Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семья и семейные обряды финнов. Народное творчество и литература
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Старинные народные обычаи и обряды в семейном быту финнов стали отмирать с развитием капиталистических отношений в деревне. В прошлом в них, так же как и в других областях культуры, было немало местных особенностей и отличий, характерных для разных частей страны. Например, при сватовстве в западной Финляндии сваты приходили в дом невесты с водкой, и принятие угощения родителями девушки означало их согласие. На востоке сваты угощали не водкой, а табаком и даже самый обряд сватанья получил название «хождения с табаком». В восточных районах обязательным был девичник накануне свадьбы, на западе этот момент церемонии отсутствовал. Вообще свадебный ритуал в восточной Финляндии был более сложным и длительным, чем в западной. В народной финской свадьбе сохранились очень древние черты, свидетельствующие о том, что в прошлом свадьба проводилась как заключение союза между родами жениха и невесты. Значительная часть обрядов была направлена на защиту невесты от злых духов: в момент перевоза ее в дом жениха лицо ей закрывали покрывалом, в повозку брали нож и т. д. Народная свадьба сохранялась очень долго наряду с церковным венчаньем, с которым она часто не совпадала по времени, причем действительным брак считался только после народной свадьбы. В настоящее время народные свадебные обряды полностью исчезли.

В связи с ранним развитием капитализма рано началось в Финляндии и разложение больших семей. Однако этот процесс протекал медленно, и в юго-восточных районах страны даже в 40-х годах XIX в. можно было изредка встретить еще неразделенные семьи. В западной Финляндии отражением более глубокого проникновения в семейную жизнь денежных отношений служит обычай перехода престарелых родителей на пенсион (syytinki). Согласно нотариальному акту, вступившие во владение хозяйством дети обеспечивают родителей пищей, одеждой и т. д. В актах бывают даже упоминания о таких обязательствах, как предоставлять лошадь для поездки в церковь, мыть стариков в бане по субботам и т. п.

В настоящее время в Финляндии господствует малая семья, хотя состав малых семей далеко не однороден. Самой распространенной формой является семья из двух поколений — родителей и детей. Но случается и так, что в семье живет один из представителей старшего поколения, чаще всего мать с той или другой стороны; обычно в ее обязанности входит присмотр за детьми. В городе главная причина этого — рост занятости в общественном производстве замужних женщин. В сельских местностях очень распространены семьи, состав которых большую часть года бывает неполным. В крестьянских хозяйствах, где земельный надел менее 5 га (а их насчитывается не многим менее 200 тысяч), муж отсутствует значительную часть года на заработках (лесных или иных работах). В брак теперь вступают в среднем раньше, чем в XIX в.: если в конце XIX в. средний брачный возраст был для девушек 25, а для мужчин — 27 лет, то в настоящее время это 23 года для женщин и 25 для мужчин.

Положение женщины в семье всегда было довольно свободным. С ростом участия женщины в общественном хозяйстве и с подъемом образования самостоятельность женщин укрепилась. Однако женщины редко имеют высшее или специальное образование. Число женщин, оканчивающих школу, превышает число мужчин, но от числа лиц, оканчивающих технические вузы, женщины составляют лишь 2,1%. Число замужних работающих женщин все время возрастает, что объясняется материальным положением семей трудящихся. В общественном производстве занято 808 тыс. женщин, что составляет 46,7% всего самодеятельного населения. Половина из них работает в сельском и лесном хозяйстве. Значительная часть женщин работает в области обслуживания, в кустарной промышленности. На целый ряд должностей женщины не допускаются, и в первую очередь на руководящие должности. В промышленности работают преимущественно молодые женщины. Пенсия для одиноких женщин полагается с 60 лет, а для имеющих семью — с 65 лет.

Народное творчество и литература

Из музыкальных народных инструментов в Финляндии известны различного типа берестяные рога и свирели и струнные инструменты двух типов. Один из них — кантеле (kantele) с металлическими струнами типа гусель (на нем играют, перебирая струны пальцами), другой — юхоко (jouhikko) с волосяными струнами. Играют на нем смычком.

Игрой на кантеле сопровождалось исполнение рун — эпических песен, сохранившихся теперь только у карел. Их пели вдвоем, держась за руки и покачиваясь. Один запевал, другой подхватывал последний слог стиха и повторял его.

Кроме рун, на востоке Финляндии были распространены плачи. Богата Финляндия и другими видами устного народного творчества — сказками, пословицами и поговорками, загадками.

Финская письменность возникла в середине XVI в. Тогда же были изданы первые книги на финском языке: «Азбука» (1542 г.), финский перевод Нового завета и еще несколько книг религиозного содержания, принадлежавших перу видного реформатора финской католической церкви Ми- каэля Агриколы (1510—1557 гг.). С того времени было разрешено преподавание на финском языке в начальных школах, но в средних и высших учебных заведениях оно началось лишь во второй половине XIX в.

К этому же времени относится возникновение национальной литературы. Большую роль в ее создании сыграл Элиас Ленрот (1802—1884 гг.), собиратель произведений карело-финского устного народного творчества. В 1835 г. вышла в свет «Калевала» (в полном объеме — в 1849 г.), плод упорного труда Ленрота. Это эпическая поэма, составленная из народных рун; в них изображена жизнь карел и финнов до введения христианства. Сказочные сюжеты переплетаются в «Калевале» с реалистическим описанием быта, в нем изображается борьба людей с суровой природой — страной мрака Похьёлой, созданы интересные образы народных героев и богов. Эпос «Калевала» неоднократно переиздавался и был переведен почти на все языки мира. И в настоящее время народ Финляндии отмечает день «Калевалы». Выход в свет «Калевалы» пробудил интерес к народному творчеству. Впоследствии не один писатель обращался к сюжетам «Калевалы».

Основоположником реализма в финской литературе был Алексис Киви (1834—1872 гг.) — первый классик финской поэзии, прозы и драматургии. Крупнейшее произведение А. Киви — роман «Семь братьев» (1870 г.) — реалистическая, проникнутая своеобразным юмором и житейской мудростью картина жизни финского крестьянства.

Многие писатели Финляндии создавали свои произведения на шведском языке. Из них наиболее крупными были представители романтизма Й. Л. Ру- неберг (1804—1877 гг.) — национальный поэт Финляндии, автор государственного гимна, и Закариас Топелиус (1818—1898 гг.) — создатель цикла исторических романов и произведений для детей.

В конце XIX в. в Финляндии появился ряд талантливых произведений, в которых были подняты острые социальные проблемы. Одной из ярких представительниц демократической культуры того времени стала Минна Кант (1844—1897 гг.), которая впервые в финской литературе с позиций критического реализма показала тяжелое положение рабочего класса.

В первые десятилетия XX в. в финской литературе особенно выделялось творчество Альгота Тиетявяйнен-Унтола (1868—1918 гг.), известного под псевдонимами Ирмари Рантамала, Майю Лассила, И. И. Ватанен. Яркий, проникнутый народным юмором талант писателя блещет в его классических произведениях (повести «За спичками», «Воскресший из мертвых» и др.)* Решительная защита писателем интересов трудящихся вызвала против него озлобление у реакционеров. В 1918 г. Тиетявяйнен-Унтола был расстрелян финскими белогвардейцами.

Среди современных писателей Финляндии большой известностью пользуются лауреат Нобелевской премии Ф. Э. Силланпяя, пишущий преимущественно о сельской жизни западной Финляндии, и Тайво Пекканен, создавший произведения о рабочих Финляндии. Весьма интересно творчество Пент- ти Хаанпяя, писателя-самородка, великолепно владеющего словом; в его ярких произведениях правдиво передан крестьянский быт. Большой популярностью в стране и за ее пределами пользуются Вайне Линна, роман которого «Здесь, под Северной звездою» издан и на русском языке, и Марти Лар- ни, автор сатирических романов «Четвертый позвонок» и «Прекрасная свинарка», также переведенных на русский язык. Известным драматургом по праву считается Хелла Вуолийоки. Ее пьесы «Каменное гнездо», «Юстина» прочно вошли в репертуар и советского театра.