Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лопари: исторические сведения. Хозяйство и жилище. Одежда
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Лопари — один из малочисленных народов Северной Европы. Небольшая часть лопарей (1800 человек) живет в СССР, на Кольском полуострове, а большинство населяет северные области стран Скандинавского полуострова и Финляндии.

Общая численность скандинавских и финских лопарей составляет немногим более 30 тыс. человек. Из них в Норвегии насчитывается 20 735 человек, в Швеции — 7162 человека и в Финляндии — 1603 человека.

В Норвегии 50% всех лопарей живет в провинции Финмарк, около 30% — в провинции Тромс и остальные — в провинциях Нурланн (местность Офо- тен), в северном и южном Треннелаге. В Швеции лопари населяют области Норботтен, Вестерботтен и Ёмтланд; в Норботтене живет более половины всех шведских лопарей. В Финляндии лопарское население сосредоточено в трех районах: Утсйоки, Инари и Энонтекие. Небольшое число лопарей живет в районе Соданкюля, составляя, однако, в северной части этого района болыпинств о населения.

Самоназвание скандинавских и финских лопарей — sameh, sapme, samek, samelats. Свою страну лопари называют «Sabmienladti» или «Sameednan». В Норвегии лопарей называют «samer» или «firmer», в Швеции — «lappar» или «samer», в Финляндии—«lappalaiset».

Область, которую занимают лопари в пределах Скандинавии и Финляндии, называют Лапландией.

Слово «лопарь», как считают языковеды, этимологически связано с финским словом «lappu», что значит «конец», «край»; лопари, следовательно,— жители окраинной, крайней к морю земли.

Язык лопарей принадлежит к севернофинской ветви финно-угорской семьи языков, но занимает в ней особое положение. По ряду особенностей он сближается с самоедскими языками.

У скандинавских и финских лопарей, так же как и у кольских, существует много диалектов. Основные из них — южнолопарский, питеосский, лу- леосский, финмаркенский, сколтский и инарский. Различия между ними настолько значительны, что нередко лопари, живущие в разных районах, не понимают друг друга.

В антропологическом отношении среди лопарей господствует лапо- ноидный тип, образовавшийся в зоне древнего контакта европеоидной и монголоидной больших рас. Основные его признаки: низкий рост (155— 160 см для взрослых мужчин), значительная брахикефалия (головной указатель 84—87), относительно темная пигментация (по североевропейскому масштабу), малая высота лица, вогнутый профиль спинки носа. Признаки, указывающие на примесь монголоидных элементов (плосколицесть, сильное выступание скул, слабый рост бороды и др.),выражены не очень заметно. У лопарей СССР монголоидные черты выражены несколько более отчетливо.

Историческая справка

Время появления предков современных лопарей в Скандинавии и пути, которыми они пришли, остаются еще не совсем ясными. Наиболее вероятно предположение, что предки лопарей пришли с востока, по-видимому из Сибири.

Лопари в прошлом жили значительно южнее мест их современного расселения. Об этом свидетельствуют многочисленные могилы, разбросанные по Скандинавии и Финляндии и известные под названием «лопарских могил» или «лопарских куч». О более южном расселении лопарей говорит и топонимика Швеции и Финляндии. Первым из древних авторов упоминает о лопарях Тацит в I в. н. э., он называет их финнами. Затем сведения о них встречаются у Прокопия (VI в. н. э.) и у Адама Бременского (1066 г.), называвшими их скрид-финнами, т. е. финнами, бегающими на лыжах. Слово «лопарь» впервые появляется у Саксона Грамматика в 1190 г. в V книге «Истории Дании».

Очень долгое время лопари были независимы от своих соседей. Но с конца XIII       в. лопари, населявшие внутренние лесные и горные районы Лапландии, попали в зависимость от Швеции. Примерно в это же время, а может быть и раньше, лопари, жившие по берегам Северного Ледовитого океана, стали данниками Норвегии. С XVI в. начинается миссионерская деятельность среди лопарей. Скандинавские проповедники христианства вначале вели проповеди на лопарском языке. Обучение в школах велось также на родном языке лопарей.

С середины XVIII в. проповедническая деятельность и преподавание в школах стали проводиться на шведском и норвежском языках. Следствием просветительской деятельности шведов и норвежцев было широкое распространение грамотности среди лопарей.

Хозяйство

Предки лопарей принесли на Скандинавский полуостров своеобразную культуру арктических охотников и рыболовов. Охота и рыболовство вплоть до XVII в. были основными занятиями лопарского населения. Оленеводство вначале служило лишь дополнительным источником существования. Быстрое развитие оленеводства начинается с XVII в., когда оно становится главным занятием той группы лопарей, которую позже стали называть горными, или кочевыми, лопарями» К этому же времени относится и обособление отдельных групп лопарей в зависимости от их хозяйственных занятий и характера осваиваемой территории.

Выделились три группы лопарей, которые в общих чертах сохраняются и в настоящее время. К первой группе относятся оседлые морские или прибрежные лопари, составляющие большинство лопарей Норвегии (по переписи 1950 г., они составляют 50% всех норвежских лопарей). Их основное занятие — морское рыболовство: летом и осенью — промысел семги, а весной (с мая по июнь) — лов трески недалеко от берегов. Кроме этого, в начале XX  в. у лопарей стало развиваться скотоводство (разведение лошадей, коров, овец и коз) и земледелие.

Другая группа — речные лопари — осваивает внутренние районы Швеции и Финляндии и занимается главным образом охотой и рыболовством на озерах и реках. Большое значение в прошлом имела охота на дикого северного оленя, который, однако, к концу XIX в. был совершенно истреблен. Охотились также на лосей, песцов, горностаев, бобров и т. д. Самым распространенным способом охоты издавна была охота с помощью ям. Сейчас этот способ применяется очень редко. Распространена была также охота силками на куропаток. У речных лопарей в настоящее время больше, чем у других, сохраняются их традиционные занятия.

Третья группа, наиболее многочисленная и своеобразная,— кочевые лопари, населяющие преимущественно Швецию и в меньшей степени Норвегию и Финляндию. Главное занятие этой группы — оленеводство. Существует два типа кочевого оленеводства: лесное и горное. Лесным оленеводством в конце XIX в. занимались лопари южной Швеции, большинство которых в настоящее время перешло к земледелию. Шведские лопари провинций Лулео,

Питео и Мале сочетают лесное оленеводство с земледелием. И лишь на востоке Швеции, в округе Торнео, небольшая группа лопарей продолжает заниматься исключительно лесным оленеводством. Этот же тип оленеводства распространен и у лопарей Финляндии. Занятие лесным оленеводством связано с полукочевым образом жизни. Лопари, выпасая оленей круглый год в лесах, кочуют в пределах довольно ограниченных пространств.

Большая часть кочевых лопарей Швеции и Норвегии занимается горным оленеводством. Кочевое хозяйство основано на длительных сезонных переко- чевках, пути которых лежат вдоль крупных речных долин. Осенью и зимой лопари пасут свои стада на пастбищах в лишайниковых тундрах, лесах и редколесьях северной Швеции, а весной перекочевывают на горные пастбища Норвегии и к побережью Атлантического океана.

Лопари-оленеводы получили право свободного передвижения через государственную границу Норвегии со Швецией еще в начале XVII в., и это право они сохраняют за собой до сих пор. По норвежско-шведскому соглашению 1919 г., шведские лопари могут перекочевывать со своими стадами на летние пастбища в Норвегию на время с 15 июля по 15 сентября (в провинциях Тромс и Нурланн). В свою очередь, норвежским лопарям разрешается с октября по май пользоваться зимними пастбищами в северной Швеции. В Норвегии и Швеции оленей пасут стадами, а в большинстве районов северной Финляндии применяется вольный выпас. Еще в начале XX в. у скандинавских и финских лопарей широко было распространено доение важенок, которое в настоящее время заметно сокращается.

С конца XIX в. многие кочевые лопари стали оставлять занятие оленеводством и переходить к рыболовству и земледелию. Особенно этот процесс усилился в течение последних десятилетий. Ухудшение состояния пастбищ, падеж оленей в суровые зимы ведет к тому, что лопари остаются без оленей. И именно поэтому часть лопарей перешла к оседлому образу жизни. В Швеции уже более половины лопарей-оленеводов превратились в рыболовов и земледельцев. Подобные же явления происходят в Норвегии и Финляндии.

Многие лопари работают в лесной промышленности, на железорудных разработках, а также уходят в города.

Средства передвижения

Основное транспортное животное лопарей — олень, который используется ими как в упряжке, так и под вьюк. Оленья упряжка лопарей представляет собой одного оленя, запряженного в маленькие сани, так называемую кережу (по- шведски akja). По форме они напоминают лодку со срезанной кормой и острым высоко поднятым носом. Кроме этого, лопари ездят и на нартах самоедского типа с высокими косыми копыльями. В нарты впрягают веером от трех до семи оленей. Пользуются лопари также и автомобильным транспортом.

Жилище

Обычным жилищем кочевых скандинавских лопарей в конце XIX в. была kota — коническая постройка из жердей, сходная с легким разборным жилищем русских лопарей — кувак- сой. Особенность конструкции коты состояла в том, что весь каркас жилища покоился на четырех изогнутых жердях, соединенных попарно в дугообразные (арочные) стропила, концы которых стояли на земле. Сверху коту покрывали летом парусиной, а зимой толстым войлоком или оленьими шкурами. Наверху оставляли небольшое отверстие для выхода дыма. Входом служила маленькая треугольная дверь. В центре коты устраивали очаг, над которым на перекладине подвешивали котлы и кофейники. Пространство по обе стороны от очага выстилалось еловыми и березовыми ветвями, поверх которых клали оленьи шкуры, служившие постелями. Место позади очага считалось «святым», «чистым», и там хранили посуду и запасы пищи. В настоящее время такая кота все еще продолжает в некоторых местах использоваться лопарями для жилья.

Во многих местах Лапландии распространен другой тип жилища — торфяная кота, конструкция которой различна в северных и южных районах. На севере Лапландии, у горных и береговых лопарей, распространена торфяная кота, сходная по конструкции с описанной выше котой. Постройка имеет куполообразную форму, сверху она покрывается березовой корой и торфом.

В южных районах Лапландии, у лесных шведских лопарей, распространена иная кота, представляющая собой более фундаментальную постройку. Ее остов состоит из четырехугольного сруба в три-четыре венца, положенного на землю, и деревянных горбылей, опирающихся на этот сруб и образующих усеченную пирамиду. Сверху кота также покрывается корой и торфом. Этот тип жилища имеет близкую аналогию в жилище русских лопарей, называемом вежей.

В торфяных котах лопари живут обычно на весенних и осенних местах своего обитания. Зимой они чаще всего живут в маленьких бревенчатых тупах, напоминающих пырт русских лопарей. Тира представляет собой сруб- ную однокамерную постройку с плоской крышей, засыпанной землей, с низкой дверью, без окон, с очагом в центре.

У финских кочевых лопарей в начале XX в. летним жилищем были особые деревянные дощатые домики njalla, поднятые над землей и поставленные обычно на ствол срубленного дерева, зимним — низкие складные палатки из оленьих шкур с широким отверстием в крыше для выхода дыма.

В последние годы, в связи с процессом перехода на оседлость, зажиточные лопари стали строить деревянные дома.

Одежда

Материалом для изготовления одежды скандинавских и финских лопарей служат оленьи шкуры, а также толстые суконные ткани разных цветов. Зимой мужчины и женщины носят глухую одежду — pesk, или mudd, сшитую из оленьих шкур мехом наружу, длиной ниже колен, с небольшим разрезом на груди и высоким стоячим воротником, который стягивается спереди ремешками. По вороту, подолу и обшлагам нашивается цветная тесьма, кусочки разноцветного сукна, бисер и маленькие перламутровые пуговицы. Пэск очень похож на печок — зимнюю одежду лопарей Кольского полуострова. В особенно холодное время под пэск надевают tork, сшитую тоже из оленьих шкур, но мехом внутрь.

Под пэск лопари обычно надевают глухую одежду из цветного (белого, синего, красного или черного) сукна—/ш/£,или кафт (вид рубахи),и штаны из оленьей кожи с меховыми голенищами.

Куфт шьют длиной до колен, с разрезом на груди, сильно расклешивая от талии. Сверху куфт перехватывается широким кожаным поясом, на котором всегда висит нож в ножнах, сделанных из оленьего рога. Куфт носят как зимой, так и летом.

В качестве белья летом носят коленкоровые сорочки, а зимой нечто вроде жилета из овечьей шкуры, шерстью к телу.

Обувь шьют из оленьих шкур шерстью наружу или из толстой черной кожи, высотой до колен или чуть выше щиколотки. Особенность всей лопарской обуви — узкий, загнутый кверху носок.

Интересны головные уборы лопарей — с высокой тульей из цветного сукна, на меховой подкладке и с меховой опушкой. Они очень разнообразны и имеют целый ряд вариантов по отдельным районам Лапландии.

В настоящее время традиционная одежда скандинавских и финских лопарей все больше заменяется одеждой их соседей — шведов, финнов и норвежцев. Продолжают сохранять национальную одежду главным образом кочевые лопари.