Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и народное творчество валлонов и фламандцев Бельгии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Подавляющее большинство верующих фламандцев и валлонов — католики.

В валлонской части Бельгии среди промышленного пролетариата церковь пользуется гораздо меньшим авторитетом, чем во фламандских провинциях, где влияние духовенства еще очень сильно, особенно среди сельского населения. Здесь важную роль играет Социально-христианская партия. Ее низовые организации тесно связаны с приходским духовенством. По существу, приходский католический священник в Бельгии — это низовой агитатор этой партии. Он старается поддерживать самую тесную связь со своими прихожанами, следит за их настроениями. На него Социально-христианская партия опирается при проведении избирательной кампании.

Религиозна и значительная часть городского населения фламандских провинций. В городах Бельгии много католических храмов; на улицах городов, в нишах домов часто можно увидеть статуи мадонны с горящими перед ними лампадами.

Для бельгийских городов характерны устраиваемые в определенные дни церковные процессии, привлекающие всегда массу зрителей. В некоторых городах, например, в конце июля бывает процессия, изображающая «Страдания господни». Участники ее, одетые во власяницы, с веригами, несут орудия мучений Христа: терновый венок, гвозди, крест и пр. В Брюгге ежегодно происходит процессия, которая носит флакон с запекшейся кровью Христа, якобы собранной его учениками во время распятия. В процессии несколько сот человек одеты святыми, рыцарями и пр.

Из религиозных праздников, как и повсюду, особенной популярностью пользуются рождество, крещение, пасха. На пасху у фламандцев рано утром в саду — в траве, на деревьях — прячут ярко окрашенные и разрисованные яйца. Дети, проснувшись, ищут и собирают их в корзинки. Отмечаются и дни некоторых католических святых: святого Мартина, святого Николая, святого Георгия. В день святого Георгия, который считается патроном школьников, устраивают шествия школьников, гуляния детей.

Прикладное искусство

Вплоть до недавнего времени в Бельгии сохранялись ремесла, принесшие ей когда-то европейскую славу: обработка металлов, изготовление льняного полотна и пр. В Льеже еще в XIX в. много ремесленников было заняты выделкой оружия. Развита была обработка железа и изготовление различных металлических изделий в Намюре и других валлонских провинциях. Здесь еще в начале нашего века местные кузнецы и медники делали разнообразную медную посуду, позолоченные ножи с фигурными ручками, различные предметы домашнего обихода.

Ткачество было наиболее распространено в Западной и Восточной Фландрии, в Брабанте. Еще в конце XIX в. фламандцы искусно ткали тонкие льняные полотна на простом горизонтальном ткацком стане. В валлонских провинциях тоже ткали льняное полотно, но более низкого качества.

Такой же старой отраслью является в Бельгии плетение кружев, распространенное как среди фламандцев, так и среди валлонов. Благодаря особым свойствам бельгийского льна нити для кружев получаются очень тонкими и эластичными. Производство кружев — как шитых иглой, так и плетеных на коклюшках,— стало развиваться здесь с конца XVI—начала XVII в. Фламандское кружево славилось плотностью, легкостью и изяществом по всей Европе. В XVIII в. особенно ценились плетеные брюссельские кружева «англетер»— с рельефным узором из цветов на тюлевом фоне. Во многих городах Бельгии изготовляли кружева «валансьен» и «бенш» — очень плотные, совершенно лишенные рельефа, главным образом с цветочным орнаментом. Во второй половине XIX в. во многих городах Брабанта стали производить новый вид кружев, так называемый брабантский валансьен,— со сложным орнаментом, состоящим из гирлянд и букетов цветов на тонком тюлевом фоне.

По мере развития фабричного производства кружев ремесленная выделка их все более и более приходит в упадок. В настоящее время ручным плетением кружев занимаются в женских монастырях Бельгии — бсгинажах. При большинстве бегинажей организованы школы кружевниц.

Во многих городах и деревнях Бельгии есть еще кружевницы, плетущие из льняных ниток на коклюшках ценные сорта кружев (брюссельские пуанты, гипюр). Кружевное производство носит в основном характер капиталистической домашней промышленности.

Устное творчество

Устное народное творчество фламандцев имеет много общих черт с голландским. Разнообразны по жанрам фламандские песни — эпические, лирические, рабочие, шуточные и пр. Особую группу составляют обрядовые песни, которыми сопровождаются религиозные праздники и семейные обряды. Для фламандского фольклора характерны легенды о происхождении тех или иных городов или местностей. Во многих из них действуют страшные великаны, причиняющие большие бедствия окрестным жителям. Так, в легенде об основании Антверпена рассказывается о злом великане Друоне Антигоне, которого победил храбрый герой Сильвиус Брабо. В центре города стоит фонтан — памятник этому воину. Очень поэтична и красива валлонская песня-сказка о верной любви — «Окассен и Николетт». Как и голландцы, фламандцы и валлоны сохранили песни и легенды времен нидерландской революции. Среди них есть и героические, и сатирические, обличавшие феодалов и духовен- венство. Цикл легенд посвящен похождениям веселого, умного и хитрого фламандского крестьянина Тиля Уленшпигеля. По традициям фламандского и голландского народного творчества был создан известный роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле».

Фламандский и валлонский фольклор широко использован в произведениях бельгийских писателей и поэтов — Верхарна, Метерлинка и многих других.