Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь голландцев. Религия
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Большие семьи можно было встретить в некоторых провинциях еще в XIX в. Так, в 1830 г. в Дренте были семьи, состоящие из трех-четырех поколений и насчитывающие по 50—60 человек.

Сейчас в Голландии повсеместно распространена малая семья, включающая в свой состав лишь мужа, жену и детей; родители, как правило, не живут с женатыми детьми. И сейчас в Нидерландах преобладают многодетные семьи, что особенно свойственно католикам; у них три-четыре ребенка в семье — обычное явление.

Раньше первого ребенка обязательно называли именем родителей отца, а второго именем родителей матери. При этом часто случалось так, что в семье было два сына или две дочери с одинаковыми именами.

Число работающих женщин за последние годы увеличилось, но большинство голландских женщин не работает и занято преимущественно домашним хозяйством и воспитанием детей. Даже в деревне женщины мало участвуют в сельскохозяйственном производстве; лишь в страдную пору они помогают мужчинам, а в остальное время даже уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах лежит целиком на мужчинах-фермерах.

В сельских местностях и в настоящее время соблюдаются определенные обычаи при рождении ребенка.

В первые дни после появления на свет ребенка мать навещают с подарками ее родственницы, подруги, соседи. Серьезным делом считается выбор крестных отца и матери. Преимущественно их выбирают из близких родственников, часто крестными становятся родители мужа или жены. После крещения устраивают обед, на котором главную роль играют крестные родители; они приглашают к обеду всех близких родственников и священника, совершившего обряд. Праздничным обедом или ужином отмечается и первый выход матери после родов в церковь.

Семейными праздниками отмечают день первого причастия ребенка — у католиков и день конфирмации — у протестантов. Как и у многих других народов, в день первого причастия устраивают торжественные процессии детей вокруг церкви.

Праздничными вечерами, на которые приглашают родных и знакомых, отмечают дни рождения всех членов семьи; среди католиков, впрочем, более популярны именины.

В старых свадебных обрядах голландцев отчетливо видны некоторые пережитки общинных отношений. Еще совсем недавно в подготовке к свадьбе принимали участие все жители деревни или квартала, в котором живут молодые. Перед свадьбой в деревне празднично украшали квартал, в котором находился дом новобрачных. Сооружалась триумфальная арка для молодых, их дом украшали зеленью, а на всех домах вывешивали трехцветные флаги.

В городах свадьбе всегда предшествует помолвка, но в деревнях ее устраивают редко. До последнего времени почти не соблюдался в сельских местностях обычай обмениваться кольцами. Вместо этого невеста и жених дарили друг другу подарки: рубашку, носовые платки, предметы рукоделия и пр.

Гражданский акт бракосочетания обычно совершается за день до церковного венчания. После венчания в церкви свадебная процессия возвращается в дом родителей невесты, где всех гостей угощают, а затем пешком или на празднично разукрашенных повозках все отправляются в дом молодых. Если по пути следования свадебной процессии находятся дома родственников жениха или невесты, то перед каждым таким, домом делают остановку и хозяева выносят всем участникам свадьбы по бокалу вина и сладости.

Весь цикл свадебных обрядов заканчивается, как обычно, большим свадебным пиром, сопровождаемым играми, песнями, танцами.

Горожане устраивают только свадебную вечеринку после бракосочетания.

Сохраняются еще и некоторые традиционные погребальные обычаи. Умершего обмывают и одевают ближайшие соседи. Его кладут в лучшей комнате дома на столы, застланные соломой. Соседи и родственники поочередно дежурят у гроба до его выноса в церковь, куда гроб доставляют или на траурных повозках или на лодках по каналу. После похорон раньше все возвращались в дом умершего, где устраивались поминки. В некоторых местностях поминки продолжались в течение трех дней. Сейчас поминки еще сохраняются в Зеландии, но в большинстве провинций они уже не соблюдаются. Как пережиток их в некоторых местностях практикуется обычай раздавать на могиле всем участникам похорон деньги на пиво и угощение или же поминальные булочки с крестом на корке и вино.

Общественная жизнь

В старину в Нидерландах существовали широко распространенные когда-то среди всех германских народов общины — марки. В восточных, бывших саксских, областях страны общинные отношения сохранялись дольше, чем в других провинциях. В Дренте, например, еще в 1828 г. насчитывалось 116 марок. Каждая из них владела землей, которая делилась на участки, распределявшиеся между членами общины. В Оверейсселе вся земля делилась на равные участки по числу членов общины, и эти участки поочередно переходили от одного к другому, в других же местах участки земли распределялись по жребию: пахотная земля разделялась на три части, соответственно трехпольной системе, и из каждой части семьи получали по жребию участок. Так как существовала сильная чересполосица, общинники приступали к посеву, пахоте, жатве в строго определенное время: начало и окончание работ возвещалось звуками рога.

После уборки урожая снимали все перегородки между участками и скот пускали пастись на жнивье.

Во второй половине XIX в. общинное землевладение стало быстро исчезать и в восточных провинциях. Этому особенно способствовал закон 1886 г., который дал право каждому общиннику требовать выдела ему земли. Но еще долгое время леса, луга, пастбища оставались в общем пользовании всей деревни. Вплоть до последнего времени можно было найти в голландской деревне многие пережитки общинных отношений. Выше уже говорилось об учаетии соседей во всех наиболее важных событиях жизни жителей деревни: свадьбах, крестинах, похоронах. Всей деревней оказывали помощь и при строительстве нового дома. Деятельное участие принимали соседи при переезде в их деревню новой семьи: в день, назначенный для переезда, молодые люди перевозили вещи и перегоняли скот своего нового соседа, а женщины приводили в порядок дом. В ответ на это новый житель должен был устроить угощение для всех соседей.

В современной общественной жизни нидерландского народа как в городе, так и в деревне, большую роль играют различные политические партии и связанные с ними профессиональные союзы, разнообразные организации и общества.

Основные партии страны: Народная католическая партия и две протестантские партии — Христианско-исторический союз и Реформистская партия — выражают интересы крупной буржуазии и землевладельцев; различия между ними сводятся в основном к религиозным. В южных католических районах наибольшим влиянием пользуется Народная католическая партия. Она руководит и большим профсоюзным объединением «Католическое рабочее движение». Протестантские партии имеют больше влияния в центральных и северных провинциях. Существует и протестантское профсоюзное объединение — Национальное объединение христианских профсоюзов.

Возникшая недавно, в 40-е годы нашего века, буржуазная Народная партия борьбы за свободу и демократию начинает играть все большую роль в жизни страны.

Социал-демократы Нидерландов объединены в партию Труда, которая выражает интересы рабочей аристократии, крупных фермеров и интеллигенции. К ней примыкает крупнейшее в стране Нидерландское объединение профсоюзов.

Зарождение и развитие рабочего движения в Нидерландах относится к последним десятилетиям XIX в., но вследствие слабости и раздробленности рабочего класса в этом движении на первых этапах развития были сильны оппортунизм и сектантство.

В 1918 г. была организована Коммунистическая партия Нидерландов, которая стала последовательным борцом за независимость страны, за мир и демократию, защитником интересов трудящихся масс. Во время второй мировой войны коммунисты активно участвовали в антифашистской борьбе и после войны их влияние на массы неизмеримо выросло. Они играют сейчас активную роль в общественно-политической жизни страны, руководят борьбой за мир, принимают участие в распространенных в Нидерландах больших походах сторонников мира и пр.

Многочисленны и разнообразны женские организации в Нидерландах. Число их особенно выросло за последние годы. Союз женщин ставит своей целью борьбу за равноправие женщин и стремится приобщить их к политике, разъясняя программы политических партий.

Голландский христианский союз женщин тесно связан с протестантской церковью и много времени отводит религиозной пропаганде, /пенскии союз партии Труда объединяет женщин-работниц.

Существует три организации сельских женщин, также связанных с основными политическими партиями страны; они стремятся подчинить женщин своему влиянию, отводя большое место в своей работе их религиозному воспитанию. По инициативе Голландского союза сельских женщин во многих деревнях основаны «сельские дома», своего рода сельские клубы, а также «клубы жен и матерей», члены которых собираются раз в неделю под председательством жены местного пастора. Они устраивают чай, читают вслух книги, занимаются рукоделием.

В молодежных союзах и обществах большое внимание уделяется спорту. Наибольшей популярностью пользуются футбол, плавание, парусный спорт, теннис. Истинно национальным видом спорта и в то же время любимым развлечением людей всех возрастов являются коньки, которые раньше были и важным средством сообщения.

Широко распространены состязания по стрельбе в цель из лука или ружья, метанию копья, бегу и пр. Эти состязания устраивают во время многочисленных народных праздников, из которых многие ведут свое происхождение от средневековья, и сопровождаются старыми, красочными обрядами.

Особенно популярны народные праздники голландцев — кермесы (kermis), справляемые в каждом городе и в каждой деревне в день святого покровителя местной церкви. В южных областях праздник сохраняет еще первоначальный религиозный характер: день кермеса начинается торжественной мессой в церкви, днем устраивают большие церковные процессии. В других же провинциях, особенно в больших городах, кермес стал совершенно светским, народным праздником. Кермес привлекает много посетителей из соседних городов и деревень, в этот день на площадях города устраивают ярмарки, народные гулянья, танцы.

Очень красочны вошедшие в обычай в некоторых городах праздники цветов (Flora). К этому дню все дома, заборы, машины украшают гирляндами, букетами из живых цветов. Организуются шествия, оформленные цветами: из цветов сооружают на повозках фигуры людей животных, героев народных сказок.

Некоторые местные праздники, отмечаемые в ознаменование какого-либо исторического события, носят театрализованный характер. Например, в Лейдене ежегодно отмечается снятие испанской осады во время героической борьбы Нидерландов с Испанией. В этот день инсценируется торжественный вход нидерландских войск в город. В празднике принимают участие все горожане, они одеты в средневековые костюмы, которые начинают продавать в магазинах уже за месяц до знаменательного дня.

Стали популярными и некоторые общественные праздники сравнительно недавнего происхождения. Так, после войны установилось празднование Дня победы — 5 мая. Голландцы чтут память погибших во время войны. В их честь на одной из площадей Амстердама воздвигнут национальный монумент. В День победы голландцы приходят к этому монументу и к могилам жертв гитлеровской оккупации Нидерландов и оставляют на них букеты и венки. В 8 часов вечера на две минуты останавливается все движение в стране — проводится двухминутное молчание в знак памяти о погибших героях. Самым массовым праздником голландских рабочих стал Международный день трудящихся — 1 мая. Компартия Голландии руководит в этот день демонстрациями рабочих, устраивает митинги.

Религия

По вероисповеданию большинство жителей голландских провинций — протестанты-кальвинисты, хотя в некоторых провинциях есть и значительное число католиков (Северная Голландия, Оверейссель, Гельдерланд). Во фламандских провинциях распространен главным образом католицизм (в Брабанте католики составляют 89% всех жителей, в Лимбурге — 95%). Церковь еще оказывает сильное влияние на всю жизнь населения Нидерландов. Как уже говорилось выше, она играет важную роль и в политической жизни страны. Она воздействует на народные массы через свои многочисленные общественные организации, прессу, под ее надзором находится и народное образование.

Особенно сильна зависимость от церкви и приходского духовенства среди католиков, которые строже соблюдают церковную обрядность, обязательное посещение воскресной мессы.

Отмечаются еще католиками и главные церковные праздники — рождес- ство, пасха, троица. Сохраняются также некоторые обряды, связанные с днями наиболее популярных святых: святого Мартина, святого Николая, святой Лючии и др. Почитаются национальные святые, особенно святой Бонифаций и святой Виллиброрд.

Несмотря на то, что число верующих в Нидерландах еще велико, становится все больше и больше свободомыслящих, атеистов. Их особенно много среди городского населения, в среде рабочих.