Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь валлонов и фламандцев Бельгии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В составе семьи, в укладе семейной жизни существуют значительные различия между фламандцами и валлонами. Фламандцы и сейчас еще многодетны: три-четыре реОенка в семье обычное явление; у валлонов детей в каждой семье меньше. Это сказывается и в различиях в уровне естественного прироста между двумя частями страны. Во фламандских районах естественный прирост состав- лял в 1958 г. 7,89 человек на тысячу, в валлонских — всего 1,19 человек. По обычаю, у фламандцев взрослые дети живут вместе с родителями.

Часто дочери, да и сыновья, совершают ежедневные длительные поездки к месту своей работы, но продолжают жить в родительском доме.

Жизнь фламандской семьи протекает замкнуто, большей частью в стенах своего дома. Фламандцы, однако, очень радушные и гостеприимные хозяева, они любят принимать у себя гостей. Для валлонов характерна жизнь вне стен своего дома, как это принято у южных народов Европы. Праздники, семейные торжества, встречи с друзьями они устраивают чаще в ресторанах и кафе, чем в своем доме.

Семейные обряды и валлонов и фламандцев в настоящее время почти совсем утрачены, и лишь некоторые из них еще продолжают соблюдаться в сельских местностях.

Так, при рождении ребенка во многих фламандских деревнях отец сажает в своем саду дерево: орех или яблоню, если родился мальчик, и грушевое, если родилась девочка.

После крещения ребенка устраивается торжественный обед, на который приглашают родственников и соседей. Большое значение придается выбору крестных отца и матери, так как, по поверью, ребенок наследует личные качества крестных родителей. Обычно крестный отец выбирает и имя ребенку. При крещении он должен подарить своему крестнику монету или какую-нибудь серебряную вещь. И в дальнейшей жизни ребенка крестные отец и мать играют большую роль.

В католических семьях в день первого причастия после церковной мессы и торжественной процессии вокруг церкви, в которой участвуют все причащающиеся дети (мальчики бывают одеты в черные костюмчики, а девочки — в белые платья), устраивается семейный праздничный обед. Праздником считается и день именин каждого члена семьи.

Свадебные обычаи фламандцев в общих чертах совершенно сходны с голландскими. Валлонская же свадьба имеет некоторые отличия. Так, большое значение имеет у валлонов помолвка, во время которой жених и невеста обмениваются кольцами. Торжественно обставлено приглашение на свадьбу: друзья жениха ходят по деревне из дома в дом и в стихах приглашают хозяев на свадебное торжество.

В настоящее время весь свадебный церемониал сводится к торжественному возвращению молодых после венчания домой в сопровождении музыкантов, родственников, друзей и знакомых и к обильному угощению всех пришедших поздравить новобрачных.

Общественная жизнь

Фламандцы, подобно голландцам, долгое время сохраняли пережитки существовавшей у них некогда сельской общины. Так, все жители деревни или квартала помогали друг другу в трудных работах (постройке нового дома, молотьбе и пр.), а также в важных семейных событиях: свадьбе, похоронах. Особенно интересы обычаи, совершаемые при переселении в деревню или квартал новой семьи. У фламандцев девушки украшали искусственными цветами и лентами по возку, которая должна была ехать за вещами переселяющихся. Существовали специальные песни, которые исполняли во время перевозки вещей, перегонки скота, при входе в новый дом.

На востоке Фландрии в первый вечер после переезда навестить новых жильцов приходили все соседи, каждый с пучком соломы, который сжигался при входе в дом.

Раньше избирался старейшина квартала или деревни, руководивший всеми общественными делами (heer van den buurt). Ежегодно устраивался общинный праздник, центральным пунктом которого был общий обед (ge- meenschappelijk buurmal); расходы на него оплачивались из общинной кассы, в которую делали взносы все соседи.

Из старых обычаев дольше других сохранились во фламандских провинциях посиделки. В длинные зимние вечера девушки собирались в какой- нибудь дом со своей работой (раньше — с пряжей, позднее с вышивкой или вязанием). Несколько часов они работали, а затем к ним приходили парни, и вечер заканчивался танцами, играми.

В общественной жизни фламандских городов тоже долго сохранялись архаические черты. В старых городах до сих пор существуют общества и братства, возникшие во времена средневековья. В Генте, например, многие ремесленники объединяются в так называемые декады. В национальные праздники члены декад в своих оригинальных костюмах, со знаменем, устраивают шествия по улицам города. Помимо старых, средневековых организаций как среди фламандцев, так и среди валлонов и в наши дни существует множество самых разнообразных обществ, ассоциаций и союзов — научных, политических, художественных, спортивных и просто увеселительных. Такие общества устраивают для своих членов различные выставки, соревнования, а в дни народных праздников организуют красиво оформленные процессии и шествия. У фламандцев чаще всего такие шествия приурочены к наиболее популярным народным праздникам — кермесам, устраиваемым, как и в Нидерландах, в день святого покровителя города или церкви. Эти праздники длятся обычно несколько дней и в каждом месте имеют свои особенности. Во многих фламандских городах в эти дни непременно устраиваются шуточные шествия с так называемыми ommegangкуклами-великанами представляющими героев народных сказок и легенд. В Брюсселе, например, популярна чета великанов — Жаннекен и его супруга Микен, в Лувене — Геркулес и его супруга Мегера и т. п. Фигуры великанов, сплетенные из прутьев, с головами, сделанными из папье-маше, хранятся в городских ратушах. В праздник их обряжают в средневековые костюмы, затем внутрь фигуры залезает человек, который несет ее во время шествия. Впереди великанов идут музыканты и другие члены процессии в фантастических костюмах. В Брюсселе, кроме шествия с великанами, в дни кермеса устраивают ярмарки с балаганами, каруселями, а также соревнования по различным видам спорта, особенно по стрельбе из лука. Вечером в последний день кермеса участники праздника проходят по городу с зажженными разноцветными фонариками и факелами в руках.

Любимый народный праздник у валлонов, как и у других романских народов,— карнавал, который справляют торжественно и шумно. Этот народный праздник имеет в каждом городе характерные черты. Особенно славятся карнавалы небольшого городка Бенш на юге страны. Главные участники его, так называемые жили (что в переводе значит «клоуны»), одеты в своеобразные старинные костюмы. Головные уборы их украшены очень высокими и пышными страусовыми перьями.

Существуют в Бельгии и общие национальные праздники, из них наиболее популярна годовщина восстания 1830 г. (в сентябре). В этот день возлагают венки на могилы погибших во время восстания, устраивают пышные красочные процессии.

В общественной и политической жизни страны заметную роль играют национальные разногласия между валлонами и фламандцами. Большинство политических партий и профсоюзных объединений все еще имеют либо фламандскую, либо валлонскую ориентацию. Так, Социально-христианская партия, объединяющая некоторую часть промышленной буржуазии и защищающая интересы монополий, имеет большое влияние среди фламандцев. Либеральная же партия, проводящая в основном ту же политику и включающая в свой состав промышленную и торговую буржуазию, по составу преимущественно партия валлонов. Валлоны составляют главную опору и Социалистической партии Бельгии.

К Социально-христианской партии примыкает Конфедерация христианских профсоюзов, большинство членов которой составляют фламандцы (71%). Второе профсоюзное .объединение Бельгии — Всеобщая федерация труда Бельгии. В ее рядах много фламандцев (48%), но все же она пользуется большим влиянием в валлонских провинциях. Это объединение поддерживает Социалистическую партию Бельгии.

Среди валлонов, которые составляют большинство промышленного пролетариата, сконцентрированного в индустриальных районах страны, сильнее классовая солидарность и сплоченность. Именно здесь зародилось и развилось бельгийское рабочее движение, имеющее старые революционные традиции. Еще в 1885 г. была создана Рабочая партия Бельгии, которая руководила рядом всеобщих забастовок конца XIX — начала XX в. В 1920 г. была организована коммунистическая партия. Ее влияние особенно возросло в период второй мировой войны, когда коммунисты приняли самое деятельное участие в организации движения Сопротивления. И сейчас Коммунистическая партия Бельгии возглавляет борьбу рабочих за защиту их классовых интересов.

Высшей точкой этой борьбы была всеобщая забастовка 1960—1961 гг., которая охватила всю страну и в которой приняли участие более 1 млн. человек — не только валлоны, но и фламандцы.

Под влиянием коммунистов рабочие выдвинули и политические требования: сокращение военных расходов, проведение новых выборов.

Средоточием всей общественной и политической жизни Бельгии является Брюссель — город, который несмотря на преобладание французского языка может считаться общенациональным — не валлонским или фламандским, а бельгийским.