Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Верования и религия исландцев. Образование и культурные учреждения. Народное прикладное искусство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Бытовавшая у исландцев мифология сложилась гораздо раньше заселения острова, а поэтому принадлежит в равной степени норвежцам и вообще всем скандинавам и даже германоязычным племенам, у которых она столь полно, как у исландцев, не сохранилась. Именно благодаря тому, что в Исландии после принятия христианства не преследовалась языческая вера, сведения о ней еще долго держались в фольклоре и были записаны и сохранены, в частности, в древнескандинавском эпосе «Старшей Эдде».

Еще целое столетие спустя после принятия христианства в 1000 г. многие исландцы продолжали, правда скрытно, приносить жертвы и почти открыто верить языческим богам из общескандинавского пантеона.

В древнескандинавской мифологии пантеон богов выглядит как примитивное человеческое общество; это племя асов, которое воюет с соседним племенем ванов. Боги во всех своих действиях, чувствах и по внешности почти не отличаются от людей; они даже не бессмертны. В набегах и походах боги применяют и силу, и хитрость, захватывают заложников или трофеи и постоянно противостоят злым силам — великанам ётунам и турсам и великаншам, среди которых сама смерть Хель. Образ Хель сложен. Она одновременно и смерть, и царство смерти, и великанша, и олицетворение разложения трупа, его сине-черный цвет.

Вообще в мифологии исландцев весьма много противоречий и непоследовательностей. Наиболее сложен и противоречив образ Одина, главы асов и отца богов, а также бога войны, бога поэзии и мудрости, бога принесенных в жертву — повешенных и пронзенных копьем, бога заклинаний и колдовства и покровителя мореплавателей и героев. Он живет в чертоге Валхалле вместе с большинством других богов, относящихся к роду асов. Он помогает героям в сражениях, дает им свое копье, но он же и убивает после победы своих любимцев. Он сеет раздоры и распри, коварно соблазняет женщин, принимая разные образы. Обычно это старик с длинной бородой, в надвинутой на глаза шляпе и в синем плаще. Но он может превратиться в медведя, коня, змею, ястреба, орла.

Более целен образ Тура — бога молнии и грома, бога плодородия и защитника от всего злого — колдовства и болезней. Тур вооружен молотом, которым он сокрушает врагов-великанов.

Коварен и опасен бог Локи, зачинщик всякого зла. Он устроил так, что погиб общий любимец Бальдр — бог света и жизни.

Другой род богов — ваны, с которыми первоначально воевали, а потом объединились асы. Ваны добры, но распутны. Это божества плодородия — Ньярд и его дети Фрейр и Фрейя. Возможно, они древнее асов.

В мифологии значится еще много других богов и различных мифологических образов. Хильд — одна из дев-валькирий, богиня битвы и в то же время сама битва; карлик Альвис, прорицательница Хюндля, альвы — духи умерших в царстве теней богини Хель, а также много других персонажей, даже с личными именами, суть которых, в виду кратких сведений о них, неясна. В 1000 г. были отменены и запрещены такие дохристианские обычаи, как приношение человеческих жертв, выбрасывание новорожденных в пустынное место, особенно распространенное в бедных и многодетных семьях, поединки, как древний способ решения споров.

После Реформации (XVI в.) господствующей государственной формой христианской религии в Исландии стало лютеранство. В настоящее время страна разбита на 220 церковных приходов. Влияние протестантских священников довольно значительно, особенно на сельских жителей. Богословие непременно входит во все школьные программы, так как церковь в Исландии не отделена от государства. У части исландцев до сих пор сохранились пережитки дохристианских верований: некоторые суеверные приметы, поверья о колдунах и др.

Образование и культурные учреждения

Исландия уже в течение нескольких веков — страна сплошной грамотности. Обязательное начальное образование для детей в возрасте от 7 до 14 лет закреплено конституцией. Подростки старше 14 лет могут учиться в дополнительной и средней школе. Среднее образование не обязательно, и средние школы охватывают относительно небольшую часть подростков соответствующего возраста.

Наряду с общеобразовательными имеются средние профессиональные школы: педагогическая (по подготовке учителей начальных школ), мореходная, коммерческая, две сельскохозяйственные школы. Единственный университет страны основан в Рейкьявике в 1911 г. и готовит специалистов «свободных искусств», медицины, права и богословия.

Важнейшие культурные учреждения и общества Исландии сосредоточены в столице. Здесь находятся Общество литературы, Национальный архив, Национальный музей, Историческое общество, Археологическое общество, Научное общество, Галерея живописи и скульптуры.

Язык, устное народное творчество и литература

Исландский язык выделился из норвежских диалектов в IX в. и с тех пор развивался самостоятельно, сохраняя, однако, некоторую близость с современными западнонорвежскими диалектами. Вследствие относительной культурной обособленности исландский язык в большей мере, чем другие скандинавские языки, сохранил архаические черты.

Каждый школьник свободно читает и понимает даже первые записи устных текстов, которые были произведены с конца XII до конца XIV в. В современной Исландии нет большой разницы между книжным и разговорным языком* Диалектов также нет, хотя и встречаются некоторые местные фонетические и даже лексические особенности. Среди рыбаков распространен особый жаргон, образовавшийся из смешения исландских элементов с английскими, французскими и голландскими, так называемый фландрамол. Он служит средством общения с иностранными рыбаками, посещающими Исландию.

Со времен первых норвежских колонистов в Исландии осталось богатейшее фольклорное наследство — сказания и легенды, песни и мелодии, героический и мифологический эпос.

Еще в Норвегии в дружине конунга или ярла был поэт-скальд, забавлявший дружину и ее предводителя на пирушках и поднимавший боевой дух песней перед началом сражения. Скальды создали своеобразную форму поэзии: со строгим размером, с разнообразной игрой метафорами и синонимами. Возникшие как творчество конкретного автора, стихи скальдов — висы— передавались в устной традиции, причем имя автора сохранялось в памяти декламаторов. Сохранились стихи около 250 скальдов, а всего известно около 350 имен скальдов IX—XIII вв.

Существовал и другой вид повествования — сага, которая до XII в* была, вероятно, наиболее типичной для Исландии формой фольклора. Сага иногда весьма значительна по объему. Она дает широкую картину жизни, захватывает множеством сообщаемых приключений, в том числе трагических. Особенно распространены были так называемые семейные или родовые хроники, интересные для исследователей как в художественном, так и в историческом, этнографическом и географическом отношениях. С XII в., когда латинское письмо стало использоваться в Исландии для записи на родном языке, саги были записаны и положили начало яркой и самобытной литературе.

Наиболее известны советскому читателю переведенные на русский язык четыре исландские родовые саги: «Сага о Гуннлауге», «Сага об Эгиле», «Сага о людях из Лаксдаля» и «Сага о Ньяле». Очень интересны три саги, повествующие об открытии и заселении Гренландии и о доколумбовых открытиях Америки: «Сага об Эрике Рыжем», изданная на русском языке в конце XIX в.,, и не переведенные на русский язык «Сага о побратимах» и «Сага о гренландцах». Слушание саг — повествований о фактах истории какого- либо исландского рода или о жизни видного представителя рода, прославившегося своими приключениями,— до наших дней любимое занятие исландцев в свободное от работы время.

Еще один удивительный памятник древнего исландского фольклора — песни. Сохранился сборник записанных в XII в. мифологических и героических песен, многие из которых носят черты глубокой старины. Эддические песни (от названия сборника — «Старшая Эдда» или Кодекс Ре- гиус) — это песни о богах, их злоключениях и проделках, и о героях, их подвигах, трагической гибели.

Наиболее древними литературными произведениями исландцев, написанными еще в XII—XIII вв., является исторический труд «Книга о заселении страны» Ари Мудрого, «Королевские саги» Снорри Стурлусона и его же «Поэтика», или «Младшая Эдда», — учебник по написанию скальдических стихов.

С XIV в., когда завершилась запись многочисленных саг, все большее место в литературе стала занимать церковная тематика. Появились первые печатные книги на исландском языке — Новый завет, Библия и др. Пурист Свейнбьёрн Эгильссон в конце XVIII в. составил словарь исландского поэтического языка, издавал исландские саги, переводил книги зарубежных авторов на исландский язык. Его ученики языковед К. Гисласон и поэт Йонас Халльгримссон издавали с 1835 г. журнал «Фьёльнир».

Крупнейшим прозаиком XIX в. был Йон Тородсен, автор классических для новоисландской литературы романов «Мужчина и женщина», «Юноша и девушка». В середине XIX в. Йоном Арнасоном был издан сборник народных сказок. Из крупнейших прозаиков нашего времени следует назвать главу демократического направления в исландской литературе Халлдо- ра Кильяна Лакснесса. Широкую известность Лакснессу принес роман «Салка Валка» (1931—1932 гг.) о зарождении рабочего движения в Исландии и ряд других романов.

Народное прикладное искусство

До конца XIX в. основная часть предметов, необходимых в хозяйстве и быту, производилась в крестьянской семье. Однако уже с раннего средневековья из домашнего производства выделился ряд ремесел — кузнечное дело, шорное ремесло, бондарство, изготовление обуви., ковроткачество.

Сохранились памятники исландского народного декоративно-прикладного искусства, относящиеся к периоду заселения острова. Это резьба по дереву, кости и рогу, гравировка по металлу.

В орнаменте, которым украшали мебель, хозяйственную утварь, двери спальных альковов, металлические изделия, по-прежнему сочетались древнескандинавские мотивы плетенки — сложного повторения изображения стилизованных животных и растений. Эта традиции продолжали жить в творчестве народных крестьянских мастеров — резчиков по дереву и живописцев, но в позднее средневековье в орнаменте стали преобладать растительные узоры. С принятием христианства просочились и религиозные мотивы: изображения святой троицы, а чаще всего — Христа. Резьбой по дереву украшали двери церквей, амвоны и алтари, жилые дома богатых крестьян, скамьи и сундуки, крышки и ручки деревянных пивных кружек-бочонков. В наши дни резчики по дереву специализируются на изготовлении регентских палочек, тросточек с ручками или с набалдашниками, ложек, пивных кружек — все с резной готической вязью.

Изделия из кости и рога и гравировка по металлу всегда сохраняли в Исландии значение особых ремесел, хотя и не имели такого распространения, как резьба по дереву.

До конца XIX в. немалое значение в качестве домашнего занятия женщин и подсобного ремесла крестьянских хозяйств имело ткачество. Как в Норвегии и в Дании, в Исландии ткали сукно и другие шерстяные ткани на вертикальной раме. Этот вид ремесла в XX в. был полностью вытеснен фабричным производством.

Древними мотивами орнамента исландских ковров и постельных накидок были животно-растительные узоры, сцены из языческих саг и легенд, а затем библейские сюжеты. В начале XX в. кустарное ковроткачество было вытеснено фабричным производством.

В XVII—XVIII вв. в Исландии распространился рисованный красками по ткани или вышитый пышный растительный орнамент. Он встречается и в наши дни в серебряном и полихромном шитье, на национальной праздничной женской одежде — по краям лифов и жакетов.

Вязание шерстяных изделий — свитеров, варежек, перчаток, рыбацких рукавиц из грубой шерсти — до сих пор широко распространено в Исландии. Эти изделия находят сбыт на месте — в городах, рыбацких поселках и крестьянских хуторах. На вязаных шерстяных изделиях преобладают простые геометрические орнаменты и чередующиеся цветные полосы.

Домашним рукоделием издавна было вышивание на хлопчатобумажных носовых платках и на попонках под седло верховых лошадей — пони. В годы второй мировой войны, когда в стране высадились сначала английские, а затем американские войска, эти изделия получили широкий сбыт среди солдат оккупационных войск в качестве сувениров, и после войны попонки и платочки остались ходким товаром для иностранных туристов. На носовых платочках обычно по-английски в углах вышивают инициалы заказчика и название населенного пункта страны, где он вышит, а в центре — извергающийся вулкан, водопад или белого медведя на льдине. На попонках по углам вышивают голову лошади, цветочек и инициалы заказчика.