Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная жизнь ирландцев. Религия
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В социальной организации, так же как и во многих явлениях материальной культуры, ирландцы длительное время сохраняли немало древних черт, давно уже исчезнувших у других народов Европы. Еще в XIX в. в Ирландии можно было встретить пережитки старого родового строя древних кельтов — клановой системы, представляющие значительный интерес для изучения общего хода развития родового общества в Европе. Ирландский клан, как один из классических примеров родового строя, упоминал Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечая чрезвычайную живучесть родового строя у кельтов. Многие пережитки родовых институтов (коллективная родовая собственность на землю, власть вождя или старейшины рода, остатки матриархата, обычай усыновления и пр.) неоднократно отмечали путешественники, наблюдавшие жизнь ирландцев в XVIII — начале XIX в. Энгельс писал, что сельское население настолько живет представлениями родового строя, что «землевладелец, у которого крестьянин арендует землю, представляется последнему все еще своего рода вождем клана, обязанным распоряжаться землей в интересах всех»1. Однако в XIX в. Англия разгромила клановую систему, видя в ней опору борьбы ирландцев за свободу. Развитие капиталистических отношений способствовало исчезновению пережитков кланового строя даже в отсталых районах Конноута. Отголоски его сохранились в прибавлении к фамилиям древних клановых имен, а также в обычае начинать фамилию с приставками «Мае», как и в Шотландии (только у ирландцев пишется Мс), или «О» (например, О'Брайен, что значило раньше «внук клана Брайен»).

Р XVII—XVIII вв. в Ирландии повсеместно существовала сельская община. Некоторые пережитки ее сохранялись и в XIX в. Каждый крестьянин самостоятельно арендовал у лендлорда определенный участок земли, но затем общинники соединяли участки и делили их между собой, учитывая при этом качество земли каждого участка. Болота и пастбища находились в общем пользовании. Время от времени проводились переделы. Владельцы земли были связаны между собой соблюдением определенных правил землепользования. Посевы, выгон скота на горные пастбища и свободный выпас скота на пашне после уборки урожая приурочивался к твердо зафиксированным традиционным датам. Община производила совместно ряд сельскохозяйственных работ. Сообща выполняли работы по возведению домов, обязательным было участие всех общинников в семейных обрядах, праздниках и пр.

Распространившаяся во время аграрного переворота система краткосрочной аренды, сгон прежних арендаторов с земли привели к почти полному исчезновению сельской общины у ирландцев. Существующие в настоящее время тесные экономические и социальные связи между живущими в одной округе фермерами можно считать лишь слабыми отголосками общинных отношений. Мелкие фермеры не могут жить совершенно изолированными от своих соседей, они вынуждены часто прибегать к взаимопомощи при ряде сельскохозяйственных работ, уборке урожая, добыче торфа, при строительстве дома и пр. Мелкие фермеры часто одалживают друг другу сельскохозяйственные орудия, инвентарь. Нередко за этой взаимопомощью скрывается и эксплуатация более зажиточными фермерами своих бедных соседей, которые работают на них за ссуду машин, лошади и пр.

Связь между фермерами-соседями существует не только во время сельскохозяйственных работ, но и в организации их досуга, в проведении вместе различных праздников. Старики в зимнее время собираются вместе на чьей-либо ферме у очага. Этот обычай носит старое гэльское название «coirling».

Для фермерской молодежи основное развлечение, доступное в любую пору года,— танцы, а летом и национальные спортивные игры. Наиболее популярной игрой является харлинг (разновидность хоккея). В нее ирландцы играют не только зимой, но и летом, на специальной лужайке. В харлинг играют и ирландские девушки. Не меньшей любовью пользуется гэльский футбол, правила игры его несколько отличаются от правил обычного футбола. Более обеспеченные слои сельских и городских жителей занимаются и другими спортивными играми --- поло, теннисом, гольфом.

Разнообразие в жизнь сельских жителей вносит воскресная поездка в ближайший город или село — в церковь и, особенно, на периодические ярмарки. Традиционные ярмарки по продаже крупного и мелкого скота, овец и лошадей бывают в феврале, мае, августе и ноябре. Безлюдные в обычное время улицы и площади провинциальных городков в эти дни заполняются шумной толпой окрестных фермеров. В дни ярмарок устраиваются спортивные состязания, игры, танцы, открыты кинотеатры, работают кабачки. На ярмарочной площади выступают предсказатели, фокусники, акробаты, скрипачи, певцы баллад и пр.

Улучшившееся в последнее время автобусное сообщение между городами дает возможность фермерам и в обычные дни чаще бывать в городах, посещать кинотеатры, стадионы. Несмотря на некоторую замкнутость, характерную вообще для хуторских поселений, фермеров нельзя считать оторванными от внешней жизни. Газеты, радио связывают с внешним миром даже такие отдаленные районы, как Аранские острова.

Круг развлечений промышленных рабочих во многом сходен с сельским: те же танцы, те же спортивные игры (харлинг, футбол и др*), только, может быть, более частое посещение кино и театров. Уличная жизнь, сеть кафе не так развита, как во многих других европейских странах.

Общественная жизнь населения тесно связана с политической жизнью страны. Господствующее положение в ирландской политике занимают две буржуазные партии — «Фианна Файл» и «Фине Гал». Последняя представляет крайне правые слои крупной ирландской буржуазии. Эти партии, привлекая на свою сторону другие, более мелкие буржуазные группировки, ведут борьбу за власть.

Среди рабочих все более растет влияние Ирландской рабочей лиги, которая с 1962 г. стала именоваться Ирландской рабочей партией. В ее программе указано, что основной целью рабочего движения является построение социализма. Ирландская рабочая партия стремится объединить рабочих севера и юга, общность интересов которых уже определилась их участием в едином для всей Ирландии профсоюзном движении.

В Ирландии сильны традиции национально-освободительного движения XIX—XX вв.

Ирландцы тщательно хранят реликвии прошлых боев, отмечают годовщины наиболее выдающихся событий освободительной борьбы. Так, в 1961 г. торжественным парадом войск в Дублине было отмечено 45 лет со дня восстания 1916 г.— одного из самых крупных выступлений ирландцев против английского господства.

Религия

Подавляющее большинство ирландцев исповедует католическую религию (76% на всем острове и 94% в Ирландской республике). Большинство протестантов живет в Ольстере. Они принадлежат главным образом к пресвитерианской церкви Шотландии и к англиканской церкви. Во время голода 1847 г. англичане, пользуясь бедственным положением ирландцев, обращали их в протестантство за небольшую помощь продовольствием или деньгами, и долгое время соседи-католики презрительно называли таких протестантов «супниками». Религиозная рознь особенно сильна была в Ольстере. Именно эту рознь использовала Англия при разделе Ирландии. Сейчас между рабочими разных вероисповеданий нет острой вражды, но она проявляется еще среди мелкой буржуазии. В среде рабочих часты смешанные браки, причем не всегда жена принимает веру мужа или наоборот— муж веру жены; нередко они остаются верными каждый своей религии.

Ирландский народ все еще религиозен, хотя среди молодежи, особенно в рабочей среде, велико число атеистов и еще больше пассивно религиозных. Католические священники повсюду еще имеют влияние на жителей своего прихода. Через воскресные школы церковь стремится воздействовать и|;на подрастающее поколение. Влияние католической церкви в известной мере объясняется тем, что в течение ряда веков ирландцы видели в ней союзника и опору в своей борьбе с протестантской Англией.

Католики отмечают праздники в честь католических святых. День святого Патрика стал национальным праздником ирландцев, популярным и среди протестантов. Святой Патрик считается основателем христианской церкви в Ирландии. Во многих городах в этот день (17 марта) устраивают пышные процессии и народные гуляния. Как и у других европейских народов, самые большие христианские праздники ирландцев — рождество и пасха.

У ирландских протестантов, как и у англичан и особенно у шотландцев, по воскресеньям не принято работать, развлекаться, куда-либо ездить; этот день стараются проводить в кругу семьи. Многие старые верования древних кельтов переплелись у ирландцев с христианскими религиозными представлениями. Так, среди древних кельтов был распространен культ священных источников и колодцев. Церковь поддерживала этот культ, приписывая целебные действия источников покровительству какого-нибудь святого. И сейчас в определенные дни совершаются процессии во главе с католическим священником к особо почитаемым святым источникам. Особенно интересен так называемый источник забвения на Аранских островах, вода которого, по преданию, помогает заглушить тоску по родине. К нему приходили перед отъездом в Америку.

В XIX в. у ирландцев сохранялось еще немало пережитков древних верований о феях и эльфах, оказывающих благотворное или дурное влияние на человеческие дела, о колдунах, портящих скот, о ведьмах и пр. Отголоски этих древних верований можно найти в фольклоре.