Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пища и одежда шотландцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В сельских местностях пищу приготовляли обычно на открытом очаге или в камине.

В настоящее время пищу готовят на плитах — электрических и газовых в городах и отапливаемых углем — на большинстве ферм. Не было в прошлом в Шотландии и особой печи для выпечки хлеба. Разнообразные овсяные и ячменные лепешки пекли там на камнях, на специальных решетках. В праздничные дни пресные овсяные лепешки покрывали тонким слоем смеси из яиц, молока, масла, а затем еще раз ставили на огонь. Другой сорт праздничных лепешек приготовляли из смеси овсяной муки с печенью трески и различными пряностями.

В наше время выпеченный в булочных хлеб заменил традиционные лепешки даже на самых отдаленных от города фермах.

Большое значение в питании сельских жителей имели в прошлом заготовленные впрок продукты: масло, различные сорта сыра, мясо, рыба. Мясо обычно солили или вялили, рыбу сушили, селедку коптили или засаливали в бочках. Соленая селедка составляла важную часть зимнего рациона крофтеров. Теперь место бочонков с солениями в кладовых ферм все более занимают консервированные продукты, особенно овощи и фрукты. Свежих овощей и фруктов шотландцы едят очень мало, их пища состоит преимущественно из крупяных и молочных блюд.

Национальное блюдо шотландцев, ставшее популярным и среди англичан,— порридж (porridge) — вид жидкой овсяной каши. Ее едят обычно на завтрак. Существует масса местных способов приготовления порридж, многие семьи обладают старыми фамильными рецептами ее варки. Как в городе, так и в деревне часто готовят на завтрак подслащенную пшеничную кашу на молоке и драчены из различных круп.

Шотландцы больше, чем англичане, употребляют в пищу различных супов, главным образом крупяных и мясных с картофелем, с капустой. В семьях рыбаков часто готовят и рыбные супы, например суп из голов пикши и трески, заправленный мукой и молоком.

Национальным блюдом считается haggis — баранья или телячья требуха, сваренная с овсяной мукой и обильно приправленная луком и перцем. На рождество по традиции приготовляют курицу или гуся, фаршированные рублеными потрохами и овсяной мукой, отваривают семгу. Разнообразны шотландские национальные рецепты жаркого с гарниром из картофеля и свежего горошка.

Шотландцам известны также и многие блюда английской кухни, особенно популярны у них некоторые виды пудингов — черный (кровяной) и белый — из смеси овсяной муки, сала и лука. В праздники готовят на сладкое особый шотландский пудинг. Его делают так: в кипящую смесь из меда и воды засыпают овсяную муку, а когда смесь загустеет, разбавляют ее сливками. Часто пекут пресные сдобные лепешки, кексы, песочные и овсяные печенья, бисквиты.

В старину наиболее распространенным напитком шотландцев было молоко, но в XIX в. его вытеснил чай. Национальным спиртным напитком считается виски (название «whisky» происходит от гэльского слова «uisgebea- ther», что значит «вода жизни»). Много виски экспортируется.

Одежда

Женское народное платье в Шотландии уже давно не носят, и оно известно нам только по описаниям путешественников XVIII в.

Одежда женщин Лоуланда и Хайланда имела много обших черт, но и некоторые различия. Все шотландки носили длинные юбки, собранные у талии в сборки. В Хайланде эти юбки были сшиты из клетчатого тартана, в других районах — из полосатой ткани. Белую кофту с отложным воротником и пышными длинными рукавами жительницы гор носили навыпуск, а женщины Лоуланда заправляли в юбку и сверху надевали темный корсет, зашнуровывающийся спереди и отделанный ярким шнуром. Кофта на груди застегивалась круглой плоской брошкой из меди или серебра. На плечи накидывали небольшую клетчатую шаль с бахромой, а в праздничные дни — большой плед, который складывался пополам по продольной линии. В плед закутывались так, что сзади его край был на одном уровне ь с юбкой. На груди плед скреплялся большой брошкой.

В горной Шотландии девушки ходили с непокрытой головой, волосы заплетали в две косы. Иногда вокруг головы они повязывали широкую яркую ленту. Впервые головной убор надевали на другое утро после свадьбы. Это сопровождалось традиционными обрядами. Женскии головной убор представлял собой белый полотняный платок, сложенный треугольником и завязанный под подбородком. Шотландки Лоуланда носили на голове белые чепцы с оборкой вокруг лица. С XIX в. такие же чепцы стали носить и в Хайланде.]

В 1746—1778 гг., когда было запрещено ношение народного платья в Хайланде, женский костюм был постепенно забыт. В низменной части страны он сохранился почти до начала нашего века. В настоящее время шотландские женщины, исполняющие традиционные танцы горцев, надевают мужские костюмы. В последние годы предпринимаются попытки восстановить старый женский костюм для выступлений танцевальных коллективов.

В националистически настроенных кругах Шотландии, особенно в старых аристократических родах, женщины в торжественных случаях надевают некоторые детали старого народного костюма. Для участия в каких-либо национальных церемониях и по праздникам надевают шелковую юбку из клетчатого тартана и шелковую белую вышитую кофту традиционного покроя. На званых вечерах, балах поверх обычного вечернего платья перекидывают через правое плечо клетчатый шелковый шарф, завязывающийся под левой рукой. На плече шарф закрепляется шотландской брошкой.

Мужское народное платье шотландцев и ирландцев еще в XIV—XV вв. имело много общих черт. II те и другие носили льняную рубашку шафранного цвета, доходящую до колен и возле шеи и по талии собранную в густые сборки. На такую рубаху требовалось более 27 м льняного полотна. Сверх рубашки шотландцы, в отличие от ирландцев, набрасывали на плечи плед. Со средних веков и до наших дней плед является самой характерной чертой шотландского костюма.

В XVIII в. одежда мужчин в южной Шотландии состояла из длинных брюк, чаще одноцветных, но иногда и клетчатых, льняной рубахи с отложным воротником и очень короткой куртки, полы которой не доходили до талии. Обязательной принадлежностью их одежды был клетчатый небольшой плед. В пограничной между Шотландией и Англией области пастухи еще в XIX в. носили длинный плед из грубой материи в черную и белую клетки; материал с таким сочетанием цветов и сейчас называют «пастушеский тартан».

Основные части будничного костюма горцев XVIII—XIX вв. были те же, что и у южных шотландцев, только пледы у них были большие и тяжелые. Куртка надевалась поверх пледа.* В холодную погоду нижнюю часть пледа набрасывали на плечи.

Праздничный костюм горца в XVIII            в. состоял из полотняной белой рубашки с отложным воротником, кильта — клетчатой юбки длиной до колен, заложенной вокруг талии в крупные складки, короткой куртки с отворотами и без воротника и небольшого пледа, в который драпировались в холодную погоду, а в теплое время или набрасывали на одно плечо, или окатывали и перебрасывали через плечо, скрепляя под рукой брошкой. Кильт и плед шили из тартана. Раньше каждый клан имел свою расцветку тартана — от самой простой, как в тартане клана Роб Рой (пересечение черных и красных полос одинаковой ширины), до сложной, как в расцветке ткани клана Стюартов (на ярко-красном фоне перекрещиваются желтые, черные, синие, белые и зеленые полосы). Такой же расцветки были и вязаные чулки горцев, скрепленные у колен яркими подвязками. Обувью служили грубые башмаки с большими металлическими пряжками, а головным убором — небольшой темный берет с широким клетчатым околышем. Необходимой принадлежностью костюма горца была большая меховая сумка, которая прицеплялась к кожаному поясу спереди. Сумка была украшена головой животного — лрг- сы, барсука — и длинной бахромой по краю.

После восстания 1745—1746 гг. правительство запретило носить костюм горцев. В 1778 г., когда начали организовывать первые шотландские полки, народная одежда гэлов была принята в качестве формы шотландских войсковых частей. Для правительственного полка — «черной стражи» — была введена особая расцветка тартана — синие и черные клетки на темно-зеленом фоне. Народное платье горцев стало особенно популярным в первой половине XIX в. после появления поэм Оссиана и романов Вальтер Скотта. Возросший интерес к кельтской культуре и развитие национального движения содействовали тому, что и многие жители южной Шотландии стали в торжественных случаях надевать костюмы гэлов. Кильт и плед стали считаться национальной одеждой всех шотландцев.

В настоящее время полный костюм гэлов можно увидеть в праздники, особенно на традиционных сборах кланов Хайланда. Кильт носят многие мальчики-подростки и в городах, а взрослые шотландцы зачастую надевают его, отправляясь в туристические походы или на спортивные игры. Иногда его носят в сочетании со шляпой, пиджаком модного покроя или же с пальто современного фасона.