Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилище уэльсцев. Пища и одежда. Семейная жизнь
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Около 70% населения Уэльса живет в поселениях городского типа. Самые крупные города — Кардифф (около 250 тыс. жителей) и Суонси (около 160 тыс. жителей). В промышленных городах Уэльса центральная улица, которая тянется через весь город, представляет как бы ось, вдоль которой группируются жилые кварталы. План Кардиффа напоминает букву Т: в конце центральной улицы есть поперечная улица. Своеобразие этому городу придает средневековый замок, возвышающийся в начале центральной улицы. Новые промышленные города имеют планировку в виде правильной решетки. Для большинства мелких городов Уэльса (6—12 тыс. жителей), являющихся обычно административно-торговыми центрами, характерен звездчатый план. Наиболее распространенный тип поселений южного Уэльса — разной величины шахтерские поселки, которые в центре угольного района сливаются друг с другом. Они имеют уличный или кучевой план. По внешнему виду домов и характеру застройки городские поселения Уэльса сходны с английскими.

В сельских местностях встречаются хуторские поселения и небольшие кучевые деревни, на перекрестках дорог—большие уличные и рядовые деревни (приходские центры) с населением в несколько сот человек. Это административные, торговые и культурные центры, обслуживающие окрестных фермеров.

В прошлом на севере Уэльса преобладали каменные дома сухой кладки, а на юге чаще строили каркасные дома. В настоящее время каменные дома на севере обычно оштукатурены и покрашены, а новые дома строят из кирпича. Конструкцию крыши crucks (см. «Англичане», стр. 186) заменила четырехскатная стропильная шиферная крыша, у конька слегка округленная.

Традиционным сельским домом уэльсцев считается так называемый длинный дом. Это длинная одноэтажная постройка, в которой под одной крышей объединены и жилые и хозяйственные помещения. Они разделены узким поперечным коридором, имеющим с каждой из продольных сторон дома по двери —            одну напротив другой. Такие дома есть еще в северном Уэльсе. Но теперь в большинстве случаев хозяйственные постройки стоят уже отдельно от дома. Обычно они окружают с трех сторон прямоугольный двор; его четвертая сторона отгорожена от улицы забором с большими двухстворчатыми воротами. Число хозяйственных построек и величина их зависят от благосостояния фермера.

Старинные дома уэльсцев зачастую не имели ни внутренних перегородок, ни потолка; отапливались они центральным открытым очагом. К началу XIX      в. в большинстве домов такой очаг был заменен фронтонным камином, наружный дымоход которого являлся продолжением прямого фронтона. Часто такой же по форме, но ложный дымоход устраивался на противоположном конце дома у заднего фронтона.

В дальнейшем развитии внутренней планировки от большой комнаты- кухни поперечной перегородкой отделялась спальня у задней стены дома» Чердачное помещение над ней, так называемый lofty, стали использовать в качестве спальни для младших членов семьи. Позднее перегородку, отделяющую спальню от кухни, стали продолжать до конька крыши и над дверью нижней спальни делать дверь в верхнюю спальню. В наше время в южных районах Уэльса большинство фермерских домов имеют уже развитый второй этаж. В таких домах внизу находится большая комната-кухня, от которой перегородкой отделена небольшая гостиная. Встречается и другой вид планировки: кухня вынесена в боковую пристройку, а большая комната первого этажа служит парадной гостиной, она меблирована и украшена лучше других комнат. Наверху, как и в городском жилище, находятся спальни. В северном Уэльсе большинство домов мелких и средних фермеров — одноэтажные, но чердачное помещение используется как спальня. Входная дверь с улицы открывается прямо в кухню, а возле камина, перпендикулярно к переднему фронтону, сооружается примерно на */з длины комнаты перегородка из досок, которая отделяет камин от входной двери.

Пища

Пища уэльсцев не отличается особым разнообразием. Овсяные и овощные супы, тушеные овощи с мясом, овсяная и ячневая каши, отварной и тушеный картофель, соленая рыба — наиболее распространенные блюда всех уэльсцев. В XIX в. стали популярны и многие английские кушания, особенно пудинги и запеканки: крупяные, овощные, мясные.

Из напитков прежде особенно широко было распространено молоко и пахтанье. Часто ели на завтрак ячменные лепешки, пропитанные пахтаньем. Разбавленное водой пахтанье было традиционным питьем во время полевых работ. Сейчас чай вытеснил все другие виды питья.

Уэльсцы знают несколько местных рецептов изготовления эля, в прошлом его приготовляли, например, из ягод рябины. Пиво любят пить слегка подогретым.

Для угощения гостей, помимо разного сорта печенья, приготовляют особые конфеты из масла и патоки. На масленицу и в городах и в деревнях пекут блины. К рождественскому столу, кроме жареного гуся и прочих блюд, подают искусно поджаренный хлеб с сыром.

Народная одежда

Народный костюм уэльсцев, ныне вышедший из употребления, напоминал народную одежду англичан и осооенно ирландцев, но в нем оыли и некоторые специфические черты. Женский костюм XIX в. состоял из темной в талию кофты с длинными рукавами и/баской, двух юбок (нижней и верхней) и светлого клетчатого фартука. Своеобразием отличались женские головные уборы. Дома женщины носили простые белые чепцы, девушки часто украшали их яркими букетиками искусственных цветов. При выходе из дома надевали касторовую шляпу с высокой тульей и довольно большими полями, несколько напоминающую цилиндр. Уэльсские женщины имели обыкновение закалывать край верхней юбки из гладкой шерстяной материи у талии так, чтобы видна была нижняя юбка из полосатоц шерстяной фланели. Обувью и женщинам и мужчинам служили открытые туфли с большими квадратными металлическими пряжками.

Праздничным костюмом мужчин были кожаные или суконные штаны, собранные в сборки ниже колен, светлая рубашка с отложным воротником, яркий галстук, жилет из ткани в поперечную полоску и длинный сюртук из серо-голубой домотканой материи. Мужские шляпы, тоже касторовые, были намного ниже женских и с более широкими полями.

Семейная жизнь

В отличие от Шотландии и Ирландии в Уэльсе не было обыкновения образовывать фамилию по име ни клана, к которому принадлежал человек, иреди уэльсцев начиная с XVI     в. распространился обычай включать в фамилию имена предков, иногда по четвертое или пятое поколения, связывая их словом «ар» или «ab» (искаженное слово «таЪ» — сын). Они именовали себя, например, так: David ар Richard ар Gwilliam. Дочери также назывались по отцу, только слово «ар» заменяли словом «ver» (от «verch»— дочь). Этого обычая придерживались не только джентри, но и простые сельские жители. К XIX в. он исчез, но и в настоящее время происхождение большинства фамилий уэльсцев связано с именем отца.

Семейные узы до сих пор очень крепки среди уэльсцев, как среди сельских жителей, так и среди рабочих. Отчетливо известно и признается родство до третьей степени. Родственники помогают друг другу и, по традиции, в праздники или по случаю каких-либо важных семейных событий всегда собираются, даже если для этого нужно приехать издалека.

Как и у других кельтских народов Британских островов, у уэльсцев наследство, включая землю, делилось поровну между сыновьями и дочерьми владельца. Позже, когда дробление участков стало невозможным, право наследования изменилось. Теперь уже один из сыновей наследует дом и ферму отца, но он обязан выплатить остальным детям их доли в наследстве деньгами. Подчас ему приходится закладывать ферму, чтобы найти капитал для выделения своих братьев и сестер.

По старому народному праву положение женщины было свободным. Она могла сама себе выбрать мужа, имела свою долю в собственности. Развод ничем не был затруднен для женщины. При разводе, согласно народным обычаям, если муж и жена прожили меньше семи лет, жена могла взять только свое приданое, если же они жили вместе дольше, имущество делилось между ними поровну.

Свадебные обряды северного и южного Уэльса различались. На юге важным этапом свадьбы было приглашение друзей и родственников. Bidder (приглашающий) с венком на шляпе и большим посохом в руках ходил от дома к дому, стучал в дверь посохом и в стихах приглашал посетить свадьбу и принести подарки. В день свадьбы шаферы жениха с родственниками невесты подъезжали верхом на лошадях к закрытой двери дома невесты и устраивали соревнование в сочинении стихотворных экспромтов. Только после того как они выигрывали, их пускали в дом, где они должны были найти спрятанную невесту, вывести ее из дома, посадить на лошадь и скакать в церковь, а родственники невесты, тоже на лошадях, их преследовали.

В северном Уэльсе скачки на лошадях начинались после венчания — от дверей церкви до дома, где должна состояться свадьба. Победитель получал свадебный пирог. Другое отличие североуэльсской свадьбы — отсутствие вообще какого-либо приглашения. Свадьба была делом всей общины, все желающие сопровождали молодых в церковь, а затем домой. Каждый из присоединившихся делал определенный взнос на свадебный обед.

Сейчас приглашения на свадьбу посылаются по почте, свадебная процессия следует до церкви пешком в сопровождении музыкантов.

Лучше сохранились похоронные обряды. Когда могила зарыта, каждому присутствующему дают стакан горячего пива и небольшое печенье. После похорон семья проводит вместе всю ночь, поэтому делаются большие приготовления, чтобы накормить всех родственников. На похоронах и после них поют похоронные уэльсские гимны.