Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество норвежцев. Религия и церковь
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Норвежцев нельзя считать особо религиозным народом, но религия и церковь все же играют значительную роль в их быту и в общественной жизни. Церковь в Норвегии по конституции не отделена от государства, и официальной государственной религией признается евангелическая лютеранская вера. Однако другие религии в стране не преследуются.

Содержание церковных приходов составляет значительную часть расходного бюджета государства. Немалые средства расходуются и на содержание теологического факультета в университете в Осло. Управляет норвежской официальной церковью лютеранский епископ, живущий в Осло, но верховным главой церкви считается король, который, согласно конституции, должен «исповедовать евангелическую лютеранскую религию, поддерживать ее и покровительствовать ей».

Более половины Государственного совета Норвегии, состоящего из короля, его наследника и кабинета министров, должно исповедовать официальную религию страны. Король определяет все, касающееся в стране общественного богослужения и обрядности, заседаний и собраний по религиозным делам, и должен контролировать соблюдение служителями церкви установленных для них правил. Норвежский лютеранский священник — пастор — это государственный служащий, получающий жалованье от казны и бесплатную квартиру от городской или сельской коммуны.

В школах богословие — обязательный предмет. Хотя среди норвежской интеллигенции и рабочих имеется немало атеистов, авторитет и сила церкви в семейном и общественном быту сказывается даже на них: избегая осуждения соседей, они не только не мешают обучению своих детей в школе закону божию, но и не противятся крещению детей и их конфирмации, хотя, в отличие от уроков религии в школе, крещение и конфирмация необязательны.

Помимо лютеранской церкви, в Норвегии имеются католики и действуют секты пятидесятников, баптистов, адвентистов. Религиозная организация Армия спасения, построенная на военный лад — с офицерами и солдатами,— опирается на мелкую буржуазию городов и бедноту рабочих поселков.

Бытовое влияние официальной лютеранской религии проявляется в обилии религиозных праздников.

Устно-поэтическое творчество

Богатейший древний и раннесредневековый общескандинавский эпос сохранился в виде записей только у исландцев. В самой Норвегии он изучается в средней школе, но вовсе не бытует ныне в устном творчестве. Сохранилась во всей своей красе и бытует до наших дней старая норвежская сказка, которую матери и бабушки рассказывают малышам и которую охотно слушают в сельских местностях во время вечернего отдыха и взрослые. Действие сказок происходит на берегах фьордов; среди волшебных способов переезда героев сказок преобладает такое типично норвежское средство, как лыжи; среди грузов крестьянского воза — сыр и масло, основные продукты норвежского крестьянского хозяйства; от «злой силы» нужно оберегать густую зеленую траву — кормилицу скота норвежских крестьян- животноводов.

Многие норвежские сказки, возникшие главным образом у жителей внутренних горных областей страны, повествуют о злом и могучем хозяине гор тролле и хозяйке леса трольхьярин, или троллихе, мешающих человеку пользоваться богатствами природы. Мечты о победе справедливости, о торжестве правды в волшебных и бытовых сказках олицетворены в образе паренька Аскеладдена, буквально «золушки»; он нескладен и чудаковат, но в конце концов оказывается победителем.

Очень часто главной причиной настойчивости и храбрости героя оказываются горячая любовь к девушке, ждущей избавителя, или пытливый поиск счастья для людей. И, как обычно, у людей — героев сказок появляются союзники в мире волшебного. Это добродушные маленькие уродцы — двер- ги, работающие на троллей и умеющие делать все, даже плавить металлы и ковать железо. Они готовы поделиться своими знаниями с человеком, но могучий тролль терроризирует их, и только исключительные обстоятельства помогают человеку получить у двергов то, чего он добивается.

У жителей приморских районов место тролля занимает злое морское чудовище драуген, заманивающее рыбаков в опасные места, рвущее им сети, разбивающее лодки. Сказки о драугене обычно сочетаются с поверьями об утопленниках. Драугена изображают в сказках в виде человека без головы, увешанного водорослями. К числу наиболее известных сказок о драугене относится сказка о затонувшей свадьбе, участники которой были заманены чудовищем в пучину. Крики тонущих, перемежающиеся со свадебными песнями, якобы слышны перед бурей.

Как у всех земледельческих народов, у норвежцев существует много сказок о домовом (nisse), охраняющем домашний очаг, жилище, домашних животных. Ниссе — это хозяин жилья и его защитник. Он помогает человеку, если тот относится к нему с уважением, и наказывает, насылая болезнь на домашних животных, если обижен человеком/ Отголоском поверья о том, что ниссе нужно уважать, был обычай кормить его во время праздника юля (зимнего солнцестояния у скандинавов), оставляя домовому на сеновале миску с флетегретом.

В более поздних сказках, возникших, видимо, в средние века, отразилось влияние христианства, а также литературные влияния и заимствования.

Народные песни и музыка

Песня — хоровая и сольная — сопровождает любое народное гулянье и семейное торжество. По жанру норвежские народные песни весьма разнообразны. Это и средневековые баллады, и исторические песни, и танцевальные мелодии, и обрядовые песни, и песни шуточные, любовные и колыбельные, и песни трудовые — рыбаков, пастухов, земледельцев, кустарей,— и самые поздние — песни рабочих. Особенно богат цикл свадебных песен. Одна из исторических народных песен под названием «Да, мы любим эту землю», датируемая XVI в., после обработки в 1860-х годах композитором Рикардом Нурдроком, использовавшим народную мелодию, стала национальным гимном Норвегии.

Любимым народным инструментом норвежцев и в наши дни остается скрипка. В сельских местностях ни одно гулянье или семейный праздник не обходится без скрипки. Среди деревенских скрипачей встречается немало настоящих виртуозов. Из других народных инструментов норвежцев можно назвать крог арфу, лангелейку (разновидность цимбал) и рог. Но ныне они встречаются редко. С начала XX в. распространились гармоника и аккордеон, причем в городах нередко с аккомпанементом банджо.

При народных домах культуры в административных районах существуют певческие хоры, оркестры народных и духовых инструментов. Из лучших певцов, музыкантов и мастеров народного танца страны периодически создаются гастрольные «фольклорные группы Норвегии», которые совершают турне не только по стране, но и за рубежом, особенно в страны, где проживает много норвежских колонистов-эмигрантов или потомков эмигрантов. Участники этих ансамблей выступают в традиционных народных костюмах, обычно в наиболее эффектных телемаркенских и нумедальских.

Народные танцы

Во время народных праздников или вечеринок сельской молодежи до сих пор устраиваются под игру скрипок хороводные или парные народные танцы. Норвежский хоровод называется общим именем рингданс (ringdans).

Каждый танец в зависимости от сопровождающей его песни имеет свое отдельное название. Хороводы водят юноши и девушки в разном темпе и с различными па. Например, в одних хороводах танцующие берутся за руки и, делая два шага влево и потом один шаг вправо, медленно передвигаются в левую сторону. В других хороводах танцующие держат друг друга под руки. Хороводные песни состоят из 12—15 строф, которые иногда повторяются по два раза.

Кроме хороводных, под скрипку же танцуются халлинг и спрингар. Во время танца халлинг девушка держит на палке мужскую шляпу, а танцор кружит вокруг своей партнерши: под конец танца он должен сбить ногой шляпу с палки. Из других парных народных танцев особенно распространены релендер — заимствованная у шведов кадриль — и разновидность польской мазурки в норвежской переделке и в замедленном темпе.

Народное декоративно-прикладное искусство

До второй половины XVIII в. большая часть предметов, необходимых в хозяйстве и быту, производилась самими членами семьи. В свободное от сельскохозяйственных занятий время крестьянин и его сыновья были и столярами и плотниками, а его жена и дочери — пряхами и ткачихами. Кое-где в глухих районах Норвегии ткачество сохранило еще значение как домашнее производство. Но с раннего средневековья некоторые ремесла выделились из домашнего производства и ими занимались профессионалы. К таким отраслям относились кузнечное дело, бондарство, гончарство, шорное ремесло, изготовление обуви, ковроткачество. Уже в законах Магнуса Лагабётера (XIII в.) перечисляется до 20 видов ремесел. В средние века и даже в новое время, вплоть до первой четверти XX в., бродячие ремесленники, изготовлявшие зимнюю одежду, а также скорняки, суконщики, красильщики, медники, бондари, народные художники ходили в сельской местности из усадьбы в усадьбу. Они жили и кормились у крестьянина до тех пор, пока не заканчивали для хозяев всю работу, а потом отправлялись дальше.

Древнейшие памятники ремесла и народного декоративно-прикладного искусства относятся к периоду VI в. н. э. Это богато декорированная плетенкой и животным орнаментом рукоятка золотого меча и обшивка ножен, позолоченная пряжка и др. Археологические находки периода викингов представлены главным образом изделиями из бронзы, янтаря, рога и жемчуга.

От периода средневековья сохранились многочисленные предметы кузнечного и ювелирного искусства: серебряные кованые короны для невест, красиво декорированные черенки ножей и ножны, металлические подсвечники, нарядные пуговицы и брошки. Образцами народного искусства были деревянные ладьи викингов. По штевню, верхнему краю борта и корме корабля наносилась высокорельефная или выемчатая резьба с характерным животным орнаментом в виде сложной плетенки, стилизованных изображений драконов и других мифических существ. Контур резного рисунка по дереву зачастую оббивали декоративными гвоздями. Впоследствии, в средневековой Норвегии, этот прием применялся для украшения мебели.

Лучшие образцы древнейшей норвежской резьбы представлены археологическими находками из Осеберга в южной Норвегии, относящимися примерно к 850 г. н. э.: корабль, сани, повозка, вырезанные из дерева головы мифических животных (объемная резьба). Резьбой богато украшали дома: снаружи — на наличниках, карнизах, дверях, колоннах, на коньках крыш, и внутри помещения — на стульях и скамьях, на шкафах, кроватях, утвари (например, на пивных кружках и ковшах; ковши зачастую выполнялись в виде кораблей с драконьими головами, в виде кур, гусей). В каждой горной долине, в каждом районе известны были семьи столяров-резчиков, передававших свое искусство из поколения в поколение.

После принятия христианства резьбой украшали деревянные церкви (особенно на порталах).

Считают, что в раннем средневековье, во всяком случае в XIV в., в Норвегии было около 900 деревянных церквей, декорированных резьбой снаружи и внутри. Церкви этого периода сохранились доныне в Боргунне и Урпесе в провинции Согн и в Ломе в провинции Гюдбраннсдаль.

Христианство принесло с собой новые орнаментальные мотивы. С XII в. в резьбе наряду с животным все большее место занимает растительный и антропоморфный узор. Очень часто в орнаментике использовалась библейская тематика, но по-прежнему до XV в. пользовались сюжетами языческих саг. В норвежском варианте орнамента стиля барокко широко представлен мотив аканта. В последние десятилетия XVIII в. в домах в долине Гюдбранн- сдаля лоза аканта заполнила резной орнамент интерьера. Вообще в районе вокруг Осло и на северо-запад от него в народном искусстве традиционные черты национального декоративно-прикладного искусства были утрачены раньше, чем в отдаленных горных районах.

В XVIII в. широко распространилась роспись красками "по дереву. Двери, стенки сундуков и ларей, спинки кроватей стали украшать изображениями цветов (особенно в Халлингдале и Телемарке), аканта, фруктов, сценами на библейские или бытовые сюжеты.

Из крестьян вышло много способных самоучек, которые сделали своей профессией роспись сундуков и ларей, стен комнат. Например, в Теле- марке в этот период работало до 120 народных художников.

Из дерева в прошлые столетия изготавливалась значительная часть утвари. Это были деревянные тарелки, ложки, ковши и пивные кружки, ведра, корыта, бочонки. Еще и теперь такая утварь преобладает в сельских местностях, особенно в отдаленных горных районах западной Норвегии. Деревянную утварь красочно декорируют резьбой или рисованым орнаментом.

Металлическую утварь—котлы, ухваты, ножи, вилки, подсвечники— изготовляли сельские кузнецы. Теперь эта утварь встречается редко. Уже с середины прошлого столетия в городах, а с начала нашего века и в сельских местностях кустарная и самодельная посуда и утварь все более вытесняется фабричной эмалированной, глиняной, фарфоровой и стеклянной посудой.