Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и народное творчество народов Швейцарии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Более половины (52,6%) населения Швейцарии — протестанты, большая часть их кальвинисты. 45,6% принадлежит к католической церкви. Другие вероисповедания имеют мало приверженцев (старокатолики, а также различные секты, нашедшие в Швейцарии убежище от преследований). Религиозные различия не совпадают ни с административным, ни с национальным делением. Во всех национальных группах есть и католики и протестанты. В целом католицизм распространен на большей, чем протестантизм, но менее населенной территории. Часть кантонов, в том числе лесные (Ури, Швиц, Унтервальден, Цуг, Тичино, Валлис, Иннерроден), остались после Реформации католическими. Католические общины имеются также в областях, населенных преимущественно протестантами. Центр швейцарского католицизма город Фрибур тесно связан с Ватиканом.

Многочисленны монастыри различных католических орденов (францисканцы, доминиканцы и т. д.). Многие монастыри расположены в горах.

Духовенство, особенно католическое, имеет большое влияние на население. В горных глухих деревнях священник пользуется большим авторитетом среди жителей.

Хотя в Швейцарии и введено светское образование, духовенство оказывает воздействие на преподавание в школах и высших учебных заведениях. В семи швейцарских университетах имеются специальные богословские факультеты. Духовенство усиленно поддерживает традиции, патриархальность нравов в общественном и семейном быту.

Сохраняются остатки дохристианских верований, многие из них совпадают с верованиями населения горных областей Верхней Баварии (ФРГ) и Австрии (легенды о великанах, карликах и т. д.).

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Разнообразен музыкальный фольклор Швейцарии. В немецкой части страны распространено многоголосое пение. Мужские, женские и смешанные хоры имеются почти каждой деревне. В народных песнях французской Швейцарии преобладает сольное исполнение, однако в последнее время и здесь распространяется хоровое пение.

Особенностью песен горцев являются своеобразные горловые звуки — йодли, характерные также для песен юга ФРГ (Верхняя Бавария), а также австрийского и итальянского Тироля. В XIX в. из Австрии распространились песни, состоящие из нескольких строф, прерываемых йодлями.

Наиболее старые по происхождению — обрядовые песни, связанные с календарным циклом (рождественские, новогодние, масленичные и др.)* Имеется много профессиональных песен — пастушеских, охотничьих. До сих пор исполняются исторические песни о борьбе за освобождение, бургундской войне и т. д. Время их создания — XIII—XVI вв.

Народные музыкальные инструменты в Швейцарии весьма разнообразны. Старинные крестьянские оркестры в Аппенцелле состояли из скрипки, виолончели, контрабаса и цимбал. Широко распространены были в Швейцарии флейта, цитра, лютня, гитара, барабан. Теперь популярен аккордеон, который стал необходимой принадлежностью почти каждого оркестра. В западной части Швейцарии преобладают духовые инструменты, но и здесь аккордеон в большом почете. В Валлисе и сейчас можно найти старинные барабаны и дудки. Некоторые пастухи до сих пор употребляют особый кнут- трещотку (например в долине Валь д’Аннивье):на палке длиной около 1 м висят на железной тетиве два-три небольших кольца, надетых цепочкой. На одном из этих колец укреплен кожаный ремень. Он должен быть весьма широким, чтобы от ударов не оставалось рубцов. Зачастую палка украшена насечками, а снизу на нее надет крепкий наконечник с острым концом.

Широко распространены трещотки из двух-трех дощечек твердого дерева, которые держат между пальцами правой руки и постукивают одной об другую.

Для аккомпанемента песням с йодлями, а также для того, чтобы представить подъем в горы стада и звон колокольчиков, который при этом раздается, еще и теперь употребляется особый инструмент Tonrassel: большая конусообразная миска приводится в круговое движение на ладони правой руки. В миску бросают монету, которая кружится по стенкам и издает красивые звуки: в глубине миски — высокие, вверху — низкие.

Большой популярностью пользуется альпийский рожок. Он представляет собой прямую коническую трубу в пять-шесть футов длины, сколоченную из деревянных дощечек с мундштуком из твердого дерева. Чем длиннее труба, тем разнообразнее звуки рожка.

Широко распространены разного типа колокола и бубны. У пастухов с ними были связаны суеверия: считалось, что они предохраняют животных от враждебных сил, в частности от укуса гадюки. Практическая роль колокольчиков заключалась в том, что они помогали найти заблудившихся животных.

В Валлисе и Тичино делают особые инструменты, так называемые карильоны и кончерти (carillons, concerti) из нескольких колоколов, плотно укрепленных на брусе, иногда на балке потолка.

В народных танцах в Швейцарии везде превалирует парный танец. Во французской и немецкой Швейцарии еще теперь исполняют старинный танец аллевандер. Он начинается плавным хождением по широкому кругу парами, затем цепочкой, после чего каждая пара делает повороты на месте. Танец заканчивается обычно галопом по кругу.

В альпийской Швейцарии раньше был распространен, а теперь отмирает лендлер. Главную роль в этом танце играет мужчина, который проводит танец в бурном темпе; в то время как женщина кружится на месте, ее партнер топает ногой, хлопает руками и щелкает пальцами наподобие кастаньет.

Пастухи во многих танцах подчеркивают ритм стуком своих самодельных деревянных башмаков.

Во французской Швейцарии, особенно в Грюере, есть традиционный старинный танец цепочкой, который начинается с круга, а потом переходит в парный танец. В кантоне Фрибур водят особые хороводы длинными рядами. Парни и девушки, попарно меняясь, держат друг друга за руки и при этом напевают старинные хороводные песни.

Швейцарский народный театр в средние века давал религиозные драматические представления. Духовная драма в католических областях, особенно в Граубюндене и Валлисе, сохранилась до наших дней. Дают и чисто народные представления, часто юмористического характера. Большой популярностью пользуются исторические драмы, некоторые из них, например драма о Вильгельме Телле, известны с XVI в.

В XVIII в. каждая область и даже деревня имели свой репертуар. С XIX в. повсеместно распространились общешвейцарские сюжеты, главным образом о героических событиях прошлого. Главные действующие лица их — герои освободительной борьбы Арнольд Винкельрид и Вильгельм Телль.