлебку или бульон. Обычай обсыпания молодых зерном, орехами или драже при возвращении в дом сохранился до сих пор. Иногда он соблюдается и на городских свадьбах.

Свадебный пир устраивают или в трактире, или в доме родителей невесты, или на открытом воздухе. Свадебный стол отличается обилием мясных блюд, блюд из дичи, сладостей — тортов, пирогов, печений.

Традиционным шуточным обрядом свадебного пира было похищение у невесты башмака или круглой подвязки. Этот обычай сохранялся до недавнего времени и даже тогда, когда девушки не носили уже круглых подвязок, невеста заменяла ее шелковой лентой, завязанной пышным бантом. Во время пира шафер подползал под столом к невесте, похищал подвязку и показывал ее всем присутствующим. Подвязку мог выкупить тот, кто больше за нее заплатит. Чаще всего это делал жених или дружка, который разрезал подвязку на кусочки и раздавал всем присутствующим. Корни этого обычая восходят, по-видимому, к эпохе группового брака, подвязка символизирует «пояс стыдливости».

С этим обычаем сопоставляют обычай раздавать гостям, уходящим со свадьбы, бриош или кусочек пирога; первоначальный смысл этого обряда состоял в том, чтобы подчеркнуть причастность коллектива к свадебной церемонии.

Шуточные обряды совершались и в брачную ночь. Группа близких родственников и дружки с песнями и шутками врывались в комнату молодых, поднимали их с постели, заставляли отведать горячего вина или лукового супа, или гренков, пропитанных горячим вином. В каждой области было свое излюбленное для этого случая блюдо.

Законом вежливости, непременно соблюдаемым, являются послесвадеб- ные визиты молодых к родственникам.

В некоторых областях Франции брак считался полноценным, лишь если в первый же год в семье появлялся ребенок.

Многие из родильных обрядов, связанные с древними магическими представлениями, общими для многих народов, широко бытовали во Франции, но в современных условиях либо исчезли, либо потеряли свой первоначальный смысл.

Обязательным в большей части крестьянских семей остался христианский обряд крещения. В рабочих семьях он соблюдается значительно реже. Крестины завершаются обычно праздничным обедом.

Первенцу в семье было принято давать имя дедушки или бабушки, или же близкого родственника. Быть крестным и крестной первенца считается большой честью; это, согласно поверью, приносит счастье. Число крестных ограничивается обычно двумя, хотя в средние века в богатых буржуазных семьях, да и в больших крестьянских семьях число крестных достигало иногда десяти — пятнадцати. Крестные становятся близкими людьми в семье, они несут определенные обязанности по отношению к крестникам, дарят им подарки, оказывают поддержку в трудных случаях.

При крещении детей, рожденных вне брака, обряд совершается менее торжественно: не принято звонить в колокола, ребенка вносят в церковь не через парадный вход, а через боковые двери. Этот обычай отражает отношение церкви к факту внебрачного рождения; в крестьянской же среде обычно не проявляется пренебрежительного отношения к незаконнорожденным детям и к незамужним матерям. Лишь в тех областях, где среди населения велико влияние церкви, в Бретани например, женщина, если ей предстоит родить ребенка вне брака, не осмеливается оставаться в родной деревне, а стремится уехать в город.

Принятым приемом воспитания во французских семьях являются иронические замечания. Достоянием фольклора стали ходовые насмешливые изречения на разные случаи жизни ребенка. Так, если ребенок просит есть, ему отвечают: «съешь кулачок, а второй оставь на завтра»; ребенка, упавшего и поранившегося до крови, утешают словами: «ну вот, теперь мы сделаем хорошую кровяную колбасу» (кровяная колбаса — одно из любимых кушаний); ребенку, ободравшему с коленки кожу, говорят: «кожа дорогая в этом году, счастье, что твоя-то зарастет» и т. д. В каждой провинции есть свои поговорки подобного рода.

Важное событие в жизни ребенка и семьи, сопровождающееся религиозным церемониалом,— первое причастие (premiere communion). Во Франции первое причастие принимают обычно в 11—12 лет. Это один из самых больших семейных праздников, на который стараются собраться все родственники.

В день первого причастия мальчики впервые надевают длинные брюки, девочки — длинные платья.

В деревне после первого причастия девочка становится помощницей в домашнем хозяйстве, в уходе за скотом, в работе на огороде. Мальчикам поручают пасти скот, они принимают участие в сельскохозяйственных ра- * ботах, их обучают ремеслу.

Религиозный обряд при похоронах соблюдается и в буржуазных и в крестьянских семьях. Рабочие соблюдают его реже. Частично сохраняются, особенно в крестьянской среде, похоронные обычаи, в основе которых лежат народные поверья, уходящие корнями в глубокую древность.