Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Профессиональное искусство и литература у норвежцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Ранний период норвежской литературы — до конца XIII в.— прочно связан с исландской литературой. Об этом периоде подробнее сообщается в главе об исландцах.

В средневековье, когда культурная жизнь сосредоточилась в датско- норвежской столице Копенгагене, там создалась и общая датско-норвежская литература, в которой удельный вес норвежского элемента стал значительным только в XVIII в. Особенно заметный след оставили крупнейший скандинавский просветитель первой половины XVIII в., замечательный сатирик, драматург, историк и философ Людвиг Хольберг (1684—1754 гг.), поэт и издатель первой норвежской газеты в Христиании Кристен Туллин (1728— 1765 гг.) и сатирик Юхан Вессель (1742—1785 гг.).

Но подлинный расцвет норвежской литературы начался с конца 1830-х годов, когда возрос интерес к национальной старине и народному творчеству. Норвежские народные сказки и песни сыграли роль ее мощного стимулятора. К концу прошлого века, как писал Энгельс, «Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России»1, и норвежская литература приобрела мировое значение.

Начало этой ярко национальной новой норвежской литературе было положено сборником народных сказок, собранных и напечатанных в 1841— 1844 гг. зоологом Петером Асбьёрнсоном и епископом Ёргеном Му, и сборником норвежских народных песен, собранных и изданных в 1853 г. Магнусом Ланнстадом.

Язык этих сказок и песен оказал огромное влияние на дальнейшее развитие литературного языка в Норвегии. Своей популярностью эти сборники как бы открыли путь для притока народно-разговорных элементов в прозу и поэзию Норвегии и породили в литературе мощное течение реализма, сохранявшего вначале романтические черты. Именно крупнейшим пи- сателям-реалистам Норвегии XIX в. Хенрику Ибсену, Бьерншерне Бьёрнсону, Александру Хьелланну и Ионасу Ли — так называемой четверке великих — суждено было вывести норвежскую литературу в разряд мировых.

Идейный разброд в среде норвежской интеллигенции того времени вносит пессимистические, а подчас и глубоко трагические ноты в произведения этой «четверки великих», их современников и последователей.

Во второй половине XIX в. появилась тенденция к созданию нового литературного языка на базе народных диалектов.

Хенрик Ибсен писал на риксмоле, но систематически вводил в свои произведения слова и выражения из народных диалектов. Лингвисты Ивар Усен и в особенности Винье шли иным путем: они пытались создать новый литературный язык — ланнсмол — на основе западных народных диалектов, совершенно устранив датский язык из норвежской литературы. Между сторонниками риксмола и ланнсмола разгорелась борьба. В период подъема национального движения ланнсмол был допущен в качестве языка преподавания в начальную школу наряду с риксмолом (1886 г.). Вопрос о том, на каком языке преподавать, решался самостоятельно в каждой школе.

Но район распространения ланнсмола в конце XIX — начале XX в. ограничился преимущественно юго-западным побережьем страны, ибо жители других областей Норвегии далеко не свободно понимали новый литературный язык. Только постепенно ланнсмол, становясь более универсальным путем лексического обогащения из говоров других районов страны, распространился шире.

До второй мировой войны в Норвегии параллельно существовали оба литературных языка. Длительное сосуществование этих языков и борьба их сторонников между собой не столько развивали, сколько усложняли общенорвежский литературный язык. Если в XIX в. введение ланнсмола объяснялось попыткой приближения литературного языка к языку сельского населения, т. е. большинства норвежского народа, то в XX в. с каждым десятилетием положение изменялось не в пользу ланнсмола. Разрыв со Швецией в 1905 г. обусловил бурное развитие промышленности, рост городского рабочего класса, проникновение капитализма в деревню. Значительно возросла роль городов в жизни страны. В этой обстановке наличие двух литературных языков оказывалось помехой. Сторонники обоих языковых течений после долгих споров только в 1938 г. согласились на создание такого языка, в котором на базе риксмола были бы отражены чисто норвежские языковые нормы в лексике и в грамматике. Был создан так называемый самноршк (samnorsk) — общенорвежский язык. Фактически он не заменил собой и не вытеснил оба литературных языка, а оказался третьим литературным языком, еще более непривычным для народа и искусственным.

В последние годы позиции риксмола усиливаются. В настоящее время все 95 ежедневных газет печатаются на риксмоле. Только несколько газет, выходящих три раза в неделю и реже, издаются на ланнсмоле. Из всей литературы, изданной в Норвегии с момента появления ланнсмола, более 95% напечатано на риксмоле. Из более чем двухсот романов и рассказов, переведенных с других языков на норвежский, все изданы на риксмоле. Из всех фильмов, созданных в Норвегии, только два были озвучены ланнсмолом, остальные — риксмолом. Все тексты зарубежных фильмов также переводятся только на риксмол. Наиболее крепкие позиции ланнсмол имеет в школах Вестланна — на западе страны. Но даже там не более 28% учащихся обучается на нем, в то время как 72% получают образование на риксмоле.

Борьба за становление единого литературного языка в Норвегии продолжается и сейчас.

С начала XX в. в норвежской литературе усиливаются антиреалистиче- ские течения — символизм и импрессионизм, и этот процесс остро сказывается на творчестве многих крупных писателей, например, писавшего на ланнсмоле Арне Гарборга (1851 — 1925 гг.). Натурализм и импрессионизм окрасили и творчество Кнута Гамсуна (1859—1952 гг.).

Однако в Норвегии сохранялись в литературе и здоровые, реалистические силы. К ним относится лауреат Нобелевской премии Сигрит Уннсет, которая наиболее известна своей исторической трилогией «Кристин, дочь Лавранса» (1920—1922 гг.), насыщенной богатейшим материалом по культуре и быту средневекового норвежского крестьянства. Одним из лучших бытописателей-реалистов, в творчестве которого сильна романтическая струя, был Ханс Кинк. Между двумя мировыми войнами широчайшую известность завоевали поэт-коммунист Рудольф Нильсен, писатель и поэт Нур- даль Григ, погибший в 1944 г. в войне с фашистами (роман «Корабль приближается», драма «Парижская коммуна»). Из современных писателей наиболее популярны поэтесса Ингер Хагерюп, пролетарский писатель Эйвинн Бул- стад, драматург и мастер рассказа Юхан Борген.

Музыка

Народные песни и мелодии танцев, как и импровизации народных скрипачей, нередко служат источником творчества норвежских композиторов. Значительную роль в развитии норвежской музыки сыграла семья Линдеманов, давшая несколько поколений видных музыкантов. Один из них — Людвиг Матиас Линдеман (1812—1887 гг.) — прославился как собиратель музыкального норвежского фольклора.

Громадную роль в формировании и подъеме норвежского музыкального искусства на уровень мирового сыграл великий норвежский композитор Эдвард Григ (1843—1907 гг.). Он создал музыку к театральным пьесам, в частности к драме Ибсена «Пер Гюнт» и драме Бьёрнсона «Сигурд Оруженосец», многочисленные романсы, оркестровые сюиты и фортепианные миниатюры — пейзажные зарисовки, бытовые сценки, картинки настроений. Его красочная музыка глубоко национальна. Композитора вдохновляла природа Норвегии с ее фьордами, лесами и суровым климатом (например, в вокальном цикле «По скалам и фьордам», симфонической картине «Утро», пьесе «Вечер в горах»), народные сказки (музыкальные пьесы «В чертогах горного короля», «Кобольд», «Шествие гномов»), быт крестьян («Сцены из народной жизни», «Норвежское свадебное шествие»), мотивы народного музыкального творчества (циклы «Норвежские танцы и норвежские мелодии» и «Старонорвежский романс с вариациями»). Музыка Грига проникнута патриотическими идеями, а его талант оказал исключительное воздействие на творчество многих композиторов мира.

Театр и кино

В начале XIX в. среди богатых горожан Норвегии стали популярны любительские театры. В 1827 г. в Христиании открылся Народный театр с профессиональными актерами, но в течение нескольких десятилетий представления в нем давались на датском языке.

Возникновение национального норвежского театра относится к 1850 г., когда скрипач и этнограф Уле Булл основал в Бергене Норвежский театр, позднее получивший название Национальной сцены. Его режиссером стал Хенрик Ибсен. В это же время во главе Национального театра в Христиани стоял Бьёрнсон. Создание самостоятельного норвежского театрального искусства тесно связано с именами этих двух великих норвежских писателей и драматургов. Оба обращались к истории Норвегии, к народному эпосу и древним скандинавским преданиям. Эти тенденции наиболее четко отразились в драмах Ибсена «Северные богатыри», «Борьба за престол» и в пьесах Бьёрнсона «Хромая Гульда» и «Король Сверре».

В Норвегии и за ее пределами возникла «ибсеновская школа» актеров. Традиции ибсеновской школы господствовали и в 1920—1930-х годах, когда выдвинулась фигура нового крупного театрального деятеля Скандинавии, режиссера и актера Нильсена, который был учеником русского театра и последователем К. С. Станиславского. Под руководством Нильсена Бергенский театр стал лучшим театром Северной Европы.

Кроме театра в Бергене, значительная роль в развитии театрального искусства в стране принадлежит театрам Осло—Национальному, Новому, Центральному и Народному, а также театрам в Тронхейме, Ставангере, и самодеятельным театрам: столичному Норвежскому рабочему театру, строящему свою деятельность именно в духе ибсеновских традиций, самодеятельным театрам и кружкам в провинциальных городах, а также уже упомянутым «фольклорным группам Норвегии».

В норвежском киноискусстве, возникшем перед второй мировой войной, возобладали реалистические тенденции. В послевоенные годы вышло много фильмов о периоде войны, об оккупации и борьбе сил Сопротивления. Наибольшим успехом на экранах мира пользуются норвежские фильмы «Борьба за тяжелую воду» и «Девять жизней». Широкую популярность приобрела киностудия «Каприно-фильм», выпускающая кукольные фильмы.

Живопись и скульптура

После разрыва унии с Данией в 1814 г. в Норвегии стала развиваться профессиональная отечественная живопись и скульптура. Значительную роль в развитии живописи на первых порах сыграла школа пейзажной романтики в Дюссельдорфе, где получило образование большинство норвежских живописцев этого периода. Родоначальником пейзажной живописи страны считают профессора Художественной Академии в Дрездене норвежца Юхана Даля (1788— 1857 гг.) завоевавшего всеевропейскую славу.

Создатель галереи картин из норвежской народной жизни-Адольф Ти- деман и пейзажист Ханс Гюде-были также воспитанниками школы Дюссельдорфа. Еще один ее ученик — Юхан* Экерсберг (1822—1870 гг.)— основал в 1859 г. первую школу живописи в Христиании, которая затем выпустила много отечественных живописцев.

Однако в последней четверти XIX и в первой четверти XX в. в живописи Норвегии ощущалось влияние французской школы. Норвежский художник Эрик Вереншельд приобрел мировую известность галереей портретов выдающихся деятелей Норвегии. Его кисти принадлежат портреты Ибсена, Бьёрнсона, Фритьофа Нансена. Заметный след в живописи и графике страны оставил Эдвард Мунк (1863—1944гг.). Разносторонний художник, он был противоречив в своем творчестве. Он создал многочисленные портреты и символические композиции, которыми были декорированы крупные залы страны.

Из наиболее известных живописцев последнего времени можно назвать Кая Фьелля, Арне Экеланна и особенно Эрлинга Энгера, автора многочисленных зарисовок из жизни норвежского крестьянства и родных пейзажей.

Из скульпторов Норвегии наибольшую известность приобрели смелый реалист, воспитанник французской школы 1870-х годов Стефан Синнинг (1846—1922 гг.) и символист Гюстав Вигеланн. Лучшей работой Синнинга была созданная им в Риме скульптура «После боя. Варварка уносит домой труп сына». Позже он создал статуи Ибсена и Бьёрнсона, установленные перед зданием Национального театра в Осло. Вигеланну принадлежат давшие ему всемирную известность скульптурные пары мужчин и женщин, а также монументы, которыми декорирован Фрогнер-парк в Осло.