Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество англичан
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В XVIII и даже в XIX в. в Англии было много искусных мастеров, специализировавшихся в разных отраслях народных художественных ремесел и промыслов. Передававшиеся ими из поколения в поколение традиции художественного творчества оказывают существенное влияние на развитие современного декоративно-прикладного искусства.

Особенно было развито у англичан гончарство. Традиционная техника и декоративные приемы вплоть до недавнего времени передавались из поколения в поколение и совершенствовались в семьях потомственных гончаров. В XVI — XVII вв. глиняную посуду покрывали разноцветной глазурью, украшая ее преимущественно гравировкой. На тарелках, кувшинах и кружках того времени, которые были чаще всего светло-коричневого или желтого цвета, изображали птиц, животных, мифические существа в сочетании с геометрическим орнаментом.

Своеобразна фигурная керамика англичан. В прошлом широко были распространены глиняные бутыли и кружки в форме гротескных человеческих фигур или животных; из них особенно известна так называемая ТоЪЪу jug —пивная кружка, изображающая толстяка в костюме XVIII в. Стаффорд- ширские гончары изготовляли фигурки солдат, матросов, шотландцев и валлийцев в национальных костюмах, народных героев (Робин Гуд и др.)> различных животных и птиц. Благодаря введению готовых форм и глазурной росписи (яркая эмаль на белом фоне) производство таких статуэток стало массовым, но их художественная ценность понизилась. Теперь их часто отделывают и окрашивают только спереди, а сзади делают плоскими. Декоративная керамика и сейчас украшает каминные полки почти каждого сельского дома.

Старый вид народного английского искусства — резьба и роспись по дереву. Массивные дубовые стулья, скамьи, сундуки различных фасонов и размеров покрывали глухой резьбой, преимущественно растительным и геометрическим орнаментом (розетки, ромбы, сплетенные круги, цветы, листья и пр.). Мелкие изделия из дерева — резные палки, курительные трубки, сувениры — вырезают кое-где и теперь.

Для английского народного искусства типична скульптурная обработка дерева. Деревянные скульптуры различных размеров и форм в XVIII —XIX         вв. украшали носовую часть английских судов. Обычно это были человеческие фигуры или головы животных. Мастера художественной резьбы но дереву делали сказочных коней для народных каруселей. Не только упряжь и сбруя, но и туловища этих коней покрывали резьбой — зубцами, спиралями, растительным узором.

Многокрасочная роспись применялась при художественной отделке барж, лодок, сельских повозок, внутренних стен домов. Главные мотивы росписи— цветы: красные, розовые или желтые розы разных оттенков на бутылочнозеленом фоне.

Художественная резьба и роспись широко применялись для украшения фасадов сельских домов. Фриз покрывали глухой барельефной резьбой — растительным орнаментом в сочетании с фигурами различных мифических существ. Реже для отделки фриза использовалась лепка из гипса. Этот способ украшения был характерен для восточных районов Англии.

Устное народное творчество

Много оригинальных песен, легенд и сказок внес английский народ в мировую сокровищницу народного поэтического творчества; часть их известна во всех странах Европы. И в наши дни бытуют некоторые старые предания и рассказы, баллады и песни, особенно среди сельского населения восточных графств.

У англичан был национальный героический эпос. Это поэма о Беовульфе, сложенная еще в англосаксонский период. Первая часть ее посвящена описанию борьбы Беовульфа с двумя чудовищами, во второй рассказывается о том, как он победил огнедышащего дракона и сам погиб от нанесенных ему драконом ран. Беовульф — подлинно народный герой, совершающий подвиги для блага людей.

Наиболее распространенная форма устного поэтического творчества англичан — баллады исторического, эпического, лирического содержания, исполнявшиеся под аккомпанемент арфы, скрипки или иного музыкального инструмента. Еще в начале XIX в., баллады исполнялись профессионалами. Они были желанными гостями на всех деревенских праздниках, свадебных пирах, а также в кабачках.

XV век был периодом расцвета народной поэзии Англии. Именно этим временем датируется большинство английских баллад. Создавались они и позже — на рубеже XVII и XVIII вв.

Особенно широко был распространен цикл баллад о похождениях Робин Гуда, этого «истинного сына английского простонародья», по выражению А. М. Горького. Многие исследователи относят возникновение баллад о Робин Гуде ко второй половине XIII в. Первые записи баллад этого цикла сделаны в конце XIV — XV в., когда еще было живо воспоминание о норманнском вторжении. В них отражена борьба народа с чужеземными завоевателями. Преследуемые новыми правителями люди уходили в леса, продолжая вести борьбу с врагами. Вольную жизнь разбойника вел и Робин Гуд со своими «зелеными стрелками».

Робин Гуд изображен в балладах метким стрелком, бесстрашным охотником, шерифы боятся его как огня. Из самых тяжелых испытаний он с помощью своих товарищей всегда выходит победителем.

Это, конечно, собирательный образ, но некоторые исследователи английской поэзии высказывали предположение, что он имел какой-то историче ский прототип. Наиболее старые баллады говорят, что он был крестьянским сыном. Версия о его знатном происхождении появилась позднее.

Устами своего любимого героя зло и едко смеялся народ над алчными и тупыми монахами, жадными и хитрыми епископами, трусливыми и лицемерными шерифами.

Все образы основных героев баллад о Робин Гуде чрезвычайно колоритны, ярко очерчены и очень жизненны. Таковы, например, друзья Робин Гуда Маленький Джон — искусный стрелок из арбалета, отличающийся громадным ростом, добродушный весельчак Мук, беглый монах Тук, никогда не расстающийся со своим единственным орудием — дубинкой, которой он владеет очень умело, и многие другие.

Робин Гуд был настолько популярным героем среди английского простонародья в средние века, что ему даже посвящен особый праздник —день Робин Гуда, во многих местностях Англии приуроченный к 1 мая. В этот день повсюду в деревнях и городах распевают песни о его подвигах, устраивают целые представления из его жизни, причем исполнители одеты в традиционные костюмы Робин Гуда и его «веселых людей», подробно описанные в балладах. Многие камни, горы, источники, деревья в Англии названы именем Робин Гуда.

В исторических балладах отражены как наиболее важные моменты английской истории, так и события местного значения, почему-либо привлекшие к себе внимание народа. Короли Генрих II, Иоанн, Яков I, а также Кромвель часто являются действующими лицами таких баллад. В исторических балладах полно отражен феодальный период истории Англии: в них рассказывается о феодальных усобицах, о нападении на замки и т. п. В одной из баллад, например, изображена жестокая битва между англичанами и шотландцами, закончившаяся победой англичан.

Очень характерны для английского народного творчества баллады лирико-эпического содержания. Часто и в них главными персонажами являются исторические лица, но не исторические события составляют их основную тему, а сильные человеческие страсти — любовь, ненависть, ревность, месть за обиду и пр. Большинство таких баллад имеют роковой, трагический конец: мать отравляет сына за то, что он женился против ее воли («Принц Роберт»)г мачеха дает яд своей падчерице («Леди Изабел»), жена убивает оскорбившего ее мужа («Лорд Наристорен») и пр. В балладах этого жанра часто повторяется мотив любви, не знающей преград не только на земле, но и за гробом.

Как и в каждой стране, в жизни которой море играет важную роль, много баллад и песен Англии посвящено морякам: их дальним плаваниям, бурям и кораблекрушениям, встречам с пиратскими кораблями и пр.

Наконец, некоторые баллады представляют собой фантастические рассказы о привидениях, колдунах, ведьмах. Многие из них просто передают содержание популярных народных сказок («Король и аббат»).

Английские народные баллады отличаются необыкновенной насыщенностью, концентрацией действия, драматизмом. Они сразу вводят слушателя в ход действия и развертывают перед ним одну картину за другой, причем с каждой сценой драматизм нарастает все более и более. Баллады пели под аккомпанемент арфы или скрипки, что сказалось в их особой мелодичности^ в частом повторении нескольких строф, ритмичности.

Помимо баллад, у англичан бытовало и много песен других жанров. Некоторые из них живут и в наши дни. Одна из шутливых английских песен хорошо известна русскому читателю в переработке Пушкина («Возвратился ночью мельник»). В отличие от баллад песни отражают повседневную жизнь народа, повествование в них часто ведется от первого лица.

В XVIII в. было издано много подделок под народные песни. На отдельных листках печатались тексты таких песен с нотами. Они отличались от народных песен сентиментальностью, в них идеализировалась сельская жизнь (средневековые пастухи и пастушки, белые барашки и пр.). Эти песни были популярны среди мелкой буржуазии и средних классов. Впоследствии они распространились и среди сельского населения.

Народные песни охотно поют и сейчас на вечеринках, в кабачках. Темы этих песен—любовь, дружба, семья («Серебряные ниши среди золота», «Нигде нет розы», «Птица в позолоченной клетке» и пр.). Большую группу составляют песни шутливые, насмешливые, подчас несколько грубоватые («Два красивых черных глаза», «Ох, ох, Антонио!», «Есть таверна в городе» и др.).

В английской буржуазной науке игнорировался фольклор рабочих. Лишь в последние десятилетия прогрессивная английская фольклористика обратила внимание на его сбор и анализ. Фольклористы собрали уже немало рабочих песен. В них описана горькая жизнь шахтеров. В ранних песнях безысходность их тяжелого положения часто выражается в мифических образах «судьбы шахтера», «горного дьявола». Позднее в рабочих песнях все четче стали звучать мотивы классовой борьбы. Своеобразна художественная форма шахтерских песен. Они имеют зачин: «сюда, все храбрые шахтеры», который придает песне живость агитационного призыва. И сейчас рабочие создают песни, в которых живо откликаются на важные события в жизни страны.

Из прозаических жанров английского фольклора особенно интересны сказки. Волшебные и бытовые сказки имеют немало сходных черт со сказками других европейских народов. Любимый их герои — сын лесника Джек. Он хитер, смекалист, бесстрашен и мужествен, и в то же время обладает большим простодушием и чувством юмора. Во многих английских сказках говорится о его чудесных похождениях, о борьбе со страшными чудовищами, людоедами.

Из многочисленных сказок о животных широко известна английская сказка о трех поросятах и сером волке.

Не менее, чем сказки, характерен для английского народного творчества жанр легенды. Еще и сейчас можно услышать в Англии легенды о различных исторических событиях и лицах, о происхождении многих городов и др. Более того, и в настоящее время еще создаются популярные среди англичан легенды и предания о привидениях, духах, населяющих древние феодальные замки.