Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и культурная жизнь датчан
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Национальной церковью Дании, согласно конституции, считается евангелическая лютеранская церковь. Она содержится за счет государства, не отделена от школы. Король Дании, согласно конституции, должен исповедовать лютеранскую веру. Служители датской церкви — своеобразная разновидность государственных чиновников, состоящих на жалованьи у буржуазно-монархического государства.

До середины XIX в. вообще все датчане должны были исповедовать лютеранство. Католики и евреи имели право жить только в определенных городах страны. В конце XIX в. в законы были внесены поправки: была отменена обязательность крещения и конфирмации, разрешены гражданский брак и гражданские похороны. В современной Дании большинство населения исповедует лютеранство. В стране также немало католиков и христиан-сектантов. Из последних наиболее многочисленны евангелисты, обосновавшиеся преимущественно в деревнях.

От дохристианских верований уцелели лишь некоторые суеверия и приметы, преимущественно в производственном быту, особенно у рыбаков.

В городах, особенно среди передовой интеллигенции и рабочих, немало атеистов. Впрочем, в школах дети всех, в том числе и атеистов, обучаются закону божьему, а при достижении совершеннолетия конфирмуются в кирке. Обряд конфирмации обставляется очень пышно. Девушки в белых платьях и юноши в черных костюмах и белых рубахах с темными галстуками в сопровождении родителей отправляются на конфирмацию на легковых машинах. После прохождения конфирмации родители дают обед в кругу семьи и близких.

Образование, научные учреждения, наука

Неграмотных среди датчан не было уже после первой мировой войны. Этому поголовному охвату грамотностью способствует закон об обязательном семилетием обучении. Все обучение, как в семилетней начальной школе, если она находится в ведении государства или местного самоуправления, так и в средних общеобразовательных, технических, педагогических и сельскохозяйственных учебных заведениях, а также в высших учебных заведениях проводится бесплатно. В университетах тоже не взимают плату за обучение, а десять процентов наиболее успевающих студентов получают небольшую стипендию. Она не дает, правда, возможности просуществовать только на нее, но служит подспорьем к денежной помощи родителей или к побочным заработкам студента.

В Дании имеется несколько крупных высших учебных заведений, среди них два университета — в Копенгагене и в Орхусе, Политехнический институт в Копенгагене. Однако при общем в стране семилетнем уровне образования получают среднее и тем более высшее образование очень немногие, хотя формальных трудностей для поступления нет. Дело в том, что экзамены на аттестат зрелости в средней школе — одновременно и экзамены «студенческие», т. е. аттестата зрелости достаточно для приема в институт или университет без вступительных экзаменов, но большинство учеников после семи классов идет в специальные средние технические, педагогические и сельскохозяйственные учебные заведения. Гимназию кончают немногие, и только часть окончивших пытается получить высшее образование. Однако носящих студенческие фуражки в течение лета после окончания средней школы в Дании оказывается очень много. Объясняется это тем, что по существующей во всех Скандинавских странах традиции к выпускному вечеру будущие обладатели аттестата зрелости заблаговременно покупают студенческие фуражки с красными околышами и белоснежными верхами. Получив аттестаты зрелости, бывшие школьники надевают студенческие фуражки и щеголяют в них не только на празднике в честь окончания средней школы, но и все лето, вплоть до начала учебного года в университетах и институтах, когда большинство из них уже работает и только немногие продолжают законно носить заветный головной убор.

Дания имеет развитую сеть библиотек. Крупнейшие из них сосредоточены в столице. Это Королевская библиотека, основанная в середине XVII в. и считающаяся ныне самой большой на севере Европы, библиотека Копенгагенского университета и библиотека риксдага. Велика и библиотека университета в Орхусе. Библиотечное дело в Дании поставлено превосходно.

Важнейшее научное учреждение датчан — Королевская Датская Академия наук и литературы. Она основана еще в 1742 г. и имеет два отделения: истории и философии, естественных наук и математики.

Из датских ученых всемирной известности добились Р. К. Раск (1787— 1832 гг.) — языковед и один из основателей сравнительного языкознания, и Ниле Бор (1885—1962 гг.) — основатель копенгагенской школы физиков, один из крупнейших в мире физйков-теоретиков, специалистов в области атомной физики и квантовой механики.

Кроме ряда научно-исследовательских институтов (Геодезического, Метеорологического, Арктической станции и Обсерватории), можно назвать и ряд обществ, ведущих большую научно-популяризаторскую работу: старейшее в Дании Историческое общество, основанное в 1839 г., Биологическое, Географическое и другие.

Широка сеть музеев. В столичных Национальном и Национально-историческом музеях широко представлены экспонаты, характеризующие историю и этнографию датчан. В Музее искусств весьма многообразно представлены коллекции датских картин и скульптуры, а в Музее прикладного искусства собраны экспонаты, характеризующие историю развития прикладного искусства не только в Дании, но и в Западной Европе, от средних веков до наших дней. Особую гордость датчан составляет Музей Турвальд- сена с полной коллекцией работ знаменитого датского скульптора. Важную роль в изучении народной материальной культуры датчан играют музеи под открытым небом, где собраны самые разнообразные экспонаты: крестьянские постройки, народная утварь, изделия художественных ремесел и промыслов. Так, например, в Ютландском музее под открытым небом собрано пятьдесят домов, из них самому старому больше 350 лет* а самому молодому — 200 лет.

Фольклор и литература

Первые сохранившиеся произведения датской литературы относятся к XII в. Это произведения монахов, написанные на латинском языке, преимущественно хроники. Важнейшая среди них, не утратившая своей ценности и ныне,— хроника «Датская сага» Саксона Грамматика, жившего в 1150 — 1220 гг. В хронике немалое место занимают старинные народные эпические предания мифологического и героического содержания. Из более ранних произведений, куда входили элементы этой древней эпической поэзии, можно назвать только англосаксонскую поэму «Беовульф» (IX в.).

Позже, в XIII—XV вв., для датской литературы характерна поэзия религиозного содержания, а в XVI—XVII вв. наступил расцвет народной баллады на сюжеты дохристианских и христианских легенд. В начале XVI в. Кристиан Педерсен создал датский литературный язык. Писателем, получившим всеевропейскую известность, был Людвиг Хольберг (1684—1754 гг.), уроженец норвежского портового города и норвежец по происхождению. Он написал тридцать комедий и создал датский национальный театр. Era перу принадлежит сатирический эпос «Педер Поре» и роман «Подземное путешествие Нилса Клима».

Велики заслуги Хольберга как историка, философа и деятеля датского Просвещения. В самой Дании его называют «датским Мольером и Вольтером одновременно».

В первой половине XIX в. преобладающим направлением датской литературы становится романтизм. Его крупнейшие представители — Адам Эленшлегер и Н. Ф. С. Грунтвиг — приложили немало усилий для возрождения скандинавской старины. Грунтвиг сочетал литературную деятельность с проповедью христианских идеалов, которая получила особое название грунтвигианства или так называемого радостного христианства, повлияла на всю религиозную жизнь Дании XIX в. и привела к созданию религиозной секты грунтвигианцев.

Мировую славу заслужил Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875 гг.), сын сапожника из Оденсе, проведший детство и юность в тяжелой нужде. Драматург, поэт, автор сентиментально-юмористических романов, он стал известен по всей Дании, в Европе и во всем мире своими многочисленными сказками и историями, написанными не только для детей, но и для взрослых. Лишь немногие сказки Андерсена основываются непосредственно на датских фольклорных сюжетах, тем не менее они глубоко национальны. Замечательные по фабуле и блестящему изложению, они чаруют своей простотой и содержательностью образов, глубоким сочувствием к несчастным и приниженным, подлинным лиризмом, теплым юмором. Они насыщены мельчайшими деталями датской повседневной жизни, датского пейзажа и пропитаны духом датских народных преданий и сказок. Белый дымок вьется над болотистым лугом — это старуха-болотница из народных поверий. Блуждающие огоньки над болотами, сеющие ложь, раздор и зло, прикидываются людьми — кто пастором, кто писателем, а кто государственным деятелем. В этих сказках и улитка, что признает во всем мире только свою раковину, и раскидистый дуб, и яблонька, и кувшинка, ветер и пески Ютландии, и болота, и море.

Датский поэт и фольклорист XIX в. Тиле собирал датские народные поверья и сказки и много помог своей деятельностью творчеству Андерсена. Вообще в устном народном творчестве датского народа прошлого века сказка украшала досуг каждой датской семьи и была наиболее любимой формой фольклора. И сейчас народная сказка и сказки Андерсена, ставшие неотъемлемой частью датского фольклора, очень распространены в народе. Их рассказывают детям на досуге, ими увлекаются и взрослые.

Во второй половине XIX в. в датской литературе победило реалистическое направление. Крупнейшими представителями его были известный критик Георг Брандес (1842—1927 гг.), его брат критик Эдвард Брандес (1847— 1931 гг.), Хенрик Понтопиддан и наконец, писатель-реалист с мировым именем, тесно связанный с датским рабочим классом,— Мартин Андерсен- Нексе (1869—1954 гг.), на творчество которого оказала большое влияние русская реалистическая литература, и прежде всего творчество Достоевского и Горького.

В современной Дании значительную роль в реалистической литературе играют произведения мастера сатирической публицистики и сатирического бытового романа Ханса Кирка (1898—196 2 гг.) и романиста Ханса Шерфига.

Музыка

Национальная музыка и танцы в течение всего средневековья и вплоть до второй половины XVIII в. оставались чисто народными видами искусства. Эпические песни, групповые и индивидуальные танцы сопутствовали каждому народному празднику. В профессиональном же искусстве преобладали попеременно различные иноземные влияния: б XVI в.— нидерландское, в XVII — итальянское, а затем, до середины XVIII в.— французское, позже — немецкое. Основателем национального стиля музыки, глубоко связанного с народным искусством, выступил в конце XVIII в. придворный капельмейстер И. Шульц. В XIX в. его дело продолжили выдающиеся датские композиторы И. Гартман и Ниле Гаде. Они приобрели широкую известность обработкой народных мелодий и сочинением песен и баллад по народным мотивам. В первой трети XX в. популярный композитор Карл Нилсен создал множество песен и симфоний в народном духе, которые стали весьма популярными в стране.

Живопись и скульптура

До XVIII в. из произведений национальной живописи можно отметить только творчество крестьянских мастеров, разрисовывавших красочными цветочными орнаментами стенки сундуков, двери и потолки жилища. В области профессиональной живописи и скульптуры в Дании работали преимущественно иностранцы — немцы и голландцы, затем французы. Основоположниками национальной профессиональной живописи во второй половине XVIII в. стали члены Датской Академии художеств Енс Юэль (1745—1802 гг.) и Николай Абрахам Абильгорд (1743—1809 гг.). В XIX в. датская живопись и скульптура развивались под сильным воздействием классицизма, который был привнесен в датскую культуру исландцем по происхождению Бертелем Турвальдсеном (1768—1844). Однако античный стиль его творчества не нашел подражателей в Дании. Подлинно национальное профессиональное творчество начинается с живописца Экерсберга и его последователей; расцвет их творчества относится к середине и второй половине XIX в.

В конце XIX и первой трети XX в. возникло несколько местных школ: реалистическая школа Петера Крэйера, импрессионистская школа Теодора Филипсена, школа декоративно-романтической живописи братьев Скувгорд; последняя оказала влияние на стенопись всей Скандинавии.

Подлинно национальным художником с типично датской тематикой был скульптор первой трети нашего века Кай Нилсен. Но если Турвальдсен с его классической, античной манерой изображения уже в сорок лет стал всемирно известным и по возвращении в Данию из Италии был встречен с королевскими почестями, которые воздали ему и народ и король Дании, то Кай Нилсен так и не дождался признания при жизни. Да и до сих пор его творчество мало известно за пределами Дании. Широко известно имя скульптора Эриксена, декорировавшего многие площади Копенгагена. Наибольшей известностью пользуется его «Русалочка» на набережной столицы.

В современной Дании из всех видов изобразительного искусства наиболее развита графика. Наиболее выдающиеся из послевоенных графиков и мастеров плаката— покойный Сиккер Хансен и талантливый рисовальщик и карикатурист коммунист Херлуф Бидструп. Творчество Бидструпа популярно во всем мире. В разных странах издаются книги с его рисунками. В самой: Дании вырезки из газет с его остро сатирическими карикатурами можно увидеть и у станков, над столиками в рабочих столовых и даже в датском парламенте.

Художественные ремесла

В течение всей своей истории, начиная с древнейших времен, Дания славилась изделиями из янтаря — бусами, ожерельями, браслетами, серьгами, экспортируемыми уже во времена Рима. Об янтаре датчане говорят, что это «твердая валюта страны в течение тысячелетий».

От периода раннего средневековья сохранились предметы кузнечного ювелирного искусства: рукоятки ножей, мечей, ножны, украшения. Они покрыты орнаментом, где сложно переплелись стилизованные фигуры зверей. Металлические брошки и пуговицы с таким орнаментом были распространены по всей стране вплоть до конца XIX в., а в некоторых отдаленных районах бытуют и в наши дни.

Интересны керамические изделия — блюда, горшки, тарелки, пивные кружки, настенные блюда. С позднего средневековья установился традиционный стиль их раскраски, дожившей до начала XX в., а кое-где и до наших дней: по краю сосуда, обычно коричневого или красного, наносили геометрический или геометризированный растительный орнамент.

В резьбе по дереву преобладал орнамент с изображениями животных, но иногда в него вплетали и растительный геометризованный орнамент. Вероятным районом первичного распространения резьбы по дереву, образцы которой известны с XV в., были датские острова и восточная Ютландия, т. е. более лесистые районы страны. От позднего средневековья сохранились сундуки и ларчики с плоскорельефной и контурной резьбой, а также ковши, статуэтки, рукоятки ножей с объемной резьбой. Иногда линии рисунков заполнялись краской, обычно коричневой или красной.

С конца XVI в. резьба по дереву постепенно была вытеснена росписью красками. В росписи по дереву преобладал растительный орнамент. На сундуках, ларях, дверях, стенках кроватей изображали бытовые сценки.

Вязание, ковроделие, плетение кружев и вышивание относятся к очень старым видам датского ремесла, возможно, еще к периоду до раннего средневековья, но расцвета эти отрасли прикладного искусства достигли только после XV в.

Вязанием в средние века занималось все крестьянское население — как женщины, так и мужчины всех возрастов. Вязали в поле, дома, при пастьбе скота или на вечерних посиделках молодежи. Вязание шерстяных изделий распространено в сельских местностях и в наши дни, однако только для личных нужд и в значительно меньшей степени, чем прежде.

Свитеры, кофты, чулки, перчатки издавна украшали геометрическим или животным орнаментом. Недостаток красок для шерсти возмещали подбором контрастов — коричнево-красного цвета с белым, серого с черным.

Для изготовления кружев применялись льняные, шерстяные, а с позднего средневековья — хлопчатобумажные нитки. Наиболее распространено было плетение кружева на коклюшках. В узорах одноцветного, обычно белого, кружева преобладали растительные мотивы. В XIX в. кружева плели главным образом ремесленники. Затем машинное изготовление их вытеснило ручное. В последние два десятилетия предпринимаются попытки возрождения высокохудожественного ручного изготовления кружев.

Художественная вышивка выполнялась на вышивальной раме. В средние века преобладали многоцветные сюжетные вышивки с изображением цветов, зверей и людей, в XIX в.— изображения собачьих и кошачьих голов и растительные орнаменты в сочетаниях с буквенным алфавитом-орнаментом, которым покрывали накидки для постелей, подушек, коврики над кроватями, салфетки.

Распространенным в средневековье видом ремесла и домашним занятием было ткачество. Ткали на станках с вертикальной рамой. Каждая крестьянская семья имела свой стан и ткала для себя полотно, половики, дорожки. Только со второй половины XIX в. домотканое полотно и дорожки стали вытесняться с рынка фабричными, а в XX в. ткацкое ремесло утратило свое значение полностью.

В средние века в Дании существовало и ручное ковроделие. Изготовляли главным образом безворсовые ковры. С XVII до первой половины XIX в. преобладали изящные полихромные рисунки по библейским мотивам. Позже ручное ковроделие было вытеснено фабричным.

Производство фарфора в Дании — самое молодое из всех видов декоративно-прикладного искусства. Его начало относится к 60-м годам XVIII в.*, когда в Копенгагене была открыта фарфоровая мануфактура, где изготовляли сервизы, вазы с пластическими украшениями и раскрашенные фигурки.

Первые изделия выпускали из мягкого фарфора (pate tendre). Они имели эмблему «FV» (датский король Фредерик V), но после изобретения датчанином Францем-Генрихом Мюллером производства твердого фарфора (pate dure) была принята новая марка мануфактуры, ставшая традиционной: три синие волнообразные линии, символ трех водных путей Дании — Зунда, Малого и Большого Бельта, соединяющих Балтийское море с Атлантикой.

Приготовление глазури, красок и метод обжига фарфора были доведены до высокой степени совершенства. Еще в конце XVIII в. был изобретен ослепительно белый состав датского фарфора («девичья масса»). В конце XVIII       — начале XIX в. на фарфоре преобладали синий, зеленый и пурпуровый цвета. Изделия покрывали тонкими растительными узорами, имитирующими китайские сюжеты. С конца XIX в. в разрисовке датского фарфора стали преобладать нежно-блеклые желтые, лиловые, серые, зеленые и голубые погашенные тона. Стиль «модерн» не оказал заметного влияния на датский фарфор. Декоративные сюжеты здесь постепенно приобрели национальный характер; на изделиях из фарфора изображали родные пейзажи (озера, дюны, леса и поля), животных и растения, диких гусей и лебедей, цветы крупным планом и т. п. В XX в. в обиход вошли статуэтки, копирующие копенгагенскую «Русалочку» скульптора Эриксена. С украшениями в виде «Русалочки» стали делать пепельницы и чернильницы. Впрочем, кроме фарфора, «Русалочку» воспроизводят в бронзе и в красках. Этот сюжет столь популярен, что стал едва ли не вторым гербом Копенгагена, и уж во всяком случае, фигурка «Русалочки» считается самым популярным сувениром.

В настоящее время производство датского фарфора сконцентрировано в Копенгагене — в Королевской фарфоровой мануфактуре и на фабрике фирмы Бинг-Грондаль.