Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и народное творчество уэльсцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

После проведенной в Великобритании реформации и в Уэльсе господствующее положение заняла англиканская церковь; к ней принадлежало большинство уэльсцев, но она находилась под контролем английских духовных властей, и это ослабляло ее влияние среди уэльсского населения и способствовало усилению позиций сект нонконформистов. К концу XIX в. свыше 80% населения Уэльса принадлежало к этим сектам, среди которых наиболее многочисленными были конгрегационалисты и методисты. Приверженцами англиканства осталась преимущественно земельная аристократия.

В Уэльсе очень много часовен. Они имеются в каждом даже небольшом поселке, стоят иногда и отдельно, на перекрестке дорог. Часовни эти разнообразны по архитектуре и устройству и принадлежат разным сектам. Кроме молельни, каждая часовня имеет обычно зал для собраний и школьную комнату, где занимаются классы воскресной школы.

Сект в Уэльсе множество, и браки между последователями различных сект довольно часты. В случае такого брака жена переходит в секту мужа. Это считается таким же обычным делом, как и принятие фамилии мужа. Но если муж входит в семью жены, то он присоединяется к секте жены.

С 1920 г. англиканская церковь Уэльса стала освобождаться от контроля англиканской церкви Великобритании. Она приобрела более национальный характер, и с этих пор число приверженцев этой церкви среди уэльсцев значительно возросло. За последние годы в Уэльсе усилилось влияние католицизма. Католические священники умело играют на национальных чувствах уэльсцев. Обычно связь прихожанина со своей церковью заключается в том, что его фамилия числится в списках прихожан и он время от времени делает требуемые взносы на нужды церкви. Присутствие в церкви на воскресной службе еще считается обязательным, однацо чаще не вся семья идет в церковь, а только один-два представителя /от нее, обычно дети, обязанные посещать классы воскресной школы.

Наиболее важный цикл праздников — рождественский. В этот день уэльсцы в прошлом ставили в доме ветки падуба. Это было отголоском древнего обычая, когда друиды в праздник зимнего солнцестояния раздавали народу ветви вечнозеленого дерева, для того чтобы наступающий год был успешным. Отличительной чертой этого праздника в Уэльсе была очень ранняя служба в церкви (в 3—4 часа утра). В ожидании ее жители нескольких ферм собирались на ближайшей к церкви ферме еще с вечера и всю ночь пели, танцевали или рассказывали по очереди сказки. В день рождества устраивали спортивные игры, обычно футбол. В северном Уэльсе молодые люди перед каждым домом пели поздравительные гимны.

Тесно связан с рождеством Новый год. Хотя это и не религиозный праздник, но многие рождественские обычаи приурочены к нему. У уэльсцев, как и у шотландцев, вплоть до начала нашего века Новый год был более популярным праздником, чем рождество. Широко распространен сбор новогодних даров: дети небольшими группами с утра до полудня ходят по домам, поздравляют всех и получают за это деньги, сладости. В шахтерских поселках после полуночи группы шахтеров с зажженными шахтерскими лампочками ходят из дома в дом, поют уэльсские гимны у порога дома, декламируют стихи и получают за это угощение.

Зимний цикл праздников заканчивается крещением. Древним обычаем в ночь на крещение была охота за малиновкой. Пойманную птицу сажали в клетку и ходили с ней от дома к дому. Пережиток этого обычая сохранился в изображении малиновки на приветственных рождественных открытках. Весной празднуют пасху.

Нонконформисты не отмечают религиозных праздников какими-либо специальными церковными службами. Главное событие года в методистской часовне — день благодарения за урожай. Это традиционный праздник сельских жителей. После торжественной службы в часовне устраивают праздничный обед, принимают у себя родных и знакомых.

Народное творчество

Из отраслей прикладного народного искусства среди уэльсцев до сих пор развита резьба по дереву и и вышивка. Резьбой издавна украшали мебель и деревянную утварь. Образцами тонкой резьбы являются так называемые love spoon — ложки, которые молодые люди дарили своим возлюбленным. Ручки ложек украшали или прорезным геометрическим узором или рельефным узором в виде виноградной лозы, лавровых листьев и пр. Такие ложкине предназначались для еды, а были предметом украшения комнаты.

В многоцветной уэльсской вышивке преобладают геометрические узоры, круги, звезды.

Уэльсская керамика была очень простой, без украшений, только иногда кувшины и миски покрывали зеленовато-желтой глазурью. Декорированы лишь урожайные кувшины, из которых пьют пиво в день праздника урожая. Они раскрашены разноцветными горизонтальными полосами.

Известный в Европе кельтский эпос о короле Артуре и его рыцарях круглого стола, представляющий собой легенды и рассказы в стихах и прозе, был наиболее распространен среди уэльсцев. Основная тема цикла этих легенд — борьба кельтов с саксами. Артур изображается в них как способный и мужественный предводитель кельтов. По народным легендам, он не умер, а спит со своими рыцарями в одной из пещер в горах северного Уэльса. Настанет время, и он проснется, чтобы защитить свой народ в дни тяжелых испытаний. Этот мотив очень распространен в героических сказаниях и других кельтских народов Британских островов.

К циклу легенд о короле Артуре в средние века присоединилось много других преданий, связанных с культом солнца или повествующих о рыцарских подвигах и романтических приключениях уэльсских принцев. В позднее средневековье среди уэльсцев стали распространяться те же жанры фольклора, что и в Англии,и сейчас на народных праздниках во время гуляний поются баллады большей частью английского происхождения.

Для уэльсской музыки наиболее специфичны гимны самого разнообразного содержания. Уэльсцы славятся хоровым пением. Мужские, женские, смешанные и детские хоры есть в Уэльсе всюду, даже в самых небольших деревнях и шахтерских поселках. Устраиваются соревнования между хорами поселков, приходов и сводными хорами графств. Хор Уэльсского оперного театра считается одним из лучших в Европе.

Из народных музыкальных инструментов, как у всех кельтских народов Британии, у уэльсцев особенно распространена арфа. Старинная арфа имела около 30 струн, расположенных в один ряд. Сейчас уэльсская арфа состоит из 98 струн, расположенных в три ряда. В прошлом теноровой партией к арфе был нежно звучащий смычковый инструмент cruth, который многие исследователи народной музыки считают одной из древних форм скрипки. Сейчас повсюду его место заняла скрипка. В меньшем употреблении, чем в Шотландии, была в Уэльсе волынка и pibgorn — род свирели с семью отверстиями.

Характерной чертой культурной жизни уэльсцев являются своеобразные конкурсные фестивали искусств — эйстеддфоды. Они организуются в приходах и графствах, а раз в год устраивается национальный эйстеддфод — поочередно в южном и северном Уэльсе. Они проводятся по строгому ритуалу, имитирующему старые друидские обряды. Все выступления идут только на уэльсском языке. Призы присуждаются за прозу и стихи, музыку, картины, художественные ремесленные изделия, исторические исследования. Главное событие фестиваля — церемония присуждения звания барда автору лучшей поэмы. Друиды в белых мантиях и с золочеными обручами на головах с традиционными церемониями ведут отличившегося поэта к почетному месту и сажают его на резное дубовое кресло барда.