Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лопари: пища, общественный и семейный быт, народное творчество
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Основу пищи лопарей составляет оленье мясо в вареном, сыром, соленом или вяленом виде и рыба — вареная, соленая или сушеная. Зимой больше потребляют мяса, летом — рыбы. В прошлом распространены были блюда из оленьей крови в замороженном или высушенном виде. Кроме этого, в пищу шло оленье молоко, а также приготовляемые из него масло и сыр.

В настоящее время широко стало применяться в домашних условиях копчение и простое консервирование мяса в стеклянных банках. Хлеб, молоко, масло и другие припасы лопари покупают. Любимым напитком остается кофе, который пьют обычно немного подсоленным.

Общественный и семейный быт

В отдаленном прошлом лопари Скандинавского полуострова и Финляндии жили родовым строем. Однако судить об этой эпохе можно лишь по очень отрывочным сведениям. У скандинавских и финских лопарей, по-видимому, вплоть до начала XIX в. сохранялись родовые прозвища, которые обычно сочетались с христианскими фамилиями. Эти прозвища были, вероятно, чисто лопарского происхождения, так как в них входило слово «айя», что означает — «отец», «предок».

Другим отголоском родовой эпохи являются тамги — знаки родовой собственности. Основная родовая тамга, имевшая определенный рисунок, видоизменялась в тамгах отдельных семей, сохраняя в целом общее начертание.

В начале XX в. лопари уже жили малыми семьями. Сразу же после свадьбы молодым строили отдельную коту, куда они переселялись после того, как жених отработает положенное время у тестя. Положение женщин в лопарской семье довольно свободное. В свадебном обряде лопарей XVII —XVIII вв. главным моментом было сватовство, после которого жених и невеста фактически становились мужем и женой, тогда как юридически брак считался заключенным только после уплаты выкупа. А от сватовства до уплаты выкупа проходило иногда несколько лет. Непременным условием свадебного обычая в XIX и XX вв. стало церковное венчание, а выкуп сменился простым одариванием невесты.

У лопарей был распространен обычай перемены имени, данного ребенку при рождении. Часто перемена совершалась после тяжелой болезни ребенка, причем первое имя оставалось за ним в виде прозвища.

Своих покойников лопари хоронили чаще всего в санях-акья, которые использовались вместо гроба. Встречаются захоронения в колодах, главным образом детские. Место для захоронения выбирали обычно где-нибудь подальше от жилья, нередко на небольших островах. На могиле оставляли перевернутые сани, топор, огниво, иногда лук и стрелы, а также пищу.

Верования

Дохристианским верованиям скандинавских и финских лопарей были свойственны черты политеизма.

Многие божества пантеона лопарей, по-видимому, оыли заимствованы ими от скандинавов и от финнов.

Кроме верховного бога Юбмела, известны четыре группы божеств: небесные божества — бог солнца Пэйве идр.; божества, живущие в воздухе,— покровительница женщин Саракка (считается, в частности, что она помогает при родах), ее мать Мадеракка, бог грома Айеке и др.; подземные боги -- Рота, считавшийся злым богом, властителем подземной страны, откуда приходили к людям несчастья и болезни, мать смерти Ябме-акке, покровитель чародеев мрачный Сайво-олмак и др.; боги, живущие на земле,— бог лесов и охоты Лейб-олмак, покровитель рыболовства Кнозе-олмак. Одним из главных божеств лопарского пантеона был Сторьюнкаре, которому подвластны все дикие и домашние животные. По всей Лапландии было распространено поклонение священным камням — сеидам (seid, siit).

Кроме веры в высших божеств, была очень распространена вера в духов, населяющих жилище лопаря, а также все окружающее его пространство: тундру, леса, реки, горы и т. д. Особое место занимает вера лопарей в сай- во — духов умерших.

В старину у лопарей было развито шаманство.

Христианизация лопарей, проводившаяся с начала XVI в., способствовала постепенному исчезновению у них языческих верований. В настоящее время скандинавские лопари — христиане лютеранского вероисповедания. Однако еще в конце XIX в. у них были сильны языческие верования и лопари продолжали, хотя и тайно, приносить жертвы сейдам и верить в магию шаманского бубна.

Народное творчество

Лопари изготовляют всевозможные художественные изделия из кожи, дерева, кости и серебра, а также искусно орнаментируют меховую одежду кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером и перламутровыми пуговицами. Орнамент лопарей — геометрический. Любимые цвета в одежде — черный, красный и желтый. Производство изделий из кожи и кости для туристов служит в настоящее время дополнительным источником существования у лопарей.

Лопарский фольклор состоит главным образом из преданий и легенд, содержащих картины различных сторон их жизни (сцены из оленеводческого быта, охоты и т. д.). Хороши и лирические песни, носящие характер импро- впзации и поющиеся речитативом. Из мифологических рассказов особенно распространены предания о стало — жестоких существах, людоедах, которые будто бы в далеком прошлом населяли Лапландию.

Современные этнические процессы

В настоящее время, как можно судить на основании данных официальной статистики Скандинавских стран и Финляндии, происходит быстрый процесс ассимиляции лопарей окружающим их населением. Особенно это характерно для Норвегии, где, по данным последних лет, на родном языке говорят лишь около 9 тыс. лопарей.

Усиление ассимиляции находится в прямой зависимости от понижения удельного веса пастушеского оленеводства в хозяйстве лопарей. Начиная с 1945 г. центральное статистическое бюро Швеции проводит исследования о         распространенности лопарского языка. Выяснилось, что родной язык остается бытовым только у тех лопарей, которые занимаются кочевым оленеводством. Большинство же тех, кто отошел от оленеводства, в течение одно- го-двух поколений перешло на шведский или на финский языки. То же самое наблюдается и у норвежских лопарей.

В настоящее время Саамские культурные общества (советы) Швеции, Норвегии и Финляндии принимают меры к сохранению лопарского языка и культуры.

В 1948 г. в Норвегии была создана лопарская письменность, которую затем приняли в Швеции и Финляндии. В последние годы организованы школы, где преподавание ведется на лопарском языке. В Финляндии в 1953 г. в поселке Инари организована Высшая лопарская христианская школа на 25 человек, с семимесячным сроком обучения. Мальчики в этой школе обучаются навыкам оленеводства и охотничье-рыболовного промысла, а девочки — шитью одежды и обуви из оленьих шкур и тканей. Представители Саамских обществ трех стран входят в Скандинавский саамский совет, который провел четыре конференции, посвященные основным вопросам современной экономики и культуры лопарей. Первая из них состоялась в Йокк- мокке (Швеция) в 1953 г., вторая — в Карашоке (Норвегия) в 1956 г., третья — в Стокгольме в 1956 г. и четвертая — в Инари (Финляндия) в 1959 г.

Если сравнить скандинавских и финских лопарей с лопарями Кольского полуострова, то между ними выявляется много общих черт в хозяйственных занятиях, материальной культуре, религиозных представлениях, не говоря уже об антропологическом типе. Все это говорит об общности происхождения всех лопарей. Однако с давних пор исторические судьбы этих двух групп были различными, и в настоящее время их развитие протекает по-разному.

Лопари Кольского полуострова, живущие в условиях социалистического строя, наряду с новыми отраслями хозяйства (молочное животноводство, пушное звероводство), развивают и совершенствуют свои традиционные отрасли. Они более стойко сохраняют родной язык (при одновременном знании русского языка) и этническое самосознание.