Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Уэльсцы: очерк этнической истории. Хозяйство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

К началу нашей эры Уэльс был населен в основном кельтскими племенами кимров (камбрийцев). Культурное влияние римлян на местное население, за исключением христианизации, было незначительным. Более серьезными были для населения Уэльса последствия англосаксонского завоевания. Уже к середине VII в. кимры вместе с переселившимися сюда группами бриттов были отрезаны от других кельтоязычных районов, но не были покорены. В ходе борьбы против англосаксов закладываются основы уэльсской народности.

Социальную основу кельтского общества составляли, как и в других кельтских областях, большие родовые группы — кланы, вожди которых, постепенно превращавшиеся в феодалов, часто вели междоусобную борьбу. В середине X — начале XI в. эта борьба иногда приводила к объединению Уэльса под властью одного вождя — короля. Политическая разобщенность уэльсцев сделала их по существу беззащитными перед нормандским завоеванием. Раньше всего был захвачен южный Уэльс, причем один из его районов— Пемброк — был в XIII в. почти совершенно очищен от кельтского населения и заселен норманнами-французами и приглашенными ими фламандцами. В горном центральном Уэльсе норманнам удалось захватить многие долины, однако возвышенные районы оставались во владениях кельтских родов. Норманны основывали опорные пункты — замки, вокруг которых позднее выросли селения англосаксонских земледельцев, купцов и ремесленников. Соседство уэльсцев с пришельцами привело их к культурному взаимодействию и к естественному смешению.

Ослабление Англии во время междоусобицы после смерти Генриха I оживило борьбу уэльсцев с завоевателями, что привело к освобождению почти всех районов Уэльса. Во времена правления Ллевелина ап Гриффита (1246—1282 гг.) Уэльс выступал как независимое государство. Наступил расцвет поэзии певцов-бардов и литературы на уэльсском (и частично на латинском) языке, делались попытки вывести уэльсскую церковь из-под подчинения архиепископу кентерберийскому.

В 1277—1282 гг. английский король Эдуард I завоевал весь Уэльс. Завоевание не нарушило культурной свободы уэльсцев — языка, церкви и т. д. Правда, в этот период английский язык уже начал пробивать себе дорогу во все слои уэльсского общества. Реакцией на это явилось новое оживление национальных чувств. Начался подъем уэльсской литературы, выдающимся представителем которой был Давид Гвилим (1325—1380 гг.).

При Генрихе VIII по всему Уэльсу была введена единообразная система управления, во всех графствах уэльсцы получили равные права с англичанами и представительство в парламенте. В то же время Генрих VIII стремился ликвидировать национальный сепаратизм уэльсцев и с этой целью ввел во всех графствах английский язык в качестве обязательного официального языка.

Реформация прошла в Уэльсе сравнительно спокойно, однако многие уэльсцы сохранили католичество. Во время гражданской войны Уэльс стал одним из важных оплотов роялистов. Это вызвало новые репрессии против Уэльса и новые попытки его англизации. Знаменательно, что английское правительство эпохи буржуазной революции, поощрявшее всеми силами перевод Библии на английский язык, не допустило такого же перевода на уэльсский язык, а когда несколько уэльсских реформаторов сделали перевод своими силами, английские власти изъяли все переводы из церквей и публично сожгли их. Уэльсский язык сохранился только как разговорный. При королеве Елизавете в 1563 г. парламент принял постановление о переводе Библии на уэльсский язык; ее распространение в Уэльсе сыграло большую роль в сохранении и развитии уэльсского языка, очистило его от вульгаризмов и многих заимствований из английского. В конце XVII в. в Уэльсе возникло несколько обществ, которые основали до сотни школ, дающих уэльсским детям и взрослым образование на их родном языке.

К концу XVIII в. в Уэльсе уже не было селения, в котором не имелось бы уэльсского общества или клуба. Центрами уэльсской культуры и уэльсского национализма стали университеты в Аберистуите (основан в 1872 г.), Кардиффе (1883 г.) и Бангоре (1884 г.).

Оживление культурной жизни уэльсцев в XVIII — XIX вв. не могло приостановить проникновение английского языка, знание которого было необходимо для всех слоев уэльсского общества. Понимая неотвратимость этого процесса, уэльсские националисты стремились сохранить хотя бы двуязычность населения, главным образом путем применения уэльсского языка в школах. Однако чисто уэльсских школ было мало, а в смешанных по-прежнему преобладал английский язык, так что уэльсская молодежь зачастую знала английский язык лучше родного. Проникновение английского языка шло особенно интенсивно в южном Уэльсе, который ко времени промышленной революции стал одним из центров английской угольной промышленности и металлургии; напротив, на севере и во многих горных районах, слабо развитых в экономическом отношении, уэльсский язык удерживал свои позиции довольно долго. Общая численность знающих уэльсский язык сократилась с 910 тыс. человек (старше 3 лет) в 1891 г. (60% жителей Уэльса) до 656 тыс. в 1961 г. (менее 25% жителей Уэльса). Это главным образом население западных и центральных районов (см. карту на стр. 224). Среди горожан очень мало знающих уэльсский язык: в 1931 г. 4% , в 1951 г.— 1,7%. За пределами Уэльса в различных районах Англии в 1951 г. находилось свыше 600 тыс. уэльсцев. Значительная часть их является, вероятно, уроженцами Уэльса, некоторые их группы сохраняют знание уэльсского языка.

В Уэльсе имеются национальные организации, например Уэльсская молодежная организация, основанная в 1922 г. Сейчас функционирует около 1000 ее местных союзов, объединяющих свыше 80 тыс. человек. Местные союзы устраивают различные конкурсы и фестивали, ежегодно проводится национальный фестиваль молодежи. Существуют и националистические партии, среди них Уэльсская республиканская партия, вербующая сторонников главным образом из буржуазии, и Plaid Cymry, которая главной своей целью считает борьбу за получение Уэльсом статута доминиона. Она активно участвует в движении «Парламент для Уэльса».

Хозяйство

В экономическом отношении Уэльс разделяется на сельскохозяйственный северный Уэльс с редким населением и слабо развитой промышленностью и промышленный южный Уэльс, где находится: второй по величине угольный бассейн в Великобритании. Еще в начале XX в. основной контингент шахтеров здесь составляли уэльсцы. В 30-е годы много их эмигрировало в Англию и за океан. Доля уэльсцев среди шахтеров южного Уэльса неуклонно сокращается, и растет приток иммигрантов из Англии и Ирландии. На шахтах небольшого угольного бассейна северного Уэльса работают только уэльсцы. Они совмещают работу на шахте с обработкой небольшого земельного надела. Наиболее многочисленная и сплоченная группа уэльсских рабочих — металлурги. За последние десятилетия в Уэльсе стала развиваться и легкая промышленность, преимущественно в небольших городках и сельских местностях. В Уэльсе сохранились и некоторые ремесла, особенно кожевенное и шерстяное. В мастерских, изготовляющих шерстяные ткани, работают обычно члены семьи ремесленника, иногда 1—2 наемных работника. Каждая мастерская имеет палатку на рынке ближайшего города, где продает свой изделия: тканые одеяла, шали твид и грубую ворсистую ткань — flannel (испорченное уэльсское слово gwannel — шерсть). На фермах сохраняется вязание на спицах — промысел, широко распространенный в XVIII—XIX вв., когда фермерские семьи, включая мужчин и детей, зимними вечерами вязали на продажу чулки, перчатки, платки.

Главная отрасль сельского хозяйства уэльсцев — животноводство: мясное — на севере и молочное — на юге и в центре Уэльса. Овцеводство развито значительно меньше, чем у шотландцев, хотя в горах северного Уэльса есть фермы, занимающиеся исключительно овцеводством. Земледелие имеет небольшой удельный вес и сосредоточено главным образом на юге и в центре. Главные культуры — овес, ячмень, пшеница, картофель. Сельское хозяйство высоко механизировано, в связи с чем изменилось разделение труда в семье: уход за скотом стал делом мужчины, на многих фермах они даже доят коров, что считалось раньше унизительным.