Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная жизнь шотландцев. Общественная жизнь. Религия
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В Шотландии дольше, чем в других странах Европы, сохранялся родовой строй. Отголоски его видны в том, что и сейчас большинство жителей одной деревни имеют одну и ту же фамилию и многие шотландские фамилии начинаются со слова «Мае» (сын): например MacDonald, что значит «сын клана Дональд».

Шотландцы длительное время сохраняли своеобразные формы заключения брака, отличные от английских. Так, еще недавно брак считался действительным после формального заявления пары, что они будут мужем и женой (так называемый marriage by declaration). Иногда такое заключение брака сопровождалось некоторыми несложными обрядами. В Хайланде молодая пара закрепляла свое объявление о браке пожатием рук над древним камнем — мегалитом. В деревне Грета Грин на англо-шотландской границе обмен согласием на брак совершался над наковальней кузнеца и тоже скреплялся рукопожатием. Раньше такой брак можно было заключать на определенные сроки — от года до семи лет. Изданный в 1939 г. Брачный акт Шотландии положил конец этим старым формам брака. Теперь брак считается законным только после венчания в церкви или после гражданского бракосочетания. Этому предшествует публичное объявление о предстоящем браке. Разводы по шотландским законам совершаются свободно.

Женщина в Шотландии была в семейных отношениях равноправной. Она имела такие же права на наследство, что и мужчина. Только с начала XIX в. женщины стали изменять фамилию при браке, но и в наши дни их часто называют и по фамилии мужа и по девичьей фамилии. Если же мужчина женится на наследнице земли, то он обычно принимает имя своей жены.

На Гебридских островах можно еще наблюдать некоторые обычаи старого свадебного ритуала шотландцев. Жених с ближайшим другом приходят к отцу невесты просить ее руки. Если невеста согласна, то молодая пара пьет по глотку вина из одного стакана. После этого устраивают помолвку, на которую приглашают ближайших родственников. В день свадьбы свадебная процессия в традиционном порядке направляется в церковь. Впереди идет жених с двумя дружками, за ним невеста с двумя подругами, сзади — родственники и музыканты с волынками. После венчания сопровождающие стреляют из ружей поверх голов новобрачных и разламывают пирог над головой невесты. Свадебный обед устраивают обычно в трактире ближайшей деревни или города. Угощение оплачивают родители невесты, а напитки — жених.

Похоронные обряды шотландцев во многом сходны с валлийскими и ирландскими. Как и у этих народов, умершего стараются похоронить на семейном кладбище, даже если он умер далеко от родных мест. Соблюдались ночные бдения — поминки по умершему (wake) с пением, рассказыванием народных преданий, угощением. Отголоском таких поминок, по-видимому, является соблюдаемый в некоторых местах и ныне обычай по очереди парами дежурить возле гроба всю ночь перед похоронами.

Каждый из соседей считает своим долгом проститься с умершим. Долгое время сохранялось предубеждение против употребления при похоронах какого-либо транспорта, и гроб, даже и на далекое от кладбища расстояние, мужчины несли на плечах.

Общественная жизнь

О прежнем шотландском сепаратизме сейчас уже говорить не приходится. Правда, националистическая партия Шотландии все еще выдвигает требование особого парламента для Шотландии, ее полного самоуправления. Но основные усилия националистических кругов буржуазии направлены на поддержание уходящих в прошлое старошотландских — кельнских по происхождению — форм культуры. В XIX в. были возобновлены своеобразные кельтские фестивали, так называемые Гэльские сборы, ставшие теперь прибыльной статьей для организаторов шотландского туризма. На таких фестивалях устраиваются состязания по особенно популярным среди шотландцев видам спорта: ходьбе, беге с барьерами, прыжках, бросании длинного бревна или молота. Собравшиеся на праздник шотландцы поют старые песни, танцуют под звуки волынки.

В дни праздников и гэльских игр все еще собираются остатки старых кланов, чтобы принять участие в традиционном марше. Потомки древних знатных родов Шотландии организуют во многих городах клановые общества, цель которых — восстановить клановые связи, возродить культуру и искусство гэлов.

Всячески поощряются и поддерживаются спортивные национальные игры шотландцев: гольф, керлинг (метание в цель по гладкому льду тяжелых полированных камней), гэльский футбол, харлинг (разновидность хоккея) и др.

В социальной жизни гэлов в прошлом большое место занимали своеобразные собрания всех членов общины, так называемые coirling. В долгие зимние вечера все мужское население прихода (иногда и женщины) собирались в чьем-либо доме и проводили время в рассказывании старых преданий, пении гэльских песен, играх и т. п.

В наши дни древним именем «coirling» называют импровизированные концерты, устраиваемые периодически в приходах на открытом воздуха или в помещении.

Наиболее популярный народный праздник шотландцев — Новый год. Его празднуют так же, как в Англии.

Рождество в прошлом праздновалось среди шотландцев мало, так как развитый у шотландцев пуританизм строго осуждал всякие религиозные праздники. Только в недавнее время его стали отмечать преимущественно как детский праздник — с устройством елок и традиционным Санта-Клау- сом, разносящим подарки. Но еще и теперь почти все шотландцы в рождественские дни работают, а дни отдыха у них -— 1 и 2 января.

В XVIII—XIX вв. в рождественские и новогодние дни во многих местностях Шотландии между приходами или деревнями устанавливали состязания в шенти (shunty шотландская разновидность харлинга; см. раздел «Ирландцы» стр. 244). Играть начинали на границе между приходами, а игровой площадкой были оба прихода.

Национальным праздником шотландцев считается день рождения их самого популярного народного поэта — Роберта Бернса. В этот день на ужин обязательно приготовляют haggis. Во время ужина поют песни и читают стихи Бернса.

Среди шотландских рабочих повсеместно отмечается Международный праздник трудящихся — 1 Мая, но эдинбургские рабочие празднуют этот день не 1, а 3 мая, вместе с традиционным праздником шотландских горняков. В этот день бывает обычно демонстрация, сопровождаемая оркестрами волынщиков, митинг, а вечером — народный праздник со спортивными состязаниями, народными играми, танцами, песнями. Важным моментом праздника являются выборы «угольной королевы» — самой красивой девушки из шахтерской среды.

Религия

Шотландия с 1690 г. имеет собственную национальную церковь — пресвитерианскую. К ней принадлежит 1,5 млн. верующих. Второй по числу членов церковью Шотландии является католическая. Она насчитывает 500 тыс. верующих. Все другие церкви и секты, включая епископальную церковь, свободную церковь, методистов, баптистов и пр., насчитывают всего 500 тыс. верующих. Всего же в Шотландии к различным религиозным общинам принадлежит 2,5 млн. человек из взрослого населения в 3,5 млн. человек.

Отличие от англиканства заключается в структуре пресвитерианской церкви и некоторых особенностях культа.

Церковной общиной у пресвитериан управляют выборные «старейшины» совместно со священником. Помещение, где происходит служба, почти ничем не отличается от обыкновенных домов, в нем нет никаких украшений. Культ очень упрощен, религиозных праздников мало, и отмечаются они очень скромно, но строго соблюдается отдых в воскресный день. Среди шотландской буржуазии много пуритан, которые выступают против всяких излишеств и роскоши в быту и в церковных обрядах.

Среди сельского населения Шотландии, особенно среди гэлов, долгое время сохранялись старые религиозные верования, ведущие происхождение от религиозных представлений древних кельтов: почитание святых колодцев, источников и камней, жертвоприношения им в виде лоскутов и монет, вера в волшебников, фей, горных духов. Отголоски этих верований звучат в шотландских сказках, легендах, балладах.