Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия англичан
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Государственной религией Англии считается англиканство, имеющее больше всего приверженцев и распространенное главным образом в собственно Англии. Эта церковь тесно связана с земельной аристократией и крупным финансовым капиталом.

Англиканская церковь по догматам близка к протестантской, а в устройстве, управлении и богослужении у нее много сходного с католической церковью.

Существует три течения в англиканской официальной церкви. Приверженцы так называемой высокой церкви принадлежат почти исключительно к английской знати. Они стремятся сохранить в англиканстве все унаследованное от католичества. Второе направление — «низкая церковь». Его сторонники стараются, наоборот, удалить все пережитки католицизма из обрядности англиканской церкви и как можно больше приблизить ее к протестантской религии. Низкая церковь вербует своих сторонников главным образом среди мелкой буржуазии и части рабочего класса. Наконец, последователи «широкой церкви» не желают менять что-либо в установленной государственной религии.

Довольно сложную картину представляет собой иерархическое устройство англиканской церкви. Во главе ее стоит король, который именуется ее высшим правителем. Однако фактическое главенство над церковью принадлежит парламенту.

Церковь Англии в административном отношении разделена на два архиепископства — Кентерберийское и Йоркское, в которые входят 43 епархии. Духовным главой англиканской церкви считается архиепископ кентерберийский, который носит титул примаса всей Англии. Ему принадлежит право короновать короля. Он занимает почетное место в палате лордов английского парламента после членов королевской фамилии. Кентерберийский собор, где находится кафедра архиепископа кентерберийского,— центр англиканской церкви в Великобритании.

Каждой епархией руководит епископ. Епархии разделяются, в свою очередь, на церковные приходы, число которых резко варьирует, в зависимости от размеров епархий. Каждый приход имеет приходскую церковь и священника.

В 1919 г. в управление церковью Англии был введен еще новый орган — Национальное собрание церкви, председателем которого является архиепископ кентерберийский.

Это собрание состоит из трех палат: епископской, палаты выборного духовенства и палаты представителей от светских людей.

Второй по числу приверженцев (более 2 млн. человек) церковью Англии является римско-католическая церковь, влияние которой сильно возросло за последнее время. Католицизм распространен главным образом в районах северной Англии и на юго-востоке страны. В противоположность другим странам Западной Европы, где приверженцев католической религии всегда больше в деревнях, английский католицизм теснее связан с городом. Католическая церковь сильнее там, где больше ирландских иммигрантов. Осталась верна католичеству и часть английской аристократии.

Католическая церковь в Англии — это хорошо организованная централизованная духовная организация. Она имеет иерархическое устройство с тремя архиепископами вверху, из которых вестминстерский считается главой церкви и одновременно является одним из кардиналов Ватикана.

Многочисленные протестантские секты в Англии известны под названием «свободные церкви» или «нонконформисты». Наименование это официально установилось за ними после 1662 г., когда был издан «Act of Uniformity», который требовал беспрекословного подчинения уставу государственного вероисповедания — англиканства. Не подчинившиеся этому акту были отлучены от церкви и образовали множество сект нонконформистов, т. е. несогласных с догмами и культом англиканства.

Несмотря на разнообразие толков и вероучений нонконформистские секты имеют одну общую черту — все они выступают против иерархического устройства англиканской церкви и стоят за решительное искоренение в ней католических элементов. Наиболее популярна и многочисленна из нонконформистских церквей в Англии секта методистов-веслеянцев, т. е. последователей Джона Весли (более 300 тыс. человек), возникшая в XVIII в. По существу, это целый ряд различных сект и толков. Методизм наиболее распространен в Корнуэлле и в северных графствах.

Секта конгрегационалистов (около 230 тыс. человек) имеет приверженцев главным образом в городах. Конгрегационалисты борются против централизованной церкви, за самоуправление религиозных братств.

Сходны с конгрегационалистами по устройству и управлению баптистские организации (более 300 тыс. человек), богослужебный ритуал которых мало чем отличается от пресвитерианского.

Менее многочисленна секта квакеров, или Христианское общество друзей, как они сами себя называют. Последователи этой секты не признают священников, так как по их учению проповедовать может каждый, на кого нисходит вдохновение. Квакеры не выполняют никаких обрядов. Они осуждают войну, отказываются от несения воинской повинности, не признают присяги.

Кроме перечисленных, в Англии имеется около 200 более мелких сект.

Церковь в Англии играет большую роль во всех отраслях культурной жизни страны.

Особое внимание духовенство уделяет воспитанию подрастающего поколения в религиозном духе. В Англии много школ для детей приверженцев того или иного вероисповедания, распространены воскресные школы, стремящиеся дать «религиозно-нравственное воспитание» детям. И в обычных школах религиозному воспитанию отведено большое место. Во всех школах занятия начинаются и заканчиваются чтением Библии и молитвой, преподавание всех предметов проникнуто религиозной идеологией.

Духовенство стремится влиять и на внешкольный досуг молодежи, организуя многочисленные ассоциации, союзы, клубы и вечера.

Церковь ведет активную пропаганду среди женщин, вовлекая их в массовые религиозные организации, объединения и т. д. Духовенство использует всевозможные средства пропаганды: и прессу, и книги (особенно популярны издания специальных дешевых религиозных комиксов), и собрания, и проповеди, и различные организации, как светские, так и духовные. Излюбленным методом воспитательной работы церкви является христианская благотворительность, осуществляемая через многочисленные церковные общества и создающая видимость заботы правящих классов о нуждающихся.

Наиболее известна своей благотворительной деятельностью так называемая Армия спасения. Титулованная знать и буржуазия снабжают эту организацию средствами, на которые устраиваются убежища для бесприютных, столовые и т. д.

Но несмотря на все ухищрения духовенства трудящиеся массы постепенно отходят от религии. Среди передовых рабочих усиливаются pi атеистические настроения. В Англии существует несколько атеистических организаций, например Воинствующие атеисты (создана в 1932 г.).